|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
вместо предисловия
Ведущим за собой— вместо предисловия Выйти вперед и встать во главе других в общем-то бывает несложно. Сложнее другое. Встающий впереди становится ведущим, а значит, ответственным не только за себя, но и за тех, кого он поведет, ответственным за то дело, ради которого он оказался впереди. В русском языке есть очень емкое, очень точное слово «вожак». Вожак — это тот, кто ведет за собой, кому доверяются люди в трудные моменты жизни и работы. Вожак всегда там, где путь к цели непрост. И к ней не прошагать парадным маршем, а приходится пробираться сложными каменистыми тропами. Вожаками не рождаются. Ими становятся. Каждый из вас может оказаться в этой роли, придется ли вам по собственной инициативе или по просьбе ребят возглавить туристский поход или организовывать дежурство на школьном вечере, или появится необходимость подготовить и провести веселое и остроумное поздравление одноклассника по случаю его дня рождения — во всех этих и в сотнях, тысячах других ситуациях вы берете на себя ответственность за дело и за тех людей, что пойдут за вами. Но есть ребята, которые так и не стали вожаками, формально ими числясь. И только потому, что за ними почему-то не шли. И это «почему-то» оставалось для них загадкой, являлось причиной разочарований в себе и своих возможностях, не говоря уже о потере авторитета, о многих так и не состоявшихся делах, о нереализованных задумках, о попросту «заваленных» мероприятиях. По моему глубокому убеждению, большинство этих бед происходило и происходит потому, что эти в общем-то совсем неплохие ребята имели очень смутное представление о том,
КАК ВЕСТИ ЗА СОБОЙ.
Любому человеку, оказавшемуся в бушующем море, в дремучем лесу, в бескрайней пустыне всегда понадобится компас, если он хочет выбрать правильную дорогу и не сбиться с пути. Когда же человек берется вести по сложному пути других, ему необходимо знать не только направление пути; ему понадобятся знания того, как увлечь людей за собой, как добиться, чтобы они тебе поверили, как организовать их. Интуиция, догадка, пример и советы товарищей, даже здравый смысл — это только союзники ИСКУССТВА ВЕСТИ ЗА СОБОЙ. В чем же смысл этих знаний и умений, которые заставляют сверстников устремиться за своим вожаком, как стать настоящим организатором —об этом книга.
Азбука организации Каждая работа имеет свои отличительные особенности. Не надо прилагать особых усилий, чтобы увидеть, чем отличается работа бухгалтера от труда шофера, полевода от музыканта, токаря от продавца. Чем же отличается работа организатора? Самое важное здесь — это непосредственная работа с людьми. Главный объект усилий труда организатора — человеческие характеры, ум, воля, настроения, интересы людей. Организатор имеет дело не просто с людьми. Он работает с группами людей разного состава (возраст, профессия и др.), различной численности. Поэтому, чтобы успешно руководить людьми, надо знать их, знать особенности поведения людей в группах и коллективах. Если посмотреть со стороны на то, как действует организатор, пожалуй, не сразу найдем в его действиях организующее начало. Он встречается с людьми, что-то обсуждает, доказывает, требует, спорит, отвергает, волнуется, радуется, огорчается... Что же тут организаторского? Каждый раз, организуя какое-либо дело — будь то классный «огонек» или туристский поход,— всю работу организатора можно свести к решению двух задач. Причем задач, противоположных по характеру. Первая — организатор производит разъединение, разделение группы людей. Вторая —он соединяет, сплачивает всех вместе, чтобы успешнее решить общую задачу. Насколько хорошо удастся решить общую задачу, будет зависеть от умения организатора учесть все эти сложности, от его знания всех секретов организаторской работы. Организаторская работа, как и любая другая, складывается из простых, элементарных действий: внутренних (надо подумать, поразмыслить над задачей, прикинуть, кто на что способен, проанализировать создавшееся положение) и внешних — практических (когда начинается взаимодействие организатора с людьми). Вопрос может быть поставлен так: знает ли организатор, как делать дело, и умеет ли он это делать? Знать и уметь — вещи хотя и взаимосвязанные, по разные. Организаторские знания — это сумма сведений, познаний в области организаторской работы, понимание целей, задач деятельности, знание особенностей личности и коллектива, правил организаторской работы. Знания