Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Рисунок 2. Фрагмент росписи гробницы в Фивах Древний Египет. XVIII династия. Праздник в честь Небамуна. Певицы и танцовщицы



 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» (УрФУ)

Уральский гуманитарный институт

Кафедра «Искусствоведения и социокультурных технологий»

 

РЕФЕРАТ

 

по теме: «Рельефы и росписи XVIII династии, амарнского искусства, второй половины Нового царства: сравнительная характеристика»

 

по дисциплине: Искусство Древнего Востока

 

Студент:

Чиняева А.С.

Группа: УГИЗ-103404

 

Екатеринбург

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...………………………………………………………………………….….2

ИСКУССТВО XVIII ДИНАСТИИ: ХРАМОВЫЕ РЕЛЬЕФЫ И РОСПИСИ……….4

АМАРНСКИЙ ПЕРИОД: ОСОБЕННОСТИ РЕЛЬЕФОВ И РОСПИСЕЙ ВРЕМЕН ПРАВЛЕНИЯ ЭХНАТОНА……………………………………………………………………..8

РЕЛЬЕФЫ И РОСПИСИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ «НОВОГО ЦАРСТВА», КАК СИМБИОЗ КАНОНОВ И АМАРНСКОГО ИСКУССТВА…………….……………………11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..17

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………….18

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………..………………….…34  

 

ВВЕДЕНИЕ

 

После победы египтян над азиатскими племенами гиксосов наступил третий, последний подъем Египетского государства, впоследствии получивший название «Новое царство». Оно охватывает период с 1550 по 1069 г. до н.э.; в это время в Древнем Египте правили фараоны трех династий: XVIII, XIX и XX. Фанфарон Яхмес I стал первым царем XVIII династии, который и положил конец борьбе за изгнание гиксосов и начавший завоевание Сирии.

С началом правления XVIII династии наступил один из самых интересных и значительных периодов в истории египетской художественной культуры и искусства. Следствием завоевательных войн стало, в том числе, и растущее богатство египетской знати, которая в свою очередь стремилась окружить себя роскошью: в обстановке, в одеждах, в украшениях. Поток богатства также был направлен на развитие строительства, причем в первую очередь в крупнейшем городе Древнего Египта того периода – в столице, в Фивах. Все это ставило новые задачи перед искусством, для него становится характерна декоративность, пышность в сочетании с изысканностью. В процессе завоевательных войн Египет сближается с культурами Двуречья, Крита и Сирии, поэтому для различных сторон творчества этого времени были характерны поиски новых художественных форм, а также стремление к реалистичности в искусстве. Период XVIII династии был временем расцвета художественных промыслов Древнего Египта; для него характерен усложнение формы, рост декоративности, что способствовало развитию уникального стиля того периода.

Но с приходом к власти фараона Аменхотепа IV начался новый виток развития искусства, связанный с изменениями в религиозной и политической системе Древнего Египта. Этот период впоследствии стал называться «амарнским». Царь-реформатор внес изменения в пантеон древнеегипетских богов, и создал принципиально новый подход не только к религиозным верованиям, но и к искусству, как отражению мировосприятия древних египтян. Однако такие новшества не наши большого отклика среди знати и жречества и после окончания правления Эхнатона были предприняты попытки вернуться к прежним канонам. Полное возвращение оказалось невозможным – столь сильно изменился не только принципиальный подход к изобразительному искусству, но изменилось и самоощущение людей, которые начали больше проявлять интерес к окружающему миру и самим себе.

В данной работе будут рассмотрены три периода развития искусства Древнего Египта – период правления XVIII династии, амарнский период и вторую половину Нового царства через конкретные произведения – рельефы и росписи храмов, гробниц и дворцов; будет проведена сравнительная характеристика этих произведений искусств и выявлены закономерности в развитии искусства с политическими и религиозными изменениями в Древнем Египте.

