Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Изображение человека в Древнем Египте»



   

« Изображение человека в Древнем Египте»

Содержание:

1. Древне-Египетский канон в изображении фигур и предметов.

2. Принципы и методы обучения рисунку.

3. Технические приемы при обучении рисунку.

4. Методические пособия по рисованию

5. Список дитературы

В рабовладельческую эпоху начинается бурное строительство городов, общественных зданий, дворцов, храмов. Это стало требовать большого количества мастеров и художников: архитекторов-строителей, живописцев, скульпторов, художников-прикладников. Появилась необходимость в специальных школах, где готовились бы эти кадры. Эпоха Древнего Египта привлекает наше внимание, прежде всего потому, что в этот период впервые создаются специальные художественные школы, с ясной системой обучения, с четкой методикой преподавания рисунка. Эти школы учили правилам и законам построения изображения и требовали от учеников неукоснительного их соблюдения.

Правила изобразительного искусства требовали канонизированной трактовки форм, в особенности при изображении человеческих фигур. Для этого были установлены правила и каноны изображения человека стоящего, идущего, сидящего, коленопреклоненного, присевшего на корточки и т. д. Были также разработаны они и для изображения цветка лотоса, священных животных и различных предметов. Эти раз и навсегда установленные каноны, с одной стороны, помогали начинающему художнику быстро усваивать процесс построения изображения предметов, а с другой — сковывали и ограничивали его творческие возможности.

Основное внимание египетские художники обращали на изображение человеческой фигуры. С этой целью был разработан специальный канон, который египтяне установили путем изучения и измерения как всей фигуры, так и каждой ее части. Измерение частей человеческого тела египтяне производили с математической точностью, не упуская ни малейшей детали. Для разработки канона египетские художники-теоретики использовали такую систему пропорционального членения фигуры на части, которая позволяла по части определить целое и по одной части тела определить размер другой. Диодор Сицилийский указывал, что египтяне «разделяли человеческое тело на 21 часть и на основании этого регулировали всю экономию произведения».

Эта цифра, которую дробь делала странной, долгое время заставляла ученых сомневаться в правильности сообщений Диодора. И только благодаря изысканиям Лепсиуса эта цифра стала понятной. Лепсиус нашел в Египте рисунок человеческой фигуры, которая была изображена стоящей прямо, лицом к зрителю, и тело этой фигуры было разделено параллельными горизонтальными линиями на 21 равную часть (рис. 1). Единицей измерения служила длина среднего пальца руки, вытянутой вдоль бедра.

Рис. 1. Древнеегипетский канон пропорций.

Предписаны были также все подробности изображения фигуры, например размеры ширины носа, глаз, рта и т. д., подобным же образом — ширина груди, толщина руки в различных местах — словом, для всех частей тела была определена точная величина.

Зная эти правила, художник мог более точно нарисовать человеческую фигуру, начиная с любого места. Кроме того, этот канон давал возможность художнику при изображении фигуры очень больших размеров (колосса) судить по размерам целого о размерах отдельной части и, наоборот, по размерам какой-либо части — о размере всей фигуры. Известно, что египетские ваятели выполняли скульптуры огромных размеров (колоссов) по частям, то есть каждую часть одной и той же фигуры выполняли несколько мастеров порознь. Были случаи, когда несколько художников выполняли фигуру в разных местах жительства; один художник выполнял верхнюю половину фигуры, другой — нижнюю. Затем, когда складывали обе половины вместе, они точно сходились, и не было никакого нарушения пропорций. Были также случаи, когда один художник выполнял правую половину фигуры, а другой — левую.

Однако точное соблюдение пропорциональных соотношений частей человеческого тела не учитывало характерных особенностей пропорций подростков и детских фигур. Если художник изображал рядом две фигуры — мужчины и женщины, взрослого человека и ребенка, — то он изображал их по одному и тому же канону, одну фигуру — крупного размера, а другую — маленького. Разница в размере фигур определялась не их реальными пропорциями, а различием их социального положения. Фигура фараона или знатного человека изображалась в несколько раз крупнее приближенного или простого раба (рис. 2).

Рис. 2. Знатный египтянин на охоте. Рисунок с древнеегипетской стопной росписи.

