Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Анн Анселин Шутценбергер 4 страница



Проблема усыновления и/или отказа еще более осложняет­ся жизненным опытом принимающей или адаптирующей се­мьи. Суле и Вердье уточняют:

«Патогенная непроговариваемость пагубна не столько тем, что поддерживает в ребенке различного рода неосведомленности, сколько тем, что сквозь нее проходит непреодолимая тревога ро­дителей о том, что они скрывают»9.

Возьмем классический случай. Речь идет о девятнадцати­летнем молодом человеке с отклоняющимся поведением. Он допустил мелкие нарушения, и поэтому потребовалась психи­атрическая экспертиза. Когда мы обратились к истории этого мальчика, то обнаружили, что через несколько месяцев после рождения он был оставлен своей матерью. Он прошел через целый ряд детских домов и стал (во всяком случае, его счита­ют) эпилептиком. Его помещают в спецучреждение для эпи­лептиков, и он испытывает чувство горечи по отношению к своим неизвестным родителям. Помимо всего прочего, этот ребенок происходит из неполной семьи, так как отец скрылся за границей сразу после его рождения.

Молодому человеку совершенно случайно удается найти свою мать, и он начинает испытывать сильное смятение, не зная, как реагировать. Ему хочется продемонстрировать агрес­сивность, но каждый раз, когда он проявляет агрессию по от­ношению к своей матери, полиция призывает его к порядку. Терапевт просит его сделать усилие, чтобы понять то, что про­изошло с его матерью, и спросить ее об этом. Из чувства друж­бы, или уважения, или позитивного переноса по отношению к психиатру он направляется на встречу со своей матерью, чтобы узнать, что произошло и почему она его бросила.

Он узнает, что его мать была очень молода и не замужем, что его отец был мимолетной встречей, он покинул ее, и она должна была работать. Сын ее страдал эпилепсией и тяжелой болезнью почек, и она была вынуждена поместить его в госпи­таль. Так как все это происходило в США, где пребывание в госпитале стоило очень дорого и она не могла его оплачивать, мать была вынуждена покинуть сына для спасения его жизни, чтобы его взяли на содержание другие люди и таким образом он смог получить необходимую заботу. Социальные службы

' Cf. Soule Michel et Verdier Pierre, Le Secret sur les origines, Paris, ESF, 1986, p. 64, ё Lani Martine, A la recherche de la generation perdue, Marseille, Hommes et perspectives, 1990.

вмешались, обнаружив, что эта молодая девушка не могла за­ботиться о тяжело больном ребенке. Узнав это, молодой чело­век был потрясен. Когда он снова встретился с психотерапев­том, то сказал: «Моя мать меня покинула, но это было един­ственным средством выжить нам обоим, и особенно мне. Я на нее больше не сержусь, сейчас она сможет дать мне то, в чем была вынуждена отказать раньше».

И, начиная с этого момента, его поведение изменяется. Он перестает быть агрессивным и требовательным. Он понял, что его оставили не из дурных побуждений, а для его же блага.

Понимание контекста трансформировало смысл и залечи­ло рану.

Контекстуальный и интегративный подход

В терапии важно понимать, на каком уровне можно вме­шиваться и на каком уровне происходят обмены10. Необходим контекст в целом, чтобы реально увидеть связи.

Мне кажется, что анализ в рамках каждой из школ является одновременно значимым, полезным и перспективным, но для того, чтобы робота в целом была эффективной, необходима це­лостная картина семьи: сведения о расширенной семье (дядях и тетях, двоюродных братьях и сестрах и т. д.) и о нескольких ее поколениях, знание родства и происхождения, т. е. необходимо совершить работу полиреферентного плана. Строго системный подход иногда является немного редукционистским и недоста­точным, так же как и индивидуальный или психоаналитический подход. Желательно было бы дополнить их контекстуальным подходом (таким, как, например, подход Бузормени-Надя, как, впрочем, и подход Гоффмана), который включает два предыду­щих и учитывает всех: как присутствующих, так и отсутствую­щих членов семьи. Здесь мы имеем дело с понятием многосто-

10 Согласно Ивану Бузормени-Надю, имеются три уровня:

- уровень чисто интрапсихический: Оно, Я и Сверх-Я и отношения этих трех ин­станций;

- межличностный уровень: например, бессознательные или сознательные лояль­ности по отношению к родственнику, своему отцу или своей матери или супругу;

- уровень межличностный экзистенциальный: иметь или не иметь родителей, иметь или не иметь детей, и т. д.

ронности, т. е. принятием во внимание боковых и вертикальных отношений, которые имеют место в одно и то же время.

