Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Глава первая 7 страница



разгневанно вскричали фарисеи, –
Ты ученик Его!
А мы несём ученье Моисея –
закон и правду знаем от него!
Бог Моисею на горах Синая
законы дал и там с ним говорил.
Но кто Тот Человек и как творил,
откуда Он? Никто из нас не знает
каких посланец сил»!

«Как странно, – им на то сказал прозревший, –
Не знаете Его!
А Он – моё несчастье одолевший,
не взял себе за это ничего.
Мы знаем все, что Бог не исполняет
желанья грешников. Но кем Он чтим,
для тех Господь могуществом Своим
исполнить их моленья помогает.
И Бог был с Ним!

Не слыханно нигде, чтоб человеку,
рождённому слепым
дал зрение, к нему пришедший Некто,
простым прикосновением Своим!
Не зря Его я встретил у дороги.
Меня привёл на эту встречу Бог.
Такого сделать никогда б не смог
никто, когда бы не был послан Богом
И Бог Ему помог»!

И фарисеи гневно заявили:
«Ты грешен был всегда,
но учишь нас, войдя во храм из пыли!
Иди и не являйся никогда»!
А Иисус, узнав об этом деле,
прозревшего слепого отыскал
и так ему задумчиво сказал:
«Теперь ты в Сына Божия поверил»?
«О нём я лишь слыхал, –

ответил Иисусу исцелённый, –
я знать хочу Его.
Скажи мне, чтобы правдой окрылённый,
всем сердцем я и уверовал в Него»!
Ответил Иисус: «Тебе открылся,
с Ним говоришь, и видишь, как себя».
«О, Господи, я верую в Тебя»! –
воскликнул человек и поклонился,
ликуя и любя.

А Иисус сказал: «Пришёл Я с целью
духовный суд свершить,
чтоб в мире все незрячие прозрели,
а зрячие во тьме остались жить». 6
Слова Его задели фарисеев:
«Уж мы-то не слепые, видит Бог»!
А Он ответил: «Я бы вам помог,
как всем слепым, любя их и жалея,
но вы и на порог

свет истины не пустите великой!
Считаете себя
вы зрячими. Надменны ваши лики.
Живёте вы самих себя любя.
А были б вы действительно слепыми,
то грех тогда бы не коснулся вас.
Но только свой вы мните зрячим глаз,
а все другие – застланными дымом?
И, значит – грех на вас»! 7
***********************************

Примечания:

1. по общеиудейскому воззрению, болезнь должна была иметь своею причиною чью-либо вину: думать так давал повод и Сам Христос (ср. Ин 5:14);
2. «Да, — как бы говорит Христос, — и то действие, которое Я намереваюсь совершить над слепым, есть только одно звено в цепи многих дел Моего призвания. Таких дел Мне нужно совершить много, а времени остается очень мало. Нужно торопиться. Скоро настанет ночь, т. е. у Меня отнимется возможность действовать видимо, открыто для всех;
3. Название источника, куда Христос послал слепца, значит, по толкованию Иоанна, посланный (Силоам — точнее по-еврейски: Силоах). Иоанн, очевидно, усматривает в источнике Силоамском символ посланного Богом для просвещения людей Мессии;
4. брение – грязь, прах (старо слав.);
5. Родители ничего не говорят о Христе как виновнике исцеления их сына, потому что, по замечанию евангелиста, они боялись иудеев, т. е. членов Синедриона (ср. 7:48), которые постановили верующих во Христа отлучать от синагоги или от общества израильского. Отлученный же лишался некоторых важных преимуществ: напр., в его доме нельзя было совершать обрезания, плакать по умершем и, наконец, к нему никто, кроме жены или детей его, не мог приближаться больше, чем на расстояние четырех локтей;
6. Под судом здесь нужно разуметь те последствия, какие будет иметь для людей явление Христа с проповедью Евангелия: одни окажутся способными принять эту проповедь, другие — нет. В этом и скажется различие между людьми, которое дотоле было сокрыто. Можно сказать, что под «судом» здесь разумеется то, что происходит в душе человека (ср. Откр 17:1; Мк 13:40; Рим 3:8);
7. Фарисеи гордятся своим познанием в законе или, как говорит ап. Павел, считают самих себя призванными учить невежд, так как в законе своем они видят непреложный, неизменный образец ведения и истины (Рим 2:20). Таким людям, не чувствующим никакой потребности в духовном исцелении, конечно, помочь нельзя!

