Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Анн Анселин Шутценбергер 5 страница



Возникает вопрос о трансгенерационной передаче. Как она осуществляется?

Все, что нам известно с психологической, физиологичес­кой или неврологической точек зрения, не позволяет понять, как что-то может лихорадить разные поколения одной семьи.

Николя Абрахам и Мария Терек выдвигают гипотезу о «при­зраке» как свидетельстве, о наличии «мертвеца», похороненно­го в другом. Это сродни дуальному единству «мать — ребенок», которое трансформируется во «внутренний дуальный союз меж­ду сознанием и самостью (Moi)». Потомков носителя «склепа», вероятно, преследуют «пробелы, оставленные в нас тайнами других». По выражению Николя Абрахама и Марии Терек, го­ворит и действует как раз эта невысказанность, обостренная молчанием и утаиванием.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СМЕРТЬ

Эрже и Тентен

Комиксы тоже могут рассказать о скрытом поиске.

Кто из представителей поколения, выросшего на комиксах, не читал увлекательные и прекрасные истории о Тентене и его собаке Милу, и о Капитане ХэддокеЧ

Психоаналитик Серж Тиссерон по следам этих персонажей восстановил жизненный роман их автора Эрже1 (Жоржа Реми, инициалы РЖ).

Вы помните капитана Хэддока, этого колоритного персо­нажа, у которого всегда в руках бутылка? Он искал своего пред­ка и в конце концов нашел его, пользуясь указаниями, исходя­щими из таинственного замка с не менее таинственными бу­магами, которые сгорели. Этот предок, Шевалье де Хэддок, ве­роятно, был внебрачным, тайным сыном Людовика XIV. Тайну эту выдал попугай, который повторял разные фразы и указы­вал на то, что сокрыто. А когда благодаря попугаю восстанови­ли историю, связанную с замком Муленсар (Мансар), и сокры­тые тайны, которые указывали на то, что капитан Хэддок про­исходил от Короля-Солнца, тот излечился от пьянства, стал нормальным человеком.

Психоаналитик Серж Тиссерон, восстанавливая биогра­фию Эрже по серии комиксов («Тентенов»), выдвинул пред­положение, что Эрже сам имел проблемы с установлением родственников и его мать, вероятно, была внебрачной доче­рью какого-то дворянина. В дневниках Эрже, опубликован­ных после его смерти, обнаруживается, что он страдал от того, что был внебрачным ребенком, скорее всего, бельгийского барона, и в зашифрованном виде писал об этом. Действитель-

1 Trntin chez le psychanalyste, Paris, Aubier-Montaigne, 1985. Tintin et les secrets defamille, 1992. Entretiens prives, 1988,1990.

но, в 1990 году было установлено, что гипотеза проверялась. При восхождении вверх на одно поколение выяснилось, что отец Эрже, вероятнее всего, был внебрачным сыном дворя­нина или даже короля (перечитайте в серии «Тентенов» то, что касается Дюпон(т)а и Дюпон(д)а, которые «ничего не по­нимают»).

Читая некоторые романы и истории, вы сумеете незаметно обнаружить теневой мир писателя и к тому же понять ваш соб­ственный.

Семейные бессознательные повторения

в дни годовщин:

несчастный случай со вдовцом

Рассмотрим подлинную клиническую историю, несчастный случай со вдовцом.

Муж секретаря ассоциации, где я работала в Париже, — промышленник, очень серьезный человек. Он любит свою семью и очень привязан к своему отцу. Его отец — весьма активный и моложавый человек 89 лет. И вдруг он ни с того ни с сего упал на эскалаторе и ударился Головой. Ему стало совсем плохо, он умоляет, чтобы его оставили в покое, дали умереть. В какой-то мере его активной жизни пришел конец. Если знающий человек рассмотрит историю этой семьи, то ему откроются удивительные вещи. Однажды, 26 октября, дед вышел на улицу один, сел в метро и поехал в Галери Лафайет. Ступив на эскалатор, он упал, ударился головой и скатился вниз на целый этаж. Если мы поищем ключевые точки в ис­тории семьи, посмотрим, что было с его женой, то выясним, что она умерла 10 лет назад 26 октября. Тогда становится по­нятным, что дедушка упал и ударился головой в годовщину смерти своей жены. Что это — чистая случайность? Совпаде­ние?