 

 

ИСКУССТВО XVIII ДИНАСТИИ: ХРАМОВЫЕ РЕЛЬЕФЫ И РОСПИСИ

 

Ведущую роль в развитии искусства XVIII династии сыграли Фивы – именно там были созданы лучшие произведения искусства и архитектурные памятники рассматриваемого периода. При этом традиционные формы уже изживали себя. Архитектура гробниц постепенно уступила свое место храмовой архитектуре. Этому способствовал еще один факт – богатства, добытые в ходе завоеваний, способствовали обогащению знати и тесно связанного с ней жречества. Жрецы в эту эпоху стали самостоятельной политической силой, которая могла конкурировать даже с силой и властью фараонов. Благодаря возросшему авторитету жрецов храмы-святилища стали определять архитектурный облик Египта. Святилища, как и заупокойные храмы царей, имели богатые внутренние украшения, состоявшие из фресок, рельефов и росписей. В гробницах фараонов в основном изображались религиозные сюжеты, сцены из жизни умершего правителя, но также появляются и изображения военных подвигов царей. В храмах изображали сцены побед правителей или сцены совершения фараонами различных обрядов, а также украшали растительными орнаментами или другими природными мотивами. Самыми известными храмами того периода стали фивские храмы Амона - Карнакский и Луксорский[1]. От Луксора к Карнаку вела аллея сфинксов, длина которой составляла почти два километра. У входов в храмовые дворы возвышались обелиски, мощные пилоны образовывали портал, по краям которого находились скульптурные колоссы. Из двора храма путь вел дальше – в гипостильный зал и далее – в само святилище. Колоннада храмов была выполнена в виде лотосов, папирусов или стволов пальм. Нижние части стен также украшались растительным узором, а потолки храмов расписывались сияющими золотыми звездами на темном фоне. В храме, помимо множества статуй, также были пилоны и обелиски, покрытые разнообразными рельефами и выбитыми иероглифами. На сохранившихся до наших дней храмовых стенах колоннады в Луксоре располагаются замечательные рельефы, рассказывающие о великом празднике Амона[2]. Центральное место здесь занимают священные лодки богов Амона, Мут и Хонсу, сопровождаемые жрецами, танцовщицами и музыкантами. Также в процессии присутствуют священные животные и сам фараон.  

Еще одним характерным образцом архитектуры и изобразительного искусства в целом XVIII династии стал храм Хатшепсут (время правления с конца XVI – начала XV в. до н.э.) в Деир-аль-Бахни. Для этого храма было сделано более 200 статуй, а в общем архитектурном проекте, включающие также росписи, фрески и рельефы, отразилось все то новое, что формировалось в предшествующие годы. То, как размещены рельефы на стенах храма, во многом передает мировосприятие и мироощущение древних египтян. Так, на стенах южной части нижнего портика изображена доставка обелисков, высекавшихся в Верхнем Египте и предназначавшихся для храмового комплекса Амона в Карнаке[3]. На стенах северного портика расположены сцены, действие которых происходит в тростниковых зарослях, ассоциировавшихся с Нижним Египтом. Идея единства обеих земель встречается еще раз на перилах пандуса, соединяющего вторую и третью террасы храма. Нижние основания этих лестниц украшены изображениями гигантской кобры, хвост которой поднимался вверх по верхней части перил. Над головой змеи, олицетворявшей покровительницу Нижнего Египта - богиню Уаджет, расположено изображение Хора Бехдетского, божества Верхнего Египта[4]. Если рельефы первого яруса храма посвящены объединенным египетским землям, то композиции второй террасы повествуют о правителе, от которого зависли стабильность и процветание этих территорий. Главным сюжетом рельефов северного портика была божественная теогамия - история божественного рождения Хатшепсут, шаг за шагом воссозданная на этих стенах[5]. По легенде, великий фиванский бог Амон принял облик земного отца Хатшепсут, Тутмоса I, и вошел в покои ее матери Яхмес. Пока царская супруга носила под сердцем будущую правительницу, боги наделяли Хатшепсут всеми качествами, необходимыми для фараона; завершает эту композицию сцена божественного рождения правительницы. Справа от пандуса находится так называемый портик Рождения. Его рельефы и надписи повествуют о зачатии и рождении Хатшепсут[6]. Характерными стилистическими приемами рельефов и росписей стали утонченность линий и форм. Подчеркнутая нарядность и декоративность украшения при этом сочетались со стремлением к естественности и реализму. По сторонам от портиков расположены святилища Анубиса и Хатхор. Анубис был властелином некрополей, а территория самого Дейр эль-Бахри была издавна посвящена Хатхор, почитание которой давало людям надежду на обновление жизненных сил и возрождение после смерти. Оба святилища состоят из 12-колонных гипостильных залов, расположенных на террасе, и внутренних помещений, уходящих вглубь скалы. Колонны святилища Хатхор завершены хатхорическими капителями, выполненными в виде лица этой богини, а на стенах святилища изображена сидящая фигура Тутмоса II, руку которого лижет корова - священное животное Хатхор. По обе стороны второй террасы находятся святилища проводника в загробный мир Анубиса и богини любви Хатхор, представляющие собой небольшие залы с 12 колоннами, из которых можно было попасть вглубь скалы, во внутренние помещения. Верхняя часть храма царицы Хатшепсут посвящена богам, даровавшим жизнь и египетской земле, и ее правителю. Вокруг по сторонам центрального двора третьей террасы расположены святилища Божественного солнца Ра и родителей Хатшепсут – Тутмоса I и Яхмес. В центре этого комплекса расположена святая святых, святилище Амона-Ра, которое было самой главной и самой сокровенной частью всего храма Дейр эль-Бахри.

