Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Классификации физических упражнений



 

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «Гомельский государственный медицинский университет»

Кафедра физического воспитания и спорта

 

 

РЕФЕРАТ

по предмету «Физическая культура»

тема работы: Классификация физических упражнений

 

Исполнитель:

Студентка группы Д-108

Саксонова Ю.О.

 

Проверил: Игнатушкин Р.Г.,

 преподаватель

 

Гомель, 2020

 

 

Оглавление

Введение. 3

1.Классификации физических упражнений. 4

1.1 Первая классификация. 4

1.2Вторая классификация. 6

Заключение. 9

Библиография. 10

 


 

Введение

 

Физические упражнения — элементарные движения, составленные из них двигательные действия и их комплексы, систематизированные в целях физического развития. Для каждого упражнения мышцы определяются как активные или статичные.

На данный момент существует множество классификаций физических упражнений.

Классификация физических упражнений – это разделение их на группы в соответствии с определенным квалификационным признаком.

Классификация физических упражнений нужна для того, чтобы более эффективно подбирать упражнения для решения двигательной задачи с учетом возраста, пола, состояния здоровья и т.д.

 


 

1.Классификации физических упражнений

1.1 Первая классификация

Гимнастические. Искусственно сочетанные движения, с помощью которых избирательно и дозировано воздействуют на отдельные органы, системы и весь организм в целом.

Спортивно-прикладные. Восстанавливают двигательные умения – захватывание, сжимание предметов, бросание мечей, ходьба, бег, прыжки, плавание, гребля и др. игры. Городки, волейбол, настольный теннис – малоподвижные, подвижные, спортивные.

Гимнастические упражнения:

Общеразвивающие:

¾ восстанавливают и повышают физические качества организма;

¾  охватывают большое число мышечных групп;

¾ улучшают функции всего организма

По анатомическому признаку:

¾ для мышц шеи;

¾ для плечевого пояса;

¾ для верхних конечностей;

¾ для мышц тазового дна;

¾ для нижних конечностей.

По характеру упражнений:

¾ Подготовительные – проводят в начале занятий с целью подготовки к последующим упражнениям; начинают с более простых и легких упражнений;

¾ Корригирующие – исправляют неправильное положение позвоночника, грудной клетки, конечностей путем восстановления нормального тонуса мышц;

¾ На координацию – необычные или сложные комбинации различных движений; На равновесие, которое определяется положением рук по отношению к туловищу, а туловища к общему центру тяжести тела и линии гравитации относительно центра площади опоры;

¾ С сопротивлением – увеличивают нагрузку;

¾ Статические (изометрические) – длина мышц не изменяется, а тонус увеличивается, что поддерживает в активном состоянии нервную и мышечную системы;

¾ Динамические (изотонические) – мышцы сокращаются, не изменяя своего тонуса (движения при расслабленной мускулатуре); На расслабление – создают условия для отдыха;

¾ Идеомоторные – мысленное воспроизведение движений;

По признаку используемых снарядов:

¾ Со снарядами и предметами;

¾ Без них.

Дыхательные:

¾ Статические (не сочетающиеся с движениями конечностей и туловища)

¾ Динамические (сочетающиеся с различными движениями).

Дыхательные упражнения применяют с целью улучшения функции внешнего дыхания и для снижения физической нагрузки на организм после интенсивных упражнений. Их выполняют в сочетании с общеукрепляющими, так как в чистом виде они вызывают гипервентиляцию. При выполнении статических дыхательных упражнений участвует основная дыхательная мускулатура (наружные и внутренние межреберные мышцы, диафрагма), а в динамических – и вспомогательная дыхательная мускулатура (большие и малые грудные мышцы, широчайшие мышцы спины и др.). При этом дыхание становится более полным и глубоким, в легкие попадает большее количество кислорода. Необходимо обучить больных полному дыханию и сознательно управлять им. У женщин преобладает грудное дыхание (поднимаются ключицы и расширяются верхние отделы грудной клетки, диафрагма смещается минимально), у мужчин – брюшное. При полном дыхании увеличивается подвижность диафрагмы, улучшается вентиляция легких, увеличивается глубина дыхания и уменьшается частота дыхания, происходит интенсивный массаж органов брюшной полости. Начинают с продолжительного выдоха через рот при сжатых губах (диафрагма поднимается, внутрибрюшное давление уменьшается), живот втягивают. Затем производят вдох через нос (диафрагма опускается, внутрибрюшное давление увеличивается), живот выпячивают. Фаза вдоха должна быть короче фазы выдоха. При выполнении динамических дыхательных упражнений вдох следует делать одновременно с движением, способствующим увеличению размеров грудной клетки (выпрямление корпуса, разведение и поднятие рук), а выдох – уменьшению (сгибание корпуса, сведение или опускание рук).

