Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Министерство науки и высшего образования Российской Федерации



Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

 высшего образования

«Оренбургский государственный педагогический университет»

 

 

Филологический факультет

Кафедра русского языка и методики преподавания русского языка

 

 

РЕФЕРАТ

Дисциплина: «Этнология стран Азии и Африки»

Тема: «Народы Азии: монголы»

 

  Выполнил обучающийся: Чибилев Константин Сергеевич 5 курс, группа ОБ-РИ-51 Проверил: Евгеньев А.А, кандидат исторических наук, доцент
   
   
   

 

Оренбург, 2020 г.

 


 

СОДЕРЖАНИЕ

1.1 Этногенез и этническая история

1.2 Хозяйство и материальная культура

1.3 Социальный строй и общественная организация

1.4 Духовная культура

1.5 Список литературы

 


 

1.1 Этногенез и этническая история

Человек заселил территорию нынешней Монголии не позднее чем в среднем палеолите – примерно 100 тысяч лет назад.

Вплоть до раннего средневековья в Монголии прослеживается преемственность археологических культур, завершившаяся в X-XI веке, образованием монгольского этноса с его специфическим хозяйственным и культурным обликом.

Гунны, сяньби, жужане, древние тюрки, уйгуры, кидани сменяли, оттесняли, частично ассимилировали друг друга на этой территории.

Этническая принадлежность не всех из них установлена окончательно, достоверно лишь монголоязычие киданей, но несомненно, все они внесли свой вклад в формирование монгольского народа. Этноним «монгол» в форме «мэнгу», «мэнгу-ли», «Мэн-ва» впервые встречается в китайских исторических хрониках династий Тан (VII – X века н.э.). так китайцы называли группы «варваров», кочевавшие на их северных границах, что, очевидно, отражало их самоназвание.

К концу XII века на обширном пространстве от Великой китайской стены до Южной Сибири и от верховьев Иртыша до Амура кочевало несколько крупных союзов монгольских племен: тайджнуты, татары, керенты, меркиты и др. По своей социальной структуре они представляли собой раннеклассовое общество. В начале XII века большую их часть добровольно или силой объединили под своей властью Темучин, хан рода борджигин племени тайджнут. В 1206 году курултай – съезд ханов всех монгольских племен – признал над собой главенство Темучина, провозгласил его великим каганом и присвоил ему титул Чингисхана, под которым он и стал известен в истории. Возникло первое централизованное монгольское государство.

Предпринятые Чингисханом реформы (военно-административная, судебная и пр.) содействовали укреплению центральной власти, установлению порядка и дисциплины, резко повысили боеспособность монгольской армии и вывели Монголию в ряд самых сильных военных держав Центральной Азии того периода.

Объединение монгольских племен и образование централизованного государства могли бы создать условия для развития хозяйства, культуры, роста производительных сил.

Однако ряд причин помешали этому: во-первых, в ходе ханских междоусобиц, сопутствующие процессу централизации, пришло в упадок кочевое скотоводство – основа экономики, что толкало объединенные племена на захват у соседей новых стад и пастбищ взамен оскудевших; во вторых, все здоровое боеспособное мужское население страны было мобилизовано в армию. Так началось эпоха кровавых захватнических походов татаро-монголов.

С начала XIII и вплоть до последней его четверти несколькими волнами шло опустошительное нашествие, приведшее к захвату многих стран Азии и Восточной Европы.

Чингисхан, его сыновья и внуки, завоевав территории других государств создали империю, неслыханную того времени по своим размерам. В нее вошли Средняя Азия, Северный и Южный Китай, Афганистан, Иран. Были сожжены, обложены данью города Руси и Кореи, совершены опустошительные походы на Венгрию, Силезию, Моравию, Польшу. После падения монгольской империи несколько столетий ушло на то, чтобы в этих странах нормализовалась жизнь. Но и для самой Монголии эти походы сыграли пагубную роль, разорив хозяйство, распылив население, задержав на века ее собственное культурное и экономическое развитие.