Искусство носило ярко выраженный классовый характер. Разница же в пропорциях других предметов (в особенности неодушевленных) по сравнению с человеческой фигурой вообще не принималась в расчет. Так, например, изображая дом, художник совершенно спокойно рисовал дверь в половину всего здания, а рядом стоящий человек мог быть изображен не только выше двери, но и выше самого дома (рис. 3). Или другой пример. На рисунке 4 изображен человек, собирающий плоды с дерева. Дерево очень высокое, и поэтому плоды обрывают обезьяны. Однако на рисунке человек изображен ростом с дерево.

Рис. 3 Ссыпка зерна в зернохранилище и рис. 4. Ученые обезьяны собирают плоды.

Для того чтобы читателю стала яснее постановка обучения рисованию в Древнем Египте, напомним цели и задачи изобразительного искусства того времени. В задачу художника Древнего Египта не входило реальное изображение жизни так, как мы это понимаем теперь. Жизнь на земле египтяне рассматривали как временное явление, основное существование начиналось после смерти. Поэтому фараон уже при жизни начинал строить себе гробницу, рассматривая ее как вечное жилище, которое художник должен украсить по достоинству его сана. Поскольку изображение не могло всего рассказать, на стене рядом с рисунком давались иероглифы, которые дополняли изображение, делали повествование более подробным (рис. 5).

Рис. 5. Экспедиция царицы Хатшепсут.

Художник совмещает в пределах одного изображения разные точки зрения на предмет; так, одни части фигуры изображены здесь в профиль (голова, ноги), в то время как другие — в фас (глаз, плечи). В этой связи объясняются и особенности древнеегипетской живописи, которая явилась, по существу, раскраской и в течение ряда веков сводилась к заполнению силуэта одним цветом, без введения дополнительных тонов и цветных теней (что появилось значительно позднее)».

Согласно требованиям плоскостного решения изображения художник должен был хорошо знать законы фронтального разворота, то есть знать те принципы построения изображения предметов, которые сохраняют плоскость стены. Этим и объясняется, что в изображениях египетских художников отсутствуют трехмерность изображения, перспектива и светотень. Все рисунки египетских художников носят линейный характер.

Принципы и методы обучения рисунку строились согласно основным законам фронтальности. Например, фигура человека изображалась следующим образом: голова в профиль, глаз в фас, руки и ноги — в профиль, торс — в фас, однако живот следовало изображать в трехчетвертном повороте (рис. 6). Отступления от этого правила допускались только в фигурах крестьян и рабов, которые изображались в более правильном ракурсе плеч. Эта традиция египетских школ рисунка была установлена за четыре тысячи лет до нашей эры и строго соблюдалась затем в течение нескольких тысячелетий. Вообще для египетских художественных школ характерны две черты: необыкновенная устойчивость приемов изображения и многовековое соблюдение канонов изобразительного искусства. Следует также отметить, что каноны изобразительного искусства не допускали никаких изменений ни в выборе предметов для изображения, ни в формах их изображения.

Рис. 6. Незаконченный древнеегипетский рисунок фигуры человека.

Принцип плоскостного построения изображения не давал художнику возможности передавать трехмерность предметов, а тем более пространств между ними. Перспективное построение изображения предметов у египтян подчинялось своим правилам и законам. Сокращение поверхностей, уходящих в глубину, а также сокращение размеров предметов, удаленных от глаз наблюдателя, художниками Древнего Египта не учитывалось. Если, например, художнику требовалось изобразить аллею деревьев, то он рисовал их все одинаковой величины — как на переднем, так и на дальнем плане. В этом отношении весьма показателей рисунок, изображающий пальмы, растущие вокруг водоема (рис. 7). Все деревья — одинаковой величины, сам же бассейн дан в плане (вид сверху), причем изображение его по отношению к деревьям как бы приподнято над плоскостью земли, он как бы висит в воздухе. Рисунок 8 еще ярче показывает принцип плоскостного решения — все деревья изображены как бы лежащими на земле.

Рис. 7. Бассейн с пальмами. Рисунок с древнеегипетской стенной росписи.

Рис. 8. Водоем.

Столы, стулья, кресла, постели, имеющие четыре ножки, на рисунках изображались только с двумя (рис. 9). Рядом стоящие друг за другом предметы, однородные по характеру формы, не рисовались один над другим, а тщательно прорисовывалась передняя фигура, и около нее подрисовывался контур следующих фигур (рис. 11). Таким образом предписывалось изображать военные шествия и прочие многолюдные сцены. Все фигуры имели резко очерченный контур.

Рис. 9. За игральной доской.

Рис. 10. Подданные Эхиатона славят бога солнечного диска.