Ходьба как лечебное средство широко используется для восстановления двигательных функций, тренировку сердечно-сосудистой и дыхательной систем и др. Используется также ходьба с костылями, в специальных «ходилках», ходьба по лестнице, в воде и др. Дозировка проводится по темпу, длине шагов, по времени, по рельефу местности (ровная, пересеченная и пр.). Ходьбу используют с целью восстановления механизма походки (при травмах, ампутациях, параличах и др.), улучшения подвижности в суставах, а также для тренировки сердечно-сосудистой системы у больных ИБС, гипертонической болезнью, вегетососудистой дистонией, легочной патологией (пневмония, бронхиальная астма и др.), при нарушении обмена веществ. Практикуется дозированная ходьба, прогулки по местности с различными рельефом (терренкур).

Бег является упражнением общего воздействия на кардиореспираторную систему и обмен веществ. В сочетании с ходьбой он широко применяется при санаторно-курортном лечении. По мере адаптации организма к тренировкам длина пробегаемых отрезков увеличивается, а время ходьбы уменьшается.

Ходьба на лыжах содействует тренировке кардиореспираторной системы, стимулирует метаболизм в тканях и т.д. В зависимости от вида ходьбы (темпа, скорости, длины дистанции, профиля дистанции и др.), интенсивность упражнения может быть умеренной, большой и максимальной. Ходьба на лыжах обладает не только тренирующим эффектом, но и закаливающим. Лыжные прогулки широко используются в санаториях и домах отдыха.

Гребля оказывает благотворное влияние на кардиореспираторную систему, обменные процессы, на мышечную систему и др. В санаторно-курортных условиях гребля широко используется при различных заболеваниях опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, дыхательной, нарушениях обмена веществ.

Kатание на коньках требует хорошей координации. Особенно полезно катание на коньках при неврозах, заболеваниях кардиореспираторной системы и др. Дозировка катания зависит от времени, количества кругов, темпа и пр.

Езда на велосипеде усиливает вегетативно-вестибулярные реакции, стимулирует обменные процессы, а также является прекрасным средством тренировки сердечно-сосудистой системы, дыхания, функции нижних конечностей и др. Дозировка определяется временем езды на велосипеде, ее темпом, расстоянием (дистанцией), рельефом и т.д. Применяется в санаторно-курортном лечении, в профилакториях.

Плавание как средство ЛФK используется при кардиореспираторных заболеваниях, нарушениях обмена веществ, травмах и заболеваниях опорно-двигательного аппарата и др. Плавание является хорошим средством тренировки сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также терморегуляции. Дозировка определяется длиной проплываемых отрезков, темпом, периодами отдыха между отрезками, а также техникой плавания. Если больной плохо плавает, то энергии он тратит значительно больше.

Игры как средство ЛФK направлены на совершенствование двигательных навыков в меняющихся условиях, на улучшение функции анализаторов. Игры обладают тренирующим эффектом для ряда систем и органов, а если еще учесть эмоциональный фактор, то они успешно применяются и при неврозах, вегето-сосудистой дистонии и другой патологии. Преимущество игр заключается также в том, что в во время них периоды напряжения чередуются с отдыхом. Игры особенно полезны детям. В играх развиваются такие качества, как ловкость, быстрота реакции, внимание и другие навыки. С лечебной целью используют малоподвижные, подвижные и спортивные игры, игры в воде и т.д. Игры на месте, малоподвижные и подвижные включают в групповые процедуры ЛФK. Игры широко используются в детских лечебно-профилактических учреждениях, санаториях, школах-интернатах и других учреждениях.

Продолжительность и интенсивность игр регулируют, меняют высоту сетки при волейболе, число участников, правила игры, включают паузы для отдыха и дыхательных упражнений; изменяют размеры площадок.