Со смертью Чингисхана в 1227 году единство монгольской империи стало носить лишь номинальный характер. Она была поделена на четыре улуса, доставшиеся четырем сыновьям Чингисхана, каждый из которых быстро превратился в независимое ханство.

Собственно Монголией поочередно правили сыновья и внуки Чингисхана – Угэдэй, Гуюк, Мункэ. Начался период феодальной раздробленности, длившийся более 300 лет. К концу XVI – началу XVII веков на территории Монголии можно выделить три крупных подразделения, обладавших этнической стабильностью. Это Северная Монголия (ныне МНР) с основным населением хал ха, Южная Монголия (ныне автономный район Внутренняя Монголия в составе Китая), которую населяли разрозненные группы южных монголов и Западная Монголия – населявшие ее ойраты в 30-х годах XVII века образовали Ойратское, или Джунгарское, ханство. Ныне одна половина прежней Западной Монголии входит в состав Кобдоского аймака МНР, другая в состав Синьдзян – Уйгурского автономного района Китая. В 30-х годах XVII века правящая Северо-Восточным Китаем манчжурская династия Цинн стала постепенно прибирать к рукам монгольские земли.

Неоднократные антиманчжурские восстания сотрясали страну. Только в 1811 году провозглашена была независимость внешней Монголии, которая по совету царской России, Китая, США, Франции, Англии превратилась в куцую автономию в соответствии с актом 1915 года подписанным Китаем и Россией.

И только с 1921 года Монголия начинает действовать как независимое государство.

Монголия – почти однонациональная стана, более 90% ее населения составляют монголы и слившиеся с ними тюркские по происхождению группы, говорящие на диалектах монгольского языка.
Монголы принадлежат к центрально-азиатскому типу монгольской расы. Для данного антропологического типа характерны круглый массивный череп, резко уплощенное, широкое и высокое лицо. Высокие глазницы, слабо выступающий широкий нос. К этому же, антропологическому типу относятся проживающие в Монголии буряты, урянхабцы и казахи.
В Монголии насчитывается около 20 монгольских и немонгольских по происхождению этнических групп, среди которых ведущее место принадлежит хал ха (халхасцам, халха-монголам). Они составляют ядро монгольской нации и в силу своей численности (около 1,3 млн. человек) и потому, что все прочие народы консолидируются вокруг халха, постепенно утрачивая отличия от них в языке и культуре.
Небольшие группы южных монголов: харчины, чахары, тумэты, узумчины) и обособленные в прошлом хотогонты, сартулы, дариганга практически слились в халха. В этногенезе халха приняли участие как древнемонгольские (борджигин, горлос, олхонуд), так и немонгольские (тангуты) племена и роды. Как этос халха известны с XVI века. Территория их формирования – междуречье Онона и Керумена. В настоящее время халха расселены по всем аймакам страны, но наиболее сконцентрированы в восточных, центральных и южных.
В западных аймаках страны – Убсунурском, Кобдоском, Баян-Улэгейском проживают дербэты, баяты, захчины, торгуты и олеты. Все они потомки западных монголов-ойратов. В из этногенезе принял значительное участие тюркский компонент, что до сих пор прослеживается в некоторых элементах материальной и духовной культуры. Дербэты (включая вошедших в их состав хошутов и хойтов) и олеты восходят к племенам XIII – XIV веков; захчины представляют искусственное этническое образование конца XVII века, созданное джунгарскими ханами для охраны своих границ от манчжурских войск. Отсюда и этноним «захчин», что означает «окраинные». Этнонимы «торгут» и «баят» этимологически восходят к социально-административной терминологии XIII – XIV веков: «торгут» означал дневную стражу дворца, «баят» – личную дружину хана. Сейчас эти этнические группы сближаются с халха.
Кроме, собственно, монголов в Монголии проживают и другие группы населения, говорящие на монгольских языках. Буряты расселены в северных аймаках: Восточном, Хэнтэйском, Центральном и некоторых сомонах Хубсугульского, Булганского, Селенгинского аймаков. Буряты Монголии сохраняют свое этническое своеобразие, хотя язык их в значительной степени халхаизирован. Близка к бурятам по языку, культуре и происхождению группа баргутов, прикочевавшая в 1947 году из Северо-Восточного Китая и проживающая сейчас одним сомоном в Восточном аймаке.
Урянхайцы не представляют собой единой этнической группы. К ним относятся алтайские урянхайцы, урянхайцы мончак, хубсугуйские урянхайцы и цаатан. Этногенически они восходят к различным группам тувинцев, в различной степени ассимилировали с монголами. Наиболее многочисленные из них алтайские урянхайцы расселены в горных долинах Монгольского Алтая. По языку и культуре они сейчас почти не отличаются от групп западных монголов, среди которых проживают. Урянхайцы мончак живут в тех же аймаках по соседству с алтайскими урянхайцами и казахами. В их языке много заимствовано из казахского.
В районе озера Хубсугул проживают хубсугульские урянхайцы.
Наиболее обособлены и сохраняют свою специфику тувинцы-оленеводы, называемые монголами цаатан. Их всего две сотни человек. Говорят они на диалекте тувинского языка, но владеют также и дархатским говором монгольского языка.
Дархаты – один из самых интересных малых народов Монголии. Они населяют Дархатскую ктловину Хубсугульского аймака. Этоним «дархат» известен с XVII века. До революции дархаты считались крепостного ведомства рогдо-гэгэна. В этногенезе принимали участие самодийские, тюркские, монгольские компоненты. Язык их довольно близок к западномонгольским диалектам.
Самая крупная немонгольская этническая группа Монголии – это относящиеся к тюркским народам казахи. Проживают они в Баян-Улэгейском аймаке. Язык их входит в кыпчакскую группу тюркской семьи языков. На территорию Монголии казахи прикочевали в середине XIX века из районов Черного Иртыша и верховьев Бухтармы. На казахском языке ведется преподавание в школе, издается аймачная газета, работает радиоцентр и издательство. В то же время в культуре казахов много монгольских заимствований.
Из прочих этнических групп следует указать русских, китайцев, хотонов, хамниган. Русское население – потомки староверов, купцов, мастеровых, интеллигенции, прибывших в Монголию во второй половине XIX века. Многие китайцы и русские владеют монгольским языком. Хотоны – омонголившиеся тюрки, попавшие на территорию Монголии в ходе джунгарской войны.
Хамниганы – омонголившиеся тунгусы, перешедшие от оленеводства к кочевому скотоводству – проживают по соседству с бурятами, многое в культуре усвоили от них.

