Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Словоизменение. Словообразование



Словоизменение

Для проверки способности изменения существительных по падежам предлагается картинка с изображением моста через реку. Далее задают вопросы:

Что это? — Это река. Это мост._________________________________________

А там есть река? — Там нет реки. Там есть мост? — Там нет моста. ________

________________________________________________________________________

Где плывет лодка? — Лодка плывет по реке. Где идет маль­чик ? Мальчик идет по мосту. _______________________________________________________________________

Что ты видишь? — Я вижу реку. Я вижу мост._______________________________

Где растет дерево? — Дерево растет за рекой. Дерево рас­тет под мостом.______

_________________________________________________________________________

Где плавает рыба? — Рыба плавает в реке.___________________________________

Где стоит девочка? — Девочка стоит на мосту. ______________________________

Изменение существительных по числам: дом — дома, гриб — грибы_________

______________________________________________________________

Согласование прилагательных с существительными един­ственного числа в роде:

Красная лента, красный шар, красное платье_______________________

Согласование глаголов прошедшего времени с существи­тельными в роде:

Мальчик упал____________________________________________________________

Девочка упала____________________________________________________________

Словообразование

Суффиксальное образование существительных:

гриб — грибочек________________________________________________

дом — домик____________________________________________________________

чашка — чашечка________________________________________________________

Образование прилагательных от существительных:

из железа — железный___________________________________________________

из дерева — деревянный__________________________________________________

Образование глаголов при помощи приставок:

вошел__________________________________________________________________

ушел__________________________________________________________________

подошел _______________________________________________________________

отошел _________________________________________________________________

перешел________________________________________________________________

 

Заключение логопеда

 

Приложение 9. Тарифно-квалификационная характеристика логопеда

 

Выписка из документа «Тарифно-квалификационные характе­ристики (требования) по должностям работников учреждении образования Российской Федерации (согласовано с Минтруда России - приложение 2 к постановлению от 17 августа 1995 г. №46)»

 

Общие положения

1. Тарифно-квалификационные характеристики (требова­ния) по должностям работников учреждений образования Рос­сийской Федерации (далее — учреждения) служат основой при:

— составлении положений о структурных подразделениях, определяющих их роль и место в учреждениях;

— разработке должностных инструкций работников, за­крепляющих их обязанности, права и ответственность;

— подборе и расстановке кадров, осуществлении контроля за правильностью их использования;

— проведении аттестации работников учреждения.

2. Наименования должностей работников в штатном рас­писании учреждения должны соответствовать наименованиям должностей, предусмотренным настоящими тарифно-квали­фикационными характеристиками.

3. Тарифно-квалификационные характеристики по каждой должности состоят из трех разделов: «Должностные обязан­ности», «Должен знать» и «Требования к квалификации по

разрядам оплаты»:

— раздел «Должностные обязанности» содержит основные функции, которые могут быть поручены полностью или частич­но работнику, занимающему данную должность, являются ос­новой для разработки должностных инструкций на местах, за­крепляющих конкретные обязанности, права и ответственность работника, утверждающихся руководителями учреждения по со­гласованию с соответствующими профсоюзными комитетами;

— раздел «Должен знать» содержит основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных зна­ний, а также знаний законодательных актов, положений, ин­струкций, других руководящих и нормативных документов, методов и средств, которые работник должен уметь применять при выполнении должностных обязанностей;

— раздел «Требования к квалификации по разрядам опла­ты» предусматривает:

уровень образования;

стаж работы (по специальности или педагогический);

квалификационные категории, присвоение которых осу­ществляется аттестационными комиссиями в соответствии с требованиями и порядком, устанавливаемыми федеральным органом управления образованием.

