Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Бомарше. Гольдони. Шиллер. Виктор Гюго



№7 Бомарше

Французский театр 18 века

 

Франция дала миру 3 великих просветителя которые писали пьесы.

 

1 Франсуа Мари Аруэ (Вальтер) 1694-1778

 

Третий великий трагик классицизма.

 

Известные пьесы- «Заир» «Магомет»

 

2 Дени Дидро 1713-1784

 

автро и издатель первой в истории многотомной энциклопедии «Энциклопедия наук, искусств и религии». Писал также пьесы в жанре мещанской драмы.

 

Пьеса извесная «Побочный Сын»

 

Автор теоретической работы о мастерстве актера «Парадокс об Актере»

 

Пьер Огюстен Карон де Бомарше 1732-1799

 

Родился в семье часовщика.

 

В юности проявил себя блестящим механиком.

 

Изобрел деталь часового механизма (анкерный спуск) это изобретение у него украл другой часовщик. Был суд где Бомарше доказал свое авторство. Процесс привлек внимание королевского двора. Его берут ко двору учителем музыки королевских дочерей. Здесь он совершает еще одно свое изобретение (современную конструкцию Арфы). Пользуясь связями при дворе пускается в финансовые спекуляции и быстро богатеет.

 

1767 пишет первую пьесу в жанре мещанской драмы «Евгения»

 

1770 вторая пьеса того же жанра «Два друга»

 

пытается завоевать авторитет у просветителей, однако они не берут его в свой круг, считая выскочкой.

 

Умирает его компаньон, оставляет завещание на Бомарше. Однако находится другой наследник Граф, который оспаривает завещяние. Опять судебный процесс который Бомарше проигрывает. После этого у него конфликт с королевским двором.

 

Он пишет разоблачительные мемуары в котрых разоблачает королевский двор. Король сажает его в тюрьму. Буря возмущений в обществе. Король вынужден отпустить.

 

Бомарше завоевывает авторитет у просветителей. Начинает писать пьесы о Фигаро.

 

1774 первая пьеса о Фигаро «Севильский цирюльник»

 

в этой пьесе Фигаро - Севильский цирюльник, помогает своему другу Графу Альмавива стать мужем прекрасной Розины. Не смотря на сопротивление опекуна Розины – Бартоло и учителя музыки Базиля Фигаро помог.

 

1781вторая пьеса о Фигаро «Женитьба Фигаро»

 

Графа Альмавива утолила семейная жизнь. Он обращает внимание на Сюзанну, невесту Фигаро, и хочет сделать своей любовницей. Фигаро начинает бороться за свои права, чтобы не делить невесту. Борется против системы сословного неравенства, где он изначально не имеет прав. Фигаро оказывается в пьесе символом простолюдина, которому надоело трудиться на господ, и который уверен, что он завоюет весь мир.

 

В финале с помощью Сюзанны и графини Розины удается одурачить графа. Граф должен отступить.

 

Пьеса вызвала негативную реакцию Людовика 16 и поставлена только в 1784, к революции.

 

1792 третья пьеса о Фигаро «Преступная мать»

 

Написана в Англии куда Бомарше бежал из Франции после победы революции.

 

Он не принял революцию, его обвинили в краже оружия и приговорили к смертной казни.

 

Вернулся в Францию после термидорианского переворота. Умер в нищете.

 

№8 Гольдони

Гольдони.

 

Итальянский театр эпохи просвещения.

 

Страна достаточно отсталая, раздроблена.

 

В глазах Европы Италия – музей под открытым небом, куда приятно приехать. Самый приятный город с ее точки зрения Венеция, где пол года идут карнавалы, работает несколько театров Дель Арт.

 

Встает задача реформы итальянского театра. Эту реформу осуществит Карло Гольдони.

 

Карло Гольдони 1707-1793

 

Родился в Венеции, в некогда богатой, но разорившейся семье.

 

В 11 лет впервые написал пьесу.

 

В 12 выступает на сцене.

