Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Изобразительное искусство России  XVIII столетия.



              Изобразительное искусство   России  XVIII столетия.

Первая  половина XVIII века  новый период развития русской культуры: благодаря реформам Петра Великого,  возникает светское искусство, происходит  перенимание западного опыта. Этот процесс шёл  путями приобретения за границей готовых произведений, привлечения иностранных специалистов для работы в России и для преподавания русским ученикам посылки русских студентов за государственный счёт на обучение за границу.

Искусство этого периода, придя на смену средневековью, стало первым звеном в культуре нового времени — качественно иной. Этот перелом отражает общеевропейский процесс перехода от средневекового искусства к новому, однако специфика русского исторического развития такова, что здесь он произошёл на 200—300 лет позднее Италии или Франции и под большим влиянием этих стран. Это русское «ученичество» — творческий процесс формирования нового метода художественного творчества, который складывался из творческих поисков,  изменения канона, произошедшего  в древнерусском искусстве XVII века,деятельности  приглашённых европейских мастеров

То, что Россия совершила этот переход так поздно, повлияло на ряд специфических особенностей её художественного развития, за полвека преодолевшего  путь, который другие страны проделали за два-три века. Эта скорость породила ряд сюрпризов, например, параллельное существование нескольких стилей, которые в Европе развивались  последовательно. Характерными для эпохи были необычные художественные ситуации — преждевременное появление элементов культуры, для восприятия которых ещё не было условий. С середины XVIII века, когда принципы нового искусства окончательно победили, и всюду распространилось барокко, течение русского искусства приобретает более обычный характер. Вслед за периодом развитого барокко (1740—1750-е годы) и кратким, слабо выраженным периодом рококо (рубеж 1750—1760-х годов), наступает классицизм, который будет господствовать до 1830-х

 Первая четверть XVIII века сыграла особую роль в художественном развитии России. Искусство занимает принципиально новое место в жизни общества, оно становится светским и общегосударственным  делом. Происходит распад старой системы художественной жизни и формирование нового единства. Этот путь отмечен существенными сдвигами, которые неизбежны при крутой ломке старого творческого метода. Зарождаются новые взаимоотношения между заказчиком и художником, причем осведомленность последнего о том, как должно выглядеть современное произведение, часто делает его роль определяющей. Новое искусство не всегда встречается доброжелательно и потому требует широкой государственной поддержки и разъяснения. Чрезвычайно возрастает воспитательная функция искусства. Разрушается прежнее представление о красоте и воплощающих её формах. Поскольку «грамотность» воспринимается как априорный залог качества (порой ошибочно), появляются более  новаторские по методу, но довольно слабые в художественном отношении работы иностранных художников.

В художественную практику потоком вливаются новые идеи и образы, жанры и сюжеты, иконографические образцы. Этот нелегкий, но глубоко прогрессивный процесс выводил русское искусство на широкую дорогу общеевропейских мыслей и форм, нёс отказ от средневековой замкнутости, косности религиозного мировоззрения, был большим государственным делом. Средствами эпохи Просвещения, которой принадлежит XVIII столетие, русское искусство выполнило функцию, которую обычно берет на себя Возрождение.

Постепенно растёт новое поколение русских художников-пенсионеров,которые в основном работают в Петербурге — связующем звене между Россией и Западом. Москва же выполняет  роль такого звена между Петербургом и провинцией. Она также идёт по новому пути, но медленнее и с большим отпечатком традиционного метода.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.