Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Японские городские сады



 

В ландшафтной архитектуре при проектировании сада или парка принято учитывать четыре компонента: пространство, рельеф, водоемы и растительность.

В мировой практике садово-паркового искусства различают пять типов малых садов:

· скалистый, океанский — здесь должны быть использованы камни океана; острова на озере высокие и утесистые с крупными уступами для каскадов; участки берега усеяны белым песком и усажены искривленными, как бы изогнутыми ветром, соснами;

· речной — в саду такого типа укладываются речные валуны, а водопад делается низким. Речкой может служить естественное и искусственное русло, выходящее из-за холма. Озеро — подобие разлива реки,— берега которого усеяны песком и галькой, а центральную часть занимает широкая песчаная отмель с зарослями водных растений;

· горный поток — здесь представлен дикий горный поток и маленькое озеро. Значительное число речных валунов и камней для перехода располагается в потоке, где соединены быстрота и мелкость русла;

· озерный — представляет обширное устье реки, переходящее в озеро без островов, с небольшим числом камней и многочисленными водяными растениями и травами по берегам. Такой сад не имеет настоящего водопада; место, откуда вытекает вода, скрыто холмами или деревьями;

· осоковое болото — все горки низенькие и закругленные, как дюны. Камни употребляются только плоские. По одну сторону воды простирается болото с осоками, болотными травами, бамбуком, с водяными растениями у берега, где можно посадить сливу или вербу.

 

Японские городские сады

Японские городские сады и парки совсем непохожи на те, что мы привыкли видеть, скажем, в Москве. В городском саду мы ожидаем увидеть узорчатые цветники, клумбы, расчищенные и утоптанные дорожки. В японских же садах другие элементы оказываются в центре внимания. Здесь на первое место выступают песок, галька, карликовые растения, причудливые ручьи, камни. Для японского сада характерна атмосфера таинственности, что и положено в основу паркового дизайна.

В японском городском саду на нас воздействуют не только красота и совершенство форм, но и весь дух вещей, внутреннюю силу которых мы ощущаем на каждом шагу. Если попытаться перенести японский парк в какую-либо иную страну, то ничего не получится. Дух, атмосфера - вот что главное в японском парке. Сады и парки Японии отражают многие стороны национального характера и рассчитаны не на внешнее подчеркивание различных элементов природы, а на побуждение человека к любованию и созерцанию. Согласно дзэн, внешнее не существенно, главное находится внутри. Таким образом, основное назначение архитектуры садов и парков Японии - вызывать у человека ощущение красоты в обычном, простом, каждодневном. А это особенно важно в городской, урбанистичной и технологизированной среде.

Такой уникальный подход к архитектуре садов возник не сразу и не случайно. История пейзажного садоводства в Японии насчитывает 1300 лет, и началом всему явился самый старый комментарий об устройстве садов - Сакутэйки (Трактат о садоводстве) - был написан в Японии, вероятно, во второй половине ХI века.

Стиль японских садов не оставался неизменным. С течением времени привносились новые идеи. Так в период XIV-XV веков, появился знаменитый стиль карэсэнсуй (сухой пейзаж). Этот стиль был принят в основном дзэн-буддийскими храмами, поскольку выражал суровость и аскетизм философии Дзэн, к которой в то время стремились. К XV веку чайная церемония становится специфическим японским ритуалом, который оказал влияние на дизайн японских садов - стали использоваться камни для перехода через ручей, а для освещения тропинки, ведущей к чайному домику, использовались каменные фонари. Эти фонари вскоре стали популярными предметами садового обихода и теперь считаются неотъемлемым элементом традиционных японских садов.
Веками при создании композиции садовых сцен японцы использовали принципы сяккэй ("заимствованного пейзажа") - все, что находится в отдалении принимается во внимание при создании сада и используется как его часть для достижения целостного эффекта.

Создавая композиции японцы не изменяют природу, а «довольствуются» тем, что есть под рукой, ищут прекрасное и удивительное в повседневности и окружающих каждый день предметах. Таким образом практически любое человеческое творение можно воспринимать как величайшее творение искусства.

Тысячелетняя история японского садоводства выработала типологию садов, согласно которой все сады подразделяются на:

- храмовые;

- дворцовые;

- сады у жилых домов;

- сады для чайной церемонии.

Также сады можно подразделить на типы в зависимости от степени сложности:

- «син» - полная форма, включает весь комплект композиционных наборочных элементов – мху, камням, цветам, водопадам и т.п.;

- «со» - неполная форма – эта форма включает только половину компонентов полной формы, но тем не менее они должны сочетаться между собой и находиться в гармонии;

- «ге» - наиболее сжатая форма с небольшим количеством элементов – значение того или иного компонента в таком саду воспринимается наиболее точно.

