Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПОЗНАНИЕ. Вариант 1. Часть А. Часть В. ПОЗНАНИЕ. Вариант 2. Часть А. Часть В. ПОЗНАНИЕ. Вариант 3. Часть А. Часть В. ПОЗНАНИЕ. Вариант 4. Часть А. Часть В. ПОЗНАНИЕ. Вариант 5. Часть А. Часть В. ПОЗНАНИЕ. Вариант 6. Часть А. Часть В. ПОЗНАНИЕ. Вариант 7.



ПОЗНАНИЕ

Вариант 1

Часть А

А1. В познавательной деятельности в отличие от трудовой

1) средства должны соответствовать целям

2) субъектом выступает отдельная личность

3) цель состоит в получении достоверного знания

4) результатом является создание нового продукта

А2. Только в состав научного знания входят

1) установленные факты                                       3) логические умозаключения

2) экспериментально обоснованные выводы       4) оценочные суждения

А3. Какое суждение верно?

А. Речевая деятельность человека связана прежде всего с чувственным познанием.

Б. Речевая деятельность человека связана прежде всего с мыслительной деятельностью.

1) верно только А           3) оба суждения верны

2) верно только Б           4) оба суждения неверны

А4. Мысль, отражающая предметы или явления в их общих и существенных признаках, называется

1) понятие   2) представление     3) восприятие    4) вывод

А5. Верны ли следующие суждения о познании?

А. Познание относится к базовым потребностям человека.

Б. Познание всегда носит творческий характер.

1) верно только А          3) оба суждения верны

2) верно только Б          4) оба суждения неверны

А6. Верны ли следующие суждения о чувственном познании?

А. Основные формы чувственного познания нередко искажают действительность, неточно и однобоко ее воспроизводят.

Б. Чувственное познание представляет собой пассивную передачу информации от объекта к субъекту.

1) верно только А           3) оба суждения верны

2) верно только Б           4) оба суждения неверны

А7. Научные знания в отличие от обыденных

1) предполагают проверку истинности полученных сведений

2) отражают окружающую действительность

3) формируются на основе жизненного опыта

4) передаются из поколения в поколение

А8. Чувственное отражение в виде образа предметов или явлений, сохраняющееся в сознании (памяти) после окончания непосредственного воздействия на органы чувств, представляет собой

1) ощущение   2) восприятие     3) представление     4) понятие

А9. Самопознание направлено на

1) выявление сущности своего «я»                         3) анализ поведения других людей

2) формирование знаний об окружающем мире    4) отражение объективной действительности

А10. Какой метод получения знаний используется преимущественно на теоретическом уровне научного познания

1) описание научных фактов        3) описание экспериментальных данных

2) проведение наблюдений          4) выдвижение гипотез

А11. Верны ли следующие суждения?

А. Самопознание позволяет выявить в человеке его важнейшие отличительные особенности, сущность его «я».

Б. Познавая себя, мы познаем мир, а узнавая мир, ближе подходим к самим себе.

1) верно только А           3) оба суждения верны

2) верно только Б                4) оба суждения неверны

А12. Сущность какого вида мировоззрения раскрывает приведенное утверждение: «Самый важный для нас вопрос есть вопрос о человеке. Все от него исходит и все к нему возвращается»

1) теоцентризм         2) наукоцентризм           3) природоцентризм      4) антропоцентризм

 

Часть В

В1. Вставьте слово, пропущенное в схеме.

Формы рационального познания
…………
суждение
умозаключение

 

 


Ответ: ________________________

В2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «методы научного познания».

Наблюдение, классификация, абстрагирование, гипотеза, дедукция.

Найдите и укажите термин, «выпадающий» из общего ряда.

Ответ: ______________

 

В3. Установите соответствие между формами познания и их сущностью.

