Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Введение в профессию»



«Введение в профессию»

 Обязательная учебная дисциплина для студентов 1 курса факультета психологии МГУ имени М.В.Ломоносова

 

 

Цели учебной дисциплины: способствовать формированию системной ориентировки в образовательных программах по специальностям «Клиническая психология» и «Психология служебной деятельности», а также в перспективах профессионального развития у студентов-первокурсников. Речь идет о студентах дневной и вечерней форм обучения, поступивших на факультет психологии МГУ в условиях общего конкурса. Обучение во втором семестре потребует разделения общего потока на группы по указанным специальностям. Процедура зачисления на образовательные программы по данным специальностям состоится с учетом результатов зимней сессии, личных заявлений студентов, степени осведомленности студента о выбранной специальности, проявленного познавательного интереса.

Данная учебная дисциплина, в первую очередь, должна вооружить студентов упорядоченной системой знаний, необходимых для принятия ими осознанного решения о выборе специальности. Вторая, не менее важная задача данного курса - способствовать формированию серьезной смыслообразующей мотивации в освоении учебных дисциплин, соответствующих образовательной программе.

План ознакомления студентов с профилем деятельности психолога, освоившего программу подготовки по каждой специализации в рамках соответствующей специальности:

1) Где (в каких государственных организациях, учреждениях) и на каких трудовых постах (должностях) могут работать выпускники?

2) Какие виды профессиональной деятельности предусмотрены в государственном образовательном стандарте для специалистов данного профиля? Каковы типовые профессиональные задачи (компетенции) психолога в указанных организациях?

3) Чем могут быть полезны психологи данного профиля (что ценного для людей и государственных организаций) они производят? Каковы возможные негативные последствия работы психологов данного профиля (чем они могут навредить, каковы возможные негативные последствия их ошибок)?

4) Что нужно знать и уметь психологам данного профиля для успешной работы? Какие отрасли научной психологии они должны освоить? Какие учебные дисциплины (лекционные и практические) предусмотрены как обязательные в программах подготовки как общие по специальности и по каждой специализации?

5) Какие свойства и индивидуально-личностные качества могут способствовать или мешать успешной работе психологов в рассматриваемой области?

6) Чем работа психологов данного профиля может быть сложна и привлекательна?

7) Каковы варианты профессионального роста психологов?

 

В течение семестра студенты выполняют самостоятельную работу и присылают ее преподавателю по электронной почте по адресу: 12dovvp@mail.ru (дневное отделение) и 12vovvp@mail.ru (вечернее отделение)

Самостоятельная работа: написание эссе на тему «Моя будущая профессия». Необходимо рассмотреть следующие вопросы:

· Какая специальность («Клиническая психология» или «Психология служебной деятельности») меня привлекает в настоящий момент в большей степени и почему?

· На какой должности, и в какой организации хотелось бы работать после окончания университета?

· Какие профессиональные задачи выполняет психолог выбранного студентом профиля?

· Какие отрасли научно-психологического знания необходимы такому психологу для успешной работы?

· Что полезного для людей (для организации, для государства) может сделать психолог данного профиля?

· Чем такой психолог может навредить людям? (Подробнее вопросы профессиональной этики и правовые основы деятельности психолога рассматриваются далее в особом курсе).

· Каковы Ваши «запасные варианты» профессионального пути?»

Срок представления эссе – не позднее 1 октября по электронной почте по адресу: для студентов дневного отделения 12dovvp@mail.ru

Для студентов вечернего отделениясамостоятельные работы присылаются по электронной почте по адресу: 12vovvp@mail.ru

Студенты, вόвремя выполнившие самостоятельные работы, посещавшие лекционные занятия и успешно выполнявшие задания на лекции, а также правильно ответившие на 70% вопросов итогового теста, получают зачет автоматом. Остальные студенты сдают зачет в индивидуальной беседе с преподавателем в дни пересдачи в зимнюю сессию.

 

Вопросы к зачету:

1. Какие типы профессиональной деятельности психолога указаны в государственном образовательном стандарте?

2. Что производят психологи (каков продукт их труда)?