Для росписей и рельефов периода правления XVIII династии (особенно второй половины) характерно усиление реалистических решений, а также усиление декоративности и изысканности. Фиванские мастера конца XVI – начала XV века стали интересоваться передачей динамики и объемности; пробовали изображать человеческую фигуру в фас, со спины, в полный профиль; более трехмерно простраивают композиции. Даже в традиционных сценах охоты появляются нововведения – изображается стремительное движение охотников, головы зверей изображаются в фас[7]. Изменения коснулись и рельефов и росписей со сценами праздников и пиров – при изображении слуг, танцовщиц и музыкантов можно было отойти от строгих древнеегипетских канонов изобразительного искусства, что позволяло ярче проявлять творческую индивидуальность художника[8]. В росписях времен XVIII династии можно найти множество человеческих фигур, большей частью простых людей – пастухов, воинов, слуг, рыбаков и пр., - которые странно контрастируют с фигурами вельмож, изображенных в величественно застывших одинаковых позах[9]. Художники стремились переменить множество новых, ранее отсутствующих в египетской живописи цветовых и фактурных акцентов: тело, просвечивающее сквозь одежды, изредка изображались тени, для написания человеческих фигур стали использоваться более естественные оттенки. В это же время появляется и египетская графика – рисунки на папирусах с текстами «Книги Мертвых»[10], которые оказали в последующем большое влияние на развитие живописи.

Во времена правления XVIII династии в Древнем Египте нашли свое развитие многоцветные инкрустации из различных материалов, орнаментальные узоры становятся красочнее и замысловатее, в том числе началось развитие цветочного и растительного орнамента.

 

АМАРНСКИЙ ПЕРИОД: ОСОБЕННОСТИ РЕЛЬЕФОВ И РОСПИСЕЙ ВРЕМЕН ПРАВЛЕНИЯ ЭХНАТОНА

 

Усиливающееся влияние жрецов во время правления XVIII династии привнесло в жизнь государства не только положительные изменения в архитектурных обликах городов, но и создало напряжение между фараонами и влиятельными рабовладельческими вельможами. Такое обострение отношений среди древнеегипетской знати вылилось в открытый конфликт в начале XIV века до н.э. при правлении фараона Аменхотепа IV, известным так же как Эхнатон. Он разорвал связи с верхушкой знати и жречества, и провел ряд политических и религиозных реформ, оказавших большое влияние не только на сферы социальной жизни людей, но и на культурные аспекты. Желая подорвать авторитет жрецов, Аменхотеп IV выдвинул новое учение, согласно которому единым истинным божеством стал солнечный диск, под именем бога Атона. В связи с нововведением в религиозной сфере было приказано закрывать храмы страх богов, их изображения уничтожались, а храмовое имущество конфисковалось. Фараон покинул Фивы и создал новую столицу «Ахетатон» («Небосклон Атона») в среднем Египте, а сам взял новое имя – «Эхнатон», что означало «Дух Атона». По названию места раскопок столица Аменхотепа IV весь период его царствования стали называть «амарнским».

