Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Примеры выполнения рисунка



 

Здравствуйте, ребята.

В рабочих тетрадях запишите дату и тему урока «Основа операторского мастерства: умение видеть и выбирать».

 

Алгоритм урока

1. Просмотрите презентацию к уроку.

2. Прочитайте теоретический материал к уроку и по ходу чтения оформите конспект урока (писать только то, что выделено полужирным шрифтом).

3. Выполнить творческое задание по выбору (рисунок или фотоснимок – в задании ниже подробно написано).

 

 

Кто сегодня не умеет фотографировать? Казалось бы, чего проще: прикосновение пальца — и готово, есть картинка! Выводи её на экран компьютера  или в крайнем случае получи готовые снимки из пункта фотопечати, ещё какие снимки: цветные, глянцевые, матовые...

А раньше для получения снимка требовалось навести фокус, определить выдержку, после съёмки проявить плёнку, и лишь потом после печати на фо­тобумаге возникал снимок. Зато какой захватывающий и почти волшебный это был процесс!

В тёмной комнате (чаще всего в ванной, по­тому что там была проточная вода) совер­шалось таинство проявки и печати снимков. Изображение на плёнке при помощи фотоуве­личителя проецировалось на листок фотобу­маги, который затем помещался в кювету с проявителем.

И при свете красной лампочки на ваших гла­зах на белизне фотобумаги чудесным образом начинали проступать, становясь всё чётче и ярче, лица друзей, сфотографированных вчера во дворе.

О, это завораживающее счастье собственно­ручного сотворения портрета, которого мы лишились, обретя непрестанно развивающу­юся электронную технику!

Сегодняшняя лёгкость получения снимка создаёт ложное представление о простоте фотографирования. Конечно, можно снимать бездумно и как попало. Но то, что ты получишь в итоге, будет лишь забавой: «фотками» с гримаснича­ющими физиономиями или чем-то ещё, только совершенно не относящимся к творчеству.

 Фотоаппарат в твоих руках ещё не делает тебя художником! Искусство начинается с умения отбирать среди главного самое существенное, самое характерное.  Мастерство оператора — это прежде всего умение видеть интересное и необычное в, казалось бы, обыденном и обыч­ном. Взгляд художника находит красоту в том, мимо чего, не замечая, прохо­дит безразличный и незаинтересованный человек.

Существует азбука фотосъёмки, которая позволяет начать двигаться по пути овладения искусством фотографии. Грамота операторского мастер­ства даёт возможность осознанно выражать творческую мысль. Грамота вклю­чает в себя овладение элементарными технологическими навыками и художе­ственно-выразительными средствами — это выбор объекта и точки съёмки, ракурс, план, кадрирование.

Снимая, ты должен понимать, что и как снимаешь. Возьмём для примера са­мый простой объект. Но какой? Выбор объекта и точки съёмки — это первое условие художественного творчества в фотографии. Отобрать из множества ве­щей одну — значит проявить свою художественную индивидуальность.

Один и тот же объект (например, окно) может выглядеть по-разному в зависимо­сти от места съёмки. Удачна та точка съёмки, которая делает композиционно наиболее выразительной передачу облика натуры.

При  фотографировании важен не только выбор место съемки но и ракурс - угол зрения, под которым воспринимается объект. От того сбоку, сверху или снизу мысмотримна него, меняется и наше впечатление от него. Не менее значима и крупность изображения.

Из живописи в фотографию пришло понятие плана, обозначающие не только степень удалённости от объекта, но и крупность его изображения. На снимке объект может выглядеть крупно (крупный план) или гораздо меньше (средний, или общий план).

Работа над выразительностью снимка не прекращается и после того, как он сделан. Обрабатывая  снимок на компьютере или при печати, мы можем изме­нить его размеры и крупность, т.е. кадрировать. Убирая лишнее, ненужное, мы концентрируем внимание на главном, тем самым делая снимок образно более точным.