Я столько раз была свидетелем таких совпадений, что те­перь говорю о неосознанных семейных повторениях и синдроме годовщины.

Болезнь приемного ребенка

Одна молодая женщина прежде страдала «синей болезнью» (болезнью сердца, при которой существует риск ее генетичес­кой передачи по наследству), но после операции она стала чув­ствовать себя хорошо, так же, как и ее бабушка (которую тоже прооперировали от «синей болезни»). Она решает выйти замуж, но детей не заводить, чтобы не было риска передать им болезнь.

Однако они с мужем решают усыновить ребенка.

Им предлагают ребенка, который живет в Индии. О нем ничего не известно, кроме того, что он сирота. Супруги согла­шаются. Малыш оказался очень красивым. Вскоре после его приезда во Францию выясняется, что ребенок болен: у него та же самая «синяя болезнь», которой страдает молодая женщи­на, а -ведь она хотела избежать риска генетической передачи болезни. Случайно ребенка оперирует тот же хирург, в той же больнице, того же числа, что и са(му женщину несколькими го­дами раньше (дату операции назначают больничные службы).

Конечно, совпадение, но любопытное совпадение — «по­чти семейный» повтор болезни и даты хирургического вмеша­тельства для приемного ребенка, которого любят как родного и который «всегда был членом семьи».

Тайна смерти родителей и своего происхождения: дети депортированных

О многом может рассказать клиническая практика, касаю­щаяся детей депортированных, которым не сказали правду об отъезде, депортации, лагерях, смерти их родителей.

Одна из исследователей, Клодин Вег2, свою первую работу на соискание ученой степени по медицине посвятила потом­кам людей, умерших во время Второй мировой войны в депор­тации. Их дети в ту пору ничего не знали о судьбе своих роди­телей (им не удалось попрощаться), не знали, что с ними стало, к тому же им самим приходилось скрываться. Большинство этих детей приняли к себе другие семьи, им часто давали другие фа-

2 Claudine Vegh, Je ne lui aipas dit au-revoir, Paris, Gallimard, 1980.

милии и имена. А некоторых взяли на воспитание монастыри и церковные общины.

Этим детям объяснили, что их мама и папа уехали путеше­ствовать и не разрешали говорить о них. От детей скрывали гру­стную правду «для их же блага». Впрочем, часто взрослые и сами не знали, что стало с уходящими в туман поездами и людьми, попавшими в облаву.

Для детей это трудная ситуация — не выдать, не рассказать тайну, быть оторванными от близких, расстаться со своими при­вычками, сколь бы славной ни была принимающая семья.

Но такое тяжелое воспоминание нередко сопровождается тяжким долгом, иногда даже слишком тяжким (воспоминание или даже месть, вендетта, как на Корсике).

Несколько лет спустя, после освобождения, они ждали воз­вращения своих близких, и тогда узнали, что их родители были, вероятно, депортированы и умерли в концентрацион­ном лагере.

Исследования показали, что примерно в трех поколениях эти дети и их семьи являются носителями кошмаров и травм, от которых они никак не могут излечиться.

Случай Робера — разрывы и тайны

В качестве примера приведем случай с Робером, четырнад­цатилетним еврейским мальчиком, о котором рассказала Кло-дин Вег. Когда его отца забирали (депортировали), при расста­вании он крикнул:

«Всегда помни, Робер, что ты еврей и должен оставаться им!» [...]. Таковы были его последние слова, я их все еще слышу, как будто это было вчера.