В рамках этого подхода мы вновь обращаемся к идеям Мо­рено относительно ролей, комплементарных ролей, ролевых ожиданий, дремлющих и реактивированных ролей, а также соци­ального атома. Таким образом мы выходим на антропологичес­кий подход, настаивающий на витальной значимости семей­ных правил и декодировании этих правил — чаще скрытых, чем явных.

Сделаем маленькое отступление.

Маргарет Мид" рассказывала, что когда она начинала рабо­тать в качестве антрополога на островах Тихого океана, то для нее было проблемой понять цивилизацию, в которой она на­ходилась, и сделать так, чтобы эта цивилизация ее приняла. В противном случае она бы умерла от голода и холода или ее, ско­рее всего, съели или растерзали животные или люди. Было не­обходимо (хотя и очень тяжело) изучить разговорный язык и декодировать, понять провозглашаемые и скрытые правила об­щества, которые в корне отличаются друг от друга на различ­ных островах Тихого океана. Они изменяются от одного остро­ва к другому и в любом случае очень далеки от принятых в США. Таким образом, ей было необходимо воспринимать, угадывать, декодировать, изучать правила взаимодействия, чтобы быть принятой и выжить.

Когда мы начинаем работать с семьей или с отдельным чело­веком с учетом контекста его семьи, будь то психологическая или психиатрическая проблема, проблема здоровья или экзистенци­альная проблема, в рамках этого подхода важно понять, какие негласные правила существуют в данной семье, в данной среде.

Семейные правила

Процитируем несколько правил12, наиболее часто встречаю­щихся в семьях.

11 Cf. Une Education en Nouvelle-GuinOe, Paris, Payot, 1973.

12 Cm. Emmanuel Todd (L'Invention de 1'Europe, Paris, Le Seuil, 1990) о скрытых пра­вилах в семьях Франции и Западной Европы и их архаическом происхождении, также как об их географическом традиционном распределении и о том, что управляет семей­ным жилищем и его разделом.

Существуют семьи, жизнь в которых основывается на пра­вилах комплементарности: в них есть заботящиеся и те, о ком заботятся. Таким образом, есть люди, которые заботятся о дру­гих, и есть больные люди. Как в семье Чарльза Дарвина, где все получали удовольствие от такого типа отношений, в которых был заботящийся и тот, кто получает заботу семьи и близких (см. сноску 9 на стр. 38).

Существуют семьи, где правилом является приложение всех сил для того, чтобы сын получил образование, и приоритет от­дается не самому старшему среди детей, а первому сыну, т. е. его делают старшим. Это значит, что если сын является вторым или третьим ребенком в бедной семье или семье, имеющей долги в связи со смертью отца, старшая дочь начинает работать в ран­нем возрасте, для того чтобы помочь брату продолжать учебу. Существуют семьи, где старшая дочь работает секретарем (без бакалавриата), вторая является работником социальной сферы (бакалавриат + 2 года учебы), а третий ребенок, сын, работает врачом (бакалавриат + 7 лет учебы). Можно задать себе вопрос, почему дочери и мать работали, чтобы «поставить на ноги сына», и как они с этим живут потом?

Но встречаются и семьи, где, наоборот, существует равен­ство между детьми.

Существуют и такие семьи, в которых один сын, женив­шись, остается жить со своими родителями и получает ферму, а второй уходит (и становится военным, священником или мо­ряком) , а также другие семьи, где дети, уже имеющие собствен­ную семью, продолжают жить под одной крышей (это хорошо проанализировал Эммануэль Тодц). Есть и семьи, где дети по­кидают насиженное место практически со дня совершенно­летия.

Существуют семьи, где несколько поколений живут вмес­те под одной крышей, и такие, где за старшим ребенком оста­ется дом, замок или ферма, а другие дети покидают семью.

Существуют и такие семьи, где «делают старшего», кото­рый берет в свои руки семейные дела (ферму, завод, виноград­ник и т. д.). Таким старшим делают иногда второго или третьего ребенка.

У меня был клиент, только что переживший тяжелую авто­мобильную катастрофу. Это был именно такой «сделанный стар^ ший», которому не удавалось понять, почему он, а не его стар­ший брат унаследовал традиционное имя старшего. В этой бре­тонской семье вот уже 300 лет старшего сына нарекали именем Ив-Мари. Однако в данном случае настоящего старшего сына звали, например, Жаком, а второго Ив-Мари. Именно на вто­ром и держалась вся семья. Ему было очень трудно играть эту роль, в частности, ему не удавалось жениться. У него были дети, но он не был женат. Он не мог понять, почему должен играть роль «сфабрикованного старшего» и каким образом делать это. Просто таково было семейное правило. Ив-Мари воспользо­вался аварией своей машины и очень тяжелыми травмами, что­бы заново обдумать ситуацию, поговорить об этом, наконец, с семьей, раскрыть тайны и начать новую жизнь, но теперь уже свою собственную, а не ложного старшего — носителя роли.

