Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Французская литература эпохи абсолютизма



Французская литература эпохи абсолютизма

 

Часть I. Корнель, Расин идомольеровская комедия

Франция середины XVII века

 

Франция XVII века– могущественное государство, классический образец абсолютноймонархия.

Министр Людовика XIII кардинал Ришелье, фактически правивший Францией с 1624 по 1642 годы, создал сложную системууправлениягосударственной жизнью страны. Политику централизации продолжил и его преемник кардинал Мазарини, а затем и Людовик XIV. Удержание такой системы в устойчивом равновесии было бы невозможно без лавирования между старой аристократией и набирающей силы буржуазией. Ришелье постепенно лишал старое дворянство того влияния, которое оно имело еще в XVI веке. Одновременно он дал возможность буржуа становиться дворянами, получая титулы разорявшихся аристократов. Все большее распространение приобретали браки между разбогатевшими буржуа и потомками обедневших дворянских родов. Естественно, новая знать вызывала пренебрежение со стороны исконного дворянства. Эти социальныеколлизиивсплывают в литературе XVII века, в особенности, в комедиях Мольера.

Однако усиление абсолютной монархии привело ик усилению налогового гнета, к обнищанию народа. Своей высшей точки этот гнет достиг как раз при Ришелье и Людовике XIV, когда Франция стала крупнейшей европейской державой.

Бедствия Тридцатилетней войны 1618–1648 годов, новые налогиповлекли за собой восстания крестьян и городской бедноты и подтолкнули к крупному восстанию1648–1653 годов – Фронде. Во Фронде принимали участие буржуазия, часть аристократии, крестьянство и городские низы.Парламентская буржуазия, пытаясь воспользоваться бунтами в своих целях, сначала выступила в союзе с парижской беднотой и потребовала проведения реформ, но, испугавшись народного восстания, вступила в переговоры с королевским двором. Придворные аристократические круги также использовали народные волнения в своих целях, оказывая давление на правительство для получения пенсий, выгодных должностей и т. п. К концу 1652 года, после длительной и бестолковой междоусобицы, кардинал и первый министр Франции Мазарини подачками и уступками склонил большинство знатных фрондёров[1] к примирению.

После подавления Фронды, во время первой половины правления Людовика XIV, наступил период расцвета абсолютной монархии. «Король-солнце» Людовик XIV (1638–1715), которому приписывают выражение «Государство – это я!», был коронован в 1643 году, когда ему не было еще и пяти лет. Ко времени подавления Фронды ему было 15, и он хорошо запомнил, как аристократы чуть было не лишили его трона. В 1661 году, после смерти Мазарини, Людовик крепко взял власть в руки и правил до своей смерти. Во времена его правления в королевском дворце проводятся роскошные празднества, маскарады. При дворе расцветают искусства. Виднейшие писатели, музыканты, композиторы, художники находились под личным покровительством короля. Расточительность двора требоваланового роста налогов. Это, в свою очередь, приводило к восстаниям крестьян и городским волнениям, которые, чтобы не повторить волнений Фронды, жестоко и беспощадно подавлялись.

Таковы основные особенности жизни Франциитого времени, которые получили отражение и во французской литературе.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.