Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





класс История искусств



8 класс История искусств

Тема: Кончаловский Петр Петрович (1876 - 1956).  

В русской живописи XX в. место П. П. Кончаловского - одно из центральных. Он был создан для живописи, ощущал мир живописно - как пиршество красок - и едва ли не олицетворял собой само это искусство.


Автопортрет в сером. 1911
Холст, масло. 141 x 112 см
Государственная Третьяковская галерея,
Москва

Учился он в Харьковской рисовальной школе, затем на вечерних курсах СХПУ, в академии Р. Жюлиана в Париже (1897-98), наконец, в Высшем художественном училище при Петербургской Академии Художеств (1898-1905).


Натюрморт. 1911
Холст, масло. 107 x 132 см
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева


Но свой художественный мир открыл лишь в новом веке, в пору бурной ломки художественных традиций. Общество художников с озорным названием "Бубновый валет" объединило в 1910 г. молодых новаторов (Кончаловский и Машков, Лентулов, Фальк, Куприн) , не удовлетворенных пассивным, чисто зрительным отображением мира на холсте.


«Хлебы на синем»
1913

Все они очень внимательно изучали принципы кубизма, увлекались Сезанном, но всегда оставались верными натуре. Композиции Кончаловского обычно очень просты. Он умел отбросить все случайное, однако всегда придавал натуре чувственную материальность, как бы концентрировал заложенную в каждой вещи энергию. Живопись Кончаловского отличается особой плотностью. Некоторые говорят, что его краски замешаны не на масле, а на глине.


«Натюрморт»
Холст, масло 55 х 70
Курская картинная галерея имени А. А. Дейнеки
Курск

Вытеснить это иллюзорное, недостаточное по их ощущению, материальное восприятие другим - пластически объемным, весомым, осязательно конкретным и энергичным - они стремились, осваивая, с одной стороны, творческое наследие П. Сезанна (и отчасти В. Ван Гога), а с другой - обращаясь к искусству непрофессиональному. Их привлекла грубоватая, не ведающая школьных правил перспективы, композиционного равновесия и колористической гармонии, но зато решительная и лаконичная живопись провинциальных вывесочников и яркие росписи трактирных подносов.

 

Укрупнить, огрубить, но сделать каждую вещь плотной и крепкой - вот задача молодого Кончаловского в его многочисленных натюрмортах, где неслучайно фигурирует часто тот же рыночный поднос как своего рода камертон, задающий живописи необходимый уровень колористического напряжения ("Красный поднос", 1913).


Натюрморт с красный подносом. Первая половина 1910-х
Холст, масло. 66 x 88 см
Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки

Цвет здесь передает не столько поверхностную раскраску, сколько саму форму и массу, материальную плоть вещей. В натюрморте "Сухие краски" (1912) тяжелые цветные порошки в прозрачных банках делают это качество цвета особенно наглядным.


Сухие краски. 1913
Холст, масло, бумажные наклейки, печатные ярлыки. 105 x 86 см
Государственная Третьяковская галерея,
Москва

И человека молодой Кончаловский видел почти по-вывесочному огрубленно, цельно и мощно: "Портрет художника Г. Б. Якулова" (1910), "Семейный портрет" (1912), "Портрет матадора" (1913).


Портрет Г.Б.Якулова. 1910
Холст, масло. 176 x 143 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Натура в натюрмортах и композициях и даже портретах Кончаловского как бы утрачивает свою динамичность, будто находится в оцепенении. Главное в ней - характерность. "Нагнетание характерности" особенно заметно в двух семейных портретах 1911 и 1912 годов, первый из которых П. Муратов назвал "черным", а второй "сиенским". Мы видим жену Кончаловского Ольгу Васильевну, сына Мишу, дочь Наташу, которую он очень любил рисовать. Она в будущем стала известной писательницей, вышла замуж за поэта Сергея Михалкова. А их сыновья - Андрон Михалков-Кончаловский и Никита Михалков сейчас одни из самых популярных и известных в мире кинорежиссеров.
Наталья Петровна Кончаловская


Семейный портрет. 1911
Холст, масло. 179 x 239 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург



«Семейный портрет ("сиенский")»1912
Холст, масло. 226 x 290 см
Государственная Третьяковская галерея



Портрет художника В.В.Рождественского.1912
135х115
Екатеринбург

Впрочем, со временем влияние примитива слабеет, уступая свободной энергии письма, подвижности кисти. В "Портрете скрипача Ромашкова" (1918) решается чисто живописными средствами задача выражения в неподвижном изображении сложного, нервного движения, самого ритма музыки, которую играет скрипач.