Евангелие. Глава 20

«Я дверь овцам»; «Я пастырь добрый»; Обвинение Иисуса в богохульстве; (Ин.10:1-21); Покайся или погибни; Притча о смоковнице; Исцеление скорченной женщины в субботу; Протест противившихся; Притчи о горчичном зерне и о закваске; (Лк.13:1-21); Ответ Иисуса на обвинение в богохульстве в притворе Соломоновом; Уход Иисуса за Иордан. (Ин.10:22-40).

И с ними Иисус продлил беседу.
Он притчу рассказал.
О пастыре и овцах им поведал,
и тем дорогу правды указал:
«Кто дверью не идёт в загон овечий,
но тайно проникает за забор,
тот истинно разбойник или вор.
Входящий в свой загон по-человечьи,
сквозь дверь идёт во двор.

Он пастырь овцам. Сторож открывает
ворота для него.
Своих овец по имени он знает,
послушны овцы голосу его.
Когда овец на пастбище выводит,
он всякий раз шагает впереди.
Они за ним и не сойдут с пути:
знакомый голос к пастбищу приводит.
Из стада не уйти.

От незнакомца овцы убегают
и не идут за ним.
Ведь голоса его они не знают».
Такую притчу рассказал Он им.
Но смысл её не понятым остался
для тех, кто в храме Господу внимал.
И слов Его никто не понимал 1
Но притчу пояснить Он постарался:
«Хочу, чтоб каждый знал,

что есть ворота к овцам в мире этом.
Ворота эти – Я.
Кто до Меня пытался править светом –
грабитель, вор, неправедный судья. 2
Но, кто войдёт воротами Моими –
спасён тот будет. Выйдет и войдёт,
и всё, что ищет, у Меня найдёт.
Но вор приходит с мыслями плохими.
Он губит, жжёт, крадёт.

А Я пришёл, чтоб жизни свет имели
вы до скончанья дней.
Я добрый пастырь и, овец жалея,
за них Я жизнью жертвую Своей.
Наёмник же – не пастырь. Овцы эти
ему по праву не принадлежат.
Завидев за кустами волчий взгляд, 3
сбегает он, забыв про всё на свете.
И нет пути назад.

А овцы разбегаются в испуге.
Ему же всё равно.
Наёмник никогда не станет другом.
Быть пастырем чужому – не дано.
Я добрый пастырь. И овец Я знаю –
Своих овец, что знают лишь Меня,
как Мой Отец во тьме и свете дня,
как Я Отца везде, всегда признаем,
любовь Свою храня.

Есть овцы у Меня ещё другие,
не с этого двора.
Их приведу и станут тем родные:
ведь голос Мой услышать им пора.
Мой голос будет слушать это стадо.
И будет у Меня оно одно.
С единым пастырем пойдёт оно
И жизнь Мою отдать за них Мне надо.
Так свыше решено. 4

И потому Отец Меня так любит,
что жизнь готов отдать.
Никто меня насильно не погубит.
Я жизнь отдам, чтоб вновь её принять. 5
Я это право получил навечно
от Моего Небесного Отца.
Ведь смерти нет, и жизни нет конца.
Бегут часы земные быстротечно
до славного венца». 6

Слова такие вызвали сомненья –
в своём ли Он уме?
Одни в толпе высказывали мненье,
что бесом одержимый, Он посмел
смущать людей неясными речами.
Другие говорили: «Нет, не мог
слова такие молвить не пророк!
И уж, конечно, видели мы сами,
что исцелить Он смог

слепорождённого, а бес не может
им зренье даровать.
Нет, Он не сумасшедший. Бог поможет
Слова Его осмыслить и принять»!
Тут весть пришла о трёх галилеянах,
которых сам Пилат велел убить,
и кровью убиенных окропить
их жертвы, приносимые у храма,
чтоб души оскорбить.

