Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса

(ЮРГУЭС)

Кафедра «Психология и педагогика»

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ

ПРАКТИКУМ

Рабочая тетрадь

для студентов 2 курса квалификация "бакалавр" по направлению подготовки 030300 «Психология»

очного и заочного обучения

Составитель: ст. преподаватель Окорочкова Е.В.

Шахты

Методические рекомендации:

      Современная наука все более приходит к заключению о необходимости разработки новой теории как в целом о Вселенной, так и о сущности жизни и ее происхождении. В рамках практических занятий студентам предстоит выполнение творческих заданий по перечисленным вопросам (10мин. на каждый вопрос) Также предполагает знакомство обучающихся с соответствующими представлениями, современному уровню развития науки, о физиологических механизмах, коррелятах и закономерностях психической деятельности и поведения человека и сформирование у них умения использовать эти знания при анализе психологических данных. Работа с находящимися в практикуме заданиями, является обязательной (в тренировочных и тестовых упражнениях по темам представлены вопросы, связанные с курсом лекций). Но представляется желательным, чтобы обучающийся после прохождения соответствующих тем использовал возможность проработки материалов, с помощью рекомендованной литературы обращая особое внимание на описание психофизиологических методик, использованных в том или ином исследовании. Также необходимо обращать внимание на те методологические постулаты, которые лежат в основе исследований, описанных в литературе.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

ТЕМА: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИОЛОГИИ ЧЕЛОВЕКА.

Задания для обсуждения:

  1. Проанализируйте теорию «единого поля» и жизнь…………………………………….

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

  1. Структурно-функциональная характеристика организма человека

Перечислите типы клеток нашего организма………………………………………...

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

  1. Дайте определение организма…………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

4. Что изучает физиология……………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

5. Опишите принцип детерминизма…………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

 

Тест для самоконтроля:

 

  1. В чем кроется коренное отличие человека от всех живущих на планете Земля?

а) инстинкт самосохранения

б) рассудочное мышление

в) процесс познания

2. Что является основной структурной и функциональной единицей живых организмов?

а) атом

б) молекула

в) клетка

3. Как называется объединение различных органов?

а) организм

б) функциональные системы

в) органические системы

4. Необходимое условие для существования организма?

а) взаимодействие его с внешней средой

б) взаимодействие его с космосом

в) питание всех клеток организма

5. Основоположник психофизиологии?

а) Сеченов И.М.

б) Павлов И.П.

в) Айзенк Г.Д.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

ТЕМА: МЕТОДЫ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Задания для обсуждения:

1. Перечислите методы психофизиологических исследований………………………………..

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

2. Опишите метод регистрации импульсной активности нервных клеток…………………..

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

3. Опишите метод электроэнцефалографии…………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

4. Опишите метод магнитоэнцефалографии…………………………………………………..

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

5. Опишите метод электромиографии………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

 

       Тест для самоконтроля:

  1. Большую часть показателей можно регистрировать?

а) травмируя объект исследования

б) не вмешиваясь в изучаемые процессы

в) внедряясь в изучаемые процессы

2. Для регистрации импульсной активности нервных клеток используют?

а) макроэлектроды

б) энергоэлектроды

в) микроэлектроды

3. При записи ЭЭГ могут регистрироваться электрические процессы, не связанные с активностью мозга они называются?

а) артефакты

б) факты

в) интрафакты

4. Магнитоэнцефалография продолжите?

а) позволяет дополнить энцефалографию

б) результаты не дополняют других исследований

в) вообще бесполезный метод

5. Регистрация движений глаз называется?

а) акулография

б) окулография

в) оклограмма

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

ТЕМА: ОБЩИЕ СВОЙСТВА СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ. ЗРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА. СЛУХОВАЯ СИСТЕМА. ВЕСТИБУЛЯРНАЯ СИСТЕМА. СОМАТОСЕНСОРНАЯ СИСТЕМА. ОБОНЯТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА. ВИСЦЕРАЛЬНЫЙ АНАЛИЗАТОР. ВКУСОВОЙ АНАЛИЗАТОР.