СУЩНОСТЬ ФОРМ ПОЗНАНИЯ ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ
А) мысль, отражающая общие и существенные свойства предметов, явлений, процессов Б) образ объекта познания, запечатленный в памяти В) мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе Г) чувственный образ предметов, явлений и процессов, непосредственно воздействующих на органы чувств 1) представление 2) понятие 3) суждение 4) восприятие

 

А Б В Г
       

 

В4. Студент работает над рефератом о знаниях, полученных преимущественно эмпирическим путем. Какие параметры, иллюстрирующие этот вид знаний, он может рассматривать в своей работе?

1) создание теории происхождения космических черных дыр

2) получение данных об уровне загрязненности вод Байкала

3) получение данных об изменении курса валют

4) создание теории информационного общества

5) открытие явления магнитного притяжения

6) определение температуры плавление различных материалов

В5. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Наука – это особая сфера духовной деятельности __________ (А), направленная на получение теоретически систематизированных знаний о закономерностях развития природы и _________ (Б). Как форму человеческого ________ (В) ее отличает стремление к достоверности. Науку также можно рассматривать как _________ (Г), который выполняет в обществе культурно-мировоззренческую, производственную и социальную функции. Наука участвует в формировании ________ (Д). Научно-технический прогресс превратил науку в ________ (Е) современного общества.

Список терминов:

1) личность                                 4) производительная сила         7) человек

2) общественные отношения     5) мировоззрение                       8) производственные отношения

3) познание                                 6) социальный институт            9) общество

А Б В Г Д Е
           

 

ПОЗНАНИЕ

Вариант 2

Часть А

А1. Отличие познавательной деятельности ученого от познавательной деятельности школьника состоит в том, что ученый

1) использует эксперимент              3) развивает свои интеллектуальные возможности

2) подходит к работе творчески     4) добывает знания, новое для всего человечества

А2. Из перечисленного ниже научными знаниями являются

1) сведения о расписании движения поездов         3) правила дорожного движения

2) законы генетики                                                  4) закон о собственности на землю

А3. Какое суждение верно?

Ложными являются знания…

А. не соответствующие предмету изучения.

Б. не проверенные экспериментальным путем.

1) верно только А           3) оба суждения верны

2) верно только Б           4) оба суждения неверны

А4. Знания, соответствующие предмету познания, называют

1) истина    2) справедливость   3) критерий познания     4) умозаключение

А5. Верны ли следующие суждения о процессе познания?

А. В процессе познания большую роль играют эмоции и чувства человека.

Б. В процессе познания определенное значение имеет интуиция человека.

1) верно только А          3) оба суждения верны

2) верно только Б          4) оба суждения неверны

А6. Верны ли следующие суждения о чувственном познании?

А. Чувственному познанию присуще образное отражение.

Б. Чувственному познанию присуще использование знаков (обозначений).

1) верно только А          3) оба суждения верны

2) верно только Б          4) оба суждения неверны

А7. Абсолютная истина, в отличие от относительной, – это

1) выводы, полученные научным путем           3) знание, которое никогда не будет опровергнуто

2) экспериментально установленные факты    4) суждения, лишенные субъективных оценок

А8. Процесс мысленного или фактического разложения целого на составные части называется

1) уподобление    2) абстрагирование     3) анализ    4) формализация

А9. Внутренний мир чувств, мыслей, идей, способность индивида выявлять себя из окружающего мира называется

1) отражение    2) знание        3) сознание     4) деятельность

А10. Что отличает познавательную деятельность

1) получение практически полезного результата

2) затрата физических и интеллектуальных усилий человека

3) необходимость совместных действий с другими людьми

4) направленность на получение новой информации

А11. Верны ли следующие суждения о самопознании?

А. Для постижения своего «я» обязательно следует проводить психологические эксперименты.

Б. Чтобы познать себя, необходимо наблюдать за собой и анализировать свои состояния.

1) верно только А           3) оба суждения верны

2) верно только Б           4) оба суждения неверны

А12. К религиозному мировоззрению не относится

1) тесная связь с мировым культурным наследием

2) стремление дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей

3) ориентация на решение проблем, связанных с духовными потребностями человека

4) формирование совокупности рационально построенных прогнозов

 

Часть В

В1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Понимание истины как процесса включает в себя:
конкретность
………
относительность

 


Ответ: __________________________

В2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к социальному познанию.