можно получить, прочитав необходимые книги, послушав советы бывалых людей, понаблюдав за действиями других организаторов. Организаторские умения — это способность человека быстро и эффективно применять имеющиеся организаторские знания на практике, действовать с учетом имеющегося опыта и сложившейся ситуации. Так, опытный организатор, встретившись с необходимостью организовать дело, которое ему раньше не приходилось выполнять, пытается тут же использовать в этой новой для него обстановке знание действий и приемов, которые он применял ранее в других обстоятельствах. Умение в постоянно изменяющейся обстановке выбрать верное решение и оперативно провести его в жизнь требует от организатора находчивости, смелости, твердости. Организаторские знания и умения — это ценный багаж организатора. Его не перешлют вам большой или малой скоростью друзья и знакомые из другого пункта. Этот багаж накапливается человеком самим только в процессе активной общественной работы. Организаторы опытные и начинающие! Не сдавайте свой багаж в камеру хранения. Пусть он всегда находится с вами. Постоянно пополняйте его. Помните, чем весомее он будет, тем легче станет людям, которых вы ведете, выиграет дело, которому вы служите. Хорошая организаторская работа зависит от: знания людей, с которыми работаешь, личности самого организатора, знания законов развития коллектива, знания особенностей организаторской работы, знания дела, которое организуешь, умения практически организовать. Ключи к человеку Одно из условий хорошей работы организатора — знание людей, с которыми работаешь. Чтобы узнать человека, утверждает старая пословица, нужно с ним пуд соли съесть. А для этого понадобится ой сколько времени. Но как же в этом случае быть организатору? Это хорошо, когда тебе приходится иметь дело с ребятами из своего класса, которых знаешь не один год. А назначают организатором людей, которых видишь впервые? Прикажете начинать с коллективного поедания соли? Нет, конечно. Люди познаются в процессе работы. Однако, прежде чем приступить к делу, надо, чтобы организатор располагал самыми необходимыми сведениями о тех, с кем придется работать. К каждому человеку нужен свой подход, свой «ключик». Но, подбирая ключи к человеку, надо знать, на какой «замок» закрыты его секреты. Одним ключом здесь не обойдешься. Хозяйка большого набора ключей к внутреннему миру человека — наука психология. Сотни лет изучает психология своего подопечного — человека, особенности его поведения, и уже накопила массу сведений. Она может многое поведать нам о человеке, законах, по которым развивается личность, подсказать, что можно и чего нельзя ожидать от людей определенного возраста, склада характера, способностей. Она может посоветовать, каким ключом лучше воспользоваться, чтобы приоткрыть для себя мир другого человека. И все это она готова сделать, не видя конкретного человека. Почему? Прежде всего, потому, что хотя все мы с вами очень разные, но в своем поведении бываем похожи друг на друга. Психология, к примеру, может всех людей по степени «похожести» сделать жителями воображаемых стран. В стране Детства соберется тогда неугомонная ребятня до 10 — 11 лет, страна Подростков объединит всех, кто не старше 14 — 15 лет, пропуск в страну Юности будет выдаваться тем, кому исполнилось 15, но не «перевалило» за 21—22 года. А там уже и Взрослость. Согласитесь, что в каждой из этих стран у жителей много общего. Поскольку старшеклассникам-организаторам приходится чаще всего иметь дело с подростками и сверстниками, то мы совершим небольшую экскурсию в страну Подростков. Жители страны Подростков не всегда встречаются с симпатией, понимаются взрослыми; взрослые укоряют за бессмысленность их поступков, ругают и порицают их. Некоторые из взрослых утверждают, что жители этой страны не признают авторитета и привычек, не уважают старших и опытных, мнения общества, что в сердце есть только цинизм и ненависть. Жители страны Подростков ожидают от взрослых не этого; наоборот, они ожидают, чтобы им помогли, поняли бы и посочувствовали бы им. Главным образом они жаждут того, чтобы не обращались с ними, как с детьми, а старались бы их признать как уже молодых людей и вывели бы из этой страны, где климат иногда хаотичный». Видите, какой это сложный и противоречивый мир подростка. Недаром этот возраст иногда называют трудным. Самое главное в нем, Что подросток уже не ребенок, он не хочет, чтобы его считали таким. Он стремится к взрослости, звонит во все