Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Билет 3. Методологические принципы психологического исследования и их специфика в возрастной психологии и психологии развития. Классификация методов по Б.Г. Ананьеву.



Билет 3. Методологические принципы психологического исследования и их специфика в возрастной психологии и психологии развития. Классификация методов по Б.Г. Ананьеву.

Ммм: МЕТОДОЛОГИЯ методы методики
Методологические принципы психологического исследования в области ПР и ВР.
(Б.Г. Ананьев – впервые).
1. Принцип детерминизма – все имеет причину.
а) обучение и воспитание;
б) обучение и воспитание преломляются через уровень психического развития, индивидуальные особенности, уровень сформированности НС;
в) влияние предыдущих этапов на последующие этапы.

2. Принцип единства психики и деятельности (Рубинштейн) …в ПР проявляется:
а) Связь психического развития и ведущей деятельности (Леонтьев, Эльконин, Давыдов);
б) Изучать психику детей надо в процессе обучения и воспитания;
в) В данный возрастной период ребенка надо изучать в рамках 3-х видов деятельности: ведущей; зарождающейся; предыдущей.

3. Принцип объективности:
а) учет социально-экономических, исторических, этнопсихологических различий при сравнении детей, подростков, взрослых по уровню их развития;
б) при организации исследования – максимальная эквивалентность (тождественность) экспериментальной и контрольной выборок;
в) построение и подбор методик исследования в соответствии с возрастными особенностями.

4. Принцип развития – психическое развития ребенка, подростка, взрослого изучается в 3-х аспектах:
а) Развитие в настоящий момент – актогенез;
б) История развития данного ребенка – историогенез;
в) История развития данного ребенка – онтогенез.
Методология определяет позицию исследователя и логику организации исследования, постановку исследовательских проблем, задач + подбор методов научного исследования.
Метод– путь, способ познания, при помощи которого наука добывает факты, сведения и осмысливает их.
Существует огромное количество классификаций методов.
Классификация методов по Б.Г. Ананьеву.
Выделяет 4 группы:
1. Организационные методы:

1. сравнительный (поперечный),

2. лонгетюдный (продолный),

3. комплексный.

2. Эмпирические:

1. наблюдение, самонаблюдение;

2. эксперимент;

3. психодиагностические методы (тесты, опросники, анкеты, интервью, беседа, социометрия);

4. анализ процесса и продуктов деятельности;

5. биографический метод.

3. Методы обработки данных:

1. количественная обработка;

2. качественная обработка;

4. Интерпретационные методы:

1. генетический метод – это интерпретация материала в характеристиках развития, установление вертикальных связей между уровнями развития;

2. структурный метод – это установление горизонтальных связей между всеми изучаемыми характеристиками данного психологического феномена.

Специфические требования к методам исследования:
(с возрастом они меньше, мягче).

1. Привлекательность деятельности.

2. Кратковременность процедуры.

3. При проведении системного исследования необходимо построение эквивалентных по содержанию серий стимульного материала.

4. Легкость овладения формальной стороной выполняемой и регистрируемой в эксперименте деятельности.

5. Возможность завершения каждого экспериментального задания удачей для испытуемого или видимости удачи.

6. Эксперимент дает более объективные результаты, когда он учитывает актуальные потребности и проводится в виде ведущей деятельности.

Требования к наблюдению:

1. Не проводить в первую встречу с ребенком, должна быть привычка к наблюдателю.

2. С маленьким ребенком больший эффект от скрытого наблюдения.

3. По частоте наблюдения:

– от рождения до 2–3 мес. наблюдение должно проводиться ежедневно;
– до года – еженедельно;
– 1–3 лет – один раз в мес.;
– 3–7 лет – один раз в 6 мес.;
– со школы – раз в год.
Требования к опросу:

1. Контакт с ребенком.

2. Помнить, что система понятий и их содержание разное в разном возрасте.

3. Фиксация результатов опроса – ассистентом или технические скрытые средства.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.