Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





В Англии мастера карикатур - Томас Роулендсон, Джеймс Гилрей, Джордж Крукшанк



 

Творчество крупнейших мастеров карикатуры XIX-XX вв.

 (Англия, Франция, Россия первой четверти XX в., СССР).

КАРИКАТУРА - жанр ис­кус­ст­ва, изо­бра­же­ние, соз­даю­щее ко­мический эф­фект в це­лях ос­мея­ния и кри­тической оцен­ки то­го или ино­го ли­ца или об­щественного яв­ле­ния.

Карикатура обычно представляет собой сатирический рисунок на злободневную тематику. Произведения этого жанра классифицируют по следующим критериям: по цветовому решению (монохромная или цветная); по степени критического воздействия (оскорбительная или дружелюбная); по тематике (политическая, социальная, бытовая, научная, религиозная, рекламная); по технике исполнения (графика, живопись, коллаж, плакат, инсталляция); по области применения (для печатных СМИ, в качестве книжных иллюстраций, буклетах).

Карикатура играет огромную роль в формировании общественного мнения и мировоззрения людей. Поэтому ее массово используют в государственной пропаганде и политической борьбе. Карикатурные изображения часто становятся эффективным средством для разжигания религиозной и расовой нетерпимости, националистических и прочих негативных настроений в обществе. Вслед­ст­вие сво­ей об­щественной зна­чи­мо­сти карикатура обыч­но бы­ту­ет в мас­со­вых фор­мах.

В XIX веке искусство карикатуры пережило подлинный расцвет. Этому способствовало несколько факторов: появление новых техник гравюры и живописи; бурный рост печатного производства; стремительная политизация общества; многочисленные революционные события в странах Европы.

Франция. С XIX века раз­ви­тие карикатуры тес­но свя­за­но с литературной пуб­ли­ци­сти­кой и её со­ци­аль­но-по­ли­тическими уст­рем­ле­ния­ми: по­сто­ян­ное со­труд­ни­че­ст­во ху­дож­ни­ков с жур­на­ла­ми и га­зе­та­ми ста­ло обыч­ной фор­мой их твор­че­ской дея­тель­но­сти.

 Величайшим карикатуристом XIX века по признанию большинства историков был Оноре Домье (Honoré Daumier). Именно французский мастер изобразительной сатиры сделал карикатуру полноценным жанром искусства. Его карандашные рисунки и литографии приводили в бешенство короля Франции Луи-Филиппа. Полные злобных насмешек сатирические образы были легко узнаваемыми и точно попадали в цель. За одну из своих работ Домье даже угодил на полгода в тюрьму.

Луи-Филиппа он изобразил в образе Гаргантюа, которому вдовы, калеки и бедняки приносят последние монеты, чтобы прокормить короля, а вокруг стоят министры, готовые получить еще более щедрые привилегии от монарха.

Од­ним из са­мых дей­ст­вен­ных и ём­ких са­ти­рических средств стал гро­те­ск­ный обоб­щён­ный об­раз («со­ци­аль­ная мас­ка» или порт­рет-шарж), во­пло­щав­ший ти­пичные чер­ты различных об­щественных клас­сов (у П. Га­вар­ни, Ж.Ж. Гран­ви­ля, Ш. Фи­ли­по­на, До­мье, Г. До­ре, В. Бу­ша, Дж. Ли­ча и др.).

В Англии мастера карикатур - Томас Роулендсон, Джеймс Гилрей, Джордж Крукшанк

На про­тя­же­нии сво­ей ис­то­рии карикатура не­од­но­крат­но под­вер­га­лась го­не­ни­ям - лис­ты кон­фи­ско­вы­ва­лись вла­стя­ми, из­да­ния за­пре­ща­лись, ху­дож­ни­ков при­го­ва­ри­ва­ли к тю­рем­но­му за­клю­че­нию и штра­фам .

 

В Рос­сии Отечественная война 1812 да­ла но­вый им­пульс раз­ви­тию са­ти­рической гра­фи­ки («народные кар­тин­ки» И.И. Те­ре­бе­нё­ва, А.Г. Ве­не­циа­но­ва, И.А. Ива­но­ва, на­прав­лен­ные про­тив императора На­по­ле­о­на I и русского дво­рян­ст­ва).

