Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ВВЕДЕНИЕ. Р.П. Калинин,



 

РекторыКГПУ. 1931–2006: Биографические очерки/ Под ред. Г.В. Чумакова, В.Ф. Брязгина, Л.Н. Юсуповой. ГОУВПО «КГПУ». – Петрозаводск, 2006. – С. 6-12.

ВВЕДЕНИЕ

75-летию КГПУ посвящается…

 

 

Уважаемый читатель!

 

Перед вами издание, которого за 75-летнюю историю университета еще не было. Эта книга о ректорах Карельского государственного педагогического университета (КГПУ) является сборником очерков о его руководителях – директорах и ректорах. Невозможно, к сожалению, описать подробно весь объем выполненной ими работы (он составил бы многие десятки тысяч страниц текста), ибо не существует непрерывного описания их деятельности. Впрочем, для рядового читателя такой формат издания вполне приемлем, подробное же описание необходимо скорее историкам.

В задачу авторов данной книги и не входил сбор всех деталей повседневной жизни того или иного руководителя вуза. Цель была иной: показать, не нарушая канонов биографического жанра и требований исторической достоверности, роль каждого из ректоров КГПУ в становлении и развитии вуза, раскрыть многогранность ректорского труда через результаты их деятельности. А также на примере биографий конкретных людей выявить основные этапы и особенности развития всей системы образования, как в нашей республике, так и в стране в целом. Эта книга является нашим скромным подарком к 75-летнему юбилею любимого вуза.

Мы не будем сравнивать друг с другом представителей небольшого по численности ректорского корпуса университета (нынешний ректор В.Ф. Брязгин является лишь восемнадцатым по счету в этом списке). Это было бы неэтично, ибо работали они в вузе разное количество лет, в разных политических и экономических условиях, в различных (в рамках одного вуза) по многим параметрам учебных заведениях.

В самом деле, можно ли сравнивать двухгодичный учительский или даже педагогический институт с контингентом около 300 человек и преподавательским составом в пределах тридцати человек с махиной вуза последних десятилетий, насчитывающего почти 6000 человек. Или, разве поддаются сравнительной оценке результаты труда ректора, отработавшего 10-20 лет, с результатами работы тех их них, кого судьба ставила на этот пост лишь временно, на 1-2 года? Ведь только для того, чтобы в достаточной мере постичь все тонкости руководства вузом, требуется не менее 5 лет. Но и сейчас, и в далекие от нас тридцатые годы, забот ректорам хватало.

Тем, кто далек от управленческой деятельности, будет интересно узнать, что представляет собой «ректорский труд». Без такого понимания трудно оценивать результаты деятельности того или иного из героев нашего сборника. Позвольте сделать это мне, автору вступительной статьи, затем персонифицированную информацию представят авторы статей о ректорах КГПУ.

Почему написание вводной части доверено мне? Во-первых, потому, что я являюсь непосредственным участником событий, происходивших в нашем университете на протяжении 70 % времени его существования (с 1953 г.). Во-вторых, почти половину этого времени (35 лет) я непосредственно занимался вопросами управления: сначала в должности заместителя декана и декана факультета, а последние 30 лет – работая проректором по учебной работе (первым проректором). В-третьих, несмотря на то, что за последние 35 лет сменились только 3 ректора из 18, мне посчастливилось общаться еще с 4 ректорами, а знакомство с одним из первых ректоров – Грибковым Петром Григорьевичем – состоялось позднее, на склоне его трудовой деятельности в Министерстве образования России, где он занимался вопросами гражданской обороны. Таким образом, почти с половиной ректорского состава КГПУ мне довелось в той или иной мере сотрудничать. Немаловажно и то, что мне хорошо знаком этот труд, ибо, как первому заместителю, часто приходилось замещать руководителей вуза во время их командировок или отпусков, а это время суммарно составляет почти 1700 рабочих дней, или, по разным оценкам, от 7 до 9 лет работы в должности ректора. И, наконец, во время работы над книгой об истории университета («Карельский государственный педагогический университет в цифрах и фактах: 70 лет».) мне пришлось просмотреть огромную массу архивных документов, которые существенно пополнили запас информации о вузе, особенно о первой трети его истории. Думаю, что перечисленные причины дают определенное право на данное введение.