колокола, требует признания его прав на взрослость. Но будем объективны: у подростка преувеличенное представление о своих возможностях. Не все «взрослое» ему под силу. Однако подросток не хочет этого признавать. Его притягивает все героическое, необычное, он стремится на деле доказать свою исключительность, хотя случается, что это выражается в форме дерзости учителю («смотрите, какой я смелый»), неоправданного упрямства («смотрите, какой я самостоятельный и принципиальный»), ненужной бравады своими недостатками («да, я такой, ну и что; имею же я право быть таким, как я хочу!»). Вместе с тем мы бываем часто неправы по отношению к подросткам, недооценивая их возможностей. Организуя работу с подростками, старшеклассник должен помнить: Нужно уважительно относиться к стремлению подростка стать взрослым, помогать ему входить в «наш» мир, осваивать его. Подросток проявляет повышенную активность, его привычное состояние — движение. Он заболевает, если его лишать возможности двигаться, действовать. Не злоупотребляйте беседами, разговорами, нравоучениями. Организуйте живые, конкретные дела, в которых есть простор для движений. Подросток стремится не только больше знать, но еще больше уметь. Не пытайтесь делать все сами, поручайте ответственные дела ребятам. Не бойтесь с их стороны ошибок — ведь на ошибках тоже учатся. Подросток принимает в штыки «сюсюканье», и самый верный тон — доверительный и требовательный. Не следует совершать ошибку, постоянно напоминая подростку, что он «еще маленький», иначе вы потеряете его доверие. Многие подростки готовы браться за все, увлекаться сразу несколькими делами, но не доводить их до конца. Не поддавайтесь и вы этому искушению, поддерживайте интерес к начатому делу, воспитывайте у ребят волевые качества. Пусть живет у подростков правило: «Кончил дело — гуляй смело!» Подростки очень впечатлительны, бурно реагируют на яркое, неожиданное, интересное, красочное. Поэтому очень часто ежедневные обязанности, в том числе и приготовление уроков, будничные дела не привлекают их оставляют равнодушными. Хорошо, если организатор будет вносить в будничную работу больше элементов красочности и романтики, по, с другой стороны, не стоит всю работу строить только на принципе приятного. Надо формировать у подростков чувство долга, ответственности перед обществом. Большое значение имеет для подростков первое впечатление о человеке, о встрече с ним. Поскольку подростки особо ценят в людях такие качества, как смелость, мужество, преданность товарищам, эрудиция, то организатору стоит подумать над тем, как показать самого себя с лучшей стороны при первой встрече с ребятами.! Именно к первой встрече готовьтесь наиболее тщательно; Подростки любят подражать реальным героям, если они их увлекают, становятся для них идеалом. Кто будет таким образцом для подражания, во многом зависит от организатора. Подростку нужно помочь проникнуть в мир) истинно героического. У подростков велико стремление занять достойно место в классном коллективе. Они прилагают огромные усилия, чтобы утвердить себя чем-либо в глазах других. Если подростку не представляется возможным само утвердиться обычным путем, то формы само утверждения могут искажаться (грубость, драчливость, своеволие и др.). Организатору следует активнее привлекать ребят к различным видам деятельности, ставить их в позиции руководителей, организаторов, исполнителей, менять чаще (по возможности) эти роли. В подростковых классах создаются замкнутые группировки; девчоночьи «стайки» и мальчишечьи «компании». В них могут действовать свои «законы чести», которые не всегда согласуются с требованиями учителей, взрослых. Подростки предпочитают сохранять верность своим группировкам даже в тех случаях, когда это связано с нарушением общепринятых норм поведения, дисциплины. Организатору следует поддерживать такие качества, как верность данному слову, преданность товарищам, осуждать ябедничество и вместе с этим помогать ребятам отличать товарищество истинное от ложного, принципиальность и честность от круговой поруки. Подростков увлекают сильнее близкие перспективы, чем удаленные во времени. Учтите это при планировании работы. Организатору, работающему со сверстниками, надо учитывать: Старшеклассникам под силу более значимые дела, чем об этом думают многие. И не только в своем классе, школе, но и за их пределами. Следует искать и находить такие точки приложения сил для каждого можем же!» Деятельность старшеклассников должна быть не