Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Мы есть то, что мы едим». о влиянии питания на психику ребенка)



«Мы есть то, что мы едим»

(о влиянии питания на психику ребенка)

 «Мы есть то, что мы едим» – к этому выводу пришел еще древнегреческий врач и философ Гиппократ.

Вас, наверное, удивит, что статья на данную тему написана не медсестрой, не врачом-диетологом, не инструктором по физической культуре, а педагогом-психологом.

Гиппократ считал, что болезнь человека – это результат нарушения питания, привычек и характера жизни человека. Он подметил, что пища влияет не только на самочувствие человека, но также и на его настроение, умственную деятельность и даже отвечает за «духовное здоровье».

Проблема влияния питания на психику становится в последнее время все более актуальной. Дело в том, что за последние 50 лет питание людей серьезно изменилось, что стало причиной разнообразных психических расстройств. Об этом говорят многие врачи-психиатры и исследователи институтов питания.

Так, британский Фонд психического здоровья (Mental Health Foundation) сообщает о том, что проведенное научное исследование установило связь между расстройством внимания, депрессией, болезнью Альцгеймера и шизофренией, с одной стороны, и фаст-фудом и отсутствием в рационе жителей больших городов ряда необходимых жиров, витаминов и минеральных веществ – с другой.

Британская организация Sustain, ведущая кампанию по улучшению качества продуктов питания в Англии, сообщает, что питание человека имеет прямое и довольно длительное воздействие на его психическое здоровье и поведение. Причина – влияние на структуру и функции нашего мозга. Существует много доказательств связи между плохим рационом и появлением проблем в поведении и психическом состоянии людей. «Питание может иметь прямое и продолжительное воздействие на психическое здоровье и поведение человека по причине влияния на структуру и функции мозга», – говорится в отчете организации Sustain. Руководитель организации Тим Лэнг говорит о том, что, к сожалению, людей, разрабатывающих политику в сфере продуктов питания, никак не волнует психическое состояние потребителей их продукции.

Сегодня мы поговорим о том, как неправильное питание может влиять на психику ребенка. Все знают, что питание влияет на наш внешний вид, здоровье и самочувствие. Но мало кто отдает себе отчет в том, что пища воздействует и на психику. Питание влияет на функции и структуру мозга. Исследователи приводят множество доказательств связи плохого рациона и проблем в психическом состоянии детей.

Ученые пришли к выводу, что красители и консерванты, широко используемые пищевой промышленностью, могут негативно влиять на настроение и поведение детей (такие добавки обозначают буквой Е). Медики изучали влияние нескольких искусственных пищевых красителей и одного консерванта на гиперактивность детей.

Группе из 277 трехлетних детей (именно в этом возрасте гиперактивность часто впервые проявляется) в течение двух недель давали фруктовый сок, в котором было растворено 20 мг различных искусственных красителей и 45 мг консерванта E211. В следующие две недели дети получали сок без этих добавок. Родители заполняли специальные формуляры, в которых оценивали поведение ребенка. При кормлении «краской» и прочей химией дети явно хуже концентрировали внимание, были склонны к вспышкам гнева, с трудом засыпали. Причем все это наблюдалось у здоровых детей.

Исследователи полагают, что, если эти добавки убрать из продуктов, синдром гиперактивности будет встречаться в 3 раза реже. Кстати, многие из «гиперактивных» добавок не только влияют на психику, но и вызывают аллергические реакции, особенно у детей. Помимо внешних проявлений, дети с аллергией чаще всего имеют истощенную нервную систему: стрессово и эмоционально неустойчивы, раздражительны, подвержены быстрому утомлению. Данные особенности таких детей ведут к некоторой изолированности и неприятию их окружающими, особенно это заметно в подростковой среде. В связи с этим существует проблема успешной социализации таких детей.

Вот список особо опасных добавок, часто вызывающих аллергические реакции:

1) Краситель E102 (тартразин);

2) КрасительE110 (желтый «солнечный закат»);

3) КрасительE122 (кармуазин, азорубин);

4) КрасительE124 (понсо 4R);

5) Консервант E211 (бензоат натрия).

Все эти добавки применяются очень широко, в т. ч. в детском питании (особенно в чипсах, снеках, конфетах, десертах, сиропах, напитках, мармеладах, джемах, кондитерских изделиях). Более подробную информацию о влиянии этих добавок на организм можно узнать в памятке «Полезное и вредное для вашего ребенка». Пользуясь этим списком, вы можете попробовать подобрать питание для своего ребенка. Но, поверьте, это будет непросто. Достаточно сказать, что почти все газировки содержат консервант E211.

Между рационом питания и умственным развитием есть прямая взаимосвязь. Питание влияет как на формирование головного мозга, так и на его работу в течение всей жизни. Рацион влияет на уровень концентрации, способность к запоминанию и сопоставлению фактов, скорость обучения и т. д. Что же должно входить в детское меню, чтобы активизировать способности ребенка к запоминанию и концентрации внимания?

Сегодня доказан тот факт, что на интеллектуальные способности негативно воздействует недостаточность белковой нормы. Если малыш систематически получает с пищей малое количество белков, страдают все системы его организма, в том числе ЦНС и головной мозг. Также доказано, что у детей старшего дошкольного и школьного возраста снижается внимание и способность к запоминанию во время учебы, когда они отказываются от завтрака.

Именно в завтраке должны содержаться продукты, которые богаты белком: творог, молоко, яйца, постная говядина, вареная курица.