. Он не сказал мне: «Я люблю тебя, ничего не бойся, береги себя», а только эту фразу. [...] Ведь, в конце концов, разве я живу? [...] Ты понимаешь, я обижаюсь на них. Да, я обижаюсь на мертвых, ко­торые своей жизнью заплатили за мою! Так жить невозможно! Они ничего не сделали, чтобы выжить. [...] Они оставили меня одного из всей семьи, и мне любой ценой нужно было выжить. [...] Я два раза возвращался в Дордонь с женой и дочками. Как известно, пре­ступник всегда возвращается на место своего преступления, не так

ли? [...] Да, я так и сказал - «преступник». Странно... Но, в конце концов, ведь они умерли, а я вот жив. [...] Моя старшая дочь, сту­дентка, уезжает на постоянное место жительства в Израиль! Она сказала мне, что должна осуществить то, чего не сделал я... Круг замкнулся. [...] Мой отец гордился бы ею».

Долг Робера перед своим отцом («Никогда не забудь, что ты еврей!») заплатила его дочь. Но Робер знает, что он со своим долгом не рассчитался, и потому считает, что «так жить нельзя».

И это ощущение будет его преследовать, отравлять жизнь. Может быть, это также связано с чувством вины того, кто ос­тался в живых.

По мнению Клодин Вег, невысказанная тайна, связанная со смертью, оказывала столь сильное воздействие, что поме­шала нормальному функционированию психики: лучше знать правду, даже горькую, постыдную или трагическую, чем скрывать ее, поскольку то, что скрывают одни, другие люди чувствуют или угадывают (ведь мы не профессиональные актеры). И эта тай­на, это несказанное становится более серьезной травмой на дол­гое время.

Тайна — это всегда проблема.

Напомним, что в греческой мифологии парикмахер царя Мидаса не смог сохранить тайну, которую он зарыл в землю. «У царя Мидаса — ослиные уши», — эту тайну стал повторять тро­стник, выросший на том месте.

Фрейд напоминал нам, что тот, у кого есть глаза, чтобы ви­деть, и уши, чтобы слышать, констатирует, что смертные не могут хранить никаких тайн. «Тот, чьи губы хранят молчание, выбалтывает кончиками пальцев. Он вьщает себя всеми пора­ми».

Это приводит нас к пониманию и правильной оценке важ­ности невербальной коммуникации и выражения чувств как языком тела, так и красноречивым молчанием.

Очень часто настоящие писатели понимают и расшифровы­вают «черные дыры» нашей психики лучше, чем иной профес­сионал. Я хочу сказать, такие писатели, для которых писать — это как катарсис. Вот несколько примеров: Пруст, расшифро­вавший память, Музиль и проблематика близнецов, Вирджи-

ния Вульф и переменчивая жизнь сознания или наши совре­менники Маргарит Дюрас и Патрик Модиано.

О детских травмах замечательно рассказано Марией Кар-диналь в книге «Слова, чтобы это высказать» и Франсуазой Дольто в «Детстве», которая во взрослом возрасте в процессе психоанализа вновь пережила муку от резкого разрыва со сво­ей молодой няней, от которой она чуть не умерла в шестилет­нем возрасте.

Геноцид и пережитая несправедливость: рабство, депортация, массовое бегство,

Психологическая энграмма пережитых трудностей

Проблемы, вызываемые геноцидом, очень значимы, и даже тогда, когда речь идет о давних геноцидах — будь то Холокост, армянский геноцид (в результате которого погибли два милли­она человек) или геноцид по отношению к чернокожим во вре­мена рабства и работорговли3. Ответные удары этих народов и современные последствия геноцидов не менее значимы.