Социологические опросы, наблюдение, научные факты, научные теории, успешный научный эксперимент.

Найдите и укажите термин, «выпадающий» из общего ряда.

Ответ: ______________

 

В3. Установите соответствие видов знания и их характеристик.

ВИДЫ ЗНАНИЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) повседневный опыт   Б) теоретические знания   В) народная мудрость   Г) искусство 1) обобщенный практический опыт многих поколений, своеобразный свод рецептов поведения в форме поговорок, суждений, пословиц, загадок 2) законы, принципы, понятия, теоретические схемы, аксиомы, логические следствия, образующие систему 3) побочный продукт практической деятельности или ученичества у мастера, наставника, умельца 4) отражение действительности в художественных образах

 

А Б В Г
       

 

В4. Найдите в приведенном списке критерии научного познания.

1) образность и наглядность

2) воспроизводимость результата в одних и тех же условиях

3) эмоциональная выразительность

4) доказательность выдвигаемых положений

5) использование особого языка, четко фиксирующего значения понятий

6) разрозненность, несистематизированность знаний

В5. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Познание является одним из важнейших видов _________ (А), которая позволяет человеку не только выживать как биологическому виду, но и реализовывать свои _______ (Б) потребности и творческий потенциал. Если животные проявляют любознательность на базе _______ (В), то для человека пытливость и стремление к _______ (Г) – важное условие реализации своей природы. Цель познавательной деятельности человека – получение ________ (Д) о мире и самом себе. Расширение возможностей познания остается немало ________ (Е)».

 

Список терминов:

1) биологические      4) истина                   7) рефлексы

2) социальные           5) деятельность        8) знания

3) духовные              6) непознанное          9) познанное

А Б В Г Д Е
           

 

ПОЗНАНИЕ

Вариант 3

Часть А

А1. Только научное познание включает

1) создание новых материальных ценностей      3) раскрытие смысла жизни

2) выработку нравственных норм                       4) выявление закономерностей развития мира

А2. И чувственное, и рациональное познание

1) формирует знания и представления о предмете    3) начинается с ощущения

2) использует логическое умозаключение                 4) дает наглядный образ предмета

А3. Какое суждение верно?

А. Истинны только те знания, которые получены экспериментальным путем.

Б. Истинны лишь те знания, которые соответствуют моральным представлениям людей.

1) верно только А           3) оба суждения верны

2) верно только Б           4) оба суждения неверны

А4. Представление – это

1) форма чувственного познания         3) способ объяснения мира

2) критерий истины                              4) форма рационального познания

А5. Верны ли следующие суждения об истине?

А. Относительность истины обусловлена ограниченностью познавательных возможностей человека?

Б. Относительность истины обусловлена безграничностью и изменчивостью постигаемого мира.

1) верно только А          3) оба суждения верны

2) верно только Б          4) оба суждения неверны

А6. Верны ли следующие суждения о чувственном познании?

А. Чувственное познание воспроизводит внешние стороны и свойства объекта.

Б. Чувственное познание активно и социально обусловлено.

1) верно только А           3) оба суждения верны

2) верно только Б           4) оба суждения неверны

А7. Какой из перечисленных примеров относится к житейскому познанию

1) мудрость «Утро вечера мудренее»    3) теория естественного отбора

2) миф о Прометее                                     4) наблюдение: при удалении размеры предмета уменьшаются

А8. Утверждение «Человеческое общество постоянно изменяется» является примером

1) гипотезы 2) представления     3) умозаключения     4) суждения

А9. Как называется процесс, в котором человек постигает сущность своего «я»

1) самообразование  2) самопознание  3) самовыражение  4) самолюбие

А10. Относительную истину отличает то, что она

1) имеет определенные ограничения              3) не была теоретически обоснована

2) не подтверждена эмпирически                   4) получена ненаучным путем

А11. Верны ли следующие суждения о социальном познании?