только общественно значима, но и эмоционально привлекательна. Не забывайте, что эмоциональная окрашенность того или иного дела часто предопределяет его результат. После того как мы с вами побывали в мире Возраста, нас ждут на улице Человеческой Индивидуальности. Здесь мы заглянем в гости к хитрецу Темпераменту, познакомимся с важным Характером и нанесем визит умнице Способности. Пожалуйста, внимательно присмотритесь к своим друзьям и знакомым. Да и просто к не знакомым людям. Как по-разному они ведут себя в одинаковых ситуациях. Вот кто-то рассказывает веселую историю: один так и заливается смехом, другой улыбается, третий чуть скривил губы, а четвертый вопросительно смотрит на всех - в чем дело? Смотрим кинофильм. И опять разная реакция: у кого слезы на глазах, кто-то сосредоточен кто-то в полном спокойствии. Одни чувствуют себя в новой обстановке как рыба в воде, для других мучительно трудно приспосабливаться к людям. Один каждый раз торопится, когда говорит, не давая сосредоточиться слушателям, другой вызывает раздражение своей медлительностью, неторопливостью речи... У каждого из нас существует свой индивидуальный «почерк» поведения. Этим мы отличаемся друг от друга, и этим, парадокс, мы похожи один на другого. Достаточно всех медлительных отвести в одну сторону, легко возбудимых - в другую, уравновешенных - в третью. Тем самым мы отметили существование еще одних свойств личности, делающих всех нас похожими и в то же время непохожими друг па друга. Такая совокупность индивидуальных психических свойств человека названа темпераментом. Психологи условно выделили четыре основных типа темперамента. Холерик — неуравновешенный, вспыльчивый, очень подвижный человек. Быстрый темп деятельности, порывистость в движениях. Способен весь отдаваться работе, при этом создавать большое напряжение. Может быть резок во взаимоотношениях, излишне прямолинеен. В ответ на замечания «взрывается». Ему трудно сдерживать себя, часто не способен выслушивать собеседника до конца, перебивает, пытается вставить слово. Активен, выступает с различными инициативами. Торопливость холерика может приводить к поспешному необдуманному решению, ошибкам. В организаторской работе большую пользу может принести там, где требуются энергичность, напористость, эмоциональный подъем решительность, оперативность. Холерик отличается настойчивостью и задором. При неудаче может наблюдаться резкий спад в настроении, расстройство деятельности. Сангвиник, по выражению И. П. Павлова, «горячий, очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него много и интересного дела, т, е. есть постоянное возбуждение. Когда же такого дела нет, он становится скучливым, вялым...». Сангвиников часто называют «солнечными» за преобладание в их поведении оптимизма, жизнерадостности. Настроение у сангвиника можно прочесть на лице: у него живая мимика, выразительные движения. Глядя на сангвиника, можно безошибочно определить, как. он к вам относится — приветливо, настороженно, равнодушно, враждебно. Сангвиники энергичны, увлекшись делом, могут долго не уставать. Быстро привыкают к новой обстановке. Общительны, у них, как правило, много друзей, знакомых. С готовностью откликаются на просьбы. Сангвиников можно еще узнать по ярко выраженному чувству юмора и остроумию. Быстро забывают перенесенные неприятности. Если работа носит слишком монотонный характер, сангвиник может быстро потерять к ней интерес, оставить недоделанной. Не всегда способен действовать там, где требуется кропотливость, тщательность. Склонен к переоценке своих сил и возможностей. В организаторской работе сангвиники хорошо показывают себя, когда нужно мобилизовать людей, увлечь их, разрядить обстановку, если она излишне напряжена или нервозна. Способность сангвиников быстро находить общий язык с людьми, создавать мажорное настроение можно успешно использовать при организации коллективных дел. Флегматик— внешне невозмутимый, спокойный, всегда ровный в поведении человек. У него несколько замедленный темп движений, речи. Отличается высокой выдержкой, самообладанием. Начиная какое-либо дело, пытается продумывать его во всех деталях. Трудно приспосабливается к новым условиям. Не сразу сходится с новыми людьми, первое время относится к ним настороженно. У него, как правило, ограниченный круг друзей, но зато дружит с ними крепко. Флегматик достаточно гибок во взаимоотношениях: ему бывает трудно изменить свое мнение о человеке. В работе трудолюбив, но требуется «раскачка». Особенно