Сад может быть любого вида, с любым количеством компонентов, но его главной функцией всегда было и остается до сих пор созерцание и оценка великолепия пейзажа с различных мест. Как правило, лучший обзор открывается с террасы, из окон дома или же с прогулочной тропинки.

Очень часто восприятие фиксируется на каком-либо одном основном компоненте – это может быть сад камней, водопадов или мхов. Особенность такого сада заключается в преобладании одного элемента над другими и для настоящих ценителей искусства такой сад является настоящей сокровищницей передачи мыслей и чувств автора.

После «открытия» Японии такие искусства как икебана или бонсай стали с удовольствием перенимать европейцы, а японские традиции и японская эстетика стали оказывать огромное значение на современный дизайн, к примеру, интерьера. Теперь человек, желающий приобщиться к культуре Востока и Японии в частности может посетить хотя бы ресторан японской кухни и увидеть маленькие японские сады воочию.

Японское садово-парковое искусство, безусловно, не может целиком характеризовать традиции садоводства на Востоке. Если говорить о Китае, Корее и др. странах, то каждая из них имеет свои корни и традиции. Общность традиций всего Востока заключается в философском подходе к созданию искусственных ландшафтов, поиску внутренней красоты и целостности, направленному на нахождение баланса и гармонии.

Современные японские сады бывают трех типов: холмистые, равнинные и пересечённые. Главной особенностью холмистого сада является холм, дополненный прудом и водяным потоком ("холм и вода"). Равнинный сад не имеет даже малейших ухабин, он плоский, как стол. В планировке сада используют камни, деревья, каменные фонари, резервуары с водой и источники. Собранные вместе по вкусу архитектора, они неповторимы. Японский пересеченный ландшафтный сад - это творение служителей культа и садоводов-профессионалов.

Красота японского сада раскрывается перед зрителем постепенно. Прямых линий здесь избегают, предпочтение отдают мягко искривленным, разворачивающимся, как это бывает в натуре. Искусственному фонтану предпочитают водопад или свободно бегущий ручей, асфальтовой дорожке - утоптанную тропинку. Мостики и переходы через ручьи и декоративны и полезны. Ни один из названных элементов не повторяется, все сооружения уникальны (рис. 13).

Японцы используют воду для придания композиции большей жизненной энергии. В подборе деревьев здесь предпочтение отдается хвойным. В садах много нарядных пород. Пальму первенства, несомненно, держит японский клен, имеющий изящные лапчатые листья, густо краснеющие в ноябре. Цубуки - японская камелия - одно из любимых цветущих деревьев. Однако ничто не может сравниться с сакурой - японской вишней. Любят японцы и бамбук. Считаясь символом благородства, бамбук придает утонченный оттенок любому пейзажу. Вместе с цикадовыми деревьями, которые создают оркестр дождевых капель, бамбук побуждает людей к самосозерцанию.

Основой основ японского сада являются камни. Камень в его первозданной форме является главным атрибутом японского парка. Эстетические свойства необработанного камня более всего применяются в архитектуре "сада камней".Японский сад камней - уникальное сооружение. Основная площадь его засыпана песком или мелкой галькой, а на ней как бы в беспорядке разбросаны группы неотесанных камней. Однако беспорядочность только кажущаяся. Расположение групп и композиция камней в группах подчиняются правилам, исходящих из мировоззренческих концепций дзэн-буддизма. Камни в группах располагают по три в соответствии с буддийской триадой. Сады камней функционально предназначены для медитаций, отстранения от мирской суеты и повседневных проблем. Конструкция подобных сооружений, подчиняясь нормам дзэн-буддизма, усиливает тягу японцев к любованию природой, размышлению, уединению. Здесь в явном виде выступают такие принципы как умение видеть прелесть обычного и изящество простоты (рис. 14).

Какие способы оформления пространства используется сейчас наиболее широко в городском озеленении Японии? Во-первых, культура горшечных растений - в глубине тихих городских улочек Токио, Киото и др. городов пространства вдоль наружных стен, входных дверей активно заставляются растениями в контейнерах. Влияние контейнерных растений на микроклимат в таком ограниченном пространстве велико - они не только выделяют кислород и освежают воздух, но и придают окружению естественную красоту.

Во-вторых, очень популярным в Японии, начиная с 1966 года, стало строительство садов на крышах - таким образом, используется каждый, даже сравнительно небольшой кусочек пространства, для создания сада и даже парка. Один из крупнейших садов на крыше имеет Гранд-Отель в Саппоро, Хоккайдо. Общая площадь сада - 660 кв.м., и с улицы обыватель даже не может подумать, что наверху лежит такой дивный оазис.
Следующая тенденция массового городского озеленения - создание балконных садов. Балконным садоводством увлеклись в начале 90-ых, и теперь им интересуются многие горожане.