А. Социальному познанию присущи черты любой познавательной деятельности.

Б. Социальное познание имеет свои особенности, обусловленные спецификой и сложностью изучаемого объекта.

1) верно только А           3) оба суждения верны

2) верно только Б           4) оба суждения неверны

А12. Носителем мировоззрения не является

1) отдельная личность                 3) природа

2) социальная группа                  4) общество в целом

 

Часть В

В1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Понимание истины как процесса включает в себя:
Гностицизм   Мир полностью познаваем
*****   Мир не может быть познан

 


Ответ: ___________________________

В2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «научное познание».

Закономерность, примета, объективность, синтез, исследование.

Найдите и укажите термин, «выпадающий» из общего ряда.

Ответ: ______________

 

 

В3. Установите соответствие между характеристиками и формами чувственного познания.

  

ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМА ЧУВСТВЕННОГО  ПОЗНАНИЯ
А) отражение предметов и их свойств в виде целостного образа Б) сохранение в памяти обобщенного образа предмета В) отражение в сознании человека отдельных свойств предметов 1) ощущение 2) представление 3) восприятие

 

А Б В
     

 

В4. Найдите в приведенном списке теоретические методы научного познания.

1) наблюдение           4) математизация

2) сравнение              5) обобщение

3) формализация       6) эксперимент

В5. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Факты чаще всего накапливаются в результате ______ (А). Это позволяет человеку установить основные свойства _______ (Б). В ходе _______ (В) человек в известной степени вмешивается в естество предмета: помещает в несвойственную ему среду, испытывает в искусственных условиях и т.п. Полученные ______ (Г) являются объективными, истинными. На теоретическом уровне _______ (Д), применяя абстракции, идеальные объекты, позволяет глубже проникнуть в сущность вещей. Здесь используются _______ (Е): «идеальный газ», «абсолютно твердое тело».

 

Термины:

1) знание           4) наука               7) наблюдение

2) субъект         5) суждение         8) объект

3) понятие         6) описание         9) эксперимент

А Б В Г Д Е
           

 

 

ПОЗНАНИЕ

Вариант 4

Часть А

А1. Такие действия, как выдвижение гипотезы, наблюдение, эксперимент, совершаются в процессе

1) художественного творчества            3) производственной деятельности

2) научного познания                             4) получения образования

А2. Научной истиной является знание

1) соответствующее житейским представлениям 3) изложенное малопонятным языком

2) соответствующее предмету изучения              4) проверенное в ходе эксперимента

А3. Верны ли следующие суждения об относительной истины?

А. Истина относительна, потому что мир изменчив и бесконечен.

Б. Истина относительна, потому что возможности познания определяются уровнем развития науки.

1) верно только А           3) оба суждения верны

2) верно только Б           4) оба суждения неверны

А4. Описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности является непосредственной целью

1) искусства      2) науки     3) морали      4) образования

А5. Верны ли следующие суждения об абсолютной истине?

А. Ни одна из абсолютных истин не может стать относительной.

Б. Некоторые из абсолютных истин могут стать относительными.

1) верно только А           3) оба суждения верны

2) верно только Б           4) оба суждения неверны

А6. Верны ли следующие суждения о познании?

А. Познание представляет собой целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецептурные поверхности органов чувств.

Б. Познание имеет сложную структуру, подразумевающую наличие субъекта, объекта и средств познания.

1) верно только А           3) оба суждения верны

2) верно только Б           4) оба суждения неверны

А7. Эмпирические знания не могут быть получены путем

1) опыта                                               3) наблюдения

2) математического моделирования  4) эксперимента

А8. Отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств, представляет собой

1) понятие   2) представление    3) восприятие    4) ощущение

А9. Процесс, связанный с получением знаний о своих возможностях, качествах, называется

1) самореализация 2) самовыражение   3) самодеятельность   4) самопознание

А10. Эмпирические научные знания добываются в ходе

1) математического анализа           3) построения теории

2) наблюдений                                4) систематизации данных

А11. Верны ли следующие суждения о социальном познании?

