Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема 4. Чистая монополия. I. Основные черты чистой монополии. Виды монополии.



Тема 4. Чистая монополия

 

1.Основные черты чистой монополии. Виды монополии.

2.Определение цены и объёма производства в условиях чистой монополии.

3.Экономические последствия монополии.

4.Ценовая дискриминация: условия, формы, последствия.

5.Регулируемая монополия.

6.Оценка эффективности чистой монополии.

Ключевые понятия

I. Основные черты чистой монополии. Виды монополии.

  Монополия (от греч. “monos” – один, единственный, “polio” – продаю) – рынок одного продавца.

Чистая монополия – рыночная модель, представленная единственным производителем уникального продукта.

Основные характеристики:

1. Оперирует единственный производитель, размеры которого разные.

2. Фирма производит уникальный, не имеющий аналогов, т.е. близких полноценных субститутов, продукт.

3. Рынок защищён барьерами, т.е. вход на рынок заблокирован, по многим причинам: патентная защита рынка, защита авторского права производителя, собственность фирмы на уникальное сырьё и др.

4. Монополист способен оказывать воздействие на рыночную цену.

5. Неценовая конкуренция для рынка нетипична, за исключением расходов по поддержанию имиджа (статуса).

6. Ограниченный доступ к рыночной информации.

7. Способность монополиста удерживать экономическую прибыль в долгосрочном периоде.

Как историческое явление монополия возникла в последней трети XIX века. Известны 2 пути возникновения:

- на добровольной основе (объединение кооперативов)

- путь “поглощения”, когда более сильный соперник вытесняет более слабого и прибавляет его активы к своим.

Основная цель монополиста – навязать свои условия рынку и обеспечить максимальную прибыль.

Различают 3 основных вида монополии:

1. Естественная

2. Закрытая

3. Открытая

Естественная – предприятия общественного пользования (водо-, газо-, электроснабжающие компании, минимизирующие издержки при условии существования в данной отрасли одного производителя.

Закрытая – монополия, защищённая законными барьерами в виде патентов, лицензий, авторских прав.

Открытая – краткосрочная монополия производителя, не защитившего специальными барьерами своё положение на рынке. В такой ситуации часто оказываются фирмы, впервые появившиеся на рынке с новой продукцией.

 

 II. Определение цены и объёма производства в условиях чистой монополии.

 

Для монополиста, также как и для совершенно конкурентной фирмы, основной целью деятельности является максимизация прибыли. Однако перед монополистом всегда встаёт специфическая задача, не возникающая у совершенного конкурента, - выбор уровня цены, который необходимо не только назначить, но и подольше удержать. Поэтому так важно, во-первых, определить объём производства, а также сознательное его ограничение, поскольку с ростом продаж снижается цена; во-вторых, разработать и реализовать стратегию ценообразования.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.