нуждается в подробном инструктаже перед началом работы, если она нова для него. Флегматик более полезен в той работе, где нужна основательность, тщательность выполнения. Лучше, если она не связана с быстрой сменой обстановки, а предполагает определенную длительность выполнения. Постоянными требованиями делать быстро, моментально мы можем выбить флегматика из колеи и тем самым лишиться упорного и настойчивого труженика. Меланхолик отличается повышенной чувствительностью, очень легкой ранимостью, чрезмерной обидчивостью. Как правило, у меланхоликов тихий голос, невыразительная мимика, они замкнуты, малообщительны. В новой обстановке очень стеснительны, застенчивы, нерешительны. Меланхолики бывают очень чутки к переживаниям других людей, искренне выражают сочувствие. Осторожны, осмотрительны. В спокойной обстановке отличаются добросовестностью, внимательностью, обязательностью по отношению к данному слову. Легко утомляются, не могут выдерживать быстрый темп работы. Форма обращения, которая считается нормальной по отношению к холерику и сангвинику (повышенность тона, «металл» в голосе и т. п.), может надолго вывести меланхолика из равновесия. Организатору следует быть особо внимательным к таким людям. Не надо торопиться обвинять меланхоликов нерасторопности, лени малоподвижности, в нежелании быть со всеми вместе и т. д. Делать этого нельзя. Все мы с вами обладаем разными возможностями, которые зависят не только от нашего желания или сознательности. Проявление темперамента «в чистом виде» встречается редко. Чаще мы видим водном человеке черты разных темпераментов, однако, при преобладании какого-то одною типа. Картины поведения человека постоянно и меняются: холерик вдруг начинает себя вести как меланхолик, флегматик может разразиться вспышкой гнева. Определять тот или иной тип темперамента человека нельзя по мимолетному впечатлению, нужно видеть человека в разных обстоятельствах, в разных условиях работы. А теперь попытайтесь проверить, знаете ли вы себя, свои индивидуальные особенности. В таблице, в столбцах слева и справа, дано описание воображаемого поведения двух разных людей. На кого из них вы больше похожи? Внимательно прочтите вначале предложение слева, затем справа и в середине листа в одной из граф пометьте галочкой, насколько похожи ваши качества на качества того или иного человека. Если вы похожи на человека, качества которого описаны слева, то и галочку надо поставить в одной из двух граф с левой стороны. Если же увидите, что похожи на того, чьи качества указаны справа, то отметку надо ставить ближе к правому столбцу. В случае, когда вы посчитаете, что какие-то качества этих двух людей проявляются в вас в равной степени, то галочку можно поставить в середине — «похож на того и другого».
Теперь посчитайте галочки слева и справа и выясните, какие свойства в вас преобладают. Имейте в виду, что описание поведения человека, данное слева, в большей степени относится к людям сангвинического и холерического темперамента, справа — к флегматикам и меланхоликам. Предупреждаем, что это — житейское толкование своих индивидуальных свойств. Точно определить темперамент могут лишь специалисты. Индивидуальные особенности поведения человека определяются не только темпераментом, но и характером личности. Характер, как утверждали древние, это печать человека. О характере человека мы судим по тому, как ведет он себя в обществе, какие действия и поступки являются для него типичными, определяющими, какова его жизненная позиция. Характер не приобретается по наследству. Он формируется в процессе всей жизни человека. Пословица гласит: «Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу». По отношению к характеру мы можем давать те или иные оценки: хороший, скверный, твердый, плохой, мягкий и т. д. (чего мы не имели права делать, говоря о темпераменте). Но это обобщенные, житейские оценки. Складываются же они из нашего отношения к отдельным свойствам характера. Различают четыре группы наиболее важных свойств характера: Свойства, выражающие отношение личности к коллективу и отдельным людям (доброта, отзывчивость требовательность, черствость, эгоизм и др.). Свойства, выражающиё отношение к деятельности, к труду (трудолюбие, добросовестность, лень, безответственность и др.). Свойства, выражающие отношение к вещам (аккуратность, бережливость, алчность, неряшливость и др.). Свойства, выражающие отношение к самому себе (скромность, гордость, самолюбие, уверенность и др.).