5. Руководителям и специалистам учреждений, имеющим почетные звания «Народный учитель», «Заслуженный учитель» и «Заслуженный преподаватель», оплата труда производится на один разряд выше по сравнению с разрядом, установленным им в соответствии с настоящими тарифно-квалификационными ха­рактеристиками (требованиями). Руководителям учреждений, имеющим другие почетные звания, повышение оплаты труда производится только при условии соответствия почетного зва­ния профилю учреждения, а специалистам учреждения — при соответствии почетного звания профилю педагогической дея­тельности или преподаваемых дисциплин. Оплата труда работ­ников, имеющих ученые степени кандидата или доктора наук по профилю учреждения или педагогической деятельности (препо­даваемых дисциплин), производится соответственно на один или два разряда выше по сравнению с разрядами, установленны­ми им в соответствии с настоящими тарифно-квалификацион­ными характеристиками (требованиями). При наличии у работни­ка двух оснований (наличие почетного звания и ученой степени) повышение оплаты труда производится по одному (максималь­ному) основанию в пределах 18 разрядов Единой тарифной сет­ки по оплате труда работников бюджетной сферы.

6. Порядок отнесения учреждений к группам по оплате труда руководителей и присвоения квалификационных категорий руководителям и специалистам устанавливается федеральным органом управления образованием.

7. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных квалификационными требованиями, но обладающие достаточным практическим опытом и выпол­няющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии учреждения в порядке исключения могут быть на­значены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы, и им может быть установлен тот же разряд оплаты труда по ETC.

Учитель-дефектолог, учитель-логопед, логопед 8—14 разряды

Должностные обязанности

Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии у обучающихся (воспитан­ников). Обследует обучающихся (воспитанников), определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них дефекта. Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся (воспитанников). Проводит группо­вые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций. Работает в тесном контакте с учителями и воспитателями, посещает занятия и уроки. Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специаль­ных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии. Ведет необходимую документацию. Способствует формированию общей культуры личности, со­циализации, осознанного выбора и освоения профессиональ­ных программ. Использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандар­тов. Реализует образовательные программы. Обеспечивает уро­вень подготовки обучающихся (воспитанников), соответствую­щий требованиям государственного образовательного стандарта, и несет ответственность за их реализацию не в полном объеме. Соблюдает права и свободы обучающихся (воспитанников), содержащиеся в Законе Российской Федерации «Об образова­нии», Конвенции о правах ребенка. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию. Участвует в деятель­ности методических объединений и других формах методиче­ской работы. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими). Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты. Обеспечи­вает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образо­вательного процесса. Должен знать:

Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка; возрастную и специальную пе­дагогику и психологию; анатомо-физиологические и клини­ческие основы дефектологии; методы и приемы предупрежде­ния и исправления отклонений в развитии обучающихся (вос­питанников); нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности; программно-методическую литературу по работе с обучающи­мися (воспитанниками), имеющими отклонения в развитии; новейшие достижения дефектологической науки; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожар­ной зашиты.

 

Требования к квалификации по разрядам оплаты

8 разряд — высшее дефектологическое образование без предъявления требований к стажу работы;

9 разряд — высшее дефектологическое образование и стаж педагогической работы от 2 до 5 лет;

10 разряд — высшее дефектологическое образование и стаж педагогической работы от 5 до 10 лет;

11 разряд — высшее дефектологическое образование и стаж педагогической работы от 10 до 20 лет;

12 разряд — высшее дефектологическое образование и стаж педагогической работы свыше 20 лет или II квалификационная категория либо высшее профессиональное образование и стаж работы в психолого-медико-педагогической консультации не менее 3 лет (для работающих в этих учреждениях);

13 разряд — I квалификационная категория либо высшее профессиональное образование и стаж работы в психолого-медико-педагогической консультации не менее 5 лет (для ра­ботающих в этих учреждениях);

14 разряд — высшая квалификационная категория либо высшее профессиональное образование и стаж работы в пси­холого-медико-педагогической консультации не менее 10 лет (для работающих в этих учреждениях).

 

1. Анохин П. К. Системные механизмы высшей нервной деятельности. — М., 1979.

2. Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с цереб­ральным параличом. Доречевой период. — М., 1989.

3. Бабина Г. В. Речевые нарушения при детском церебраль­ном параличе. В кн.: Вопросы логопедии. — М., 1978, С. 15—27.

4. Бадалян Л. О. Невропатология. — М., 1982.

5. Бельтюков В. И. Взаимодействие анализаторов в процес­се восприятия и усвоения звуков речи. — М., 1977.

6. Бондарко Л. В. Звуковой строй современного русского языка. — М., 1977.