А. Особенностью социального познания является влияние позиции исследователя на оценку фактов.

Б. Методы, используемые в естествознании, не могут применяться в изучении общества.

1) верно только А           3) оба суждения верны

2) верно только Б           4) оба суждения неверны

А12. Уровень мировоззрения, который формируется у человека под влиянием жизненных обстоятельств и основывается на здравом смысле, называется

1) обыденным       2) религиозным         3) научным       4) гуманистическим

Часть В

В1. Вставьте слово, пропущенное в схеме.

Структура  рационального познания
…………
суждение
умозаключение
истина

 

 


Ответ: _______________________

 

В2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «чувственное познание».

Абстрактность, ощущение, наглядность, предметность, непосредственность.

Найдите и укажите термин, «выпадающий» из общего ряда.

Ответ: ______________

 

 

В3. Установите соответствие видов и форм познания.

Формы познания Виды познания
А) суждение Б) восприятие В) представление Г) умозаключение 1) рациональное познание   2) чувственное познание

 

А Б В Г
       

 

 

В4. Найдите в приведенном списке критерии научного познания.

1) воспроизводимость результата в одних и тех же условиях

2) использование особого языка, четко фиксирующего значения понятий

3) образность и наглядность

4) эмоциональная выразительность

5) доказательность выдвигаемых положений

6) разрозненность, несистематизированность знаний

В5. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Если представление – это _________ (А) предмета, то понятие – это ________ (Б) о предмете. С помощью понятий человек проникает в суть познаваемого предмета, что недоступно _______ (В), восприятиям и представлениям. Понятия существуют в голове человека не изолированно, а в связи друг с другом, т.е. в виде ________ (Г), которые можно вывести на основе _______ (Д), так и опосредованным путем – помощью 

_________ (Е)».

 

 Список терминов:

1) концепция         4) умозаключение       7) проблема

2) мысль               5) эксперимент            8) образ

3) ощущение        6) наблюдение             9) суждение

А Б В Г Д Е
           

 

ПОЗНАНИЕ

Вариант 5

Часть А

А1. В процессе научного познания обязательно происходит

1) теоретическое обобщение                  3) создание материальных ценностей

2) создание художественного образа     4) отрицание предыдущих достижений

А2. Восприятие – это

1) форма рационального познания

2) психическое свойство, присущее только человеку

3) форма чувственного познания

4) способ объяснения мира

А3. Верны ли следующие суждения о познании?

А. Формирование наших знаний о мире возможно в результате чувственного и рационального познания.

Б. Данные, опровергающие прежние представления, можно получить в ходе научного эксперимента.

1) верно только А           3) оба суждения верны

2) верно только Б           4) оба суждения неверны

А4. Относительная истина – это знание

1) ложное    2) неполное    3) непроверенное      4) необоснованное

А5. Верны ли следующие суждения о рациональном познании?

А. Рациональное познание непосредственно связывает людей с внешним миром.

Б. Рациональное познание раскрывает необходимые, существенные стороны и связи предметов, явлений, законы их функционирования и развития.

1) верно только А          3) оба суждения верны

2) верно только Б          4) оба суждения неверны

А6. Верны ли следующие суждения об особенностях познания мира средствами искусства?

А. Особенностью познания мира средствами искусства является использование художественных образов.

Б. Особенностью познания мира средствами искусства является теоретическое обобщение реальности.

1) верно только А          3) оба суждения верны

2) верно только Б          4) оба суждения неверны

А7. Метод изучения явления, осуществляемый в строго определенных условиях, которые могут при необходимости воссоздаваться и контролироваться субъектом познания, называется

1) наблюдение   2) эксперимент    3) анализ     4) описание

А8. К формам чувственного познания не относится

1) понятие        2) представление      3) восприятие        4) ощущение

А9. В процессе самопознания происходит

1) наблюдение за явлениями природы     3) осознание своих интересов

2) изучение общественного развития      4) познание законов прекрасного

А10. Несомненное, раз и навсегда установленное знание – это

1) научное понятие                 3) народная мудрость

2) относительная истина        4) абсолютная истина

А11. Верны ли следующие суждения о ложном знании?