 

В 15 задумался о реформе театра.

 

Получил прекрасное образование.

 

В 1731 окончил университет, стал адвокатом.

 

С 1734 по 1743 начинает писать пьесы для труппы Джузеппе Имеро, которая выступает в театре Сан-Самуэль.

 

Следующие 5 лет пишет мало, занимается адвокатурой.

 

В 1748 заключает договор с антрепренером Джироламо Медебаку, что он обязуется писать по 8 пьес ежегодно в течении 5 лет для его театра Сант-Анджела. После окончания договора попросил прибавки. Однако Медебако не дал.

 

Он ушел в другой театр Сан-Лука до 1762.

 

В 1762 обиделся на Венецианского зрителя навсегда уезжает из Италии во Францию.

 

Начинает работать в театре Комедии Итальен. Однако требуют сценарий Дель Арта, а он с этим боролся всю жизнь, и он уходит из театра.

 

В 1787 выпускает 3 тома своих мемуаров.

 

Умирает в жуткой нищете.

 

Реформы Гольдони.

 

Он заменил комедию Дель Арт написанной литературной комедией нравов.

 

Проводит реформы постепенно, медленно.

 

Сначала он пишет пьесы где целиком прописана только одна роль.

 

Пример: «Светский человек» или «Момоло – душа общества» в 1738.

 

Только через 5 лет, в 1743, появляется первая целиком написанная пьеса.

 

Пример: «Женщина что надо».

 

Приучил актеров играть по написанной пьесе.

 

Маски – он отодвигает на второй план, он их трансформирует до неузнаваемости.

 

Диалект – он пишет пьесы на диалекте, а потом, спустя время, пишет пьесы на литературном языке.

 

Написал свыше 200 пьес.

 

Лучшие:

 

«Слуга двух господ» 1749

 

Главный герой Труфальдино сумел устроиться на работу сразу к двум господам.

 

Первый – Биатриче Распони.

 

Второй – Флориндо Артузи.

 

После ряда приключений выясняется, что Биатриче Распони – женщина, возлюбленная Флориндо Артузи.

 

В финале они женятся.

 

«Хозяйка Гостиницы» (Трактирщица) 1753.

 

Главная героиня Мерандоли – молодая красивая женщина. Она владеет маленькой гостиницей. Все мужчины в округе влюблены в нее, кроме одного. У нее 3 постояльца:

 

1 Граф ДЕ Альбафьорит – разговорчивый буржуа купивший себе титул. Он пытается очаровать Мерандоли покупая ей дорогие подарки.

 

2 Маркиз Фирлиполит – обедневший аристократ. Пытается очаровать Мерандоли изысканными манерами.

 

3 кавалер Рипофратта. Он в нее не влюблен, женоненавистник.

 

Ее это задевает, и она решает влюбить его в себя. Потом она его бросает, и становится женой слуги Фабрицио.

 

«Кьоджинский переполох» 1762

 

«Брюзга»

 

«Веер» 1763

 

и другие.

 

Основа морали по Гольдони – разум.

 

Гольдони - герои своих пьес – низы общества.

 

№9 Гоцци

Карло Гоцци 1720-1806

 

Злейший враг Гольдони, его идейный и театральный критик. Начал борьбу в качестве пародиста.

 

В реформе Гольдони он видел покушение на устоявшиеся представления об искусстве, и на социальные устои современного ему мира. Он был за старый, феодальный миропорядок. За то, чтобы каждая социальная прослойка знала свое место. «Пьесы Гольдони плохие потому, что простолюдины- главные герои». Не принимал систему морали, основа морали - вера в Бога.

 

Родился в Венеции. Происходит из знатного, но обедневшего рода (Граф). Был весь в прошлом (одевался по моде прошлого века).

 

Первую пьесу написал в 1761 году «любовь к трем апельсинам».

 

Это театральная сказка - Фъяба. Сыграла ее труппа антропринера Антонио Саки. В этой пьесе он высмеивал просветителей – Гольдони, которого вывел в образе мага Чело. Къяри – фея Моргана.