Прорабатывая семейные правила с помощью геносоциог-раммы, важно видеть, каковы эти правила и кто их разрабаты­вает. Это может быть дедушка, бабушка или сестра бабушки, которые устанавливают закон или же озвучивают закон и пере­дают его. Иногда в семьях есть дети, которым не удается же­ниться (выйти замуж) до смерти своей матери или отца.

«. Когда мы начинаем хорошо понимать правила такой семьи, то попытки терапевта помочь ей достичь наименьшей дисфунк­ции в отношениях и наилучшего равновесия между «долгами» и «заслугами» каждого из ее членов становятся успешными. То есть мы пытаемся восстановить ситуацию, для того чтобы никто не чувствовал себя обделенным в распределении обязанностей, в раз­деле имущества, в «разделе» воспоминаний (и вещей-воспоми­наний), в разделе доходов, полученного сейчас или в будущем образования, то есть в разделе ресурсов будущего.

Все это непросто понять, когда мы расшифровываем семью.

Чтобы лучше понять последующие объяснения, я пригла­шаю читателя построить собственную геносоциограмму, свое ге­неалогическое древо (по памяти), дополненное главными со­бытиями жизни, чтобы обозреть функционирование своей се­мьи и имплицитно — себя самого.

Быть лояльным членом группы

Выстраивая свою психогенеалогию, вы убедитесь, что зна­чит для вас «быть лояльным членом данной группы» и, в част­ности, своей семьи, так как каждый из нас вынужден интерна-лизировать дух, надежды, запросы, ожидания своей группы и использовать целый комплекс специфических установок, по­зволяющих быть в согласии с внутренними или интернализо-ванными приказаниями. Если выполнять эти обязательства не удается, то возникает чувство вины. Это чувство вины состав­ляет вторичную систему силового регулирования — своего рода отрицательную обратную связь по отношению к нелояльному поведению."

Бузормени-Надь говорит об этом очень ясно (и я это про­верила сама): «выработка» лояльности детерминирована исто­рией семьи и типом справедливости, которой эта семья придер­живается, а также семейными мифами. Лояльность находит ре­зонанс и присутствует в каждом из членов семьи, с одной сто­роны, в виде обязанностей, учитывая их положение и роль, и, с другой ртороны, в виде чувств по отношению к долгам и заслу­гам, своему личному стилю и своей манере соответствовать все­му этому.

Необходимо напомнить, что каждая культура, каждая нация, каждая религиозная и профессиональная группа, так же как'и семьи, имеют свои собственные мифы, по отношению к кото­рым люди являются лояльными или нелояльными.

Напомним, что еще не так давно в течение40 лет лояльность по отношению к коммунистической партии (КП) и Советско­му Союзу была распространена среди большого числа левых интеллектуалов. Для французов это было часто обусловлено событиями Второй мировой войны и связями, возникшими в подполье во время Сопротивления (после 1942 г»), а также ува­жением к русским, погибшим в Ленинграде и Сталинграде. После событий Венгрии (1956) и Праги (1968) ситуация начала меняться, и многие интеллектуалы и политические активисты с трудом могли принять и интегрировать информацию, а также избавиться от этой привязанности и лояльности. Дело не в том, что их заставляли. Просто это было чем-то идущим изнутри,

опирающимся на фундаментальную лояльность (уважение к умершим, «благодарность за заслуги по разгрому неприятеля», идеализацией и невозможностью сократить когнитивный дис­сонанс между противоречивыми информацией и поведением). Эта фундаментальная лояльность состоит во внутреннем стрем­лении сохранить саму группу или саму семью (кровную, при­нявшую, выбранную, политическую) или историю семьи.

Я уже упоминала о парентификации.

Мне хотелось бы привести пример, который является со­циальным феноменом: в вашем окружении, конечно, есть оди­нокие очаровательные девушки, которые посвящают себя сво­ей старой матери и не создают семью13 до тех пор, пока эта ста­рая мама не умрет.

И опять же, после того, как поворот бьщ сделан, необходи­ма встреча, почти что чудо, как в прекрасной детской книжке «Эти дамы в зеленых шляпах» Жермена Акремана.

Я рассматриваю это как тяжелые психопатологические по­следствия лояльности по отношению к семье; они прослежива­ются, как я уже объясняла, в явлении парентификации, когда ребенок вынужден стать «родителем своих родителей», причем в очень юном возрасте.

Контекст и классовый невроз. Провал в школьной учебе

Наш подход является одновременно контекстуальным, пси­хоаналитическим, трансгенерационным и этологическим. Каж­дая из этих наук важна, а их вклады являются трехмерными (тело-пространство-время) и комплементарными в личностном и семейном планах. Вместе они напоминают «острие швейной иглы» (Лакан), пронизывающей сознательное, бессознательное И со-сознательное, которые мы по-прежнему помещаем в рам­ку как личностного, семейного, так и социоэкономического контекста.