«И думаете вы, – сказал на это
им Иисус тогда, –
несчастные галилеяне эти,
постигла коих страшная беда,
грешнее всех галилеян на свете?
Нет, говорю вам, нет! Но если вы
все не покаетесь, то от судьбы
постигшей их, вы также не уйдёте,
пред Богом не правы. 7

Не думаете ль вы теперь, что люди,
которых погребла
упавши башня старая, пребудут
виновней всех – исчадья тьмы и зла? 8
Нет, говорю вам, нет! Но покаянье
не даст пропасть, от гибели спасёт
и вас и иудейский весь народ.
Иначе, вас не минет наказанье –
погибель к вам придёт»

Затем Господь, беседу продолжая,
им притчу огласил,
как в винограднике своём хозяин
смоковницу однажды посадил.
Три года пролетели над землёю,
но нет на этом дереве плодов.
И вот хозяин, грустен и суров,
с садовником осеннею порою
срубить его готов.

«Оно ведь только место занимает, –
сруби его скорей, –
садовнику сказал он. – Не желает
плодоносить, так прочь с земли моей».
Садовник же хозяину ответил:
«Оставь его, еще, хотя б на год.
Я удобрю его. Глядишь – не подведёт?
А если даже в следующем лете
плодов не принесёт,

тогда смоковницу мы срубим эту.
Но если даст плоды
то значит, на заботу нам ответит –
награда за труды». 9
Шло время. Иисус учил однажды.
В одной из синагог он был тогда.
И женщина одна пришла туда.
Злой дух её сразил болезнью страшной –
стан скрючил навсегда.

Так восемнадцать лет она страдала.
Ни голову поднять,
ни разогнуться не могла, и знала,
что ей такой придётся умирать.
На Иисуса глянула с испугом,
когда её к себе Он подозвал,
Но руки возложил Он и сказал:
«Отныне ты свободна от недуга».
И тотчас увидал

весь люд, что слушал проповедь во храме:
воспрянула она,
и, славя Бога, и легко и прямо
пошла домой здорова и стройна.
Начальник синагоги возмутился,
что Иисус в субботу исцелял:
«Шесть дней для дела людям Бог послал,
тогда и приходите все лечиться! –
он гневно закричал.

Господь в сердцах воскликнул: «Лицемеры!
Не каждый ли из вас
вола или осла ведёт, к примеру,
на водопой в субботний ранний час?
А женщина сия – дочь Авраама,
которая страдала много лет!
Неужто должен Я блюсти запрет,
не исцелив её в субботу прямо?
Кто может дать ответ»?

Посрамлены противники Христовы.
И восхвалял народ
дела Его, к добру Его готовность
и слово, что к спасению ведёт.
А Иисус сказал: «Чему подобно
всё Божье Царство? С чем сравню его?
С зерном горчичным вида одного!
Из одного зерна взойти способно,
из малого сего –

большое дерево с обширной кроной
в ухоженном саду.
И птицы на ветвях его зелёных
поют, гнездятся, весело живут.

А с чем ещё сравню Я Царство Божье?
С закваскою пойдёт.
Смешав её с мукою, зреть положит
всё женщина, пока не подойдёт».
Пришла зима. С ней праздник Обновленья.
В храм Иерусалимский каждый год
на этот праздник сходится народ.
Все восемь дней торжественные чтенья
и служба здесь идёт. 10

А Иисус в притворе Соломона
на галерее был.
Провёл Он ночь в раздумиях бессонных,
и в храме набирался свежих сил.
Вокруг Него собрались Иудеи
и стали, упрекая говорить:
«Как долго нам ещё во тьме ходить?
Ни нас и ни Себя Ты не жалеешь.
Пришла пора открыть

Христос Ты или нет, сказать нам прямо
без притч, без темноты.
Скажи нам всё и не скрывай упрямо:
Мессия ли – Посланник Божий Ты»?
Ответил Иисус легко и грустно:
«На сей вопрос не раз Я отвечал,
но верить Мне никто не пожелал.
Дела Мои – целителя искусство,
которые свершал