Специфической формой озеленения жилого пространства в Японии становится создание маленьких садиков, расположенных в пределах дома. Сад, гармонично вписанный в жилое пространство, создает иллюзию того, что вы находитесь не дома, а на улице. Естественно, создание такого рода внутренних садов возможно лишь в домах с индивидуальной планировкой. Такие сады используются японцами и для проведения чайных церемоний.

Тем, кого интересуют оригинальные идеи оформления сада, предлагаем соорудить сухой ручеек. Возле него можно посадить самые разные растения. Сам ручей практически не потребует ухода и точно привлечет всеобщее внимание. Красивый искусственный ручеек можно соорудить, не прибегая к помощи воды. Вам не потребуется ни источник воды, ни понижение рельефа. Ухаживать за сухим ручьем намного проще. Нет проблем с водорослями, системой подачи воды, пленкой. При оформлении самого ручья и его растительного окружения ваша фантазия может быть безграничной. Вы имеете полную свободу выбора, т.е. вы можете посадить около каменистого ручья не только влаголюбивые растения.

Японский сад поражает нас своей изысканной красотой и формой, продуманностью до последней детали, а самый внимательный посетитель сможет прочесть и тайные знаки, заботливо оставленные хозяином. Для того, чтобы разгадать смысл композиции, необходимо полностью погрузиться в созерцание пейзажа, но тем не менее даже это не гарантирует того, что Вы всё поймёте правильно, т.к. необходимо также проникнуться духом Японии и её философией.

Художественной и эстетической задачами японского сада являются следующие — показать величие и великолепие девственной природы, но в то же время не скрывать, что все это создано воображением и руками человека.

Каждый компонент сада несёт в себе особенную смысловую нагрузку, для воплощения образа используются самые различные материалы – разномастные камни, песок, скульптуры, гравий. Особенно важное значение и наиболее важную смысловую нагрузку имеют камни – именно с их помощью формируется эстетическая основа всего сада. Выбор именно таких материалов пришёл из седой древности, когда японцы считали, что места, окружённые камнями, избираются ками для постоянного пребывания, следовательно, эти места чисты и надёжны.

Большой, тяжелый камень традиционно символизирует гору и обозначает покой и защищенность. Камнями оформляются пруды и другие водоемы, что дает эффект зеркального отражения и усиливает впечатление. Маленький камень обозначает небольшой холм. Маленькие камни, которые как бы скатываются с возвышенности, символизируют водопад. Необработанные булыжники передают бурный, стремительно несущийся горный поток.

Плоскими камнями обычно вымащивали дорожки и переходы. Они символизируют открытый, свободный путь и доброе расположение владельца сада.

Своё определённое значение имеет выбор и подбор цвета, формы и фактуры камней. Если в композиции используются камни одного типа, это означает, что мастер воплощает единую идею, имеющую глубокое значение. Если сочетаются камни различных цветов, фактуры и размера, то это свидетельствует о том, что художник пытался воплотить несколько различных, но дополняющих друг друга идей.

Японские сады еще с древних времен обязательно включали в себя символическое изображение морского пейзажа: пруд, окруженный скалистыми берегами, рукотворные «горы», струящиеся потоки воды. В этих случаях вода символично изображалась гравием, песком, камнями.

Гравий — традиционный символ воды. Рассыпанный на обширной площади белый гравий обозначает море. Серый гравий, обнесенный большими камнями, — залив. Серый гравий на открытом пространстве — озеро. Черный гравий с небольшими насыпями красного может символизировать землю после дождя.

Все компоненты живой природы также имеют символическое значение и очень важны для понимания идеи, воплощенной мастером. Очень часто в композиции японского сада используется сосна, являющаяся символом сильного характера, отваги и мужественности, умения преодолевать трудности и препятствия. Если в саду есть сосна, то его хозяин — человек с сильным характером, умеющий слушать, сострадать и оказывать поддержку в нужный момент.

Плакучая ива вносит в композицию теплоту и умиротворенность. Связано это с тем, что она является символом чистоты, смирения, стыдливости и женственности. Причем такое понимание этого образа свойственно не только японской символике, но и русской.

Особенно почитается в Японии клён — символ вечности, величия, учёности, жизненной мудрости, тактичности. Как правило, его используют пожилые владельцы садов, умудренные большим жизненным опытом.

У представителей большинства народов особую символическую нагрузку несут цветы. Помимо этого, у каждого человека цветы вызывают собственные ассоциации, однако в Японии существует общепризнанная система значений различных видов цветов, здесь учитываются не только их форма и размер, но и цвет.