Эхнатон стремился повсеместно подчеркивать разрыв с прошлым, уход от старых традиций, поэтому присущая Древнему Египту строгая каноничность во всех видах искусства постепенно стала смягчаться. Конечно, изменения коснулись и изобразительного искусства, которое в тот период было неразрывно связано с религией. Памятники времен правления Аменхотепа IV сильно разнятся со всем предшествующим очевидным отходом от традиционных канонических форм. Эти изменения четко прослеживаются в рельефах и росписях фиванского храма Атона[11], который был построен еще до перенесения столицы Древнего Египта. В этих произведениях виден отход от традиционного идеализированного образа фараона, который изображался с особенностями строения лица и тела. Так, в сохранившемся фрагменте настенной росписи дворца Эхнатона изображены его дочери[12]. Художник изобразил их с сильно вытянутой затылочной частью головы – наверняка это была их семейная особенность, но мастер нарочно утрирует эту черту, придавая ей изящества. Необычно представлены позы Эхнатона и его жены Нефертити на рельефах Фиванского храма  – они изображены полностью в профиль или с туловищем в анфас, без присущего древнеегипетскому развороту тела и плеч в фас[13]. Уход от старой религии и поклонения старым богам внесли еще одно изменение в рельефах и росписях. Если раньше изображения богов всегда сопоставляли с образом ныне правящего фараона (подчеркивая тем самым его божественное происхождение), то в амарнский период достаточно было изобразить святящийся солнечный круг, посылающий животворящие лучи на землю. Облик царя, царицы и их детей в изобразительном искусстве должен был получить новый, необычный вид, лишенный сходства с богами. Уход от строгой каноничности к более реалистичным формам не был обусловлен лишь изменениями в религиозной сфере, но и общей тенденцией стремления человека к познанию окружающего мира. Культ животных и растений, существовавший в Египте с древнейших времен, стал перерастать в нечто новое – любовью и интересу к природе. Традиционные изображения антропоморфов сменились щедрыми цветочными узорами, натуралистическими изображениями виноградных лоз, папирусов и лотосов, а также животных и различных птиц[14]. При этом в этих изображениях все наполнено некоей нежностью и благодатью, которой наполняется все живущее на земле, освещенное лучами бога Атона. По-новому стали изображать и людей. Разрушается броня душевной непроницаемости, возникает интерес к интимным переживаниям, лирическим мотивам. Например, фараон изображен в кругу своей семьи, играет и ласкает детей.

Однако новым реформам и расцвету амарнского периода внезапно пришел конец. Религиозно-политические изменения Эхнатона были радикальными для древних египтян и, пришедший к власти после смерти Аменхотепа IV молодой Тутанхамон, был вынужден вновь наладить связи между царем, знатью и жрецами. Храм Атона и художественные материнские были уничтожены, а город Ахетатон забросили, а после и вовсе разрушили, да и само имя Эхнатона было предано забвению. Однако сохранились памятники искусства того периода, которые демонстрируют насколько сильны были изменения в жизни древнего Египта времен правления фараона-реформатора Эхнатона. Но разрыв с традициями при Аменхотепе IV вызвал столь решительные сдвиги во всех областях культуры, что полный возврат к старому был уже невозможен. Образцы амарнского искусства были обнаружены и при раскопках гробницы Тутанхамона, которая сохранилась на удивление хорошо, не разграбленная и мало тронутая временем. Так наполнено изяществом и реалистичностью амарнского периода рельеф царского трона, на котором изображен Тутанхамон со своей женой в непринужденных позах, чуждой строгим каноническим правилам[15]. Сохранились и различные предметы декоративно-прикладного искусства, которые вобрали в себя все лучшие черты искусства Амарны – расписная мебель, украшенные ларцы, всевозможные статуи и малые скульптурные формы. Но значение искусства Амарны не ограничилось временем ближайших преемников Эхнатона; оно сыграло существенную роль и в формировании искусства периода последующей XIX династии, а тем самым и всего искусства 2-й половины Нового царства в целом.