во имя Моего Отца пред вами –
свидетельство Моё.
Их, видя, отвергаете их сами,
лелея недоверие своё.
Всё потому, что не Мои вы овцы.
Моя паства на голос Мой идёт.
Я знаю их, Мой голос их ведёт
на пастбища, где вечные колодцы. 11
И каждый там найдёт

жизнь вечную. Им Я её дарую.
Из-под Моей руки
никто не уведёт их. Сохраню Я
всех тех, кого от смерти и тоски
Отец Мой Мне передал для спасенья.
Он выше всех на свете. У Него
похитить невозможно ничего!
Я и Отец – одно. И нет сомненья –
нет выше никого».

Тогда за камни взялись Иудеи.
Хотят Его побить.
А Он сказал: «Спросит у вас Я смею:
за что Меня хотите погубить?
Свершил для вас Я добрых дел немало
согласно воле Моего Отца.
Так за какое Моего конца
вы жаждите. Какое дело стало
святошам-мудрецам

причиной, чтоб Меня побить камнями»?
Коротким был ответ:
«Не за дела Твои. Дела мы ценим сами,
а за слова, страшней которых нет!
Ты, смертный, богохульствуешь лукаво:
Ты стал Себя за Бога выдавать!
Не может Иудей того прощать.
Себе присвоить хочешь Божье право
судить и воздавать»!?

Ответил Иисус: «В законе вашем
написано давно:
«Вы Боги – Я сказал». 12 И всякий скажет –
Писание в веках освящено.
Так сказано о тех, кого достигло
Господне слово. Спрашиваю вас
зачем вы упрекаете сейчас
Того, Кого Послание подвигло
на землю в этот раз,

за то, что Божьим Сыном Он назвался?
Когда б Я не творил
дела Отца, их делать отказался,
тогда не верьте Мне – Я согрешил.
Но Я вершу дела Его святые!
И если вы не верите словам,
то верьте многим праведным делам,
которые вы видите впервые.
Я людям жизнь отдам.

И лишь тогда вы, может быть, поймёте:
Отец во Мне, Я в Нём».
Тогда Его схватить, как на охоте,
они хотят в неверии своём. 13
Но ускользнул из храма незаметным,
и вновь ушёл Господь за Иордан,
где раньше был покойный Иоанн.
И жил в Перее скромно Он и бедно.
Народ учил и там.

И многие к Нему туда ходили
и слушали Его.
И после встречи люди говорили,
что Иоанн всю правду про Него
поведал миру, хоть и сам он чуда
не совершил, людей не исцелял,
но всё, что о Мессии он сказал,
все – правда и вовеки не забудут
те, кто её слыхал.

И многие, кто был на Иордане
в то время в тех местах,
уверовали в Иисуса сами
как в Господа, Спасителя, Христа.
*************************************

Примечания:

1. Трудно было, в самом деле, не понять, что истинным пастырем Христос называл Себя Самого. Он давал понять фарисеям, как неправильно они приравнивают Его к народным возмутителям лжемессиям (ср. 7:12,26,31; 8:12,24 и др.). Он ведь пришел прямою дорогою к Своему народу, принявши установленное Богом крещение Иоанново (1:31 и сл.), и являлся на проповедь в узаконенных для назидания верующих местах — в храме и в синагогах (18:20);
2. Отсюда видно, что Христос всегда, на всем протяжении истории богоизбранного народа, был этими воротами. Кто хотел добиться высокого пастырского положения (все равно что царского или начальнического ср. Ис 63:11; 44:28; Иер 51:23), прежде Христа, тот не истинный правитель народа, а узурпатор. Эти люди знали, что должен прийти к израильскому народу Мессия-Царь, Который и воссядет на престоле Давидове, и тем не менее, они сами хотели занять этот престол. Это были конечно, не фарисеи, которые и не делали попыток завладеть престолом в иудее, а всего скорее — представители династии Ирода;
3. Вероятнее всего, что Христос хотел обозначить под именем волка все враждебные развитию Царства Божия силы. А после этого легко понять, кого Христос разумеет под именем наемника. Это те, попечению кого Христос поручил Свою Церковь, но которые часто не хотят отдать всю свою любовь на благо людей, порученных их попечению (ср. 1 Петр 5:2; Тит 1:7,11; 1 Тим 3:8). В особенности же это относилось к тогдашней иерархии, которая не хотела ничем жертвовать для народа, которому много вреда причиняли и Ироды — светская власть — и фарисеи;
4. Христос должен привести еще других Своих овец, которые странствуют далеко от Израильского царства и дожидаются того момента, когда раздастся призывающий их голос Христов. Таким образом, в едином дворе, т. е. в Церкви соединятся и верующие во Христа израильтяне и верующие язычники, под управлением Единой Главы — Христа. Господь Сам совершит это приведение язычников после Своей смерти. Ясно отсюда, что смерть Его не будет окончанием Его деятельности по отношению к Его стаду, а только послужит к еще большему ее расширению;
5. Эту мысль о великом значении Своей смерти Господь заканчивает здесь. Отец и любит Его особенно за то, что Он совершенно добровольно, без принуждения жертвует Своею жизнью. Эта жизнь есть как бы одежда или украшение, которое Он слагает с Себя, чтобы передать его в руки другого. Он делает это с твердою уверенностью в том, что может ее (жизнь) взять обратно. Эту заповедь, т. е. право и силу взять назад Свою жизнь Господь получил от Отца.
На чем основана эта власть и сила, об этом Христос говорил раньше: Он имеет жизнь Сам в Себе (5:26) и Его воскресение есть, собственно говоря, воскрешение Им Самого Себя (2:19);
6. Таким образом, Христос изображает Свою смерть 1) не как только страдание, какое Он принимает на Себя из покорности воле Отца, но и как совершенно свободное дело, на какое Он Сам решился; 2) как дело послушания воле Отца и, следовательно, как существенный пункт исполнения Своего призвания; 3) как дело самопожертвования на пользу верующих в Него, которых через это Он спасет от погибели; 4) не как уничтожение Своей жизненности, но как переход проявлению Своей, побеждающей смерть, жизни по воскресении и 5) как необходимое предположение для расширения Его деятельности за границы Израиля;
7. Христос пользуется этим случаем для того, чтобы обратиться с увещанием к слушателям Своим. Погибель галилеян, по Его предсказанию, предвещает гибель всего иудейского народа, в случае если народ останется нераскаянным — конечно, в своем противлении Богу, Который теперь требует от народа, чтобы он принял Христа;
8. Господь указывает еще, очевидно, очень недавнее событие — именно падение Силоамской башни, которая задавила под своими развалинами восемнадцать человек. Ужели эти погибшие были грешнее пред Богом, чем все остальные жители Иерусалима? — Что это была за башня неизвестно. Видно только, что она стояла в непосредственной близости к Силоамскому источнику (ἐν τω̨̃ Σιλωὰμ), который протекал при подошве Сионской горы, с южной стороны Иерусалима;
9. Притчею о бесплодной смоковнице Господь хотел показать иудеям, что Его выступление как Мессии — это последняя попытка, какую делает Бог с целью призвать народ иудейский к покаянию, а после неудачи этой попытки — для народа ничего более не остается как ожидать себе скорого конца. Но кроме этого, прямого смысла притчи, она имеет и таинственный. Именно бесплодная смоковница означает всякий народ и всякое государство и церковь, которые не осуществляют своего, данного им от Бога, назначения и которые поэтому должны быть удалены со своего места;
10. Праздник обновления или очищения храма, продолжавшийся около восьми дней (в месяце кислеве или декабре). Поводом к установлению этого праздника было очищение иерусалимского храма от идолов, совершенное в 165-м году до Р. Х. Маккавеями;
11. Причиною этого неверия является то обстоятельство, что эти иудеи не принадлежат к овцам пастыря — Иисуса, т. е. к тем истинным израильтянам, которые с радостью приняли Его свидетельство;
12. Господь прежде всего снимает с Себя обвинение в богохульстве. Да, он назвал Себя Сыном Божиим. Но не поступает ли так даже с простыми людьми самó Слово Божие? Людей, особо выдающихся по своему положению, оно называет иногда богами (Псалом 81:6), однако, из-за этого никто не станет сомневаться в истинности для избранного народа (не может нарушиться Писание)
13. Видя, что Христос не раскаивается в произнесенных Им словах, Иудеи хотят захватить Его с целью представить на суд Синедриона, как богохульника. Но Христос и на этот раз незаметно уходит от них и удаляется в Перею.