Портрет скрипача Григория Федоровича Ромашкова.1918
47,2х34,1



1918 Портрет скрипача Григория Федоровича Ромашкова. 143х105,3 ГТГ

В работах 1920-х гг. исчезает "бубновова-летский" схематизм формы и цвета, живопись Кончаловского, оставаясь полнозвучной и яркой, обретает колористическую тонкость, сложное богатство переходов и внутренних контрастов холодного и жаркого цвета.

1918 Сидящая обнаженная. 1919 Натурщица на корточках. 129х111,5 ЧС

 



Георгиевский собор Юрьева монастыря в Новгороде.
Из серии "Памятники русского зодчества. Новгород".

В ней празднично сияет обнаженное тело, белеют древние стены новгородских соборов, мерцающая позолота фигурной сахарницы оттеняется глубокой зеленью темного стекла ("Зеленая рюмка", 1933).


1931 Натюрморт. Зеленая рюмка. 23,5х33

Тихая домашняя сцена в автопортрете с семьей ("Миша, пойди за пивом", 1926) разворачивается в двухметровый холст, сверкающий декоративным богатством узорных тканей.


Миша, пойди за пивом.1926
145х205,5



1923 Автопортрет с женой. 106,4х105,6 ГТГ



«Молодые дубки»
1923
Холст, масло. 80 x 91.5 см
Самарский художественный музей

1921 Портрет М.П.Кончаловского, сына художника. 120х103,5 1919 Портрет Ольги Васильевны Кончаловской,жены художника в синем. 89,5х106

 


Рыбацкий пейзаж.

1923 Женщина перед зеркалом. 125х102 1923 Натурщица с рыжими волосами перед зеркалом. 206х138

 



Портрет дочери в розовом платье. 1925
Холст, масло. 133 x 111 см
Государственная Третьяковская галерея,
Москва

 

1925 'Замуж не берут'. (Портрет Натальи Петровны Кончаловской, дочери художника). 92х69 Ссх, М. 1926 Автопортрет (в красном колпаке). 72х60,5

 



Окно, 1936
Холст, масло. 132 x 98 см
Днепропетровский художественный музей, Украина


Кончаловский пишет полные жизненной энергии портреты композитора С. С. Прокофьева (1934), писателя А. Н. Толстого, за обильно уставленным лоснящейся снедью столом (1940-41), искусствоведа С. Тройницкого (1943).


А.Н.Толстой в гостях у художника. 1940-1941
Холст, масло. 142 x 168 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Лишь в громадном портрете В. Э. Мейерхольда (1938), необычайно нарядном, потому что режиссер написан на узорном фоне среднеазиатской вышивки, резким диссонансом звучит драматическая нота - страдальческое лицо человека, загнанного в тупик, ждущего гибели.


Портрет В.Э.Мейерхольда. 1938
Холст, масло. 211 x 233 см
Государственная Третьяковская галерея,
Москва



Портрет В.Г.Дуловой. 1945
Холст, масло. 105 x 91 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Очень интересны портреты , где человек показан в мгновение особого вдохновения - это портреты Пушкина, Лермонтова, композитора Прокофьева, режиссера Мейерхольда.

1943 Лермонтов. 232,5х303,5 Пушкин в Михайловском.

 



1934 Портрет композитора Сергея Сергеевича Прокофьева.
181х140,5
Государственная Третьяковская галерея,
Москва

Всю жизнь Кончаловский очень любил писать натюрморты. В 1916 году появился его удивительный натюрморт "Агава", в 1939 - "Глухари", в 1946 - "Подсвечник и груши", в 1955 - "Клубника".


Агава. 1916
Холст, масло. 79 x 86 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Натюрморт.Клубника 1955
45,5х61,3
Частное собрание



Розы, 1955


Натюрморт. Подсвечник и трубка. 1947
Холст, масло. 50 x 61 см
Частное собрание



Корзина с рябиной. 1947
Холст, масло. 79 x 95 см
Национальная галерея Армении, Ереван

Свой могучий живописный темперамент, радостное приятие жизни Кончаловский донес, сквозь все сложности жизни, до последних своих холстов.


Сирень в стеклянной банке. 1952
Холст, масло. 74 x 92 см
Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск



Автопортрет. 1943
Холст, масло
Частное собрание

Кончаловский был также мастером театральной декорации, оставил большое графическое наследие.
Лауреат государственной (Сталинской) премии СССР (1943), награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалями.
Умер Пётр Петрович Кончаловский в Москве 2 февраля 1956 года.

 

Задание: изучить материал. Записать ключевые предложения в тетрадь. Конспект отправить в ватсап 891222081445 до 1 декабря.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.