Теперь мы видим, какие ответные удары вызвали кресто­вые походы, и то, что пережили арабы в средние века, совре­менные мусульмане воспринимают как геноцид и убиение не­винных. Свидетельством тому является активное пробужде­ние ислама в конце XX века. Амин Маалуф (Крестовые походы глазами арабов, Париж, Латтес, 1983, переизд., «Жэ лю», 1985) объясняет:

«Как отделить прошлое от настоящего, когда речь вдет о борьбе Дамаска против Иерусалима [...]. В мусульманском мире, посто­янно подвергающемся агрессии, эта борьба у некоторых фана­тиков принимает форму опасной навязчивой идеи. Разве мы не видели, как 13 мая 1981 г. турок Мехмет Али Агджа выстрелил в папу, объяснив в письме: «Я решил убить Иоанна Павла II, выс-

3 Проблема остатков рабства еще не снята, как и обида чернокожих на белых, не­смотря на формальное равенство гражданских прав. Это доказывают непрерывные бун­ты еще в 1990-х годах, несмотря на то, что рабство (чернокожих у чернокожих) суще­ствовало в Африке в эпоху торговли рабами и эбеновым деревом (и остаточные явления этого вроде бы еще сохраняются).

шего предводителя крестоносцев». За этим индивидуальным ак­том ясно прослеживается то, что на арабском Востоке Запад по-прежнему воспринимают как естественного врага. [...] Травма еще и сегодня воспринимается как осквернение.4»

Память сохраняется долго

Падение Берлинской стены (10 ноября 1989 года), «глас­ность», падение коммунистического режима в СССР (8 декаб­ря 1991 г.), восстановление России, стран Балтии, Украины, Грузии, Нагорного Карабаха, Азербайджана, Таджикистана и многочисленных республик, которые относительно спокой­но жили при социалистическом режиме (своеобразный Pax Sovietica, возможно, соответствует Pax Romana времен импе­ратора Августа) — все это привело к пробуждению национа­лизма, расовой ненависти и религиозным войнам в постком­мунистической бывшей Югославии (между христианами и мусульманами, между католиками и православными). Дело дошло даже до стремления к «этнической чистоте территории» через истребление, депортацию, а ведь казалось, что после инквизиции и нацистского варварства в Европе такое просто невозможно.

В 1992 г. (когда отмечали юбилей открытия Америки Хрис­тофором Колумбом) испанский король Хуан Карлос попросил прощения у еврейского сообщества за высылку евреев из Ис-

4 Напомним несколько дат. 622 г.: начало мусульманской эры; 638 г.: калиф Омар берет Иерусалим; VII и VIII века: арабская империя от Индии до Пиренеи; 1055 г.: турки господствуют в Багдаде; 1096 г.: Пьер Затворник разбит калифом Нисеи (1-й Крестовый поход 1096-1099); 15 июля 1099 г.: «Франжи» захватывают Иерусалим (арабская история рассказывает, что город был разгромлен, а евреям и мусульманам перерезали горло); за­тем арабы отвоевывают Иерусалим у крестоносцев; 1100 г.: Бодуен провозглашает себя королем Иерусалима; 1115г.: союз мусульманских принцев и сирийских франков про­тив султана; 1148 г.: король Франции Луи VII и император Германии Конрад разбиты при Дамаске; 1187 г.: Саладин вновь завоевывает Иерусалим; 1204 г.: «Франжи» захваты­вают Константинополь и разрушают его; 1218-1221 гг.: стремительное наступление Чин­гисхана (1167-1227) и вторжение франков в Египет; 1244 г.: франки теряют Иерусалим в последний раз; 1248-1250 гг.: 7-й Крестовый поход — вторжение в Египет короля Фран­ции Святого Луи (Луи IX), который будет захвачен, затем выкуплен, возвратится во Фран­цию в 1254 г. и умрет от чумы у стен Туниса 25 августа 1270 г. в начале 8-го Крестового похода.

(Восемь крестовых походов: 1-й - 1096-1099; 2-й - 1147-1149; 3-й - 1189-1192; 4-й - 1202-1204; 5-й — 1217-1219; 6-й - 1228-1229; 7-й — 1248-1254; 8-й - 1270.)