Задания для обсуждения:

1. Перечислите общие принципы организации сенсорных систем……………………………

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

2. Опишите строение и функции оптического аппарата глаза……………………………….

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

3. Опишите структуру и функции наружного, среднего и внутреннего уха………………..

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

4. Опишите строение и функции рецепторного вестибулярного аппарата…………………

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

5. Что входит в соматосенсорную систему……………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Тест для самоконтроля:

1.Аккомодация это?

а) расплывчатое видение объектов

б) приспособление глаза к ясному видению объектов

в) слепота

2. Бинауральный слух это?

а) способность определять положение источника звука в пространстве

б) в зависимости от источника звука способность слышать одним ухом

в) способность слышать звук поочередно, то правым, то левым ухом

3. Как называется путь, передающий сигналы о прикосновении к коже?

а) лемнисковый путь

б) проприорецептивный

в) таламический

4. Где расположены рецепторы обонятельной системы?

а) в пазухах носа

б) в области нижних носовых ходов

в) в области верхних носовых ходов

5. Изменение состояния внутренних органов регистрируется?

а) слуховой системой

б) висцеральной системой

в) зрительной системой

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4

ТЕМА: ТИПЫ ДВИЖЕНИЙ. ВЫРАБОТКА ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ. СХЕМА ТЕЛА И СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ.

Задания для обсуждения:

1. Опишите типы движений человека…………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

2. Что входит в понятие позы……………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

3. Опишите наиболее распространенную форму локомации человека ……………………..

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

4. Как происходит выработка двигательных навыков………………………………………..

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

5. Из чего состоит внутренняя модель управления движениями……………………………

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

 

       Тест для самоконтроля:

1.В поддержании вертикальной позы участвуют?

а) слух и вестибулярный аппарат

б) зрение и вестибулярный аппарат

в) вестибулярный аппарат

2. Понятие мышечного тонуса относится?

а) к скелетным мышцам

б) к гладким мышцам

в) к сердечной мышце

3. Взаимодействие организма с внешней средой строится на основе?

а) модели внутреннего мира и модели собственного тела

б) модели внешнего мира и модели собственного тела

в) модели собственного тела

4. Передача возбуждения с нервного волокна на скелетную мышцу происходит через?

а) нейрон

б) глию

в) синапс

5. Фазы цикла ходьбы?

а) опора и перенос

б) опора и прыжок

в) перенос

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5

ТЕМА: МОЛЕКУЛЯРНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПАМЯТИ. ДИСКРЕТНОСТЬ МНЕМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ. КОНСТАНТА ЛИВАНОВА. ОБЪЁМ И БЫСТРОДЕЙСТВИЯ ПАМЯТИ. ДИАПАЗОН ОЩУЩЕНИЙ. НЕЙРОННЫЕ КОДЫ ПАМЯТИ.

Задания для обсуждения:

1. Опишите молекулярные механизмы памяти ………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

2. В чем состоит дискретность мнемических процессов………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………....

3. Основной психофизиологический закон. Константа Ливанова……………………………

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

4. Опишите диапазон ощущений……………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

5. Нейронные коды памяти, что входит в это понятие……………………………………….

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Тест для самоконтроля:

1. В качестве основного изменения при формировании памяти рассматривают модификацию синаптических связей. Эта идея была разработана?

а) Д.О.Хеббом

б) Д. Хьюбелем

в) Т. Визелем

2. Какое явление впервые описал Ливанов?

а) биоритмов

б) захвата ритмов

в) ритмичность

3. Циклически повторяющиеся волны импульсов?

а) нейронные коды памяти

б) эмоциональные волны

в) элетрофизические разряды

4. Кем впервые были вычислены объем памяти и быстродействие?

а) Л. П. Бычковой и М. Н. Сыреновой

б) И. Ю. Мышкиной и В. В. Майоровой

в) Г. Бергером и М. Н. Ливановым

5. По методике какого автора, человек сначала запоминает ряд стимулов?

