Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Саша Черный



Саша Черный

Среди сатирических журналов в России в начале ХХ века самым ярким выразителем своего времени был «Сатирикон». Группа «Сатирикона» оформилась к 1908 году. Журнал уделял много времени сатирической поэзии. «Сатирикон» возродил и стал укреплять старую традицию русской литературы. Он провозгласил своим учителем М.Е. Салтыкова-Щедрина. Большинство персонажей «Сатирикона» погружены в повседневную жизнь, в быт со всеми его удобствами, мелкими радостями и огорчениями. Провинциальность и скука – любимая тема, пропитывающая все творчество сатириконцев.

Одним из самых известных поэтов - сатириконцев, чье имя знали в любой образованной семье, чьи стихи читали наизусть наравне с шедеврами великих классиков, был Саша Черный (1880-1932).В 1910 годурусский писатель А.В. Амфитеатров приветствовал нового автора: «Такого оригинального, смелого, свободного, буйного лирика-юмориста, такой мрачно-язвительной, комически-унылой, смешно-свирепой стихотворной маски не появлялось на российском Парнасе со времен почти что незапамятных». В мишенях у Саши Черного нет недостатка: кадеты, октябристы, депутаты Думы, мещане, интеллигенты, писатели, даже сами юмористы. Неистово темпераментный, Саша Черный не чурается ругательств, которыми пестрят его стихи. Грубость, прозаизм у него всегда соседствуют с возвышенными чувствами эстетов. Неожиданно комический эффект он создает введением прозаизмов в концовки своих стихотворений. Комическое у Саши Черного близко к бурлеску. Если сюжет замысливается как сатирический, его эстетика часто оборачивается юмором абсурда, гротеском, что отличает его от приемов классических сатириков. Но под «мрачно-язвительной маской» интеллигента-неврастеника пряталось лирическое, элегическое начало, поиски добра и любви. Юмор Саши Черного, грустный, гротескный, пародийный, лирический и сатирический одновременно, ведет свое происхождение от так называемого еврейского юмора. Особый комизм поэта оказал существенное влияние на его современников.

13 октября 2020 года исполняется 140 лет со дня рождения русского поэта Серебряного века Саши Черного (настоящее имя - Александр Михайлович Гликберг).

A.M. Гликберг родился в Одессе 1 (13) октября 1880 г. Его раннее детство прошло в городе Белая Церковь. Сам поэт в автобиографии писал: «Сын провизора, еврей». Отмечаемая современниками замкнутость и нелюдимость Саши во многом сформировалась под влиянием тяжелой обстановки в семье. В 10 лет будущий поэт был крещен, чтобы иметь возможность поступить в гимназию вне «процентной нормы», но обучения закончить не сумел, так как неоднократно отчислялся за неуспеваемость. В 15 лет он бежал из дома и сначала жил у тетки, продолжая учение в гимназии. Но вскоре «за двойку по алгебре» его исключили, и мальчик оказался в чужом городе практически без средств к существованию. После статьи в газете о судьбе несчастного юноши, брошенного родителями, его взял на воспитание состоятельный чиновник из Житомира К. К. Роше. Роше увлекался поэзией, искусством, огромное внимание уделял меценатской деятельности. Именно он заложил в будущем поэте нравственный кодекс добра и порядочности, которому тот следовал всю свою жизнь, дал представления о понятиях долга, чести и совести.

В 1905 г. Александр переехал в Петербург, где начал сотрудничать в сатирическом журнале «Зритель», имевшем антиправительственную направленность. 27 ноября 1905 г. он дебютировал как поэт со стихотворением «Чепуха» (под псевдонимом Саша Черный), в котором сатирически изображалось правительство. Этот номер был конфискован, а журнал вскоре закрыт. С этого времени к нему пришла слава сатирика, а имя Саша Чёрный стало постоянным псевдонимом Александра Гликберга.  В 1906 г. Саша Черный выпустил первый сборник стихов «Разные мотивы».

В 1906-1907 гг. поэт продолжил обучение в Германии, где прослушал курс лекций в Гейдельбергском университете. Вернувшись в Россию в 1908 г., А. М. Гликберг вошел в число сотрудников нового журнала «Сатирикон» (вместе с будущим «королем смеха» А. Т. Аверченко, известными художниками-иллюстраторами Ре-Ми (Н. Ремизовым, А. Радаковым и др.). Саша Черный стал бесспорным поэтическим лидером «Сатирикона» в 1908—1911 гг., завоевав всероссийскую известность. Как вспоминал К. И. Чуковский, «получив свежий номер журнала, читатель прежде всего искал в нем стихов Саши Черного». Эти годы стали временем расцвета сатирического творчества Саши Черного. В 1910 г. вышла его книга стихов «Сатиры», объединившая произведения, печатавшиеся в «Сатириконе» и других журналах, в 1911 г. - сборник «Сатиры и лирика». Маяковский говорил, что любил стихи Чёрного за язвительный антиэстетизм.