пании5 пятью столетиями раньше (1492 г.). Тогда это произош­ло по просьбе инквизиции и по приказу королей — католиков Фердинанда и Изабеллы. В 1992 г. американский мэр города Салема устроил церемонию искупления, чтобы «исправить» содеянное и осудить принесение в жертву «салемских ведьм» (тот давний приговор будет пересмотрен в 1993 г. Высшим фе­деральным судом). Но в то время как в Европе двенадцать стран готовятся к объединению и расширению согласно Маастрих-стскому соглашению, в бывшей Югославии сербы и хорваты (те и другие христиане) убивают друг друга, а бессильная Евро­па присутствует при попытке геноцида мусульман в Боснии со стороны сербов и хорватских католиков — со стороны сербс­ких православных христиан. Разбужен очень старый антагонизм (1896 г.), возвращаются, как бумеранг, бесчинства пронемецки настроенных усташей в 1941-1942 гг. во время войны. В то же время расовые бунты в Лос-Анджелесе снова показали нена­висть и претензии чернокожих американцев по поводу «неспра­ведливого»6 приговора, явившегося наследием рабства, отсут­ствия ассимиляции и неискупления.

Можно ли забыть, не простив, не попросив прощения и не принимая его?

Убийства президента Джона Кеннеди (22 ноября 1963 г.) и его брата Роберта, чернокожего американского лидера Малколь-ма X. (21 февраля 1965 г.), пастора Мартина Лютера Кинга (4 апреля 1968 г.) доказывают, что это непросто и что решение не может быть только политическим или экономическим. Если мне позволят выдвинуть гипотезу, возможно, такое решение связано со скрытой лояльностью по отношению к семье и куль-

s Согласно Жаку Атали (Jacques Attah, 1492, Pans, 1992), гонение, ссылка, эмигра­ция — все было сконцентрировано в одном злосчастном возгласе «спасайся кто может», в зловещем повороте событий, очень напоминающем уже современное бегство — «boat people». Это был трудный выбор: уехать, бросив все свое имущество, или принять като­личество и остаться в обстановке постоянного подозрения, под неусыпный оком инк­визиции. Но даже при бегстве существовал риск: перехват кораблей пиратами, рабство, убийства, кораблекрушения. Некоторые уехали с Христофором Колумбом в последний день 3 августа 1492 г.                                                                                                    >

' Как следствие оправдания двух белых полицейских, обвиненных в грубом обра­щении с черным автомобилистом в Калифорнии в апреле 1992 г. Фотографии Реджи­нальда Денни, сделанные Бобом Туром во время бунтов в Лос-Анджелесе, были широко растиражированы.

,78

туре, с «большой книгой счетов» — семейных, расовых, куль­турных, а также с появившейся возможностью выразить то, что оставалось невысказанным, непомышляемым, быть услышанным, заставить признать факты, неправоту, попытаться «искупить смерть», перенесенную несправедливость, отторжение, отвер­жение.

Гражданские войны, внутренние братоубийственные войны также переживаются как травмы. Семьи и страны с трудом прихо­дят в себя, например, после войны в Испании (1936 — 1939 гг.), куда изгнанники, высланные и эмигрировавшие (испанцы на­зывают их «вырванными из земли»), не вернулись. Русские эмигранты также не вернулись в 1992 г. (ни эмигранты 1906 г., ни 1917 г.), как и протестанты, уехавшие в Германию или Швей­царию после отзыва Нантского эдикта (1685 г.).

А если французские колонисты и вернулись к себе во Фран­цию, то лишь потому, что к концу войны в Алжире в 1962 г. у них был один выбор: хватать чемоданы или погибнуть.