 

 

РЕЛЬЕФЫ И РОСПИСИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ «НОВОГО ЦАРСТВА», КАК СИМБИОЗ КАНОНОВ И АМАРНСКОГО ИСКУССТВА

 

Время правления XIX династии было для Египта годами нового политического и экономического подъемы. Началом правления XIX династии считается 1292 год до н.э., когда к власти пришел военачальник Хоремхеба, позже взявшего имя Рамзес I. После смерти Рамсеса трон наследовал его сын, Сети I . Военные походы Сети I и Рамсеса II вернули часть азиатских владений, был заключен союз с хеттами, упрочено господство в Нубии. В итоге войн усилился приток рабской силы и различных богатств, что позволило возобновить широкую строительную деятельность. Но внутри страны, при кажущемся спокойствии, продолжалась борьба фараонов со знатью и жречеством, хотя и принявшая теперь иные формы. Так, Рамсес II, явно не разрывая связи с вновь усилившимся фиванским жречеством, все же принимает меры для его ослабления. Продолжая внешне сохранять за Фивами положение столицы Египта, расширяя храмы Амона и оставляя гробницы своей династии в Фивах, Рамсес II делает фактической столицей родной город своих предков Танис, названный им Пер-Рамсес («Дом Рамсеса»). Выдвижение этого города было обусловлено его выгодным военно-стратегическим положением — близостью к Сирии.

Ведущее положение в искусстве XIX династии вначале остается за Фивами, чему способствовало и значение Фив как столицы и то, что здесь имелась издавна первенствовавшая в стране художественная школа. Здесь же, естественно, развернулось и большое строительство.

Для фиванского искусства начала XIX династии характерно стремление вернуться к традиции искусства Фив доамарнских лет. Фараоны XIX династии ставили своей целью восстановление как твердой центральной власти внутри страны, так и ее международного престижа. Для успешного проведения этой политики правители считали необходимым наряду с мероприятиями, направленными на непосредственное укрепление экономики Египта и его военной мощи, придать и возможно большой блеск и пышность своей столице, своему двору, храмам своих богов, что и наложило своеобразный отпечаток на искусство этого периода. Фараоны новой династии не могли ограничиться только возвратом к прежним каноническим типам статуй: изображение царя как сына Амона утверждало его власть в глазах народа, но для победившей Эхнатона знати и жречества, могло служить скорее свидетельством покорности царя Амону, то есть его жрецам и рабовладельческой верхушке. В условиях возобновившейся, хотя и менее явной, борьбы со жрецами и знатью фараонам важно было закрепить свое положение мощных владык в новых образах.

К традициям XVIII династии упорнее всего возвращались храмовые рельефы культового содержания, всегда консервативные и каноничные. Но даже подобные памятники отличались некоторыми новыми чертами — портретной точностью лица фараона, тщательной моделировкой тела. В храмовых рельефах светского содержания новшеств было гораздо больше, по тем же причинам, что и в царской скульптуре. Сети I и Рамсес II разместили на наружных стенах и пилонах храмов огромные рельефные композиции — наглядные летописи своих походов[16]. Эти изображения военных советов, лагерных стоянок, взятия крепостей, сражений, торжественных встреч фараона, возвращающегося в Египет с богатой добычей, поразительны обилием сюжетов и разнообразием композиций. Явным наследием Амарны было здесь постоянное внимание к пейзажу, будь то храмы и дворцы Египта, нубийские селения или хвойные леса Сирии, а также к индивидуальным характеристикам отдельных воинов и этническим типам. Все эти новые черты, правда, не нарушали основных традиционных условностей, которые продолжали сохраняться. Главное место в композиции всегда занимала фигура царя с летящим около него божественным коршуном, охраняющим царя в бою и приносящим ему победу.