 

Эти два волшебника безуспешно пытаются исцелить принца Тарталио, который болен Ипохондрией – грустью. Вся надежда на труфальдино, который символизирует комедию дель арт. Труфальдино удается вылечить принца. Тогда фея Моргана внушает ему любовь к трем апельсинам. Он отправляется на поиски трех апельсинов. Сопровождает его труфальдино. После ряда приключений принц добывает апельсины. Однако фея Моргана разлучает принца и труфальдино, а апельсины у труфальдино. И внезапно труфальдино испытывает сильную жажду. Мучимый жаждой труфальдино вскрывает апельсин и из него выходит девушка и говорит «пить», и она умирает. Труфальдино вскрывает второй апельсин – там тоже девушка. Принц спасает третий апельсин. Принц женится на девушке из апельсина. Выгоняет волшебников. Труфальдино назначает главным королевской кухни.

 

Фъябы Гоцци пишет 5 лет, и напишет 10 фъяб.

 

«Ворон» 1761

 

«Король Олень» 1761

 

волшебник Дуранте подарил королю Деральо 2 волшебства.

 

1 истукан – который смеется когда кто-то врет.

 

2 заклинание при помощи которого душа может переместиться в другое тело.

 

При помощи истукана он женится на Анжеле. Король отправляется на охоту с Тартальо (первый министр). На охоте убивают оленя, и король неосторожно открывает тайну заклинания. Тартальо просит показать. Король вселяется в оленя, а Тартальо сразу переселяется в тело короля. Король спасается бегством. Анжела не признает своего мужа. В финале волшебник Дуранте вернет все на место.

 

«Турандот»1762. Китайская принцесса Турандот загадывает загадки.(вроде Калаф угадал и стал ее мужем)

 

“Женщина змея” 1762, «Счастливые нищие»1764, «Синие чудовище»1764,

 

«Зелёная птичка»1765, «Дзейм король Джинов»1765.

 

После сказок он напишет 23 пьесы в жанре испанской комедии плащи и ткачи. Очень много подобных пьес переведёт, но прежнего успеха иметь не будет. Он считал что имправезационные комедии гордость Италии. Но его пьесы уже не Дель Арте. Маски которые использовал Гоцци были разнохарактерными.Он любит Гротесковую шутку, но вместе с ней он преподносит зрителю образы высокой нравственности, героической сверхлюбви, образы мужества. Он ненавидел просветителей, ему казалось ,что он защищает от них лучшие человеческие идеалы (честь, любовь) Но по сути дела в этом, разногласий между ними и Гоцци не было.Гоцци обладал хорошей фантазией и ими дополнял пьесы просветителей.

 

№10 Гёте

Иоган Вольфган Гёте (1749 – 1832)

 

В 70е годы 18 века, в Германии возникает направление «Буря» и «Натиск». Штюрмерство соединило в себе черты синтементализма и пред романтизма. Штюрмеры отстаивали искусство, не основанное никакими канонами, восстановил личность самодовольны. В их произведениях в первые появляются такие понятия, как общественный фонд и национальный калорит. Штюрмеры пытались «Шекспиризовать» немецкую драмму. Один из лидеров Штюрмеров был молодой Гёте.

 

Он родился в Франфурт – на – Майне в богатой семье. Отец доктор права, городской адвокат, мать – дочь городского старшины. Гёте получил прекрасное образование, с начало дома, затем в школе, в 16 лет поступает в университет города Лейбцега. Однако завершает образование закончив университет в Страсбурге. Стал юристом. Право его интересовало мало и занимается естественными науками. В Страсбурге он сближается с Гердером – теория движения «Бури» и «Натиска».

 

К 20ти годам Гёте напишет 2 пьесы «Каприз влюбленного» и «Совиновники».

 

«Гёц фон Берлихинген»

 

Первая национальная историческая драма, посвященная событиям крестьянской войны Германии 16 века.