Эта многовековая ненависть часто поддерживалась препо­даванием национальной истории, местными рассказами и сказ­ками, преподаванием истории религий детям, семейными рас­сказами... и даже священной историей (в старых текстах). Она пробуждается по малейшему поводу — на Ближнем Востоке, между христианами, евреями и мусульманами, а также между индийскими индуистами и пакистанскими мусульманами. Каж­дый раз остаются сотни и даже тысячи убитых, невинных жертв, закрепляя память о мучениках и поддерживая вместе с неким представлением о чести желание отомстить, жажду «кровной мести», «искупления», своего рода вендетты. Это дьявольский замкнутый круг, который Организация Объединенных Наций не в состоянии разрубить или предотвратить. Ведь к этому при­мешивается политика, и многие проблемы возникли из-за уто­пических представлений тех, кто победил в войне 1918 г., из-за незнания проблем, связанных с принадлежностью к своей тер­ритории, религии, культуре, племени, с историческими пере­плетениями и «долгами».

Право территории, право крови, право победителей, прав,о старшинства, право на наследство — вот «справедливые требо-

-79

вания», которые вызывают новые смерти. Трудно нести груз на­следия библейской истории, рассказанной по-разному, груз ге­ноцидов, вторжений, истреблений, крестовых походов, насиль­ственных обращений в другую веру, «этнических чисток» и т. д.

Во второй половине XX века возобновилась массовая де­портация и вновь появились концлагеря для тысяч, даже мил­лионов перемещенных лиц, называемые лагерями «перегруп­пировки» и «приема беженцев», покинувших свои дома из стра­ха или по принуждению.

По чернокожим африканцам оценочные данные таковы: 38 миллионов жертв геноцида среди африканцев, вывезенных в рабство7 между 1490 и 1899 гг.,' 11,7 миллиона вывезли, 13 мил­лионов погибших, кроме того, более 13,8 миллиона проданы в Сахаре (с VIII по XIX век).

Семьи погибших от газовых атак в Первой мировой войне помнят Ипр и 22 апреля 1915 года (тогда немцы впервые пусти­ли газ в окопы). А семьи армян помнят 24 апреля 1915 года (тогда турки совершили геноцид и отрицали его, хотя за несколько дней погибло 2,5 миллиона человек).

И только после террористических актов (например, взрыва бомбы в аэропорту Орли) и других проявлений насилия спустя более полувека после тех событий о них заговорили и призна­ли во все мире, по крайней мере, эти факты признал Междуна­родный суд в Гааге.

Армяне-по-прежнему не имеют страны, как и курды, а чер- нокожие американцы и американские индейцы не хотят доволь­ствоваться «маленьким кусочком» земли, который им уступи­ли белые. Дфрика отнюдь не решила свои проблемы нацио-налвных меньшинств, племенных и расовых конфликтов, ко­торые рискуют привести ее к разрушению. Проблема двух частей Ирландии не решена, как и проблемы Тибета, Косова (1389, 1914,1989); баски продолжают требовать признания своей осо­бой культурной идентичности.

Казалось бы, проблемы так называемых меньшинств реша­ются, но в конце второго тысячелетия они внезапно вновь про-

7 Чернокожий американский романист Алекс Халеу приводит данные исследова­ния своей идентичности и своих корней и поднимается до своего предка, увезенного из Африки в рабство.

явились в кровавом варианте. И на горизонте не видится ника­кого решения.

Может быть, этнологи, или психосоциологи, или специа­листы по геносоциограммам смогут внести свой небольшой вклад в попытки решения проблемы?

Ведь нужно одновременно вспомнить («remember», как ска­зал бы Карл I, поднимаясь на эшафот) и либо простить, либо «перевернуть страницу» и забыть, чтобы смерть и насилие не закреплялись навечно в форме бесконечной вендетты, чтобы не продолжалось вечное страдание. Чтобы потомкам не досаж­дали обременительные для них «призраки», или серьезные фи­зические расстройства (болезни, смерти), или психические рас­стройства, которые без слов помечают подобные события.

Нам довелось работать над геносоциограммами людей, у которых были проблемы со здоровьем, связанные с геноцидом в разных странах и у разных этносов (армяне8, курды, евреи, ирландцы, арабы и т. д.). Нам удавалось погасить физические и психологические следы «очисткой генеалогического древа» се­мьи или группы. Но конечно же речь идет лишь об индивиду­альных решениях, которые не препятствуют поиску других воз­можных подходов. А в дни празднования пятидесятилетия ос­вобождения узников концлагерей и высадки союзников (июль 1944 г.) были услышаны жалобы на ужасные кошмары у малень­ких детей.