Теория управления требует, чтобы руководитель любого уровня удовлетворял определенным качествам. Учреждение или предприятие того или иного профиля, в свою очередь, придает этим требованиям свою окраску, свой колорит. Одно дело – руководить промышленным предприятием, совершенно другое – руководить, скажем, техническим университетом, и далеко не то же – руководить педагогическим вузом. Разные цели, задачи, функции, даже психологический климат в трудовых коллективах разный. Я мог бы назвать множество примеров, когда к нам приходили из других вузов преподаватели, которые не могли там «сработаться», а у нас чувствовали себя как в родной семье. Почему?

Можно сослаться на то, что университет педагогический, что в нем иного и быть не должно. Не должно, но бывает, и примеров тому в России немало. Я хорошо знаком более чем с 20 вузами страны и могу с большой долей уверенности утверждать, что психологический климат в коллективе во многом зависит от руководителя вуза, от его способности общаться с людьми (уметь слушать их, понимать, принимать справедливые решения), от способности своевременно увидеть зреющий конфликт и предупредить его, от его профессионального авторитета, умения подбирать кадры своих заместителей и руководителей подразделений и многого другого. Если к тому же во всем многообразии ректорских дел на первом месте у него стоит Человек, цены такому руководителю нет. В противном случае начинается то, чему народное остроумие давно нашло определение – «Рыба гниет с головы». Нам повезло – в истории вуза не было «ректоров-разрушителей», были лишь ректоры-созидатели, ректоры-строители, ректоры-воспитатели.

Чем постоянно озабочен ректор? Ответ простой – всем. Кадры и финансы, учебный процесс и наука, материальная база и оборудование, текущий и капитальный ремонт, питание и медицинское обслуживание, общежития и стипендии, творческие коллективы и международные связи, расходные материалы и моющие средства, транспорт и программные средства и еще тысячи самых разных дел.

Представьте себя на месте ректора. На вопрос о том, когда начинается ваша трудовая неделя и когда она заканчивается, вы ответить не сможете. Ваше сознание все время будет находиться под «дамокловым мечом» нерешенных проблем (со временем их число только возрастает), портфель ваш будет постоянно наполнен бумагами, которые нужно успеть просмотреть за время «выходных» дней и по которым что-то нужно подготовить, вы будете непрерывно думать о том, что и кому поручить сделать, и как бы не забыть об этих поручениях.

Вас будут разрывать на части всевозможными приглашениями, от которых отказываться в интересах вуза нельзя. Это и официальные совещания в Министерстве образования России или в Правительстве Карелии, и конференции или семинары, на которые строго приглашают только ректоров. Это и юбилеи вузов и известных ученых, на многих из которых необходимо побывать, чтобы не охладить межвузовские отношения. Даже у себя в университете, попробуйте отказаться от приглашения на юбилей преподавателя-ветерана, – он может обидеться. На похоронах своих сотрудников тоже нужно побывать, да предварительно позаботиться о том, чтобы все там было обеспечено и оплачено. Если же речь идет о контактах с университетами зарубежных стран, то без непосредственного участия ректора они просто могут прекратиться.

Добавьте сюда почти непрерывно осуществляемые проверки вуза по линии Минобразования России, по линии Контрольно-ревизионного управления и многих других служб и ведомств (Казначейство, МЧС, санэпиднадзор, пожнадзор и т.п.), где каждый раз нужно «отвечать», читать и анализировать то, что о вузе напишут, пытаться опротестовать несправедливые обвинения, многократно отвечать на запросы об устранении замечаний той или иной комиссии – уже одного этого хватило бы, чтобы заполнить рабочее время.