В августе 1914 г. А. М. Гликберг ушел на фронт. Военные действия сильно повлияли на мироощущение поэта. Он был санитаром и сполна насмотрелся на человеческое горе, смерть, душевные и физические мучения. Наблюдения за русским солдатом на войне впоследствии воплотились в созданных в эмиграции «Солдатских сказках» (1933), где показаны мужество, стойкость, жизнелюбие человека на войне. В 1917 г. поэт служил в Пскове, где после февральской революции был назначен заместителем народного комиссара.

Однако Октябрьской революции он не принял, ему претило всякое насилие. Путь к добру для него «начинался с конкретного человека», а не с «абстрактной любви к человечеству». В 1920 г. Саша Черный эмигрировал в Германию, потом переехал во Францию. В эмиграции выступал по преимуществу как детский писатель. За рубежом вышла третья книга его стихов «Жажда» (Берлин, 1923), в которой зазвучали новые для Саши Черного ностальгические мотивы идеализации старой России, ощущалась невыразимая, щемящая тоска по Родине. Судьбы русских эмигрантов становились темами его рассказов.

Среди других его произведений, созданных за рубежом, - стихи, повести, рассказы для детей, вошедшие в книги «Сон профессора Патрашкина» (1924); «Дневник фокса Микки» (1927); «Кошачья санатория» (1928); «Белка-мореплавательница» (1933) и др., пьеса «Возвращение Робинзона» (1922); прозаический сборник «Несерьезные рассказы» (1928), повесть «Чудесное лето» (1929). Его стихотворения становятся менее злыми, более мягкими по тону. Его «Солдатские сказки» очень добродушны. Они создают образ русского солдата, стилизованный под фольклорного героя.

Умер Саша Черный в результате несчастного случая, 5 августа 1932 года в поселке Ла Фавьер, близ местечка Лаванду во Франции, где обосновалась небольшая колония русских эмигрантов.

 

Литература:

 

1.Саша Черный // Серебряный век русской поэзии / сост., вступ. ст., примеч. Н. В. Банникова; худож. Г. А. Красильщикова. - Москва : Просвещение, 1993. – С.268-273.

2.Саша Черный // Серебряный век русской поэзии. - Москва : ИМА-Кросс, 1994. – С.469-472.

3.Черный, Саша. Библейские сказки / С. Черный ; худож. П. Перевезенцев. - Москва : Август, 2000. - 68 с. : ил. - (Рассказы русских писателей).

4.Черный, Саша. Детский остров / Саша Черный. - Москва : Астрель, 2003. - 192 с. : ил. - (Золотая библиотека).

5.Черный, Саша. Дневник фокса Микки / худож. В. Чугуевский. - Москва : Астрель, 2005. - 256 с. : ил. - (Внеклассное чтение).

6.Черный, Саша. Избранное / Саша Черный. - Смоленск : Русич, 2002. - 496 с. - (Библиотека поэзии).

7.Черный, Саша. Лирика / Саша Черный. - Минск : Харвест, 2002. - 480 с.

8.Черный, Саша. Солдатские сказки / С. Черный. - Новосибирск : Сибирская книга, 1994. - 174 с. : ил.

 

О нем:

 

1.Аполлонова, Галина Васильевна. "Мне скучно взрослым быть..." : К 135-летию со дня рождения Саши Чёрного / Г. В. Аполлонова. - Текст : непосредственный // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2015. - N 9. - С. 16-20.

2.Берелович, Владимир. Группа «Сатирикона» // История русской литературы. XX век. Серебряный век / Под ред. Ж. Нив [и др.]. - Москва : Прогресс : Литера, 1995. – С.587-596.

3.Берелович, Владимир. Саша Черный // История русской литературы. XX век. Серебряный век / Под ред. Ж. Нив [и др.]. - Москва : Прогресс : Литера, 1995. – С.596-602.

4.Зиман, Л. "Хорошо быть детьми..." : К 140-летию со дня рождения Саши Черного / Л. Зиман. - Текст : непосредственный // Дошкольное воспитание. - 2020. - №9. - С. 50-56.

5.Кудряшева, Людмила Александровна. Чёрно-белые рифмы: сценарий, посвященный творчеству А. Белого и Саши Чёрного. / Л. А. Кудряшева // Читаем, учимся, играем. - 2012. - N 12. - С. 18-23.

6.Манасова, Г. Н. Детская литература С. Черного: художественное своеобразие и методические рекомендации к изучению в начальной школе / Г. Н. Манасова, Н. В. Чернявская. - Текст : непосредственный // Начальная школа. - 2020. - №10. - С. 25-34.

Аннотация: Для русских детей эмигрантов Саша Черный создает литературу на родном языке, представленную текстами разных жанров и разной тематики. Все они должны помочь маленькому читателю сохранить культурную идентичность.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.