Евангелие. Глава 21

Вопрос богатого начальника. (Лк.18:18-30); Исцеление в субботу; Избрание первых мест; Приглашение нищих на пир; Приглашение на большой ужин и отказ званных (Лк.14); Цена следования за Христом ( Мф. 10:37-39); Несение своего креста. (Лк.14).

Один большой начальник иудейский
вопрос Христу задал:
«Учитель добрый! Мой вопрос житейский:
что делать мне, чтоб счастье я познал –
жизнь вечную чтоб получил в наследство»?
Христос ответил: «Добрый только Бог.
Лишь Он один избавит от тревог.
А к вечной жизни есть простое средство,
возможностей порог.

Я думаю – ты заповеди знаешь
все десять наизусть?
И если ты их верно соблюдаешь,
то твой земной угоден Богу путь».
«Я с юности всё это выполняю, –
начальник Иисусу отвечал.
«Тогда хочу, чтоб истинно ты знал,
что одного тебе лишь не хватает, –
Христос ему сказал, –

получишь ты небесную награду,
когда продашь ты всё
и беднякам раздашь – кому что надо,
имущество огромное своё.
Тогда и приходи, за Мною следуй»!
Начальник загрустил от слов Христа:
такая недоступна высота.
А Иисус сказал, увидев это,
что истина проста:

«Богатому, – сказал Он, – в Царство Божье
войти так нелегко.
Скорее уж верблюд проникнуть сможет
сквозь малое игольное ушко».
И слышавшие это вопросили:
«Тогда скажи, кто может быть спасён»?
И вопрошавшим так ответил Он:
«Всё то, что люди выполнить не в силах,
не ведая препон,

свершает Бог. Всё для Него возможно».
Тут Пётр Ему сказал:
«Идём мы за Тобою непреложно,
оставив дом и близких потеряв».
Ответил Иисус: «Моё вам слово:
На белом свете нету никого,
кто дом оставил и семью его
во имя Царства Божия святого
и жил бы для него,

чтоб он не получил гораздо больше
под солнцем и луной
и после смерти в славном Царстве Божьем,
в век новой жизни – вечной, неземной».
Однажды, Иисус в одну субботу
у фарисея знатного гостил.
И глаз с Него никто там не сводил:
как ест и пьёт. Следили, чтоб работу
какую не свершил.

И там больной водянкой оказался.
Пред Иисусом встал.
А Иисус в болезни разобрался,
законникам простой вопрос задал:
«Законно ли в субботний день леченье»?
Но те молчали. Иисус тогда
коснулся человека. Ни следа
болезни – это чудо исцеленья
дивящее всегда!

В ответ на молчаливые упрёки,
потом Он всем сказал:
«Вот если б сын, равви законов строгих
в субботний день в колодец бы упал,
или туда рабочая скотина
в субботний день случайно попадёт,
неужто их никто и не спасёт,
и для смертей всего одна причина –
субботний день идёт»?!