Странно, но в век электроники, когда почти все управление можно осуществлять с помощью современных технологий, постоянно растет бумажный документооборот, растет количество запросов, требований, просьб о разработке предложений и т.п. Ежедневно на просмотр поступающей почты (бумажной и электронной) необходимо тратить более часа, еще больше времени уходит на организацию ответов по этим запросам. Катастрофически быстро растет число справок, которые необходимо подписывать первому лицу (например, ввели социальную стипендию и каждому из таких стипендиатов понадобилась справка о том, что он наш студент – сразу более 2000 дополнительных подписей). Число подписей может доходить до нескольких сотен в день, в отдельные дни до 1500 (еще в среднем час работы).

Управленческая деятельность немыслима без совещаний. Даже, если по поручению ректора их готовят другие работники, проводить большинство из совещаний на уровне вуза должен ректор. И к ним тоже нужно готовиться: изучить подготовленные материалы, продумать проблемные вопросы, на которые необходимо получить ответ, подготовить текст своего выступления, откорректировать проект решения, провести предварительно необходимые согласования и встречи с будущими участниками совещания и др. Если таких мероприятий до 300 в год, то нетрудно подсчитать, сколько времени потребуется для их подготовки и проведения.

Иерархия управления вузом в идеале построена вполне разумно: у каждого из руководителей немного непосредственных подчиненных. Но в реальной практике вузов сложился «метод пирамиды», когда решение всех вопросов, как правило, сосредотачивается в вершине управленческой пирамиды (на факультете – у декана факультета, в вузе – у ректора или проректора). Эта практика добавляет ректору целый ворох дополнительных забот: решение вопросов с отдельными студентами, преподавателями или другими работниками, которые могли бы быть решены на более низких уровнях управления, и т.п.

Ректору вуза приходится затрачивать массу времени на решение хозяйственных вопросов, связанных с текущим и капитальным ремонтом материальной базы, приобретением оборудования и материалов, финансированием различных дел и программ, разработкой управленческой документации по финансово-экономическим и иным вопросам.

Раз в пять лет весь университет во главе с ректором погружается в пучину интенсивной и длительной работы по подготовке вуза к процедурам аттестации, лицензирования и аккредитации, которая, как правило, занимает не менее года. Затем следует сама процедура аттестации, после чего еще в течение четырех месяцев продолжается работа по этим вопросам в Министерстве образования Российской Федерации.

Письма в вышестоящие инстанции, организация полевых практик, встречи с ветеранами, встречи со студентами, участие в заседаниях совета ректоров вузов Карелии, вручение дипломов выпускникам, организация приема, встречи с зарубежными делегациями, командировки… перечень этот можно продолжать очень долго.

Когда человек слышит обо всем этом впервые, он отказывается верить тому, что с таким объемом проблем человек способен справиться. И, может быть, именно такая интенсификация труда делает ректоров в их деятельности в чем-то похожими друг на друга, даже если это разные по характерам люди. Так, например, познакомившись впервые с П.Г. Грибковым (третьим по порядку ректором КГПУ), я увидел в нем человека, очень похожего на А.Н. Бритвихина (предпоследнего ректора КГПУ), с которым работал к тому времени уже много лет.

Не умаляя заслуг первых ректоров КГПУ, хочу показать на примере трех последних, с которыми я хорошо знаком по совместной управленческой деятельности, что может сделать руководитель вуза для его развития.

Совершенно неординарной личностью был П.И. Ихалайнен, человек сложной судьбы, испытавший (не по своей вине) взлеты и падения, знавший власть «изнутри», так как сам был Министром просвещения КАССР и секретарем Президиума Верховного Совета КАССР. Богатый опыт государственного управления, которым обладал П.И. Ихалайнен, позволял ему оперативно принимать взвешенные и объективные решения. Его усилиями педагогический институт начал быстро развиваться: был введен в эксплуатацию учебный корпус по ул. Пушкинской, 17, начато строительство лабораторного корпуса, открыты спортивная база факультета физической культуры в п. Спасская Губа и агробиологическая станция в пос. Святозеро, введено в эксплуатацию общежитие по ул. Герцена, 31-б.

