Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Курская, Белгородская, Воронежская, часть Орловской и Липецкой области)



 

Бескрайние ковыльные и луговые степи, изрезанные балками и большими оврагами: кое-где попадаются лесные посадки, и над всем этим высокое глубокое небо и яркое, слепящее солнце. Земля черная, плодородная, климат благодатный.

Костюм Юга России, имеет свои особенности и отличия в деталях, покрое, цвете, стиле вышивки, почти в каждом районе области. Так костюм в южных регионах более ярких расцветок. Основной распространенный праздничный костюм - это длинный сарафан, чаще всего однотонный, преимущественно алого цвета, украшенный парчой или разноцветными шелковыми лентами и широкими поясами. На сарафан надевается «завеска», а под сарафан - кофта из домотканой или белой ткани. Поверх кофты множество разноцветных бус и ожерелий. Головной убор состоит из кокошника и позатыльника, сшитых из парчи, дополняемый различными лентами, бантами и цветами. Мужской костюм состоит из белой полотняной рубахи в крупную или мелкую клетку, «ботухи» - широкого пояса с махровыми концами, чаще всего красного цвета. Поверх рубахи, через плечо одевается женский пояс, а иногда и два пояса, на крест. Штаны носили синие, в полоску. Дополняет общий вид, головной убор - шляпа, украшенная цветами, перьями или раскрашенным ковылем или овсом. В отличие от костюма народов севера, этот был более легок, создавая ощущение легкости и воздушности, что давало больше свободы в движениях.

На формирование южного стиля исполнение хороводов и плясок повлияло достаточно много причин. Как и в любой точке России природные и жизненные факторы не только оказывали влияние на изменения интонационального строя и ритмической структуры песен, музыки, на изменение характера и манеры исполнения хороводов и плясок, но и давали повод к созданию ритмов, хороводов и плясок, движений со своеобразным характером и своеобразной манерой исполнения. Помимо всего этого, не малое влияние на развитие песенно-танцевального искусства оказывали соседи - малороссы, т.е. украинцы

 (Курская, Белгородская, Воронежская, часть Орловской и Липецкой области)

На протяжении XVI-XVIII веков на этой территории сложилась своеобразная песенная и танцевальная культура, основанная на традициях, принесенных в новые климатические условия мигрантами из различных областей России.

Относительно независимая от царских властей жизнь воинов-крестьян, в любой момент готовых встать на защиту своего дома и южных границ государства, жизнь, полная суровых опасностей, создала своеобразные условия крестьянского быта и ведения хозяйства. На формирование южного стиля оказала влияние и близость с малороссами, которое усилилось во второй половине XVII века, после объединения России с Украиной.

Куряне называют хоровод «танок», что на украинском означает не только название танца, но и место его исполнения.

В отличие от хороводов других областей, курские хороводы в основном орнаментальные, игровые хороводы здесь крайне редки. Все танки куряне исполняют как медленно, так и в быстром темпах, но во всех присутствуют элементы пляса или припляса. Многие таночные песни имеют своеобразные припевы («Ой, лели-лели, айли лей, лели») за что получили название «алилешные». Танки у курян массовые, многолюдные, в них принимают участие юноши, девушки, мужчины, женщины, старики и старухи.

Построение танков состоит из фигур, порой очень своеобразных, и присущих только хороводам Курской области. Курские танки представляют собой яркую картину не только по многолюдности, но и по замысловатому рисунку и темпераменту исполнения, усиливают впечатление красочные костюмы.

Танки можно разделить на две категории: в одних фигуры выстраиваются и танцуются на месте, в других, выстроив определенную фигуру, участники начинают движение этим построением вдоль села или улицы, а иногда и проходят из одной деревни в другую. Танки, исполняемые с продвижением называют ходовые или проходные. Танки, которые водят зигзагообразными линиями или «кривулями», называют кривыми.

Пляска

Пляска является основным жанром русского народно-сценического танца.

Это наиболее распространенный и любимый вид народного танца. Пляска не является застывшей формой, она открывает большой простор для индивидуального и массового танца.

Пляска состоит из отдельных движений — элементов, которые отличаются манерой исполнения, имеют русский колорит и отражают отдельные черты характера танцующего человека.

Каждое движение в пляске со смыслом, и с помощью движения исполнитель раскрывает содержание пляски, создает художественный образ.

Пляска отличается от хоровода более богатой и более сложной лексикой танцевальных движений: технические дроби, «веревочки», «гармошка», присядки, хлопушки, придания, верчения и др.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.