В росписях и рельефах гробниц XIX династии, несмотря на возвращение к доамарнским традициям, сохранялось довольно много разрозненных реалистических черт амарнского искусства (например, изображение теней или естественного цвета кожи и т. п.). Среди росписей гробниц начала XIX династии часто еще встречаются жанровые сцены с живой и оригинальной трактовкой отдельных фигур[17]. Однако постепенно реалистическое направление в росписях фиванских гробниц ослабилась, и установилось господство застывших и безжизненных каноничных изображений. После переезда двора фараона на север, в Пер-Рамсес, в Фивах началось полное преобладание жреческих гробниц, росписи которых, даже в изображении жизни умершего, ограничивались естественно, культовыми сценами. Резкому сокращению бытовых сюжетов и увеличению количества религиозных соответствовала и нараставшая стилизация росписей, далекая от каких-либо поисков нового. Жречество, упорно охраняя древние каноны, вело такую же борьбу с отклонениями от них в искусстве, какую оно вело и в догматах. Жрецы стремились заглушить саму возможность сомнений в правильности религиозного мировоззрения.

Среди фиванских росписей XIX династии особняком стоят интереснейшие росписи гробниц мастеров, сооружавших царские гробницы и живших в изолированном поселении в горах Фиванского некрополя. Эти мастера были людьми хотя и различного социального положения (от начальников отрядов ремесленников, руководящих живописцев и скульпторов до рядовых ремесленников), но составлявшими особую закрытую структуру. Закрытость эта была обусловлена характером их работы, которая должна была храниться в тайне. Уведенные Эхнатоном в его новую столицу, они создали замечательные рельефы амарнских гробниц. Не удивительно, что, возвратись в Фивы, эти люди принесли с собой и все то новое, что они открыли и разработали в новых условиях творчества и от чего они не смогли и не хотели полностью отказываться. Именно в их творчестве, то есть в росписях гробниц, сохранялись следы влияния Амарны, а ярче и дольше всего в гробницах самих мастеров некрополя, где было больше возможностей для проявлений их индивидуального творчества[18].

Значение искусства Амарны сказалось здесь не только в воспроизведении типично амарнских композиций, но и в общем интересе к передаче реальной обстановки и живых людей, в смелых поисках новых тем и новых приемов. Росписи этих гробниц полны разнообразными жанровыми эпизодами, необычными типами лиц. Именно из гробниц мастеров некрополя происходят такие известные, единственные в своем роде сцены, как «поливка сада Шадуфами» или «молитва под пальмой»[19].

Следы строительной деятельности Рамсеса II сохранились по всему Египту. Среди его храмов за пределами Фив в первую очередь нужно назвать знаменитый храм, целиком вырубленный в скалах Абу-Симбела (нижняя Нубия) и являющийся одним из наиболее выдающихся произведений египетского искусства. Следуя примеру своих предков, которые стремились закрепить покорение Нубии сооружением там не только крепостей, но и храмов, Рамсес II также построил в Нубии ряд святилищ. Однако храм в Абу-Симбеле превзошел все, когда-либо построенное здесь фараонами. Скульптуры и рельефы Абу-Симбела — дело рук фиванских мастеров[20]. Это видно и по подписям некоторых из них под рельефами и по стилистической близости храма в Абу-Симбеле фиванским памятникам. Фивы вообще издавна посылали своих художников для сооружения и украшения нубийских храмов, и поэтому естественно, что именно фиванским скульпторам было поручено и оформление Абу-Симбела.