 


 

1.2 Хозяйство и материальная культура

Материальная и духовная культура всех Монголов в основном одинакова. Традиционное занятие - кочевое скотоводство: уже много веков стадо монгольских кочевников включает "пять видов скота" - лошади, овцы, козы, верблюды, крупный рогатый скот (коровы, яки, сарлаки), обеспечивавшие Монголов всем необходимым для жилья, одежды, питания. Традиционные поселения: временные - круглые в плане или вытянутые с Востока на запад; постоянные - прямоугольной планировки, делятся на кварталы; юрты и хозяйственные постройки, окружённые забором (хашаны), тесно примыкают друг к другу, выходят на улицы глухими стенами. Жилище - разборная переносная юрта; деревянный остов покрыт войлочными кошмами; выход, как правило, обращён на юг, северная часть юрты - для гостей, восточная - женская, западная - мужская. Традиционная мужская и женская одежда халатообразного покроя, летняя - на тонкой подкладке, зимняя подбивается мехом или простёгивается с шерстяной подкладкой. Халат (дэли) запахивается слева направо, застёгивается у ворота и на правом боку, перепоясывается многометровым шёлковым поясом. Пазуха служит карманом; длинные обшлага рукавов заменяют рукавицы; под халатом - штаны и рубаха. Праздничную одежду шили из шёлка, она дополнялась безрукавкой. Головные уборы отличались по форме и материалу у различных этнических и социальных групп. Мужчины носили поясной набор: нож, огниво, табакерку в специальном футляре, женщины - украшения из серебра, кораллов, бирюзы (головные, налобные, нагрудные, вплетающиеся в косы, браслеты, кольца). Обувь - сапоги (гутулы) с загнутыми вверх носами из прочной кожи на толстой подошве, в них вкладывался войлочный чулок.