Неопытные фотографы снимают объект с ого­лённым, пустым первым планом. Однако, снимая его, например, через ветку или решётку на первом плане, мы сможем одновременно подчеркнуть прост­ранственную глубину и зрительно сконцентрировать внимание на дальнем объекте (как бы поменять оптику его восприятия).

Фотографируя, вы, пусть и невольно, делаете выбор. И чем этот выбор соз­нательнее, тем больше вы проявляете свою творческую индивидуальность.

Пока вы снимаете бесцельно, ваш снимок не интересен, а зачастую прос­то бессмысленен. Но если вы вносите в съёмку художественное чутьё, стави­те перед собой творческую задачу, ищете выразительную композицию, пытае­тесь ухватить неповторимость мгновения, вы становитесь художником, а Фотография превращается в искусство.

 

По работам классика мировой фотографии А. Родченко мы видим, как от крупности плана, ракурса зависят выразительность и образность снимка.

Вообще с фотографией происходит странная штука. Это, наверное, один из немногих видов искусства, где нет народных героев. Подойди на улице к случайному прохожему и попроси назвать фамилии любимых фотографов. Скорее всего, вы не услышите вразумительного ответа. Музыкантов знают, актеров знают, художников знают, архитекторов скорее всего припомнят, поэтому и писателей – сколько угодно, а вот фотографов нет.

Не знаю, почему так вышло, но фотограф обычно всегда остается по ту сторону объектива. Вспомните, когда вы последний раз интересовались автором понравившегося снимка в журнале или интернете? А даже если захотите узнать автора, то будет это нелегко. Скорее всего в титрах вас ждем безликое название агентства, на которое работал фотограф.

Сегодня я хочу поговорить об Александре Родченко. Конечно, это больше чем фотограф. Родченко – гений советской пропаганды, он стоял у истоков русского авангарда, он задал новый стандарты дизайна и рекламы в СССР, он разломал все представления о фотографии, плакате, графике, которые были до него,  и задал новый курс. Родченко, наверное, самый известный отечественный фотограф, если не имя, то фотографии его знают все.

Лиля Брик. Снимок для рекламного плаката.

Узнали? Не говорите, что никогда не видели этот кадр. И десятки других кадров Родченко.

Именно Родченко принадлежит знаменитый лозунг искусства 1920-х: «Работать для жизни, а не для дворцов, храмов, кладбищ и музеев».

Стоит отметить, что как фотографу Родченко повезло больше, чем как художнику – первого быстрее признали. Довольно скоро молодой фотограф создал себе репутацию новатора, выполнив ряд коллажей и монтажей с использованием собственных фотографий и вырезок из журналов.

Фотохудожник создал свои собственные каноны, обеспечившие его работам почетное место в любом современном учебнике фотографии. В качестве примера можно привести серию портретов Маяковского, выполняя которые Родченко отбросил все традиции павильонной съемки, или «Портрет матери» (1924 год), ставший классикой съемки крупным планом.

Для начала 30-х годов некоторые его эксперименты показались слишком смелыми: в 1932 году высказывалось мнение, что знаменитый, снятый с нижней точки «Пионер-трубач» Родченко похож на «откормленного буржуа», а сам художник не хочет перестраиваться в соответствии с задачами пролетарской фотографии.

Однако настоящей «визитной карточкой» Родченко стали ракурсные снимки – художник вошел в историю с фотографиями, сделанными под непривычным углом, с необычной и зачастую неповторимой точки, в ракурсе, искажающем и «оживляющем» обычные предметы.

Родченко как фотограф много пробовал и экспериментировал.

Сам он говорил: «Хочется сделать фото, каких не делал раньше, чтоб это была сама жизнь, и самая настоящая, чтобы они были простые и сложные одновременно, чтоб они удивляли и поражали».

 

Творческое задание:выполнить на бумаге формата А4 только красками по выбору рисунок портрета, пейзажа или натюрморта (либо, если Вы увлекаетесь фотоискусством – отправить мне любой, выполненный вами фотоснимок вещи, дерева, здания и т.д.).

 

 

Примеры выполнения рисунка



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.