Британский ученый Роберт Маккаррисон изучал влияние фаст-фуда на агрессивное поведение, или, иначе говоря, продуктов, содержащих искусственные ингредиенты, большое количество сахара и гидрогенизированных жиров. Он пришел к выводу, что питавшиеся консервами, джемами, хлебом из белой муки крысы проявляли значительную нервозность и склонность к царапанию и укусам своих опекунов-людей. Похожее исследование было проведено и в Австралии. Однако на этот раз эксперименты рассматривали влияние питания на поведение людей. Продолжавшееся две недели исследование, в ходе которого ученикам одной из школ давали здоровые блюда, продемонстрировало, что они стали гораздо спокойнее и менее склонны к насилию.

А ведь у многих людей фаст-фуд является основным ежедневным видом питания. О том, что такая пища вредна, знают все, но эта еда так влияет на сознание людей, что отказаться от нее все труднее. Бедный по количеству аминокислот, жирных кислот, витаминов и жиров состав продуктов фаст-фуда притупляет у нас инициативность, активность и неординарность мышления. В результате наш мозг перестает думать о пользе для организма, а стремиться к все большему насыщению (причем этой же самой пищей из фаст-фуда!). Круг замыкается. Такие люди обычно безвольны, безразличны к жизни. Все это признаки явных психических отклонений. Еще один важный факт: учеными доказано, что питание в столовых быстрого обслуживания не только вредит здоровью, но и нарушает нашу психику, делает нас нетерпеливыми, стремящимися к сиюминутному удовлетворению.

Таким образом, меню, состоящее из фаст-фуда, сладостей, газировки и других вредных блюд и закусок, значительно ограничивает наши умственные способности.

Что в таком случае их увеличивает?

Прежде всего, фрукты, овощи, цельнозерновые продукты, яйца, рыба, орехи. Рыба и орехи являются богатым источником ненасыщенных жирных кислот, без которых мозг не в состоянии функционировать нормально.

За работу нервной системы отвечают витамины группы В, содержащиеся в мясе, молочных продуктах, неочищенном зерне, бобовых культурах, арахисе, картофеле, капусте, свекле, шпинате, яйцах, фруктах и ягодах. Например, витамин В9 (фолиевая кислота) принимает участие в образовании новых клеток мозга, позволяет сохранить как кратковременную, так и долговременную память, а также влияет на скорость мышления.

Яйца и цельнозерновые продукты стоит есть еще и потому, что сложные углеводы перевариваются быстрее простых сахаров, поэтому позволяют дольше поддерживать уровень сахара в крови на нужном уровне. Тем самым, не допуская его падения, мы не подвергаем себя приступам ярости, скандальности, грусти.

Помимо витаминов, в работе мозга активно участвует и ряд минералов. Так, недостаточность железа в детском организме, даже при отсутствии симптомов железодефицитной анемии, вызывает нарушение внимания и памяти. Этим минералом богаты овсяные хлопья, гречка, фасоль, яблоки и груши.

Но еще большее влияние на умственное развитие оказывает йод. Его острый дефицит вызывает не просто временные ухудшения интеллектуальных способностей, а необратимые последствия для головного мозга. Особенно важно предотвратить гиповитаминоз йода в детском возрасте, когда нервные и мозговые процессы еще находятся на стадии развития. Йодом богаты морские водоросли, креветки, треска, тунец, чернослив, клюква, капуста, лук, морковь, огурцы.

Перепады настроения, склонность к грусти, тревоге и даже депрессии могут быть вызваны неправильным питанием. За хорошее настроение несут ответственность магний, ненасыщенные жирные кислоты из группы омега-3, витамины группы В — все они регулируют деятельность нервной системы. Таким образом, рацион, в котором не хватает источников вышеперечисленных компонентов, увеличивает риск возникновения, например, депрессивных состояний.

Чтобы пополнить ежедневное меню магнием, нужно есть горький шоколад, пшеничные отруби, овсяную крупу, горох, фасоль, семена тыквы, грецкие орехи, миндаль. Магний очень важен еще и потому, что его дефицит приводит к повышенному стрессу и неспособности с ним справиться. Также он влияет на сон: недостаток вещества провоцирует бессонницу и нервозность.

Чтобы ввести в рацион источники ненасыщенных кислот из группы омега-3, мы должны есть льняное семя, блюда с добавлением льняного масла, жирную морскую рыбу. В меню ребенка желательно включать рыбные блюда дважды в неделю. К другим источникам жирных кислот относятся печень трески, морские водоросли, куриные яйца и орехи.

    Питание в дошкольном учреждении организовано с учетом физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей всех возрастных групп и рекомендованных суточных наборов продуктов в соответствии с СанПиНом 2.4.1.3049-13. С десятидневным меню можно ознакомиться на сайте дошкольного образовательного учреждения.

Таким образом, хорошо сбалансированная диета помогает сохранять не только физическое, но и психическое здоровье. Так что давайте будем внимательны к тому, что едим! Следите за рационом ребенка, изучайте соответствующую литературу, и ваши дети будут всегда здоровы!

 

При написании статьи использовались следующие источники:

1. Зинец И.И. Здоровье и питание. – Пермь: Пермское книжное издательство, 1991. – 283 с.

2. Кощеев А.К. Щедрые дары природы. – Пермь: Пермское книжное издательство, 1979. – 147 с.

3. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13).

4. http://volshebnaya-eda.ru/lechebnoje-pitaniye/prochee/pitanie-i-psihika/

5. http://argonet.ru/nezdorovoe-pitanie-vedet-k-psihicheskim-zabolevaniyam.html

6. https://prodobavki.com/dobavki/E110.html



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.