3. Какими средствами труда (внешними и внутренними) пользуются психологи?

4. Каковы фундаментальные знания, необходимые психологам всех специальностей? Какие дисциплины учебного плана будут общими для всего потока?

5. Как оплачивается труд психологов?

6. Какие профессии близки труду психологов?

7. Каковы пути освоения профессии психолога в России, каковы уровни (ступени) профессионализма?

8. Что такое бакалавриат и магистратура, какие магистерские программы есть на факультете психологии МГУ?

9. Чем отличается специалитет от бакалавриата и магистратуры?

10.  Какие кафедры (как учебно-научные подразделения) имеются на факультете психологии МГУ?

11.  Каков перечень специализаций, представленных в рамках образовательных программ по специальности «Психология служебной деятельности»?

12.  Каков перечень специализаций, представленных в рамках образовательных программ по специальности «Педагогика и психология девиантного поведения»?

13.  Каков перечень специализаций, представленных в рамках образовательных программ по специальности «Клиническая психология»?

14.  Что означает межкафедральный принцип обеспечения специализаций?

15.  Какие отрасли психологической науки существуют в РФ? По каким отраслям (специальностям ВАК РФ) обучаются в аспирантуре факультета психологии МГУ?

16.  Какие кафедры обеспечивают обучение аспирантов по специальностям ВАК РФ?

17.  Какие специальности ВАК РФ будут доступны выпускникам специалитета, если они захотят далее обучаться в аспирантуре?

18.  Какие существуют профессиональные сообщества в России и за рубежом? Что такое «РПО»?

19.  Основные периодические издания по психологии, примеры профессиональных Интернет-сайтов.

20.  Узкое и широкое значение слов «служебная деятельность», в каких организациях могут работать психологи, освоившие специальность «Психология служебной деятельности»?

21.  Какие отрасли психологии составляют фундамент для специализации «Организационное консультирование»?

22.  Какие отрасли психологии составляют фундамент для специализации «Психолого-эргономическое обеспечение профессиональной деятельности»?

23.  Какие отрасли психологии являются базовыми для специализации «Психология переговоров и разрешения конфликтов в служебной деятельности»?

24.  Какие отрасли психологии составляют основу для специализации «Психология СМИ и связей с общественностью»?

25. Какие отрасли психологии являются фундаментом для специализации «Психологическое и психофизиологическое сопровождение кадрового менеджмента»?

26.  Какие отрасли психологии составляют фундамент для психологов, работающих в учреждениях правоохранительной системы»?

27.  Какие задачи практики находятся в центре внимания психологов, получивших профессиональную подготовку по специализации «Психология развития и обучения»?

28.  Какие задачи решают эргономисты?

29.  Какие задачи типичны для работников в области кадрового менеджмента?

30.  Какие задачи правоохранительной системы полезно решать с участием психологов?

31.  Каковы задачи психолога, работающего в силовых структурах, в подразделениях Вооруженных сил РФ?

32.  Что изучает акмеология?

33.  Какие задачи социальной практики решают специалисты, получившие диплом по специальности «Педагогика и психология девиантного поведения»?

34.  Зачем нужна психология специалистам по связям с общественностью, и какая отрасль психологии в первую очередь ими востребована?

35.  Какие специалисты (кроме психологов) также исследуют и регулируют конфликты в производственных организациях?

36.  Сотрудники каких подразделений факультета психологии МГУ разрабатывают проблематику организационной психологии?

37.  Какими вопросами практики можно заниматься, получив подготовку в рамках специализации «Социально-психологическое обеспечение профессиональной деятельности»?

Рекомендуемая литература и сайты в Интернете:

1) Психолог. Введение в профессию /Под ред. проф. Е.А.Климова. Рекомендовано Советом по психологии УМО по классическому университетскому образованию. — М.: Изд. Центр «Академия», 2007.

2) www.psy.msu.ru

3) Проект «Психология как профессия» //www.psy.msu.ru /кафедра психологии труда и инженерной психологии

4) www.ht.ru

5) www.flogiston.ru

6) www.psy.1september.ru

 

 

1 сентября 2012 г.

 

* * *

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.