7. Бортфельд С. А. Двигательные нарушения и лечебная физкультура при детском церебральном параличе. — Л., 1971.

8. Ботта Н. и П. Лечебное воспитание детей с двигательны­ми расстройствами церебрального происхождения. — Л., 1964.

9. Брейтман М.Я. О клинической картине детского головномозгового паралича. — СПб., 1902.

10. Витторф К. Н. К вопросу о псевдобульбарных парали­чах детского возраста. В кн.: Расстройства речи в детском воз­расте. - Л., 1940.

11. Выготский Л. С. Основные проблемы дефектологии. Собр. соч.: В 6 т. - Т. 5.- М., 1983.

12. Городецкая Г. Ф. Сенсомоторные нарушения и пути вос­становления произвольных движений руки при детских цереб­ральных параличах. Авт. канд. дис. — Л., 1972.

13. Данилова Л. А. Методы коррекции речевого и психическо­го развития у детей с церебральными параличами. — Л., 1977.

14. Детский церебральный паралич /Под ред. М. Борков­ской. — Варшава, 1989.

15. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодо­ление общего недоразвития речи у дошкольников. — М., 1990.

16. Журба Л. Г., Мастюкова Е. М. Нарушение психомотор­ного развития детей первого года жизни. — М., 1981.

17. Зачесова И. А., Подклетнова И.М. О структуре словес­ной памяти. В кн.: Психологические и психофизиологические исследования речи. — М., 1985.

18. Ипполитова М. В., Бабенкова Р. Д., Мастюкова Е. М. Вос­питание детей с церебральным параличом в семье. — М., 1980.

19. Ковшиков В. А. Экспрессивная алалия. — Л., 1985.

20. Критчли М. Афазиология. — М., 1974.

21. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей. — М., 1985.

22. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. — М., 1986.

23. Лупп X. Э. Запас слов шести- и семилетних дошколь­ников и его зависимость от условий развития ребенка. Авт. канд. дис. — Тарту, 1975.

24. Лурия А. Р. Язык и сознание. — М., 1979.

25. Люблинская А. А. Детская психология. — М., 1971.

26. Максаков А. И. Восприятие детьми дефектов произно­шения звуков в своей и чужой речи. Авт. канд. дис. — М., 1970.

27. Малофеев Н. Н. Характеристика лексического запаса у учащихся с церебральным параличом // Дефектология. — 1985.- № 1.- С. 29-33.

28. Мамайчук И. И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. — СПб., 2000.

29. Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. — М., 1985.

30. Негневицкая Е. И., Шахнарович А. М. Язык и дети. — М., 1981.

31. Новиков Л. А. Семантика русского языка. — М., 1982.

32. Обучение и коррекция развития дошкольников с наруше­ниями движений / Сост. И. А. Смирнова; Под ред. Л. М. Шипицыной.-СПб., 1995.

33. Панченко И. И. Дизартрические и анартрические рас­стройства речи у детей с церебральными параличами и осо­бенности логопедической работы с ними. Авт. канд. дис. — М., 1974.

34. Панченко И. И., Щербакова Л. А. Медико-педагогиче­ская характеристика детей с дизартрическими и анартрическими расстройствами речи, страдающих церебральными па­раличами, и особенности приемов логопедической работы. В кн.: Нарушения речи и голоса у детей.— М., 1975.— С. 17-42.

35. Панченко И. И. Речевые расстройства у детей с цереб­ральными параличами в поздней резидуальной стадии и осо­бенности логопедической работы с ними. В кн.: Медицин­ская реабилитация и социальная адаптация больных детским церебральным параличом. — Ташкент, 1979.— С. 434—460.

36. Парамонова Л. Г., Лалаева Н. В. Особенности вербаль­ных ассоциаций у детей с общим недоразвитием речи. В кн.: Выявление и коррекция нервно-психических и речевых рас­стройств у детей. — Л., 1985.— С. 37—44.

37. Положение о детском дошкольном учреждении для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и соот­ветствующей группе при школе-интернате // Справочник по дошкольному воспитанию. — М., 1980.— С. 199—206.

38. Правдина О. В. Дизартрия (псевдобульбарная). В кн.: Очерки по патологии речи и голоса. Вып. 1.— М., 1960.— С. 20-21.