* См. клинические примеры, историю Жаклин и армянского геноцида (с. 139) и трансгенерационный травматизм «ветра пушечных ядер» с его кошмарами (с. 202), про­исходящими в дни годовщин у потомков тех, кто был травмирован на войне 50,100,125, 200 лет спустя (а в Косове и 600 лет спустя).

6—1543

МОИ ИССЛЕДОВАНИЯ

ГЕНОСОЦИОГРАММ И СИНДРОМА ГОДОВЩИНЫ

Я начала интересоваться этой темой лет двенадцать тому назад под впечатлением от одного замечания, высказанного моей дочерью. Она сказала мне: «Мама, ты осознаешь, что ты старшая из двух детей (второй ребенок умер), и папа старший из двоих, второй ребенок умер, и я старшая из двоих детей, вто­рой ребенок умер... и с тех пор, как умер дядя Жан-Поль, я в какой-то мере опасалась смерти моего брата...» (Так и случи­лось.)

Я была в шоке. Это правда, и то, что речь шла о несчастных случаях, о дорожных происшествиях, дела не меняло, скорее наоборот.

Тогда я стала перебирать в памяти всех родственников и об­наружила повторяющиеся случаи смертей: моя крестница — «сирота по наследственности». Ее мать уже в юном возрасте была сиротой, и ее дочь тоже. Мой любимый дед тоже рано ос­тался сиротой, будучи старшим ребенком в семье.

Потом я стала вести поиски среди родственников мужа в эль­засских архивах и на юге Франции, среди родни свекрови (она тоже была старшим ребенком в семье, где второй ребенок умер). Я привлекла себе в помощь семейное исследование, которое про­вел «кузен кюре» из Марселя в рамках своей диссертации, а за­тем — архивный поиск, выполненный в Провансе и в Париже настоящим специалистом в области генеалогии. И все для того, чтобы вьюснить генеалогию бабушек и дедушек для моих вну­ков. Каким большим сюрпризом было обнаружить корни в Нор­мандии, возле того места, где родители мужа дочери случайно купили домик, «оказавшись там проездом». Там я нашла корни семьи моей свекрови — фамилии были сходны: сто лет назад обе

семьи носилиодну фамилию, вплоть до последней буквы — со­впадение и случайность конечно же.

Другая причина такой ориентации моих исследований связана с письмом, которое я случайно получила, хотя оно мне не предназначалось. Моя свекровь писала своей лучшей подруге и «по ошибке» (по Фрейду) вложила письмо в кон­верт с моим именем и адресом. Поскольку письмо начина­лось с обращения «Моя дорогая», то я дочитала его до кон­ца, пока не поняла, что оно адресовано не мне. Моя дорогая свекровь писала, что женитьба сына на «чужой» ее удивила и что она чувствовала себя со мной как с «негритянкой с пла­то», поскольку мы очень далеки друг от друга с точки зрения культуры и среды. Меня это удивило, ведь мы обе парижан­ки, обе из семей медиков и преподавателей медицины в уни­верситете. Тогда я поняла, что такое «привнесенная деталь» в традиционной семье, предки которой участвовали в крес­товых походах.

Невестка навсегда остается «привнесенной» (чужой). Это позволило мне заглянуть в устные традиции и неписаные семей­ные правила.

Правда, я в конце концов все же стала «сыном» для моего свекра (в его семье было принято, что женщины не работают, а ъ моей* — работают) — я пошла по его стопам, получила от него «наследство»: тоже стала заниматься психотерапией и по­любила его Эльзас. Но от моей свекрови из Прованса я «пере­няла и приняла» только оливковое масло в салате, по-настоя­щему же меня так никогда и не приняли. Моя дочь (хоть и ро­дилась в Париже) училась в университете Страсбурга, «вернув­шись туда через сто лет»1.