В композиции японского сада часто присутствуют фруктовые деревья. Особый смысл имеют цветущие фруктовые деревья. Сакура — священное для Японии дерево. Цветки вишни символизируют самое лучшее в человеке и во взаимоотношениях людей. Это чистота, любовь, дружба, верность, благородство, умение жертвовать своими интересами, патриотизм, высокая духовность. Практически все цветки фруктовых деревьев (апельсинового дерева, персикового и т. д.) обозначают радость и красоту.

Часто встречающиеся в японских садах лужайки и тропинки из мха — это символ надежности, защиты, материнской любви и покровительства. Плющ, обвивающий ограды и статуи, — свидетельство дружбы, искренности и верности идеалам. Если композицию дополняют сухие листья — это говорит о том, что создатель сада чем-то опечален, он размышляет и грустит.

Статуи являются практически повсеместно обязательным элементом парка или сада. Размеры статуй, их количество и тематика зависят от самого сада, в котором предполагается их размещение. Так, вполне логичным представляется в маленьких по площади садиках не размещать излишне объёмные и большие фигуры. В Японии садовые статуи являются своего рода мерилом богатства и насыщенности сада, а сами японцы говорят, что сад, в котором нет ни одной статуи, является не полным.

Цвету, как и форме, и размеру, в японском саду придаётся большое значение, но это не значит, что сад представляет собой буйство ярких красок. На европейский взгляд, японский сад покажется одноцветным, но японец легко различит все полутона и оттенки, которые представил на суд гостей хозяин сада. Японский сад по цветовому оформлению и гамме можно сравнить с японской же живописью тушью: в оформлении используются приглушенные краски и мягкая цветовая гамма.

Есть в японском саду и яркие пятна – чаще всего это цветы и различные плоды, но их не так много – излишняя пестрота в данном случае не уместна. Тем не менее при создании тропинок, скамеек или мостиков яркие цвета не используются – это бы нарушило спокойствие и умиротворённость окружающей природы. Японский сад наполнен контрастами во всех смыслах этого слова потому, что в основе японской же философии лежит соотношение двух противоположностей, начал – инь и ян. Именно поэтому в композициях часто используются сочетания тёмных и светлых пятен, также могут быть пятна и других цветов, противостоящих друг другу по направленности энергии.

Если Вы хотите создать сад в японском стиле, нужно учитывать следующее:

1. Используйте только естественные цвета, свойственные растениям, воде, камням, небу – т.е. природным элементам. Помните, что эти цвета обладают большей энергией, нежели так называемые мёртвые. Не нужно также дополнительно украшать изделия – если Вы используете дерево, то покрывать его поверхность лаком нет нужды.

2. Также следует использовать предметы, несущие на себе печать времени: блёклые, с потемневшими поверхностями – японцы находят в отпечатках времени на предметах особое очарование и красоту. Характерными элементами японского сада можно назвать лишайники на камнях, ржавчину на металле, блеклую поверхность деревянной скамейки – эстетика этих предметов подчас понятна не каждому, но если её разгадать, то можно увидеть особую красоту.

3. Нужно учитывать особенности используемых предметов. Так камни, к примеру, становясь влажными, темнеют и становятся блестящими.

4. Также нужно учитывать вид самого сада: сад камней должен быть выдержан в серо-коричневых цветах, садик около дома – в зелёных и т.п. (более подробно о видах японских садов мы расскажем в следующих статьях). Также следует учитывать и собственные предпочтения: если Вам нравится какой-то определённый цвет и именно он приносит Вам спокойствие, то Вы вполне можете использовать его в качестве основы для композиции. Конечно, в таком случае полученный сад уже нельзя будет назвать японским в полном смысле этого слова. Вообще перед созданием сада следует определить, в каких тонах он будет выдержан. Для нашей страны это могут быть пёстро-зелёные оттенки, но такая окраска не соответствует требованиям, предъявляемым к японскому саду, поэтому необходимо выбрать что-то одно.

5. Начинающим садоводам рекомендуется сначала брать в качестве основы мох. Во-первых, его окраска гораздо ближе к нашим обычным садам, а во-вторых со мхом проще работать. Мох следует высаживать, чтобы он продолжал расти, в противном случае засохшие островки мха будут нарушать гармонию созданного Вами сада.

6. Если Вы сделали покрытие из мха, то можете поставить на него металлическую статуэтку божества – такое сочетание цветов является истинно японским.

7. Тропинка может быть выполнена из коричневатой гальки или из крупных камней. Если же Ваш сад очень маленький, то через него можно пустить песочный ручей.

8. Замечательным контрастом зелёному фону может стать голубоватый водоём – в случае маленького сада столь же миниатюрный – или ручей, по берегам которого можно разместить самые разные растения.

https://www.houzz.ru/statyi/malenykiy-sad-kak-razmestity-vse-neobhodimoe-stsetivw-vs~110177404

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.