 

Традиционная пища - мясо (в основном баранина, реже говядина или конина), которое едят слабопроваренным, с соусом в виде наваристого, густо посоленного бульона; запасая мясо впрок, его вялят на солнце, коптят, делают мясную муку; едят варенные на пару и жаренные в кипящем жиру пирожки, суп с лапшой и овощами (картофель, капуста, репа) и др. Разнообразны молочные продукты - мягкие сыры, сухой творог, пенки, масло; напитки - чай с молоком, иногда с солью, поджаренной мукой, маслом, пенками, кислое коровье молоко, кумыс из кобыльего, в гобийских районах - из верблюжьего молока, молочная водка (архи). Едят также дичь, рыбу, дикие злаки, чеснок, ревень, лук, ягоды, изредка грибы.

 

После революции 1921 в Монголии были заложены основы тяжёлой и лёгкой промышленности (горнодобывающей, строительной, деревообрабатывающей, пищевой и др.), проведено кооперирование аратских хозяйств, сопровождавшееся переходом кочевников на оседлость. Однако после 1990 начался процесс реномадизации, т.е. возврат к кочевому образу жизни. Республика Монголия вступила на путь перехода к рыночной экономике. Монголы КНР (самоназвание монгол, у китайцев мэнгу) живут в автономных районах Внутренняя Монголия, Нинся-Хуэйский, Синьцзян-Уйгурский, в провинциях Ляонин, Цзилинь, Хэйлунцзян, Хэбэй, Хэнань, Ганьсу, Цинхай, Сычуань, Юньнань. Монголы сохраняют свою племенную принадлежность. Говорят на трёх диалектах монгольского языка: центральный (чахары, тумэты, джаруны, сунниты, оннюты, ордосцы, хэшиктэны, хучиты, удзумчины, халха и др.), западный, или ойратский (торгуты, олёты, дэрбэты, хошуты, хойты и др.), северо-восточный (барга, буряты, хорчины, харчины и др.). Основное занятие: скотоводство (овцы, лошади, верблюды, крупный рогатый скот, козы). Развиты охота, собирательство, ремёсла (изготовление сёдел, упряжи, украшений, утвари), растёт роль земледелия. В городах преимущественно заняты в промышленности. Жилище - юрта монгольского типа. Оседлые Монголы живут в домах северокитайского типа. Одежда состоит из левополого халата: летом матерчатого, зимой мехового, с застёжками на правом боку, длинного пояса и штанов. Широко распространены украшения у женщин - серебряные браслеты, кольца, коралловые или бирюзовые бусы и др., у мужчин - поясной набор (нож, огниво и др.). Головной убор: летом - шляпа, зимой - меховая шапка. Обувь - кожаные сапоги с загнутым носом, украшенные цветными аппликациями. Пища носит сезонный характер, летом преимущественно молочные продукты, в том числе молочный чай, кумыс, зимой - мясо (баранина, говядина, конина), лапша. Из квашеного молока гонят водку. В масле пекут кусочки теста (борцог), крупные из тонкого теста мясные пирожки (хушур), на пару приготовляют бууз - типа открытых пельменей. Широко используют продукты собирательства (дикий лук, чеснок, ягоды, грибы и др.). Курят мужчины и женщины. Семья малая, моногамная. Дети, в том числе добрачные, до недавнего времени желанны в семье. В хозяйстве и быту широко распространены различные формы взаимопомощи. Ранней формой религии был шаманизм, в 13-14 веках из Тибета пришёл буддизм жёлтошапочной секты. Построены многочисленные монастыри, служба ведётся на тибетском языке. В монастырях проводятся ежегодно праздничные театральные мистерии цам. Развит культ гор, на перевалах местом поклонения являются кучи камней (обо). Развит культ Чингисхана. Среди праздников особо выделяется надом - народные игрища (конские скачки, стрельба из лука, борьба). Богаты и разнообразны песенное и танцевальное искусства, жанры устного народного творчества. Развивается образование, здравоохранение, наука, искусство.