39. Раменская О. Л. Психологическое изучение личности дошкольников с церебральным параличом. Авт. канд. дис. — М., 1980.

40. Романенко А. П. Фонетика. — Саратов, 1995.

41. Румянцева Е. /О. Некоторые аспекты совершенствова­ния коррекции дизартрии у детей с церебральными паралича­ми в процессе логоритмического воспитания. В кн.: Актуаль­ные проблемы логопатологии: исследования и коррекция. — СПб., 2001.- С. 207-218.

42. Семенова К. А. Детские церебральные параличи. — М., 1968.

43. Семенова К. А., Мастюкова Е. М., Смуглин М.Я. Клини­ка и реабилитационная терапия детских церебральных пара­личей.— М., 1972.

44. Симонова Н. В. Психолого-педагогическая оценка детей с церебральными параличами в раннем возрасте. Авт. канд. дис.- М., 1974.

45. Симонова Н. В. Характеристика словарного запаса у до­школьников с церебральным параличом // Дефектология.— 1985. №3.- С. 67-71.

46. Симонова Н. В. Формирование предпосылок к обуче­нию родному языку дошкольников с церебральным параличом // Дефектология. - 1986. №6. - С. 68-72.

47. Смирнова И. А. Направления логопедической работы по формированию словаря у дошкольников с церебральными па­раличами. В кн.: Дифференциальная диагностика и коррек­ция нарушений речи и поведения у аномальных детей. — Л., 1989.- С. 48-55.

48. Смирнова И. А. Особенности словаря дошкольников с церебральными параличами. В кн.: Распад и недоразвитие языковой системы: исследования и коррекция.— СПб., 1991.- С. 95-102.

49. Смирнова И. А. Методика логопедической работы по формированию словаря у дошкольников с церебральными па­раличами. В кн.: Нарушение речи. Методы изучения и кор­рекции.- СПб., 1993.- С. 22-31.

50. Смирнова И. А., Стока К. Особенности проявления артикуляторных расстройств у детей с церебральным параличом //Дефектология.- 1995. №5.- С. 9-15.

51. Смирнова И. А. Особенности формирования произно­шения у детей с церебральным параличом. В кн.: Проблемы социальной и психолого-педагогической реабилитации инва­лидов. - Тюмень, 1996.- С. 134—137.

52. Смирнова И. А. Формирование неартикулируемых средств общения в логопедической работе. В кн.: Проблемы патологии развития и распада речевой функции. — СПб., 1999. — С. 65—74.

53. Смирнова И. А. Логопедическая работа с детьми до­школьного возраста, страдающими церебральным параличом.

В кн.: Дети с проблемами в развитии: исследования и коррек­ция.- СПб., 1999.- С. 19-27.

54. Смирнова И. А. Влияние моторных расстройств на раз­витие артикуляции при ДЦП и методы их коррекции. В кн.: Актуальные проблемы логопатологии: исследования и коррек­ция.- СПб., 2001.- С. 76-86.

55. Соботович Е. Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией. — Киев, 1981.

56. Трауготт Н. Н., Кайданова С. И. Нарушение слуха при сенсорной алалии и афазии. — Л., 1975.

57. Халилова Л. Б. Особенности усвоения лексико-семантических закономерностей языка учащимися с церебральным параличом //Дефектология. — 1984. №5.— С. 63—68.

58. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. — М., 2000.

59. Эйдинова М. Б., Правдина-Винарская Е. Н. Детские це­ребральные параличи и пути их преодоления. — М., 1959.

60. Эльконин Д. Б. Психология игры. — М., 1978.

61. Cardwell V. Е. Cerebral Palsy. Advances in understanding and care. — New York, 1956.

62. Cass M. T. Speech rehabilitation in cerebral palsy. — New York, 1951.

63. Henderson G. L. Cerebral Palsy in childhood and adoles­cence. A medical, psychological and social study. — Edinburgh, London, Livingston, 1961.

64. Liberoff M.S. Общение и церебральный паралич. В кн.: Церебральный паралич, лечение и реабилитация. — Буэнос-Айрес, 1985.