 

Главный герой Берлихинген – реальное историческое лицо. Это благородный герой, который сражается только за правое дело. Узнав о пытках над крестьянами он покарает их обидчиков. Враги Гёца берут его в плен и выпускают на свободу при условии, что он больше сражаться не будет. Однако крестьяне приходят к нему с просьбой, возглавить их отряды, он нарушает данное слово и возглавляет их отряды, прекрасно понимая, что восстание обречено на поражение. Гёце снова берут в плен и он умирает в трюме, до конца оставаясь противником всякой несправедливости.

 

В 1775 г. Гёте близко занимается с Герцогом Карл – Август – Саксен – Вейморским. Он становится близким другом герцогу и премьер министром. Переезжает в Веймор. На литературу времени нет, занимается науками.

 

Когда он едет отдыхать в Италию, будет там до середины 1788 г., там он с начало начинает писать и по возвращению, он оставляя за собой пост премьер министра, но ограничивает сферу своей деятельности. В этом же году пишет трагедию

 

«Эгмонт»

 

Пьеса рассказывает о событиях нидерландской революции 16 в.

 

Главный герой реальное историческое лицо – граф Эгмонт – правитель Нидерландов.

 

Он всячески пытается смягчить гнёт Испании над своей страной. Испания решает привести Нидерланды к полному подчинению. Высаживает огромное войско в Нидерландах. Во главе герцег Альба. Он требует, чтобы в его ставку явился Эгмонт и принц Оранский. Эгмонт говорит, что надо ехать. Если они не поедут, Альба зальёт кровью Нидерланды. Принц говорит не ехать. Эгмонт поедет, принц нет. Графа убьют, принц возглавит восстание и они победят.

 

В дальнейшем Гёте возвращается и начинает писать пьесы, соблюдая каноны классицизма. Период названия Верморский классицизм.

 

Пьесы:

 

«Ифигения в Тавриде» (1786)

 

«Торвато Тосно» (1790)

 

В этом же году опубликованы первые отрывки из «Фауста».

 

В 1832 г. опубликована 2 часть.

 

«Фауст»

 

Главный герой пьесы, реальное лицо. Во времена реформации ходил ученный доктор Фауст, он сильно отличался от нынешнего своими умениями и молва связала его с чертом. И он стал героем многочисленных легенд и преданий.

 

В этой пьесе Гёте изложил свою философию жизни. Центральная проблема Фауста, вопрос его мысли и мысли человеческой жизни. Зачем она? Почему мы живем? В начале пьесы, видим Фауста пожилого человека. Знаменитая фраза Фауста: «У природы крепкие запоры». И Фауст решает выпить бокал с ядом. Однако в самый последний момент понимает, он слышит песнопение молящихся. И в этом песнопении, ему слышится мольба обращенная к нему и бокал он роняет. И в этот момент к нему является дьявол Мефистофель и предлагает ему сделку, снова быть молодым, а за это бессмертная душа Фауста. Договор имеет важные ограничения. Дьявол получает душу Фауста только в одном случае, если Фауст до конца удовлетворит понимание о мгновении вновь прожитой жизни. Мефистофелю кажется, что он легко справится с Фаустом. И для начала он устраивает Фаусту пирушку. И тогда Мефистофель знакомит его с Гредхен, она его полюбит, он ее полюбит. Однако Фауст оставляет Гредхен и он тем самым ее губит.

 

II часть.

 

Фауст путешествует по странам эпох. Он попадает в древнюю Грецию, становится мужем прекрасной Елены. Родится у них сын Эвфорион. Вот и вторая жизнь подходит к концу. Подарили Фаусту болотистый полуостров, и Фауст решил создать на нём рай на земле. Его ослепил Мефистофель. Лемуры копают ему могилу. И в этот момент он понял, в чем смысл жизни, в ней самой, в готовности каждый день вступать в бой за свои идеалы и убеждения.