 


 

1.3 Социальный строй и общественная организация

К началу XIII в. среди монгольских племен родовой строй уже в значительной мере разложился, наметились первые ростки классового общества. На этой почве стало возможным возникновение раннефеодального монгольского государства, главным организатором которого был Темучин. В кровавой борьбе он беспощадно уничтожил своих соперников и объединил кочевые племена. В 1206 г. съездом монгольских старейшин Темучин был признан повелителем монголов. После этого, он стал называться Чингисханом (букв. «великий хан»).Чингисхан создал военную организацию, соответствовавшую общественному строю его государства: он ловко сочетал интересы молодой феодальной аристократии с пережитками родового строя.

монгольское население Чингисхан разделил на «десятки», «сотни», «тысячи» и «десятки тысяч». «Десяток» составляли десять воинов, «сотню» — сто «тысячу» — тысяча воинов и т. д.Каждая единица имела своего военного старшину, права которого над подчиненными были неограниченными. Осуществлению строжайшей дисциплины способствовало и то, что и в сотни и даже и тысячи обычно входили воины из одного рода и племени. Для объединенных родовыми традициями воинов были чужды взаимная вражда и предательство. Монгольское войско было цельной, сплоченной, дисциплинированной силой. С ним, конечно, не могли сравниться в отношении дисциплины и стойкости ни турецкое, ни грузинское феодальные войска, где взаимная вражда и соперничество мтаваров или дидебулов нередко сводили на нет самоотверженность рыцарей-азнауров.Монголы были прекрасно вооружены. Оружием их снабжали купцы промышленно развитых стран. Что же касается порядка мобилизации и снабжения продовольствием, то монгольское войско и в этом отношении обладало огромным преимуществом по сравнению с войсками феодальных стран. При каждом десятке и каждой сотне воинов находился в походе и источник их продовольствия — табуны лошадей, а урон в войске восполнялся немедленно, поскольку за войском следовали «жены и дети» монголов, или все то «население» (орда), от которого выставлялись эти десятки, сотни, тысячи. В результате монголы были способны вести длительную маневренную войну, в то время как возможности феодального войска в этом отношении были сильно ограничены.В XIII в. на мировую арену, таким образом, выступило новое государство. С исключительной быстротой оно завладело огромной частью Азии и Европы, объединив захваченные земли в державу невиданных до того размеров.

Монгольская империя представляла собой феодальное государство. Ее экономической основой являлись феодальные производственные отношения, характерная черта которых - феодальная собственность на землю, пастбища и скот. По мнению некоторых исследователей, это была сословная собственность, признаваемая рядовыми кочевниками путем дачи определенной части получаемого продукта своему господину. Более мелкие феодалы (десятники, сотники) зависели от более крупных (тысячников, темников), что и обуславливало характер устройства империи на основе иерархии кочевого землевладения. Вся земля номинально являлась собственностью Великого хана, но каждый землевладелец в пределах пожалованных ему земельных угодий распоряжался кочевьями зависящих от него людей, распределял лучшие пастбища по своему усмотрению. У большинства же монголо-татар сохранились полуфеодальные отношения с многочисленными пережитками родового быта.

Класс феодалов или "белая кость" - верхушка монгольского общества, включала монголо-татарскую аристократию. На верху социальной лестницы находился хан и царевичи (дети, внуки, правнуки). Вторую группу господствующего класса составляли беки (тюркский титул) и найоны (монгольский титул) - наиболее крупные феодалы. Каждый крупный землевладелец получал от своих владений огромные доходы - 100 - 200 динаров в год.

Третья группа феодалов монгольской империи была представлена тарханами, людьми среднего достатка, занимавшими относительно невысокие должности в государственном аппарате.

Наконец, последнюю группу господствующего класса составляли нукеры. Они входили в ближайшее окружение своего господина и находились на его иждивении. Количество нукеров зависело от богатства и знатности их господина.