Фиванские мастера вообще широко привлекались Рамсесом II, как и его отцом, для работ по всей стране. Фиванский зодчий Маи строил храм в Гелиополе, другой фиванец - Аменеминт - храм Птаха в Мемфисе. Фиванские же скульпторы были создателями и рельефов в храме Сети I в Абидосе. Но и деятельность северных художественных школ, особенно в Мемфисе и Танисе, расширилась по сравнению с периодом XVIII династии. Реалистические искания художников Мемфиса и Таниса давно уже отошли в прошлое. Господство гиксосов отозвалось на севере гораздо тяжелее. Танис, бывший столицей этих завоевателей, при их изгнании подвергся разгрому, и для его возрождения долгое время не было поводов. При ведущей роли Фив ни экономическое, ни политическое положение Мемфиса также не могло усилиться, и за ним оставался главным образом авторитет древнего религиозного центра. В то время как в религии Фив сложился культ покровителя завоеваний, вооруженного боевым мечом «царя богов» Амона, а для литературы и искусства были столь характерны стремления ближе отразить жизнь, — в мемфисском искусстве особенно развилась идеализирующее направление. Даже то новое, что создавалось в Фивах, здесь воспринималось позже, причем памятники Мемфиса, воспроизводя новые черты, продолжали сохранять налет неподвижности и плоскостности. Некоторое оживление было внесено Амарной. Такие произведения, как рельефы гробницы Харемхеба и Саккара (в том числе рельеф с пленными неграми), которые были созданы амарнскими мастерами, оставили свой след в мемфисском искусстве и вызвали интерес к реалистическим образцам, созданным в Фивах и Амарне, как это видно по известной группе рельефов с изображением плакальщиков[21].

На дальнейшем развитии египетского искусства конца Нового царства (вторая половина XIII в. - начало XI в. до н.э.) тяжело сказались изменения в общем положении страны. Длительные войны, обогатившие рабовладельческую знать, привели к обеднению народных масс и к ослаблению экономики Египта. В то же время усложнилась внешняя обстановка — на историческом горизонте появились объединения племен, разгромивших Хеттское государство, захвативших азиатские владения Египта и подступивших к границам последнего. Усилились и нападения ливийцев. Уже сыну Рамсеса II пришлось отбивать натиск и «народов моря» и крупных сил ливийцев. Последовавшие в конце династии междоусобицы знати и восстание рабов привели к распаду государства и смене династии. Однако и вновь объединившим Египет фараонам новой XX династии после кратковременных успехов не удалось полностью подчинить себе прежние иноземные владения. Египет не мог уже так упрочить свое внутреннее положение, чтобы противостоять внешним угрозам. В результате утраты азиатских земель, а затем и Нубии прекратилось массовое поступление рабов, что привело к резкому усилению эксплуатации народных масс внутри страны. Около 1050 г. произошло разделение Египта на две части — северную, под управлением номархов Таниса, и южную со столицей в Фивах. Создавшаяся историческая обстановка пагубно отразилась на развитии искусства. Крупное строительство прекратилось после смерти второго фараона XX династии, Рамсеса III, при котором все же был еще построен храм Хонсу в Карнаке и монументальный заупокойный храм с дворцом в Мединет-Абу, на западе Фив. Среди рельефов этого храма особо следует отметить знаменитую, полную стремительного движения сцену охоты на диких быков[22], отмеченную еще явным наследием амарнского реализма. В дальнейшем же в течение долгих лет не было никаких крупных построек. Даже гробницы царей резко уменьшились в размерах. Господство жречества привело к еще большему усилению идеализации в фиванском искусстве. Росписи гробниц стали совершенно стандартными, господствующее место окончательно заняла религиозная тематика. Ослабление экономики привело к ухудшению положения художников. Постепенно уменьшилась численность рабочих художественных мастерских, снизился и профессиональный уровень памятников искусства. Все чаще стали встречаться теперь статуи грубой работы, небрежно сделанные росписи.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Новое Царство — это исторический период наивысшего политического, экономического и социального могущества. Фараон одновременно является абсолютным сувереном, военачальником и героем; он также представляет собой воплощение бога. Сохранилось большое число настенных росписей, относящихся к гробницам фиванской аристократии и храмам богов, отчего данная эпоха представлена лучшими образцами во всем египетском искусстве. Начиная с XVIII династии египетских фараонов в рельефах и росписях Древнего Египта стали происходить изменения в сторону реалистичности, постепенный уход от строгих канонов в изображении людей. Наибольший разрыв с традициями предшествующих периодов произошел в период правления Эхнатона – правителя-реформатора. Именно со времен его правления, или «амарнского периода» в рельефах и росписях храмов, гробниц и дворцов стали преобладать более естественные позы в изображении фараонов и его подданных, мастера начали проявлять живой интерес к изображению индивидуальных особенностей человека, человеческих эмоций, динамики изображаемых фигур. Такой серьезный сдвиг в изобразительном искусстве мог дать серьезный толчок к развитию более реалистического изображения человека, природы и животного мира, однако после смерти Эхнатона, с наступлением правления XIX и XX династий из-за усилившегося влияния жречества, искусство вновь обратилось к строгости, статичности и каноничности. Конечно, амарнский период оказал влияние на последующее развитие искусства Древнего Египта, некоторые его черты сохранились и в XIV-XII веках до н.э., однако постепенно политическая и религиозная обстановка в государстве привела к тому, что уровень изобразительного искусства постепенно стал падать. Таким образом, можно говорить о том что, не смотря на стремительные изменения в изобразительном искусстве Нового Царства, переходу от строгости и формальности к живости и индивидуальности, религия во многом определяла путь развития всех сфер жизни древних египтян – от социальной составляющей до изобразительного искусства, не давая в полной мере раскрыться творческому потенциалу мастеров.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Рисунок 1. Карнакский храм