При П.И. Ихалайнене институт получил статус вуза второй категории и был передан в непосредственное подчинение Министерству просвещения РСФСР, образованы учебная и научная части, 4 новых факультета (педагогики и методики начального обучения, иностранных языков, физической культуры, общественных профессий), 9 кафедр, открыта аспирантура, появились издательство и редакционно-издательский совет, создан вечерний Университет психолого-педагогических знаний. Организован научно-исследовательский сектор с рядом научно-исследовательских лабораторий: социально-педагогических исследований, барофизиологической, физической электроники. На кафедре физики организованы исследования по хоздоговорной тематике. Начато формирование студенческих строительных отрядов и систематическое комплексное изучение деятельности выпускников института в районах республики. Организован сводный педагогический отряд им. А.С. Макаренко по работе с детьми по месту жительства. Положено начало шефской работе кафедр с сельскими школами, организован внеконкурсный прием в институт выпускников сельских школ. В практику работы факультетов введена межсессионная аттестация студентов. Появились многочисленные победители соревнований и конкурсов самого высокого уровня в области спорта, художественной самодеятельности, научно-исследовательской деятельности студентов.

Строителем и созидателем вуза стал и А.Н. Бритвихин, сменивший П.И. Ихалайнена на посту ректора. При нем введены в эксплуатацию: лабораторный корпус, общежитие на Промышленной, 9, спортивный комплекс, перестроен учебный корпус на Ленина, 29, получены в аренду площади для факультета технологии и предпринимательства, учебно-спортивная база в Спасской Губе переведена в новое здание, существенное развитие получила агробиологическая станция в Святозеро, расширен профилакторий с 50 до 75 мест; оборудовано и переоборудовано 120 специализированных лабораторий и кабинетов, введена в строй гостиница на 46 мест. Все это вывело вуз на первое место по материальной базе на Северо-Западе РФ. Открыты еще 3 новых факультета (дошкольной педагогики и психологии, технологии и предпринимательства, психологии); 5 специальностей и ряд специализаций, создано 19 кафедр, вновь создана аспирантура, открыт специализированный совет по защитам кандидатских диссертаций; начата подготовка бакалавров, все факультеты переведены на 5-летние учебные планы; при трех факультетах открыто заочное отделение.

При А.Н. Бритвихине также созданы: центр новых информационных технологий; научно-исследовательская лаборатория геоинформатики; лаборатория учебного телевидения; издательство и печатный цех; учебно-научно-педагогический центр; учебно-педагогический комплекс «Контакт»; школа юного педагога; музей истории университета и музей истории религии и атеизма в Карелии. Университет был определен педвузами Северо-Западной зоны РФ в качестве базового для проведения совместной работы по разным направлениям и А.Н. Бритвихин был избран председателем совета ректоров педвузов региона. За эти годы институт неоднократно отмечался в числе лучших среди педвузов РФ, был награжден орденом «Знак Почета», получил переходящее Красное Знамя МП РСФСР и Российского совета профсоюзов работников просвещения, высшей школы и научных учреждений, получил статус университета.

Установлены дружеские связи с университетами США, Финляндии, Швеции, Норвегии, Великобритании, Франции. Более чем на 1000 человек увеличился контингент студентов, процент преподавателей, имеющих ученые степени и звания, возрос до 50 %, в том числе докторов наук, профессоров – до 7 %. Создан парк вычислительной техники, в котором к моменту окончания работы А.Н. Бритвихина в должности ректора насчитывалось 160 персональных компьютеров. Звание народных получили академический хор «Кантабиле» под управлением Л. Сажиной, народный хор под управлением Л. Трениной и хореографический ансамбль под управлением Н. Катугина, была продолжена серия блестящих выступлений спортсменов КГПУ (Л. Лазутина, Ю. Иванов и др.).