Открытие синдрома годовщины

Другая причина моего обращения в исследованиях к лич­ностному и семейному, к тому, что я как бы случайно назвала

* Две сестры моего дедушки сделали научную карьеру и получили докторскую сте­пень в Политехнической школе Цюриха в 1888 г. Тетя Натали работала химиком в Лабо­ратории своего мужа сначала в Швейцарии, а затем в Париже.

1 После переезда в центр Франции и Париж эльзасских франкофилов накануне немецкой оккупации (потеря Эльзаса — Лотарингии после 1870 г.).

психогенеалогией2 и, главным образом, синдромом годовщины3 — это случай, который я констатировала лет пятнадцать тому на­зад. Тогда я только начинала работать с людьми, больными ра­ком в финальной стадии, по методу Саймонтона так, как я его понимала в 1975 г., пока не появилась его первая книга. Я с удив­лением обнаружила тяжелейший рак у счастливой, цветущей новобрачной (она не переживала очень сильных стрессов) в том же возрасте (в тридцать пять лет), когда умерла от рака ее мать. С тех пор я всегда вела систематический поиск в истории се­мьи, когда занималась больным: нет ли повторяющихся собы­тий или проявлений «неосознанной, скрытой лояльности семье», неосознанной идентификации себя с ключевым, важным чле­ном семьи... И часто находила такие случаи — рак в том же воз­расте, что и у матери, деда, тети по линии матери, крестной, ког­да те умирали от этой болезни или несчастного случая.

2 Чтобы найти более общий и менее «технический» термин, чем «геносоциограм-ма». Недавно я узнала, что термин «психогенеалогия» также используется во Франции другим автором, но в несколько ином контексте и в другой системе прочтения. Алек­сандр Жодоровски (Жодо) является чилийским кинематографистом - режиссером «рус­ского происхождения». Он жил и работал в Мексике (cf. «La Montage sacree» в 1960-х годах), затем в США и Франции (где создал вместе с Аррабалем и Топором сюрреалис­тическую ipynny «Паника»). Им якобы использовалось в 1980-х годах «психоколдов­ство» (в мексиканской версии термина), переименованное затем в «психогенеалогию» (после того, как одна из его учениц прошла стажировку у меня). Он использует в неко­тором смысле интуитивное прочтение семейной генеалогии с помощью карт Таро. До сего дня (1991 — 1993 гг.) он ничего не публиковал (созданная в соавторстве рукопись якобы исчезла из его машины во время отпуска).

Идет ли речь о неудавшемся действии? Больше он не работает (или почти не рабо­тает) в этой области. Я лично с ним не знакома.

Что касается совпадений, то забавно отметить, что я использовала этот термин в те же 1980-е гг. Если мои схемы и статьи по этому поводу были опубликованы, то отпеча­танная рукопись как бы «исчезла» в машине того человека, который ее набирал, вместе с моими записями и набросками, что задержало на два года публикацию моей книги (переписанной несколько иначе — в менее академическом стиле и не со всеми ссылка­ми, но в более доходчивом виде).

Это странное совпадение: исчезновение рукописей одновременно у него и у меня.

3 По упоминанию Руперта Шелдрика в разговоре, Ж. Хилгард из Сан-Франциско примерно в 1953 г. писала о синдроме годовщины; но я не смогла заполучить ее публика­цию в момент написания моего первого текста. Шелдрик, хотя и говорит о присутствии прошлого (1-й Международный симпозиум в Туре 31 октября - 5 ноября 1988 г.), однако не видит никакой связи между своими и моими исследованиями, несмотря на то, что находит их интересными. То же самое относится и к «струнам времени», затронутым Бессарабом Николеску (как если бы приобретаемое одними передавалось другим).

Доктор Жозефина Хилгард недавно скончалась. Именно в момент получения проб­ных оттисков я, наконец, нашла ее статьи, резюме которых даю в приложении.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.