В середине XIX века карикатура сбли­жа­ет­ся с са­ти­рической ил­лю­ст­ра­ци­ей (А.А. Агин, П.М. Бок­лев­ский, Е.И. Ков­ри­гин, Р.К. Жу­ков­ский и др.). В ус­ло­ви­ях цен­зу­ры со­ци­аль­ная са­ти­ра вы­сту­па­ла час­то в фор­ме бы­то­вой карикатуры, нра­во­опи­са­тель­ных сцен, в ко­то­рых ос­меи­ва­лись об­щественные по­ро­ки, в шар­жи­ро­ван­ном ви­де пред­ста­ва­ли со­вре­мен­ни­ки (А.О. Ор­лов­ский, П.А. Фе­до­тов). Этот при­ём ха­рак­те­рен и для ка­ри­ка­ту­ри­стов русских са­ти­рических жур­на­лов середины XIX - начала XX веков - «Ис­кры», «Гуд­ка», «Бу­диль­ни­ка», «Шу­та» и др. (Н.В. Иев­лев, А.И. Ле­бе­дев, Н.А. Сте­па­нов, П.М. Шмель­ков, П.Е. Щер­бов). Тес­но свя­зан­ное с об­ще­ственно-по­ли­тическими со­бы­тия­ми, искусство карикатуры пе­ре­жи­ло подъ­ём в го­ды русской Ре­во­лю­ции 1905-1907 годов, ко­гда в са­ти­рических жур­на­лах «Жу­пел», «Ад­ская поч­та» и других, а так­же в поя­вив­ших­ся позд­нее жур­на­лах «Са­ти­ри­кон», «Но­вый са­ти­ри­кон» пуб­ли­ко­ва­лись ра­бо­ты круп­ней­ших мас­те­ров (в т. ч. И.Я. Би­ли­би­на, М.В. До­бу­жин­ско­го, Б.М. Кус­то­дие­ва, Е.Е. Лан­се­ре, А.А. Ра­да­ко­ва, Н.В. Ре­ми­зо­ва, В.А. Се­ро­ва, А.А. Юн­ге­ра).

В го­ды Гражданской вой­ны 1917-1922 годов основной фор­мой са­ти­рической гра­фи­ки стал пла­кат («Ок­на РОСТА»; ху­дож­ни­ки В.Н. Де­ни, В.В. Мая­ков­ский, И.А. Ма­лю­тин, В.В. Ле­бе­дев, М.М. Че­рем­ных). В 1920-х годах вы­хо­ди­ло мно­же­ст­во са­ти­рических жур­на­лов, с ко­то­ры­ми со­труд­ни­ча­ли мас­те­ра карикатуры, как из­вест­ные с до­ре­во­люционного вре­ме­ни (Б.И. Ан­то­нов­ский, Д.С. Мо­ор, Ра­да­ков, Н.Э. Рад­лов и др.), так и ху­дож­ни­ки но­во­го по­ко­ле­ния (Л.Г. Бро­да­ты, Ю.А. Ганф, К.С. Ели­се­ев, В.И. Коз­лин­ский, Б.Б. Ма­ла­хов­ский, К.П. Ро­тов и др.). Как со­став­ная часть идео­ло­ги­зи­ро­ван­но­го советского искусства, карикатура ста­ла дей­ст­вен­ным спо­со­бом борь­бы с внеш­ни­ми и внут­рен­ни­ми «вра­га­ми ре­во­лю­ции»; боль­шое зна­че­ние уде­ля­лось об­ли­че­нию «сил ми­ро­вой ре­ак­ции», им­пе­риа­лиз­ма и ко­ло­ниа­лиз­ма, борь­бе с «пе­ре­жит­ка­ми ка­пи­та­лиз­ма», ан­ти­ре­ли­ги­оз­ной про­па­ган­де и т. п. В го­ды Великой Отечественной вой­ны ан­ти­фа­ши­ст­ская карикатура по­лу­чи­ла ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в жур­на­лах, га­зе­тах, аги­тационных лис­тов­ках и в пла­ка­те (в т. ч. в «Ок­нах ТАСС», ле­нинградском «Бое­вом ка­ран­да­ше»). Но­вая вол­на карикатуры и са­ти­рического пла­ка­та на внут­ри­по­ли­тические те­мы про­ка­ти­лась в конце 1980-х годов; с жан­ром карикатуры сбли­жа­ют­ся многие про­из­ве­де­ния соц-ар­та. Сре­ди круп­ней­ших мас­те­ров отечественной карикатуры XX века - В.Н. Го­ря­ев, Б.Е. Ефи­мов, А.М. Ка­нев­ский, Ку­кры­ник­сы, Н.Е. Му­ра­тов, И.М. Се­мё­нов, Л.В. Сой­фер­тис.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.