Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Живопись. Скульптура



Живопись

Живописных памятников Древнего Царства осталось очень мало: гораздо чаще при украшении архитектурных сооружений использовались раскрашенные рельефы.

Но по сохранившимся фрагментам можно представить, какова была живопись в этот период.

Рельефы в гробницах знати изображали сцены, прославлявшие деятельность вельмож. Сохранились и сцены сельских работ и работы ремесленников, рыбной ловли и охоты.

Главное место везде занимает фигура царя или вельможи: она намного превышает по размерам все другие и совершенно спокойна и неподвижна.

Основными чертами стиля цветных рельефов и росписей Древнего Царства являются поясное расположение сцен и их строго определенная последовательность, схематичность изображений, в которых однообразие фигур нарушается лишь сменой атрибутов или поворотов голов и рук.

Как и в самом пейзаже Египта, в стенных росписях и цветных рельефах нет полутонов, красочных нюансов. Минеральные краски, которые употребляли египтяне, доносят до нас во всей чистоте несложную яркую цветовую гамму.

 

Скульптура

Скульптура Древнего Царства, как и архитектура, выработала свой характерный язык, отвечающий идее постоянства. Четкость, ясность, строгость контура — вот главные принципы художественного воплощения человеческой фигуры. Эти фигуры монументальны, спокойны и торжественны, так как служат религии и культу обожествленного фараона.

Древнеегипетская скульптура была разной — это и круглая, и рельеф (выступающее изображение), и кайланогриф (углубленный рельеф).

Скульптурные изображения, сопровождали фараона в его загробную жизнь. Они разворачивали перед ним повествовательное действие.

Так, например, фигуры изображенные на рельефах, располагались вереницами — ритмично повторяясь в позах и жестах. Они были заняты сельскохозяйственными работами, ремеслом, охотились и ловили рыбу, строили лодки. Здесь же — другие — шествовали с дарами к повелителю. Мужчины выделялись на светлом фоне кирпично-красными телами, женщины — желтыми.

Скульптор отображал все действия и события повседневной человеческой жизни, даже игры и забавы детей. Конечно же, главное место в повествовании занимали погребальные шествия и загробные пиршества.

За всем происходящим наблюдал сам фараон. Он присутствовал на рельефах, но всегда изображался более крупным по сравнению со своим окружением. Но не только размеры отличали фараона от остальных людей. И фараон, и высокопоставленные чиновники изображались согласно принятому канону (закону). Так, если изображали владыку стоящим, то обязательно, с выдвинутой вперед ногой. Если сидящим на троне, то могло быть два варианта: первый — руки фараона на коленях; второй — одна рука прижата к груди. Обязательным для обоих вариантов остаются сомкнутые ноги. Если изображали усопшего фараона, то обязательно в образе бога Осириса со скрещенными на груди руками, в которых он держит символы власти — жезл и плеть. Выражение лиц — всегда величественное и спокойное.

Такими бесстрастными помещали правителей в заупокойные храмы и гробницы. Статуи олицетворяли собой умерших и являлись вместилищем душ, хозяева которых должны были обязательно туда вернуться, поэтому скульптура отличалась абсолютным портретным сходством.

Каждая скульптура высекалась из прямоугольного камня по заранее прочерченной и выверенной разметке, затем отделывалась в деталях и обязательно раскрашивалась.

Примерами могут служить статуя писца Каи (середина 3000 до н.э.), парный портрет царевича Рахотепа и его супруги Нофрет (начало 3000 до н.э.)

При выполнении рельефов, как и настенных росписей ваятель следовал канону плоскостного расположения фигуры: ноги и лицо обязательно изображались в профиль, глаза смотрели прямо на зрителя, а плечи й нижняя часть туловища — в трехчетвертном развороте.

В создании рельефов обычно участвовало насколько мастеров. Опытный художник размечал общую композицию на стене, а детали уже завершали его помощники — ученики. Затем резчики переводили рисунок в рельеф. Потом все это раскрашивалось густыми красками. Но главным в изображении оставалась линия, а не цвет.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.