Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Московский государственный университет культуры и искусств



Московский государственный университет культуры и искусств

Отчет о педагогической практике

 


Выполнен студенткой 4 курса (440 гр з/о.) кафедры вокального искусства

Мельникова А.А., класс засл. арт. РФ

Профессора Курбанова М.А.


Руководитель практики преподаватель-консультант, зав. вокальным отделением Московского областного колледжа искусств Громова М.Б.


Москва 2010


Моя педагогическая практика, в период - сентябрь 2008 г. и 2009 г, февраль 2009 г и 2010 г., проходила на базе Московского областного колледжа искусств, руководство которой осуществляли преподаватели кафедры сольного пения (с 2010 г. – кафедры вокального искусства) института музыки (Сидорова М.Б., Громова М.Б.), преподаватель-консультант, зав. вокальным отделением базы практики - МОКИ (Громова М.Б.).

Перед началом практики, 5 сентября 2008 г., Громовой М.Б. было проведено организационное собрание, на котором выявлена основная ее цель – подготовка выпускников в области академического пения к будущей профессионально-педагогической деятельности. Ведь в процессе практики происходит овладение основными закономерностями педагогического процесса, усвоение основных понятий, форм, приемов, методов обучения и воспитания. Также на собрании было сформулировано содержание программы практики и поставлены определенные педагогические задачи:

· освоение педагогического опыта ведущих преподавателей учебного заведения и применение его на практике;

· овладение навыками организационно-методической работы;

· закрепление, углубление и творческое применение теоретических знаний в практической деятельности;

· овладение навыками работы в области педагогики сольного пения; работа с учеником;

· оказание практической помощи Московскому областному колледжу искусств.

Педагогическая практика осуществлялась в течение четырех семестров по 6 часов на студента в сессию (V – VIII) по следующим формам: практика наблюдения, практика активная.

В течение V семестра я была ознакомлена с учебным процессом МОКИ, различной документацией вокального отделения колледжа (учебными планами, программами, журналами); изучила репертуарные планы для индивидуальных занятий с учащимися по сольному пению; посетила занятия ведущих преподавателей, проанализировала и обобщила их педагогический опыт, сделала для себя некоторые выводы, которые в дальнейшем помогут мне не только в педагогической, но и в исполнительской практике; изучила специальную литературу по методике преподавания сольного пения, с целью освоения методов преподавания.

В конце сессии V семестра (сентябрь), я подготовила отчет, в котором осветила общие педагогические и специальные вопросы методики преподавания сольного пения, отразила собственные наблюдения из студенческого опыта. Также на кафедру сольного пения я сдала Дневник педагогической практики, в котором были зафиксированы семестровые индивидуальные планы и отзыв преподавателя-консультанта МОКИ Громовой М.Б.

В VI семестре (февраль) произошло мое личное знакомство с прикрепленной ко мне ученицей. Это была Каменева Елена,, студентка 3 курса, класс преп. Гачеговой Е.С.  До этого я слышала, как поет Елена – это было выступление на зачете (ноябрь 2008 г.), поэтому у меня уже сложилось определенное представление о ее вокальных данных, минусах и плюсах её голоса, музыкальности и артистичности и т.д. При личном знакомстве, я уже могла сформулировать те проблемы, на которые ей следует обратить свое внимание.

У Елены от природы достаточно хорошие голосовые данные, голос легкий и полетный, красивый верхний регистр; голос её можно классифицировать как колоратурное сопрано. Но в силу своей неопытности, она еще не умела им управлять, использоваться положительными сторонами своего голоса, она только форсировала звук, пытаясь звучать громче. Причиной этому служили: неумение пользоваться дыханием, резонаторами, поджатая гортань.

После изучения индивидуальных психологических черт особенностей ученика и её характером, я составила план работы над недостатками и развитием голоса ученицы; подобрала распевки для развития и тренировки голосового аппарата на смягчение голоса и работой над недостатками; совместно с преподавателем Каменевой Елены Е.С. Гачеговой я составила программу к контрольному уроку. Она состояла из:

ü 2 вокализа Панофки- №№ 3,4

ü Старинная ария Дж. Перголези

В конце VI семестра (февраль) я провела контрольный урок, на котором присутствовали преподаватель-консультант МОКИ Громова М.Б. и заведующая секцией практики вокальных кафедр института музыки Сидорова М.Б. Результаты обсуждения контрольного урока, его анализ зафиксирован в Дневнике педагогической практики.