 

«Лишь тот достоин счастья и свободы, кто каждый день за них в ступает в бой»

 

У Фауста наступает упоение работы своего ума. И он говорит: «Остановись мгновенье, ты прекрасно!». Тем самым он расторгает спор Мефистофеля и сразу умирает. Мефистофель заберет душу Фауста, но ангелы ее выкрадут.

 

Гёте руководил Вейморским театром.

 

№11 Шиллер

Иоган Кристофор Фридрих Шиллер (1759-1805)

 

Родился в городе Марбухе, который входил в состав Вюртенбергского герцогства. Семья его была бедной. Отец был лекарем, потом садовником у герцога. Грамоте Шиллер учился у пастыря Мозера. После нескольких лет обучения в школе, герцог насильно зачисляет его в свою академию, где он учится на лекаря. С герцогом ему не повезло. Герцог - Карл Евгений - 1 из мелких тиранов того времени. Было беззаконие и произвол. Первую пьесу "Разбойники" Шиллер начал писать в академии. Завершил в 1781 году, после академии. Премьера на родине была невозможна. И пьесу поставят за границей в городе Мальгейт, Пфальского герцогства. Шиллер тайком был на премьере. Однако, когда он поехал второй раз, об этом доложили герцогу. И герцог запретил ему писать что-либо, кроме медицинских трактатов. И посадил в тюрьму. Шиллер бежит из герцогства в Мальгейт и там начинает работать в театре. Однако отношения в театре не складываются. Ему там завидуют и он уезжает. Он скитается по Германии.В 1787 году приезжает в город Веймар и живет там до конца жизни.

 

Шиллер пришел в литературу в тот период, когда движение "Буря и натиск" потеряло лидеров. Шиллер станет новым лидером. Он снова придаст драме общественное значение. Драма по Шиллеру должна обличать социальную несправедивость и выражать суд народа над всеми формами гнета. Кроме того она должна в народе воспитывать гражданских добродеятелей.

 

Пьеса "Разбойники".

 

В центре пьесы история двух братьев - Карла (старшего) и Франца (младшего) Моор. Их отец граф Максимилиан Моор. Карл - Благородный человек, любимец отца, учится в университете. Франц - мерзавец, негодяй. Франц клевещет отцу на Карла, отец верит и лишает Карла наследства. Узнав об этом, Карл уходит в благородные разбойники. Отец заболевает. Франц решает ускорить кончину отца, сообщает, что Карл мертв и невиновен. Отец теряет сознание, окружающие думают, что он умер. Отец очнется в гробу. Разъяренный Франц начинает орать - Неужели ты никогда не умрешь. И велит подручному захоронить отца в склеп. Франц захватывает власть. Подручный носит отцу хлеб и воду. Отцу удается освободиться. Он попадает в шайку Карла, обо всем ему рассказывает, после чего умирает. Карл приказывает шайке штурмовать замок Франца. Франц, не желая попадать в плен к Карлу кончает жизнь самоубийством. Шайка захватывает невесту Карла - Амалию. Она хочет уйти с Карлом. Карл соглашается. Шайка их не отпускает. Тогда Карл убивает Амалию, чтобы рассчитаться с шайкой. Уходит из шайки и отдает себя в руки правосудию.

 

Пьеса пользовалась огромной популярностью и за нее конвент французской республики присвоил Шиллеру почетное звание гражданина французской республики.

 

В 1782 пишет "Заговор Фиеско в Генуе".