А. Ложными являются знания, которые не соответствуют предмету изучения.

Б. Ложными являются все знания, которые непроверенны экспериментальным путем.

1) верно только А           3) оба суждения верны

2) верно только Б           4) оба суждения неверны

А12. Верны ли следующие суждения о мировоззрении?

А. Мировоззрение – это система взглядов человека на мир и свое место в нем.

Б. Научное мировоззрение формируется под влиянием непосредственного жизненного опыта человека.

1) верно только А          3) оба суждения верны

2) верно только Б          4) оба суждения неверны

 

Часть В

В1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Понимание истины как процесса включает в себя:
Материальное производство
Накопленный опыт
Научный *****

 

 


Ответ: ___________________________

В2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, отражают специфику научного познания.

Эксперимент, гипотеза, анализ, классификация, убеждение.

Найдите и укажите термин, «выпадающий» из общего ряда.

Ответ: ______________

 

В3. Установите соответствие между видами познания и их особенностями.

ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАНИЯ ВИД ПОЗНАНИЯ
А) обогащение повседневного опыта Б) обобщение фактов на уровне теории В) субъективность восприятия Г) стремление к достоверности, доказательность Д) образность и оригинальность отражения объективной действительности 1) житейское   2) художественное   3) научное

 

А Б В Г Д
         

 

В4. Найдите в приведенном ниже списке формы чувственного познания

1) понятие     3) представление        5) восприятие

2) суждение  4) ощущение            

В5. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Необходимо отметить, что наблюдение – это не просто ______ (А) изучаемых предметов и процессов. Научное наблюдение носит _______ (Б) и предполагает предварительную организацию его объектов, обеспечивающую __________ (В) над их поведением. Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным различными приборами и техническими устройствами.

Основные требования к научному наблюдению: однозначность замысла, наличие системы методов и приемов, _________ (Г). Обычно наблюдение включается в качестве составной части в процедуру _______ (Д).

В ходе наблюдения исследователь всегда руководствуется определенной идеей, концепцией или гипотезой. Он не просто регистрирует любые факты, а производит _________ (Е) тех, которые либо подтверждают, либо опровергают его идеи. Интерпретация наблюдений также всегда осуществляется с помощью определенных теоретических положений».

 

Список терминов:

1) истинное знание            4) объективность                       7) деятельный характер

2) контроль                        5) пассивное созерцание           8) научная этика

3) сознательный отбор      6) эксперимент                          9) абстрагирование

А Б В Г Д Е
           

 

 

ПОЗНАНИЕ

Вариант 6

Часть А

А1. Непосредственная цель научного познания – это

1) теоретическое осмысление действительности

2) выработка нравственных норм

3) создание новых материальных ценностей

4) развитие интеллектуальных способностей человека

А2. Результатом чувственного познания в отличие от рационального является

1) обобщенное суждение о предмете       3) мысленная модель предмета

2) конкретный образ предмета                 4) понятие о предмете

А3. Верны ли следующие суждения о многообразии форм человеческих знаний?

А. Только научное знание отражает существующую реальность.

Б. Одной из форм познания мира является искусство.

1) верно только А           3) оба суждения верны

2) верно только Б           4) оба суждения неверны

А4. Логический вывод из двух суждений – это

1) понятие 2) обобщение    3) умозаключение    4) абстрагирование

А5. Верны ли следующие суждения о познании?

А. Формы рационального познания невозможны без форм чувственного познания.

Б. Чувственное и рациональное познание противопоставляются друг другу.

1) верно только А           3) оба суждения верны

2) верно только Б           4) оба суждения неверны

А6. Верны ли следующие суждения о паранаучном знании?

А. Паранаучное знание отличается объективностью и истинностью.