Рис. 11. Стрелки. Рисунок с древнеегипетского рельефа.

Рисовали египтяне углем, кистью, а также выцарапывали металлическими штифтами (палочками) рисунок на глиняных досках, на камне и на стене по сырой штукатурке. Ученики в основном рисовали на глиняных досках и на папирусе. Методика нанесения изображения строилась следующим образом: на ровную поверхность не очень просохшей глины ученик наносил заостренной палочкой линейное очертание предмета. Если изображение получалось неверное, он снова выравнивал глиняную поверхность и все начинал сначала. Если в рисунке требовались незначительные исправления, то ученик заминал пальцем эту часть изображения и вносил необходимые исправления. Такой метод рисования был очень удобен для ученических работ, он не требовал больших материальных затрат, так как одна и та же доска могла служить для выполнения целого ряда рисунков, а иногда переходить от ученика к ученику.

Лучшим рисунком считался тот, в котором контурные линии были более тонкими и плавным. При изображении человеческой фигуры глиняную поверхность доски предварительно расчерчивали тонкими линиями на ровные квадраты. Эти клетки служили ученику ориентирами для правильного изображения человеческой фигуры. В законченном рисунке эти клетки уничтожались: ученик заминал их пальцем и аккуратно разравнивал поверхность доски. Рисунок, как мы уже говорили, был линейный, без тоновой проработки формы (без прокладки теней). На папирус рисунок наносился краской с помощью кисти, позднее вошло в употребление тростниковое перо.

При обучении рисунку очень большое внимание уделялось техническим приемам. Обучение технике рисунка шло по двум направлениям. С одной стороны, педагог вырабатывал технику свободного движения кисти руки. Ученик должен был уметь свободно и легко наносить плавные контурные линии на поверхность доски или папируса. Во-вторых, ученик должен был иметь крепкую и твердую руку, чтобы уверенно выцарапать контур рисунка на стене для фрески, на камне для барельефа и других видов монументальных изображений.

Метод и система обучения у всех художников-педагогов были едиными, ибо каноны предписывали строжайшее соблюдение всех норм. Несмотря на то, что в школы принимались избранные лица, система воспитания и обучения была предельно строгой и даже жестокой: за малейшее отступление от предписанных правил, неточное выполнение канона ученика строго наказывали, вплоть до избиения палками. В одном из папирусов рассказывается, что ученик даже ходил три месяца в колодке и был связан в темнице храма.

Говоря о постановке художественного образования в Древнем Египте, необходимо сказать несколько слов о методических пособиях по рисованию. Обучая правилам рисования, учитель постоянно пользовался специальными методическими таблицами, где наглядно раскрывался процесс построения изображения. Эти таблицы он, возможно, рисовал сам либо с помощью своих старших учеников. Постепенно в школе накапливались целые сборники таких таблиц и альбомы рисунков. Эти альбомы образцовых рисунков являлись своеобразными учебниками, которые давали наставления как ученикам, так и художникам-педагогам.

На рисунке 13 изображены две фигуры — женская и мужская, испещренные вертикальными и горизонтальными линиями. Помимо пропорционального членения, рисунок указывает и на правила изображения фронтального разворота фигур. Рисунок 12 показывает, как следует изображать сидящие фигуры.

Рис. 12. Пропорции сидящей фигуры.

Рис. 13. Пропорции стоящей фигуры.

Рис. 14. Неоконченный древнеегипетский рельеф.

Здесь наглядно видно, как методически строится процесс изображения. Рисунок можно начать с любого места — с головы, с торса, рук и т. д. Главное — внимательно следить за расположением клеток, которые членят фигуры на пропорциональные части.

Подводя итоги, необходимо отметить, что в Древнем Египте возникла и укрепилась художественная школа. Обучение проходило уже не от случая к случаю, а систематически. Метод и система обучения у всех художников-педагогов были едиными, ибо утвержденные каноны предписывали строжайшее соблюдение установившихся норм. Обучение рисованию строилось не на основе изучения натуры, а на заучивании выработанных правил и канонов. Хотя каноны и облегчали изучение приемов изображения, они же и сковывали художника, не давали возможности изобразить мир таким, каким он его видел. В этом заключается определенная историческая ограниченность древнеегипетской методики обучения изобразительному искусству.

 

Список литературы.

1. Матье М. Искусство Древнего Египта. М., 2010

2. Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисованию. Зарубежная школа. М., 1982

3. Энциклопедия изобразительного искусства. Дискавери. 2003.  

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.