Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Хранитель античных заветов». Материалы Президентской библиотеки – об архитекторе Карле Росси



 «Хранитель античных заветов». Материалы Президентской библиотеки – об архитекторе Карле Росси

«Грандиоз и роскошь римских сооружений времен Агриппы, Адриана, Каракаллы манили его воображение, и он мечтал из Петербурга сделать второй Рим», –  так пишет о Карле Росси искусствовед Игорь Грабарь в третьем томе своего фундаментального труда «История русского искусства».

29 декабря 2020 года исполняется 245 лет со дня рождения выдающегося архитектора, одного из создателей классического облика Санкт-Петербурга Карла Ивановича Росси (1775–1849). В фонде Президентской библиотеки хранятся разнообразные материалы, посвящённые его жизни и деятельности: цифровые копии исторических документов, сделанные в разное время изображения архитектурных шедевров зодчего и многое другое.

Художник, реставратор, искусствовед Игорь Грабарь в «Истории русского искусства»так описывает время правления Александра I, при котором проявился талант Карла Росси: «Счастливо окончив все войны, <…> государь захотел предаться некоторым из прерванных любимых своих мирных занятий. Петербург захотелось ему сделать красивее всех посещённых им столиц Европы».

Карл Росси, ученик зодчего Винченцо Бренны, получил звание архитектора в 1806 году и поначалу служил в Экспедиции кремлёвского строения.Его одарённость, безупречное чувство стиля и усердие были замечены, тогдаРоссинаправили во вновь сформированный Комитет строений и гидравлических работ под председательством военного инженера Августина де Бетанкура. В задачу ведомства входила «исключительно художественная сторона города… дабы регулярному Петербургу придать еще более единообразный и вместе строгий вид». Именно здесь, «…в этом „комитете красоты“ и „главном штабе архитектурной дисциплины“ созрел гений России», – пишет Игорь Грабарь в«Истории русского искусства».

И вот, наконец, серьёзный заказ: Росси поручили проект перестройки Елагина дворца для вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны – во многом благодаря рекомендательному письму сестры Александра I Екатерины Павловны, для которой он строил путевой дворец в Твери. На портале Президентской библиотеки можно ознакомиться с описью дела«Тверской путевой дворец», где содержатся три плана здания.

При строительстве Михайловского дворцаРосси впервые не реконструировал чьё-то здание, не перекраивал чужой проект – для него было делом чести утвердить свой стиль. Масштабное строительство в самом центре Петербурга велось шесть лет; для подъезда к дворцу от Екатерининского канала до Фонтанки архитектор проложил ещё одну улицу, Инженерную. В саду дворца Росси выстроил павильон с фасадом на Мойку. Его торопили с завершением постройки – но Росси не склонен был поступаться профессиональными принципами и писал в ответ гневные письма, например – заступался за живописцев, которым поручалось в заведомо нереальные сроки расписать потолки во всех залах дворца.

Именно Росси император поручает и постройку здания Главного штаба на Дворцовой площади. Задача была не из лёгких – доминантой площади должен был оставаться Зимний дворец,шедевр Растрелли. И тогда, как написанов«Истории русского искусства», Росси «взял самое простое решение – правильное полукружие для площади с прорезанной в центре монументальной аркой для проезда на Морскую улицу. Здесь, в решении этой арки, России показал себя тем гением архитектуры, которому нужно строить не дома, а улицы и города».

Наконец-то приходит время, когда ему не приходится кому-либо подчиняться: «Теперь его слушают. Он законодательствует». И когда Карлу Росси поручают в 1828 году возведение здания Александринского театра, он одновременно реализует грандиозный проект застройки Театральной улицы (ныне Зодчего Росси) и Чернышёвой площади (площадь Ломоносова). «Здесь талант Росси развёртывается во всю свою широту. Здесь он показал себя настоящим гением и, наконец, создал произведение, достойное великих римлян, с которыми сравниться он так мечтал. Действительно, нельзя не вспомнить времён цезарей, глядя на безумную роскошь архитектуры в его Театральной улице с Александринским театром в глубине», – подводит итог достижений зодчего Игорь Грабарь.

Почти одновременно с созданием Александринского театра немолодой уже Росси берётся за проект зданий Сената и Синода. Это опять почти целый квартал с колоссальной аркой, открывающей проезд на Галерную улицу. Игорь Грабарь подчеркивает, что архитектор «…необыкновенно удачно использовал мысль о самостоятельности Сената и Синода, составляющих в то же время как бы одно целое, и проектирует два одинаковых корпуса – один для Сената, другой для Синода. <…> В искусстве располагать большие массы со столькими центрами и с соблюдением постоянно симметрии Росси имел лишь одного соперника – Захарова в его Адмиралтействе».

Сегодня в историческом здании Синода располагается Президентская библиотека. На первом этаже посетителей встречает портрет архитектора, здесь же можно ознакомиться с проектом фасада зданий Святейшего Синода и Правительствующего Сената, утверждённым 5 июля 1832 года.

В том же 1832 году совершенно больной и преждевременно состарившийся Росси попросился в отставку. С тех пор до самой кончины в апреле 1849-го зодчий уже ничего не строил.

 «С кончиной последняго великаго зодчаго Европы, Карла Ивановича Росси, сошёл в могилу и последний фанатик классической идеи, подлинный хранитель античных заветов», – заключает Игорь Грабарь в«Истории русского искусства».

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.