 

1.2Вторая классификация

Она делит физические упражнения по:

целевой направленности их использования. По этому признаку упражнения подразделяются на:

¾ общеразвивающие,

¾ профессионально-прикладные,

¾ спортивные,

¾ лечебные,

¾ рекреационные и др.

В свою очередь, в зависимости от значимости их в соответствующем виде физкультурной деятельности, они могут иметь разновидности. Например, спортивные упражнения подразделяются на соревновательные, специально-подготовительные и общеподготовительные.

Соревновательные упражнения – это двигательные действия, которые являются предметом спортивной специализации и выполняются в соответствии с правилами соревнований по данному виду спорта.

Специально-подготовительные упражнения – это те упражнения, которые представляют те или иные варианты соревновательного упражнения. Обязательным признаком таких упражнений является существенное сходство с соревновательными как по форме, так и по содержанию. Примером специально- подготовительных упражнений может быть выполнение гимнастом отдельных элементов и связок соревновательной комбинации.

Общеподготовительные упражнения– это упражнения, представляющие собой основные практические средства общей подготовки спортсмена.

По признаку исторически сложившихся систем физического воспитания. Исторически в обществе сложилось так, что все многообразие физических упражнений постепенно аккумулировалось всего в четырех типичных группах:

¾ Гимнастика;

¾ Игры;

¾ Спорт;

¾ Туризм.

Каждая из этих групп физических упражнений имеет свои существенные признаки, но главным образом они различаются педагогическими возможностями, специфическим назначением в системе физического воспитания, а также свойственной им методикой проведения занятий. В нашей системе физического воспитания гимнастика, игра, спорт и туризм дают возможность:

во-первых, обеспечить всестороннее физическое воспитание человека;

во-вторых, удовлетворить индивидуальные запросы и интересы многих людей в сфере физического воспитания;

в-третьих, охватить физкультурными занятиями людей практически на протяжении всей жизни — от элементарных детских подвижных игр до занятий упражнениями из арсенала лечебной физической культуры в пожилом возрасте.

По их анатомическому признаку. По этому признаку все физические упражнения группируются по их воздействию на мышцы рук, ног, брюшного пресса, спины и т.д. С помощью такой классификации составляются различные комплексы упражнений (гигиеническая гимнастика, атлетическая гимнастика, разминка и т.п.).

По признаку их преимущественной направленности на воспитание отдельных физических качеств. Здесь упражнения классифицируются по следующим группам:

¾ скоростно-силовые виды упражнений, характеризующиеся максимальной мощностью усилий (например, бег на короткие дистанции, прыжки, метания и т.п.);

¾ упражнения циклического характера на выносливость (например, бег на средние и длинные дистанции, лыжные гонки, плавание и т.п.);

¾ упражнения, требующие высокой координации движений (например, акробатические и гимнастические упражнения, прыжки в воду, фигурное катание на коньках и т.п.);

¾ упражнения, требующие комплексного проявления физических качеств и двигательных навыков в условиях переменных режимов двигательной деятельности, непрерывных изменений ситуаций и форм действий (например, спортивные игры, борьба, бокс, фехтование).

 

По признаку биомеханической структуры движения. По этому признаку выделяют:

¾ Циклические. Характерна закономерная последовательность, повторяемость и связь циклов движений (бег, ходьба, плавание и др.)

¾ Ациклические, которые состоят из неповторяющихся движений (метания, прыжки и др.)

¾ Комбинированные, которые соединяют в себе движения циклического и ациклического характера (прыжки или метания с разбега).

По признаку физиологических зон мощности. По этому признаку различают упражнения:

¾ Максимальной;

¾ Субмаксимальной;

¾ Большой;

¾ Умеренной мощности.

По механизмам энергообеспечения мышечной деятельности выделяют:

¾ Аэробные. Используются для развития и поддержания уровня общей выносливости. Обеспечивают высокую интенсивность сжигания жиров, улучшают вентиляцию легких, укрепляют сердце.

¾ Анаэробные. В оздоровительной тренировке не используются. предназначены для повышения взрывной силы и увеличения мышечной массы.

¾ Аэробно-анаэробные упражнения, т.е. энергообеспечение мышечной деятельности происходит соответственно за счет окисления с участием кислорода, в бескислородных условия смешанного характера.

                                                                   

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.