Организатору, который подыскивает ключи к сверстникам, советуем:
Попытаться мысленно выделить у каждого из ребят своего класса, отряда, группы, компании наиболее отличительные черты характера. Отметить те, которые вызывают у вас уважение, и те, которые вам неприятны.
Объяснить для себя эти черты, почему именно они развиты у этих людей, подумать над тем, на какие из них можно опираться в организаторской работе, от каких следует помочь избавиться.
Иметь в виду, что, зная черты характера своих ребят, можно до некоторой степени предусмотреть их действия, предугадать поведение ребят в той или иной обстановке, их отношение к поручению. Ведь организатор должен быть всегда уверен, на кого можно положиться, кто не подведет в трудную минуту, кто может подвести.
Учесть, что характер человека хорошо проверяется и испытывается в трудных условиях. Старайтесь создавать и использовать такие условия не только для проверки свойств характера, но и для его закаливания. Не судить категорично о сформированности свойств характера у человека по отдельным его поступкам. «Героизм» или «смелость» у отдельных людей может быть результатом случайного стечения обстоятельств или вызваны желанием обратить на себя внимание, покрасоваться. Мимолетные слабости тоже могут не отражать весь характер.
Иметь в виду, что характер может «маскироваться»: за внешней вежливостью и тактичностью нередко скрывается лицемерие, лживость; показная грубость может маскировать доброе и чуткое сердце. Организатору важно распознать за каждым действием, поступком человека истинность его характера.
Знать, что в противоречивых поступках отражается несформированность характера. Учащийся может показать себя исполнительным, сдержанным в школе, но дерзким и упрямым в семье; чутким по отношению к близким друзьям и совершенно черствым по отношению к товарищам по классу. Основой для формирования характера должны стать положительные черты. Обратить внимание на то, что ряд качеств личности может играть положительную роль в одних условиях, но сослужить плохую службу в других. Доверчивость к людям может обернуться легковерием, настойчивость в неясных еще самому делах может привести к катастрофе и т. д.
Поощрять не только результат деятельности, но и отношение ребят к той работе, которую они делают. Бывает, что трудолюбивые и добросовестные люди не всегда достигают того, что задумано, из-за неопытности или каких-то других причин, не от них зависящих.
Оказывать больше доверия нерешительным, неуверенным в своих силах ребятам. Они чаще, чем кто-либо, нуждаются в поддержке и одобрении.
Воздерживаться от частых похвал в адрес учащихся самовлюбленных, верхоглядов, зазнаек. На упрямых ребят действовать не столько словами, сколько практическими делами, показом, личным примером. Делать достоянием коллектива факты взаимопомощи, проявления принципиальности, чуткости в отношениях между людьми. Люди отличаются друг от друга и своими способностями. Способности проявляются в том, как легко, быстро и продуктивно человек овладевает той или иной деятельностью: играет ли он в шахматы, конструирует ли радиоприемник, рисует, решает сложные задачи, организует малышей и т. д. Если собрать в одну компанию на чаепитие способных художников, математиков, музыкантов, спортсменов, певцов, то в этой обстановке мы навряд ли обнаружим какие-то особые достоинства каждого из них. С готовыми способностями человек не рождается. Они формируются у человека по мере того, как он учится, работает, занимается любимым делом. Другое дело, что у людей могут существовать задатки — природные предпосылки, например к музыке, пению, спорту и т. д. Но если задатки человека не развивать — не разовьется и способность. Все это можно сказать и о способностях организатора, тех самых свойствах, которые позволяют человеку успешно руководить деятельностью коллектива, влиять на людей, организовывать их работу. Но об этом мы поговорим особо в других разделах книги.
Мы советуем организатору:
Изучить интересы, увлечения, способности руководимых вами ребят. Подумайте, как их можно использовать в организации общественной работы.
При распределении поручений, организаторских заданий опираться не только на существующие способности ваших помощников, но и на те задатки, которым надо помогать развиваться. Чаще обращаться за помощью и с просьбами к знатокам, умельцам, «эрудитам» вашего класса в организации различных дел. От этого и делу польза, и ребятам приятно — их способности замечены и не лежат мертвым грузом.
Иметь в виду, что не может быть совершенно равных способностей у всех и ко всему. Подходите к каждому человеку индивидуально. С учетом этого стройте свои требования к нему.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|