65. McDonald Е., Schults A. Communication boards for cerebral palsied children // Speech and Hearing Disorders. — 1973. №3.— P. 73-88.

66. Morris S. E. A compensative resource of feeding develop­ment. 1987.

67. Klein M. D. Therapy skill builders. 1987.

68. Rye H., Skjorten M. D. Children with cerebral palsy // Guides for special education. - №7. UNESCO, 1989.

 

Содержание

Введение........................................................................................3

Глава I. Теоретические основы логопедической работы при

детском церебральном параличе...........................................5

Научно-теоретические основы исследования патологии

речи у дошкольников с ДЦП.........................................5

Психофизиологическая и психолингвическая структура речевой функции. Специфика ее развития

при ДЦП...........................................................................9

Социально-психологические условия развития речи.......15

Глава II. Развитие лингвистической системы речи

в дошкольном возрасте.......................................................21

Об исследовании онтогенеза и дизонтогенеза речевой

функции...........................................................................21

Развитие лексики...................................................................23

Развитие грамматического строя речи................................35

Развитие фонетико-фонематической системы речи.........39

Глава III. Патология речи у детей с ДЦП.............................52

Факторы, определяющие патологию речи при ДЦП.......52

Специфические расстройства двигательной сферы,

влияющие на формирование речи...............................54

Алалия и задержка развития речи.......................................61

Дизартрия и анартрия...........................................................73

Дислексия и дисграфия........................................................87

Глава IV. Профилактика отклонений в развитии речи

у детей с ДЦП.....................................................................94

Логопедическая работа в доречевом периоде развития

ребенка.............................................................................94

Развитие коммуникативности ребенка...............................97

Стимуляция сенсомоторного развития.............................103

Формирование сенсомоторных предпосылок развития

артикуляции.................................................................. 106

Глава V. Логопедическая диагностика дошкольников

с ДЦП................................................................................ 128

Диагностика состояния доречевого развития.................. 128

Алгоритм и процедура логопедического

обследования.................................................................130

Глава VI. Методика логопедической работы при алалии

и задержанном развитии речи..........................................144

Основные принципы и направления................................144

Формирование первоначальной речевой

коммуникации..............................................................146

Формирование словаря.......................................................150

Развитие грамматического строя речи.............................. 159

Формирование и развитие фонетико-фонематической

системы речи при алалии............................................162

Логопедическая работа по развитию связной речи........165

Глава VII. Методика логопедической работы при дизартрии

и анартрии..........................................................................169

Принципы логопедической работы при дизартрии........169

Направления логопедической работы

по формированию произношения.............................. 173

Логопедическая работа при разных клинических

формах дизартрии и анартрии....................................203

Глава VIII. Неартикулируемые средства общения и методика их использования в работе по формированию

коммуникативности у неговорящих детей.......................206

Характеристика неартикулируемых средств

коммуникации..............................................................206

Применение невербальных средств коммуникации

в специальной педагогике...........................................207

Безэлектронные неартикулируемые средства

общения.........................................................................212

Специальные электронные средства коммуникации......225

Глава IX. Профилактика нарушений письменной речи

у дошкольников с ДЦП....................................................227

Социально-психологическая подготовка к обучению

в школе..........................................................................227

Формирование сенсомоторной базы овладения чтением

и письмом.....................................................................231

Профилактика дислексии и дисграфии............................237

Глава X. Организационно-методические основы

логопедической работы с дошкольниками с ДЦП.........241

Приложения

Приложение 1. Содержание программы «Адаптация».... 251

Приложение 2. Планирование работы в группе для детей

с ФФНР по Г. А. Каше................................................266

Приложение 3. Артикуляционная гимнастика

по М. Е. Хватцеву..........................................................270

Приложение 4. Артикуляционная гимнастика

по И. И. Панченко........................................................278

Приложение 5. Примерное распределение программного

материала по развитию познавательной

деятельности..................................................................283

Приложение 6. Материалы для логопедической

диагностики...................................................................288

Приложение 7. Картотека материалов для коррекционной

работы............................................................................294

Приложение 8. Схема логопедического обследования

дошкольников с ДЦП..................................................297

Приложение 9. Тарифно-квалификационная

характеристика логопеда..............................................307

Литература................................................................................312



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.