Рисунок 2. Луксорский храм

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

 

Рельефы колонн храма в Луксоре

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Рисунок 1. Роспись южной части нижнего портика храма Хатшепсут

Рисунок 2. Изображения гигантской кобры в храме Хатшепсут

Рисунок 3. Сцена: Хнум и Хекат ведут беременную царицу Яхмос, мать Хатшепсут, к месту родов

Рисунок 4. Сцена: В родильном покое бог Хнум лепит на гончарном круге саму Хатшепсут. При рождении Хатшепсут присутствуют бог Бэс и богиня-лягушка Хекет; богини нянчат ребенка, а Тот записывает подробности правления царицы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

Рисунок 1. Сцена, относящаяся к гробнице должностного лица времен XVIII династии (Фивы), которая изображает человека во время охоты на птиц на болотах

Рисунок 2. Фрагмент росписи гробницы в Фивах Древний Египет. XVIII династия. Праздник в честь Небамуна. Певицы и танцовщицы

 

 

Рисунок 3. Сцены: крестьянской жизни. Фрагмент росписи в погребальной часовне писца Ун-Су, период XVIII династии

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Рисунок 1. Изображение древнеегипетской «Книги Мертвых». Период Нового Царства.

 

 

Рисунок 2. Изображение древнеегипетской «Книги Мертвых». Период Нового Царства.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

 

Рисунок 1. Сцена: Эхнатон с женой прославляют солнечный диск, символ бога Атона. Фрагмент рельефа храма Атона в Фивах. Амарнский период.

 

Рисунок 2. Сцена: Эхнатон с женой и детьми. Фрагмент рельефа храма Атона в Фивах. Амарнский период.

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

 

Сцена из жизни семьи Эхнатона. Принцессы Нефернефруатон-ташерит и Нефернефрура. Фрагмент росписи дворца Эхнатона в Амарне. Амарнский период (XIV в. до н.э.)

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

 

Фрагменты росписи дворца Эхнатона в Ахетатоне с растительными и животными мотивами. Амарнский период.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

 

Трон фараона Тутанхамона со сценой из жизни правителя

 

ПРЛОЖЕНИЕ 10

Рисунок 1. Сцена военного похода с изображением фараона Рамзеса II. Рельефы храма Абу-Симбел. 2-я половина «Нового царства»

 

Рисунок 2. Сцена из повседневной жизни с изображением фараона Сети I. Рельефы храма в Абидосе. 2-я половина «Нового царства»

ПРИЛОЖЕНИЕ 11

Рисунок 1. Фрагмент росписи гробницы Усерхета (Фивы).  XIX династия (1313-1292 до н.э.)

Рисунок 2. Фрагмент росписи гробницы Кенро (Фивы).  XIX династия (1292-1225 до н.э.)



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.