Никто на то не смог Ему ответить.
И продолжался пир.
А Иисус тогда успел заметить,
что кто б из них к столу не подходил,
всё норовил занять почётней место.
И притчу Иисус им рассказал:
«Когда на свадьбу друг тебя позвал,
не торопись воссесть, туда, где лестно
сидеть, чтоб увидал

тебя в почёте каждый приглашённый.
Но так ведь может быть:
приходит некто более почтенный –
ему попросят место уступить.
И ты с позором на последнем месте.
Но, если ты на свадьбу будешь зван
и на последнем месте сядешь там,
то будешь удостоен большей чести.
Тогда хозяин сам

тебя с почётом пересадит выше
и будешь ты в чести.
И в жизни тот, кто сам себя возвысил
унижен будет на своём пути,
а кто себя перед людьми принизил,
возвышен будет и всегда займёт,
то место, что Господь ему даёт,
которое заслуживает в жизни.
Его то место ждёт».

Потом Он, обратившись к фарисею –
хозяину стола,
сказал ещё: «Ты яства не жалеешь,
за то тебе твоих гостей хвала.
Однако, на обед, иль званный ужин
одних своих друзей не приглашай,
богатых, важных ты не собирай.
Одних лишь тех, кто для чего-то нужен,
к столу не призывай

в надежде, что ответят приглашеньем.
Когда же ты решишь
к себе гостей созвать на угощенье,
ты бедных и увечных попроси,
хромых, слепых зови к себе обедать.
И будешь ты благословен тогда:
убогие не смогут никогда
за всё вознаградить тебя ответно.
На «нет» и нет суда.

Но даст тебе Господь вознагражденье,
когда наступит час
всех праведных на свете воскресенья.
Ведь милость Божья не оставит нас». 1
Услышав это, некто из сидящих
сказал в восторге: «Счастлив будет тот,
кто в Царстве Божьем место обретёт
и вкусит яства в жизни предстоящей
без горя и забот»!

А Иисус сказал ему на это
так, чтоб слыхали все:
«Раз некий человек в разгаре лета
устроил ужин, чтоб во всей красе
представить дом свой для гостей желанных.
Вот всё готово. Он слугу послал,
чтоб приглашённых тот к столу позвал.
чтоб вёл к нему скорее долгожданных –
вечери час настал.

Но, словно сговорившись, извиненья
все шлют ему в ответ.
Один сказал, что должен он решенье
принять немедля: покупать, иль нет
на днях ему предложенную землю.
Другой сказал: «Пять пар волов купил,
но всё сполна пока не заплатил.
Иду смотреть их в деле. Не приемлю
чтоб скот недужим был».

И третий не пришёл, но извинился:
«Я не смогу прийти,
поскольку только, только я женился,
не должен я от дома отойти».
И господин сказал слуге сердито:
«По городу пройди,
и нищих и больных в мой дом открытый
повсюду собери и приведи».

Слуга его не тратил время всуе.
И вот сказал хозяину: «Сейчас
людей немало за столом у нас,
но много места всё ещё пустует
в вечерний этот час».

«Тогда пройди по весям и дорогам.
Найди и убеди, –
велел хозяин, – сирых и убогих
в мой дом на пир немедленно прийти,
чтоб здесь душою отдыхали люди.
И так тебе скажу я: никогда
из приглашённых ранее сюда,
никто здесь на пиру сидеть не будет,
отныне навсегда»! 2

И за Христом шло множество народа.
Он обернулся к ним.
«В Моём пути тревоги и невзгоды, –
сказал он почитателям Своим. –
И, если кто из вас ко Мне приходит,
любя отца и мать, жену детей,
сестёр и братьев и родных людей
сильней Меня, кто жизнь свою находит
ценней пути ко Мне,

Моим учеником он быть не может.
Кто слаб свой крест носить,
но следует за Мною осторожно –
Моим учеником не может быть.
Ведь, если башню кто захочет строить,
то прежде, чем строительство начнёт,
не сядет ли, не выполнит расчёт,
узнавши сколько дело будет стоить
до стройки, наперёд?

Достаточно ль всего для завершенья
строительства того?
Иначе, возводить начнёт строенье,
а средства вдруг иссякнут у него.
И станут все вокруг над ним смеяться,
его позоря, станут говорить:
«он лихо взялся, но не мог свершить.
Ему б за дело лучше и не браться,
так жить – людей смешить»!