Б. Паранаучное знание совместимо с имеющимся научным знанием.

1) верно только А          3) оба суждения верны

2) верно только Б          4) оба суждения неверны

А7. Специфике эмпирического уровня научного познания не соответствует

1) наблюдение за предметами, явлениями

2) проведение экспериментов в реальных условиях

3) описание наблюдений и результатов научного эксперимента

4) выдвижение гипотез

А8. Относительная истина в отличие от абсолютной истины

1) содержит достоверную информацию об объекте

2) может измениться с течением времени

3) фиксирует определенные свойства объекта

4) является результатом деятельности субъекта

А9. К отличительным особенностям научного познания относится

1) очевидность для каждого              3) нацеленность на практический результат

2) доказательность                            4) соответствие цели

А10. И религиозному, и научному знанию о мире свойственно то, что они

1) носят объективный характер

2) предполагают доказательства

3) могут передаваться из поколения в поколение

4) необходимы человеку для рациональной деятельности

А11. Верны ли следующие суждения об особенностях социального познания?

А. Особенностью социального познания является преобладание фактического материала над теоретическими обобщениями.

Б. Особенностью социального познания является совпадение объекта и субъекта познавательной деятельности.

1) верно только А           3) оба суждения верны

2) верно только Б           4) оба суждения неверны

А12. Какое мировоззрение отрицает все не признанное наукой

1) научное         2) паранаучное       3) религиозное          4) атеистическое

 

Часть В

В1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Уровни научного познания
*****
теоретический

 

 


Ответ: ____________________________________

 

В2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к эмпирическому уровню научного познания.

Наблюдение, эксперимент, восприятие, измерение, описание, классификация, систематизация.

Найдите и укажите термин, «выпадающий» из общего ряда.

Ответ: ______________

 

 

В3. Установите соответствие между признаками и терминами.

ПРИЗНАКИ ТЕРМИНЫ
А) чувственная информация об отдельных свойствах предмета Б) мысль, фиксирующая существенные свойства В) целостный образ предмета, непосредственно отражаемый органами чувств человека Г) новая мысль, логически выведенная на основе одной или нескольких имеющихся Д) целостный чувственный образ объекта, сохраненный в памяти 1) ощущение 2) восприятие 3) представление 4) понятие 5) суждение 6) умозаключение

 

А Б В Г Д
         

 

В4. Найдите в приведенном ниже списке черты, обязательные для научного знания.

1) обоснованность выводов                   4) использование математического аппарата

2) практическая применимость             5) объективность суждений и оценок

3) опора на признанный авторитет 

В5. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«В окружающем нас мире бесконечно много различных предметов и явлений. Однако нам нет необходимости придумывать _______ (А) для каждого отдельно существующего предмета или явления. В своем _____ (Б) и мышлении мы вполне обходимся словарным запасом, количество слов в котором намного меньше числа обозначаемых с их помощью предметов и явлений. Это возможно потому, что каждое слово представляет собой понятие, относящееся не к одному предмету, а к целому _______ (В) однотипных предметов, выделяемых по совокупности _______ (Г). Понятие определяется как форма мышления, отражающая существенные свойства, _______ (Д) и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.

Понятие позволяет обобщать и углублять знания об объекте, выходя в его познании за пределы _______ (Е). Понятие выступает как важный элемент не только мышления и речи, но и восприятия, внимания, памяти».

Список терминов:

1) рациональное познание      4) класс                                                    7) общение

2) признаки                              5) истинное знание                                  8) связи

3) специфическое название    6) непосредственно воспринимаемое     9) сознание

А Б В Г Д Е
           

 

 

ПОЗНАНИЕ

Вариант 7

Часть А

А1. Какое из приведенных ниже положений может служить определением понятия «научная истина»?

1) знание о предмете, которое разделяет большинство людей

2) система гипотез, утверждений и выводов

3) знание о предмете, высказанное наиболее авторитетными в обществе людьми

4) знания, соответствующие предмету изучения

А2. Научное познание в отлич



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.