В VII семестре (сентябрь) я продолжала работу над недостатками голоса Ксении, развивала слух и добивалась необходимых вокальных навыков – правильной координации работы дыхания и гортани. Исправлению недостатков служили специально подобранные вокализы, способные воздействовать на правильное формирования голоса в нужном направлении. Также я составила новую программу произведений, которая состояла из:

ü Два вокализа Мирзоевой - №№ 3,4

ü  А. Даргомыжский «Я затеплю свечу»

ü Р.Н.П. «Матушка, что во поле пыльно»

С помощью такого музыкального материала, я стремилась улучшить координацию в работе голосового аппарата, добиться более совершенного звучания голоса, более «ловкого» управления им. Чтобы ученица быстрее освоила новый материал, я подобрала ей специальные упражнения для преодоления технических трудностей подобранной программы, а также была проведена работа над художественно-образной стороной исполняемых ею произведений.

По опыту предыдущего контрольного урока, я сделала вывод, что у Елены пока есть боязнь сцены, она не достаточно владеет собой и вследствие чего не может показать многие важные вокальные и исполнительские качества. Поэтому, при подготовке к предстоящему контрольному уроку, я уделила больше внимания ее эмоциональному состоянию, провела беседу о внутреннем настрое перед выступлением.

В конце VII семестра (сентябрь) я провела контрольный урок, на котором присутствовали преподаватель-консультант МОКИ Громова М.Б., заведующая секцией практики вокальных кафедр института музыки Сидорова М.Б. и мой педагог – профессор Курбанов М.А.

Елена показала достаточно хорошие результаты в развитии голоса и освоении репертуара. Результаты обсуждения контрольного урока, его анализ зафиксирован в Дневнике педагогической практики.

В VIII семестре (февраль), продолжая активную работу над вокальными недостатками, я составила «выпускную» программу произведений, заранее проанализировав ее с заведующей педагогической практикой Громовой М.Б., приняв во внимание ее замечания и предложения. В нее вошли 5 произведений разных жанров:

ü Вокализ Мирзоевой № 8

ü Моцарт – ария Сюзанны из оперы  «Свадьба фигаро»

ü А. Ипполитов-Иванов «Весной»

ü Песня Ф. Шуберта «Форель»

ü Р.Н.П. «Ванечка, приходи»»

Составленная программа имела определенные вокально-технические и эмоциональные трудности, с решением которых мне было достаточно трудно справиться, я обратилась за помощью к своему педагогу по вокалу М.А. Курбанову, который после прослушивания Елены дал ряд рекомендаций для устранения недостатков.

В конце VIII семестра (февраль) был проведен зачет в форме открытого урока, на которомКсения исполнила подготовленную программу, показав хорошую работу над художественным образом произведений, освоенного репертуара, и успешно справилась с вокально-техническими трудностями произведений. В комиссии присутствовали: преподаватель-консультант МОКИ Громова М.Б. и мой преподаватель по вокалу – М.А. Курбанов. Результаты обсуждения контрольного урока, его анализ зафиксирован в Дневнике педагогической практики.

Итак, в период прохождения педагогической практики, я, как будущий педагог, сталкивалась с рядом вокально-технических проблем, такими как проблема вокального дыхания: недостаточная опора звука и отсутствие вокального вдоха; проблема форсировки звука: зажатие ротоглоточного аппарата, неровность диапазона, крикливость верхних нот; проблема артикуляционного аппарата: низкая вокальная позиция, неясная дикция; и т.д. Решать эти проблемы было трудно, но я считаю, что отчасти справилась с поставленной передо мной задачей: Каменева Елена меньше форсирует звук, старается более мягко вокализировать, она частично освоила основные принципы дыхания, и вследствие чего звучание голоса стало более приятным, улучшилась дикция, интонация стала более чистой.

Хотелось бы также заметить, что педагогическая практика студентам-выпускникам очень необходима, т.к. только на практике можно получить тот бесценный педагогический опыт, которому невозможно научить, его можно только заработать на практике. Благодаря правильно построенной педагогической программе, большинство студентов смогли приобрести основные педагогические навыки, овладели научно-методической работой, а также усвоили педагогический опыт ведущих педагогов. С такой педагогической базой возможна работа в муз. школе, муз. училище, колледже. Поэтому хотелось бы выразить благодарность дирекции колледжа, которая согласилась предоставить студентам-выпускникам МГУКИ базу для прохождения практики, создав благоприятные условия для занятий с учениками.

Хотелось бы попросить организаторов практики осуществлять больше выездных концертов, чтобы ребята могли приобретать сценический опыт и осваивать практическую концертную деятельность.

Преподаватель-консультант, зав. вокальным отделением Московского областного колледжа искусств        

Громова М.Б                                                                                                                                                                                                                                                                                

Зав. секцией педагогической практики академического пения института музыки, заслуженный работник культуры РФ                        

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.