|
||||||||||||||||||||||||||||
Пояснительная записка. Тема — Некоторые сведения из теории множествПояснительная записка Тема — Некоторые сведения из теории множеств Понятие множества является одним из наиболее общих и наиболее важных математических понятий. Оно было введено в математику немецким ученым Георгом Кантором, создателем теории множеств.
Георг Кантор (1845—1918) Немецкий математик, создатель теории множеств Множество — это совокупность объектов произвольной природы, которая рассматривается как единое целое. Под множеством мы можем понимать: учеников класса, фрукты, деревянные предметы, числа и т. д. Например:
Множества принято обозначать прописными буквами латинского алфавита (A,B,C,D и т. д.).
Множество можно задать перечислением всех его элементов, заключенных в фигурные скобки:
Из некоторых элементов одного множества можно составить новое. Тогда такое множество Епринято называть подмножеством D: D={1,2,3,4,5,6,7,8…} E={2,4,6,8…} Для наглядности множества можно изображать в виде окружности, так называемых кругов Эйлера, где элементы, входящие в множество, изображают внутри круга, а остальные вне: Пересечением множеств называется множество их общих элементов. Например: Пусть множество A будет состоять из элементов 1,3,6,9,12,15, а множество B из элементов 2,4,6,8,10,12. Тогда в пересечение этих множеств будет входить 2,6,12:
Множество может не содержать элементы, тогда оно будет называться пустым. Если множества не имеют общих элементов, то их пересечение — пустое множество:
Объединением двух множеств называется множество, состоящее из всех элементов этих множеств и не содержащее никаких других элементов: A={1,3,6,9} B={2,4,6,8} A⋃B={1,2,3,4,6,8,9} Разностью множеств А и В называется множество элементов, принадлежащих множеству А, которые не принадлежат множеству В: A={1,3,6,9} B={2,4,6,8} A\B={1,3,9} Если множество А является подмножеством B, то дополнением называется разность множества А и В: A={2,4,6} B={1,2,3,4,5,6}
Мощностью множества называется число его элементов:A={1,2,3,4,5,6} |A|=5 Таким образом, мощность непересекающихся множеств будет являться суммой мощностей каждого множества: A={1,3,5,7} B={2,4,6,8} |A⋃B|=8 Для вычисления мощности пересекающихся множеств можно использовать принцип включений и исключений: |A⋃B|= |A|+|B|–|A⋂B| A={1,2,3,4,5,6} B={2,4,6,8} |A⋃B|=6+4–3=7 Для вычисления мощности пересечения трех множеств принцип включений и исключений выглядит так: |A⋃B⋃С|= |A|+|B|+|C|–|A⋂B|–|A⋂C|-|B⋂C|+|A⋂B⋂C| Задание №1. В классе 17 пловцов, 8 борцов и 13 футболистов. Известно, что в классе 25 детей, а ребят занимающихся футболом и плаваньем — 10, борьбой и плаваньем — 3, борьбой и футболом — 2 и только один ребенок занимается всеми тремя видами спорта. Сколько детей в классе не занимаются спортом? Дано: |A|=17, |B|=8, |C|=13 |A⋂B|=3, |A⋂C|=10, |B⋂C|=2 |A⋂B⋂C|=1 по формуле включения: |A⋃B⋃С|= |A|+|B|+|C|–|A⋂B|–|A⋂C|–|B⋂C|+|A⋂B⋂C|=17+8+13–3–10–2+1=24 Таким образом, в классе 24 ребенка занимаются хотя бы одним видом спорта, ответ 1 Задание №2. 1. Множество общих элементов двух множеств 2. Совокупность объектов произвольной природы, которая рассматривается как единое целое 3. Число элементов множества 4. Множество элементов, не входящих в подмножество 5. Множество, состоящее из всех элементов двух (или более) множеств и не содержащее никаких других элементов Задание №3 Закрасьте область цветом: 1. Зеленым — R\(P\Q) 2. Красным — (P⋂R)\Q 3. Желтым — (P∪Q)\R
|
||||||||||||||||||||||||||||
|