И так же каждый, если не покинет
всё, что имеет он:
родных, дела и мысли не отринет,
не может быть Моим учеником! 3
Соль хороша, но если вдруг безвкусной
окажется, природе вопреки,
что толку в ней? – Солить ей не с руки,
лишь выбросить без жалости и грусти,
без горя и тоски». 4
****************************************

Примечания:

1. Христос учил, что будет не одно только воскресение праведных, а воскресение всех — и праведных, и неправедных (ср. Лк 20:35; Ин 5:25). Если здесь Он говорит только о воскресении праведных, то делает это с отношением к фарисеям, которые полагали, что воскресения будут удостоены одни праведники, так что к словам: «в воскресение праведных» Христос мысленно прибавляет: «которое вы только допускаете»;
2. В притче о званных на вечерю Христос показывает, что никто из выдающихся членов теократического иудейского общества, которые считали себя вполне полноправными на участие в Царстве Мессии — здесь ближе всего разумеются фарисеи — не будет принят в это Царство по своей собственной вине. Причины, какие выставлены званными, вовсе не представляются совершенно нелепыми: действительно, могла быть нужда у купившего землю посмотреть, какие работы нужно поскорее делать на ней. Менее основательно извинение купившего волов, но все же и он мог иметь в виду, что, тотчас же испытавши их и найдя негодными для работы, он имел возможность возвратить их скотоводу-хозяину, который гнал гурт волов в другое место и которого уже после нельзя было сыскать. Еще более основательною представляется извинение третьего, потому что и сам закон молодожена освобождал от исполнения общественных обязанностей (Втор 24:5). Но во всяком случае все эти причины с точки зрения Христа оказываются недостаточными: ясно, что Христос под человеком, устроившим пир, разумеет Самого Бога, а для Бога, конечно, человек должен пожертвовать решительно всем в жизни... Ев. Лука затем прибавляет, что были призваны новые гости в два раза (у ев. Матфея один раз): сначала из улиц и переулков собираются нищие, увечные, хромые и слепые, т. е. — по всей вероятности, такова мысль ев. Луки — мытари и грешники, а затем, с дорог — еще более низко стоящие люди, т. е. по мысли ев. Луки, язычники (ср. Рим 2:17 и сл.). Их велено «понуждать» (ἀνάγκασον — неточно в русск. переводе «убеди») войти на пир. Некоторые толкователи в этом выражении думали найти основание для насилия в области свободы совести, а римские инквизиторы на этом тексте утверждали право свое преследовать еретиков. Но здесь, несомненно, речь идет о нравственном понуждении и ни о каком ином. В самом деле, мог ли один раб насильно привести с собою гостей, если бы и захотел так поступить? Нет, понуждение это скорее имело характер усиленного увещания. Ведь призываемые теперь на пир были люди самых низших слоев народа, и они могли стесняться идти на пир к богатому человеку: им нужно было выяснить, что их в самом деле приглашают на пир (Тренч, ст. 308-309);
3. Тут разумеется не только имение, деньги или семейство, но и все излюбленные мысли, взгляды, убеждения (ср. Мф 5:29-30). Сказать о необходимости пожертвовать всем своим личным на дело служения Христу было теперь как нельзя более благовременно, потому что Христос шел в Иерусалим для того, чтобы там принести высшую жертву за все человечество, и ученикам Его нужно было усвоить себе такую же готовность на самопожертвование, какою было проникнуто сердце их Господа и Учителя (12:49-50);
4. Смысл этого приточного изречения такой: как соль нужна только до тех пор, пока она сохраняет свою соленость, так и ученик до тех пор остается учеником Христовым, пока не утратил главного свойства, которое характеризуют ученика Христова — именно способность на самопожертвование. Чем будет возможно возгреть в учениках решимость на самопожертвование, если они утратят ее? Нечем, — подобно тому как нечем вернуть соли ее утраченную соленость. Но если соль — точнее; но если даже и соль (ἐὰν δὲ καὶ τò ἅλας) потеряет силу, а этого — такова мысль приведенного выражения — нельзя ожидать в силу самой ее природы (ср. Мф 5:13 и Мк 9:50).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.