Феодально-зависимое население называлось "черной костью" и состояло из кочевников-скотоводов, земледельцев и жителей городов. Кочевники-скотоводы - карачу - жили аилами, вели индивидуальное хозяйство, владели скотом и пасли его на пастбищах, принадлежащих землевладельцу. Хозяйственные повинности скотоводов порождались общей деспотичной системой. Платя повинность молоком, кочевники-скотоводы должны были приносить своему господину кобылье молоко "каждого третьего дня". Карачу несли также военную службу, содержали чиновников и воинские части.

Крестьянское население в оседлых землевладельческих районах империи называлось собанчи и уртакчи. Собанчи - это крестьяне - общинники, зависимые от землевладельца. Они обрабатывали господскую землю своим инвентарем, несли повинности с виноградников, надворных построек. Уртакчи - обедневшие члены крестьянской общины, лишенные земли и инвентаря. Они работали на господской земле за долю продуктов.

Городское население состояло в основном из ремесленников, мелких торговцев и купцов и было довольно многочисленным. В городах проживали также многочисленные чиновники, работавшие в исполнительном, управленческом и налоговом аппарате.

В самом низу социальной лестницы находились рабы. Источником рабства служил плен. Однако рабов, как правило, превращали в зависимых крестьян, пастухов и ремесленников. Например, сына раба чаще всего прикрепляли к земле в качестве собанча или уртакчи.

 


 

1.4 Духовная культура

Элементы духовной культуры Золотой Орды своим происхождением связаны с этнокультурным миром, предшествовавшим появлению данного государства. Этот мир состоял из двух основных компонентов: местного тюркоязычного, главным образом кипчакского, и пришлого центральноазиатского – также тюркского, татарского и, в определенной степени, особенно в ранний период, еще и монгольского.

Духовный мир центральноазиатских тюрок, в том числе и древних татар, а также их западных соплеменников-кипчаков, получил наиболее яркое отражение в каменных изваяниях людей. Раннетюркские статуи VI – VII веков на Алтае, в Монголии и прилегающих областях изображали воина-мужчину, погибшего в бою с врагами. Его ваяли в одежде, с поясными наборами, а также с оружием, в одной, и с сосудом – в другой руке. Перед таким изваянием совершались культовые обряды. Погибший воин как бы присутствовал на своих поминках с чашей в руке.

Западные, кипчакско-половецкие изваяния несколько отличаются от восточных, раннетюркских. Они более реалистичны, немало уже и женских статуй (от них и название «каменные бабы»). И те, и другие держат сосуд уже двумя руками в области живота. Надо полагать, что подобный сосуд символизировал обилие, достаток, который должен был сопутствовать человеку в потустороннем мире.

Исследователи считают, что кипчаки в своих изваяниях воплотили культ героизированного предка. Этот культ связан с почитанием племенной, дофеодальной аристократии. Монголы частью вытеснили, частью уничтожили эту местную верхушку и сами заняли ее место. После монгольских завоеваний и образования Золотой Орды обычай установления «каменных баб» в Дешт-и-Кипчак прекращается. Этому способствовало также принятие ислама с его запретом языческих культов и изображения человека.

С другой стороны, принятие ислама дало большой импульс для развития городов и городской культуры, послужило причиной распространения арабской письменности и письменной литературы. В Золотой Орде получили широкое распространение выдающиеся творения Фирдоуси и Рудаки (X век), ал-Ма-ари и Омара Хаияма (XI век), Аттара и Низами (XII век), Руми и Саади (XIII век) и целого ряда других знаменитых поэтов Востока. Почти все они, начиная с гениального Фирдоуси с его бессмертным «Шах-намэ», были персидскими или персидско-таджикскими поэтами (кроме арабского классика ал-Маари и азербайджанца Низами, который однако также писал на персидском языке).

В настоящее время основной религией Монголии является тибетский буддизм, на это большое влияние оказала тесная связь с Китаем.

 


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Монголия.//[Электронныйресурс].-URL: http://www.russiantraveller.ru/asia/mongolia

2. Народы и культуры - Монголы // [Электронный ресурс]. - URL: http://www.travel-journal.ru/ethno/40/1033

3. Этнические группы Монголии // [Электронный ресурс]. - URL: http://www.intrestinghistory.ru/ihs-5-2.html

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.