Успешно продолжает развитие вуза В.Ф. Брязгин. Наиболее заметным результатом последних лет является резкое повышение научного потенциала вуза. Открыты и успешно работают: региональный совет по защитам докторских диссертаций по общей педагогике, истории педагогики и образования, теории и методике профессионального образования и региональный совет по защитам кандидатских диссертаций по физиологии и биохимии. Активизировалось участие кафедр в конкурсах российских и международных научных проектов (только за 2004 г. кафедры выиграли 21 конкурс), объем полученных за счет этого средств возрос за 5 лет почти в 30 раз. Организована целевая адресная поддержка научных исследований молодых преподавателей КГПУ в форме внутривузовских грантов, ежегодно проводится до 15 научных конференций различного уровня. Непрерывно растет уровень квалификации профессорско-преподавательского состава, уже почти 62 % преподавателей вуза имеют ученые степени и звания, в т.ч. 11,9 % докторов наук, профессоров. Успешно работает аспирантура университета. За последние 5 лет ее окончили 48 человек, из них защитили кандидатские диссертации 47 чел. В целом по университету за это время сотрудниками университета защищено 60диссертаций –8 докторских и 52 кандидатских, опубликовано 40 монографий, 5 книг, 100 учебных пособий, 40 сборников статей, 13 сборников материалов научных конференций, 2380 статей и др.

Правительством Республики Карелия утверждена «Программа развития Карельского государственного педагогического университета на 2002-2006 гг.». Создан попечительский совет КГПУ. Открыто представительство университета в г. Сортавала.

Завершен перевод всех специальностей университета на новые Государственные образовательные стандарты. Создана внутривузовская система обеспечения качества подготовки специалистов. Библиотека университета включена в единую автоматизированную библиотечную сеть, ведется автоматизация основных библиотечных процессов.

Организованы 7 новых кафедр, открыты 4 специальности (коррекционная педагогика и специальная психология, история, изобразительное искусство, информатика, безопасность жизнедеятельности), образован факультет дополнительного образования, созданы исследовательские лаборатории: региональной социально-экономической географии, лингвистического краеведения и языковой экологии, экологии северных вод, профилактики злоупотреблений психоактивными веществами. Созданы: психологическая служба университета и студенческий информационно-методический отдел, центр занятости и трудоустройства студенческой молодежи КГПУ. Начата подготовка руководителей инновационных учреждений образования из числа студентов старших курсов.

Ведется активное переоснащение материальной базы учебного процесса университета современным оборудованием, ежегодно приобретается от 50 до 80 персональных компьютеров (парк компьютерной техники доведен до 380 ед.), поставляется необходимое оборудование для редакционно-издательского отдела и печатного цеха, оборудование для лаборатории учебного телевидения и др.

Завершается реконструкция общежития КГПУ по ул. Виданской, 24, переведена на электроотопление учебно-тренировочная база факультета физической культуры в п. Спасская Губа, завершается аналогичная работа на агробиологической станции в п. Святозеро. Создана система защиты учебных зданий и оборудования от несанкционированного проникновения, включающая в себя эффективную пропускную систему.

Появились новые ансамбли: «Экма», «Джинс-кантеле», театры «Подвальчик» и «БЭСТ». Организовано издание газеты «Педагогический университет» и студенческой газеты «Факультет».

Приведенные примеры показывают, что, несмотря на различия между ректорами как личностями, несмотря на различную стартовую подготовленность к управлению вузом (опыт государственного управления у П.И. Ихалайнена, опыт руководства школой, кафедрой и учебной работой вуза у А.Н. Бритвихина и опыт руководства кафедрой и исследовательскими структурами у В.Ф. Брязгина) все они стали равноправными строителями вуза. Хорошо также заметна тенденция – чем более оснащенным и развитым во всех отношениях становится вуз, тем больше появляется возможностей для его дальнейшего совершенствования и развития и эту возможность отмеченные выше ректоры эффективно использовали. Будем надеяться, что эта тенденция обретет постоянную прописку в Карельском государственном педагогическом университете.

       Авторский коллектив искренне благодарит за помощь в подготовке материалов для данной книги ветеранов КГПУ А.Н. Бритвихина, М.В. Спиридонова, Э.Д. Степанову, заведующую архивом КГПУ Е.П. Стукину, директора музея КГПУ Л.Я. Якшину, начальника управления кадров КГПУ Г.Ф. Петрову.

 

 

Р.П. Калинин,

первый проректор КГПУ.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.