а) С. Стернберга

б) Г.Бергера

в) Д. Хебб

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6

ТЕМА: ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТРУКТУР МОЗГА, РЕАЛИЗУЮЩИХ ФУНКЦИИ ЭМОЦИЙ КАК ОСНОВУ ТЕМПЕРАМЕНТОВ. ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИЙ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЪЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА.

 

Задания для обсуждения:

  1. Дать представление о физиологии эмоций, фазах и нейрохимии стресса. Остановиться на механизмах мотивации в структуре поведения, классификации мотиваций………………………………………………………………………………….

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

  1. Структуры мозга, реализующие функции эмоций. Субстрат мозга.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

  1. Методы изучения и диагностики эмоций………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

  1. Какую роль играет ретикулярная формация в возникновении эмоций? ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
  2. Представления И. П. Павлова и его учеников о типах темперамента?

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

 

Тест для самоконтроля:

  1. В чем различие между настроением и эмоциями?

а) настроение длиться дольше

б) эмоции длятся дольше

в) нет различий

2. Для чего нужны эмоции?

а) для хорошего настроения

б) для приспособления к среде

в) совсем не нужны

3. Как человек реагирует на сигнал опасности?

а) замирает

б) возбуждается

в) бежит

4. Как эмоциональное напряжение, связанное с мотивацией влияет на человека?

а) оказывает дезоорганизующее воздействие

б) не оказывает ни какого воздействия

в) повышается эффективность деятельности

5. При избирательном хирургическом повреждении мозга, позволяет предполагать относительное функциональное преоблада­ние фронтальной коры и гипоталамуса у?

а) холериков и флегматиков

б) меланхоликов и сангвиников

в) холериков и сангвиников

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7

ТЕМА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ. РОЛЬ И МЕСТО ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ В ПОВЕДЕНИИ. МОДЕЛИРУЮЩАЯ СИСТЕМА МОЗГА.

 

Задания для обсуждения:

1. Определение функциональных состояний у разных авторов……………………………….

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

2. Моделирующая система мозга………………………………………………………………...

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

3. Роль и место функционального состояния в поведении…………………………………….

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

4. В какой мере стволовая РФ непосредственно оказыва­ет активирующее влияние на кору.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

5. Каудо-таламо-кортинальная система………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

 

Тест для самоконтроля:

1. Особая группа клеток, выделенная в нервной системе, которые сами не вызывают реакции, но регулируют активность других нейронов?

а) стимулирующие нейроны

б) активизирующие нейроны

в) моделирующие нейроны

2. Функциональные состояния, регулируемые модулирую­щей системой мозга?

а) необходимая составляющая любо­го вида деятельности и поведения

б) необходимая составляющая мозговой деятельности

в) необходимая составляющая нейрона

3. Автор экспериментов где, испытуемые сами регулировали уровень своей активации, работая на эргометре с разным напряже­нием

а) М. Франкенхойзер

б) В. Зингер

в) Р. Кардо

4. Исследования Дж. Моруцци и Г. Мэгуна привели к открытию?

а) таламуса

б) гиппокапма

в) в стволе на уров­не среднего мозга неспецифической системы, или мезенцефалической ретикулярной формации, активирующей кору больших полушарий

5. Кем была высказана мысль о причастности стриопаллидарной системы к регуляции функциональ­ного состояния?

а) Н. Бухвальдом и М. Деметреску

б) С. Гросберг

в) Н. Ф. Суворова и О. П. Таирова

 

 

Разработать практическое занятие по образцу на одну из предложенных тем:

  1. Проблема внимания в традиционной психофизиологии. Проблема внимания в системной психофизиологии.
  2. Сознание и практическая психология.
  3. Психофизиология бессознательного.
  4. Виды сна.
  5. Сновидение. Пробуждение. Физиологическое значение сна.
  6. Специфика психофизиологического рассмотрения научения.
  7. Системная психофизиология научения. Проблема элементов научения индивидуального опыта.
  8. Сравнительный метод в системной психофизиологии.
  9. Появление психического. Эволюция видов.
  10. Клиническая психофизиология. Предмет и задачи. Методы исследования.
  11. Шизофрения. Депрессия.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.