 

В 1783 пишет "Коварство и любовь"

 

В центре пьесы история трагической любви Фердинанда фон Вальтера - знатного дворянина, сына премьер-министра. И Луизы Миллер - дочери бедного музыканта. Они молоды. Они любят друг друга. Но против их любви выступает высший свет - отец Фердинанда. У него на сына другие планы. Он хочет женить его на фаворитке герцога - Леди Мильфорд и тем самым сделать из сына ширму для герцога и упрочнить положение при герцоге. С точки зрения отца есть припятствие - Луиза. Отец Фердинанда сажает отца Луизы в тюрьму. И посылает к Луизе секретаря Ворма, и ставит ей ультиматум: либо отец сгниет в тюрьме, либо она напишет письмо. Она пишет письмо. Из этого письма ясно, что она не любит Фердинанда, смеется над ним и что у нее есть любовник Гофмаршал. С нее он берет слово, что она никому ничего не скажет. Письмо у нее изымается и подбрасывается Фердинанду. Фердинанд думает, что это правда и решает отравить себя и Луизу, что он и делает. После этого происходит бурное объяснение между Фердинандом и Луизой, во время которого она говорит, что она невиновна. В ярости Фердинанд хочет убить отца, однако она просит его этого не делать. После чего они оба умирают.

 

В 1787 пишет "Дон Карлос".

 

Эта пьеса о несчастной любви наследника испанского престола Дона Карлоса и его молодой мачехи, жены испанского короля Филиппа 2-го.

 

С 1797 по 1799 он пишет трилогию о полководце 30-ти летней войны Валленштейн.

 

Первая часть - "Лагерь Валленштейн".

 

Вторая часть - "Пикколомине".

 

Третья часть - "Смерть Валленштейн".

 

В 1800 пишет пьесу "Мария Стюарт". В 1801 - "Орлеанская дева". В 1804 - "Вильгельм Телль".

 

 

№12 Виктор Гюго

Виктор Гюго (1802-1885)

 

Родился в Париже в семье наполеоновского генерала. Семья отличалась монархическими взглядами, и юный Гюго считался монархистом и классицистом, но в дальнейшем его взгляды меняются и он становится сторонником романтизма и ярым противником классицизма.

 

«Кромвель» (1827) – первая пьеса. Имеет большое предисловие, где изложены его взгляды. «Нет ни правил, ни образов» - утверждает Гюго. Он говорит, что художник в мире явлений должен брать не прекрасное, а характерное. В предисловии много места занимает теория гротеска. Гротеск для Гюго не только преувеличение, но и сочетание высокого и низкого, прекрасного и уродливого, трагичного и смешного.

 

Мировоззрение Гюго:

 

-ненависть к социальной несправедливости

 

-защита униженных и обездоленных

 

-осуждение насилия и проповедь гуманизма

 

«Марион Делорм» (1829) – действие в пьесе происходит во время Людовика 13. В центре пьесы – история любви бедного Дидье и куртизанки Марианн Делорт. Против их любви – высший свет. В итоге Дидье казнят (в попу).

 

«Эрнани» (1830) – действие в средневековой Испании. Рассказывается история благородного разбойника Эрнани. Эта пьеса была поставлена в театре комедии Франсез. Это первая, поставленная в театре, пьеса. На премьере была драка между сторонниками классицизма и романтизма.

 

В июне 1830 года во Франции – революция. После этого романтизм становится официально ведущим направлением театра.

 

«Король забавляется» (1832)

 

«Мария Тюдор» (1833)

 

«Рюи Блаз» (1830) – Действие в пьесе – в Испании конца 16 века. Главный герой – Рюи Блаз – человек талантливый, полный высоких замыслов, верящий в своё предназначение. Однако он не добился ничего и стал лакеем у богатого вельможи Дона Саллюстия Де Базано. Злобный хозяин Рюи Блаза хочет отомстить королеве. Он даёт лакею имя и все титулы своего беспутного родственника Доца Цезана Де Базало. Они близнецы и абсолютно похожи. Получилось так, что Рюи Блаз оказался самым благородным и умным человеком при дворе. Он выступил с большой речью на заседании госсовета, где говорил о проблемах страны и о том, что нужно делать. Не удалось и опорочить королеву, хотя она полюбила Рюи Блаза. Рюи Блаз убьёт своего господина и себя – унесёт тайну с собой в могилу (некрофил сраный…)

 

В дальнейшем Гюго уходит от драматургии и приходит в прозу.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.