Внутрипсихические отношения (Я, Оно, Сверх-Я согласно классической психоаналитической теории) являются фунда-

13 До их освобождения через смерть матери, а затем и внешнее вмешательство.

ментальными, но в трансгенерационном подходе нельзя'опус­кать внутренний аспект межличностного уровня (невидимые лояльности по отношению к родителю или супругу). Синдром годовщины нуждается в проработке, так же как и культурно-этнические связи. В то же время нельзя забывать о последстви­ях, которые вызывают проявления лояльности в семье в реаль­ной жизни, то есть экзистенциальный аспект межличностного уровня.

, Ко всему этому необходимо добавить социально-экономичес­кий аспект лояльности семье {классовый невроз), блестяще про­анализированный Винсентом Де Гольжаком14. Он показывает, насколько трудно хорошему сыну или хорошей дочери превзой­ти, например, образовательный уровень своего отца. С ним (ней) может произойти, например, несчастный случай по до­роге на экзамен, или неожиданная болезнь, или что-то «вне­запно выпадет из памяти» и придется сдать чистый лист бума­ги, даже если он (она) были блестящими учениками, в числе первых в классе. В действительности и социальное, и интел­лектуальное продвижение чревато риском создать бессознатель­ную дистанцию или разрыв между ними и их семьей. У них не будет больше одинаковых привычек, вкусов, одинаковых ма­нер поведения за столом, одного вкуса в выборе мебели, одеж­ды, одинаковых книг (или вообще будет отсутствовать привычка читать книги), норм, одних потребностей и желаний, одних и тех же видов досуга... Они не будут больше жить в одних и тех же кварталах, ходить в гости к одним и тем же людям, и у них будет различный финансовый уровень. Поскольку хорошо из­вестно, что при этом появляется риск возникновения проблем и страданий, удаления одних от других и чувства неверности по отношению к родителям, бабушкам и дедушкам и социально­му классу, сын или дочь бессознательно, через ошибочное дей­ствие, «отказываются» преодолевать этот барьер, который не смогли преодолеть их отец или родственники. Совершая это, они бессознательно повинуются двойному посланию (double bind) своего отца (или своей матери): «Делай как я, но пуще всего не делай как я»; «Я делаю все для тебя и твоего успеха, я

14 La Nevrose de classe, Paris, Hommes & groupes, 1987,

этого хочу... я боюсь, что ты меня превзойдешь и бросишь нас или уедешь».

Таким образом, сын или дочь забудут завести будильник на­кануне экзамена или принести свои документы, придут с опоз­данием, с ними случится несчастье по дороге, болезнь или опе­рация.... Или отцу приспичит накануне выпускного экзамена забрать сына из школы, чтобы усадить его за работу, и произой­дет это именно в этот день и ни в коем случае не в следующий.

Часто становится заметным, что такое ошибочное действие случается именно на решающем этапе обучения (во время эк­заменов на аттестат зрелости, поступления в университет, за­щиты диплома, государственных экзаменов, защиты диссерта­ции) или в момент вхождения в активную профессиональную жизнь (например, накануне конкурса на занятие вакансии го­сударственного служащего).

Чтобы завершить эту главу, я напомню, что верность пред­кам, ставшая бессознательной или невидимой (невидимая ло­яльность) правит нами. Важно сделать ее видимой, осознать, понять то, что нас заставляет, что нами руководит, и в случае необходимости поместить эту лояльность в новые рамки, что­бы обрести свободу жить своей жизнью.

Родители съели зеленый виноград, а у детей появилась ос­комина на зубах — так написано в Библии.

СКЙЕП И ПРИЗРАК

В 1978 г. два психоаналитика, принадлежащих к классичес­кому фрейдовскому направлению, парижане венгерского про­исхождения Николя Абрахам и Мария Терек, взяв за основу свои клинические исследования, опубликовали сборник ста­тей «Скорлупа и ядро»1, в котором впервые ввели понятия «скле­па» и «призрака». Они работали с больными, которые говори­ли, что совершают тот или иной поступок, не понимая причи­ны. А их семьи подкрепляли эти утверждения, объясняя, что те действовали так, «как если бы это был кто-то другой». Абрахам и Терек выдвинули гипотезу о том, что все происходит так, будто существует активный призрак, который говорит за людей (свое­го рода чревовещатель) й даже действует за них.

Этот призрак — вероятнее всего, некто, как бы вышедший из «плохо закрытой» могилы предка, если того постигла смерть, которую трудно принять, либо с ним произошло что-то постыд­ное, или же семья из-за него оказалась в трудной ситуации. Что-то было не так, произошло что-то «темное», подозрительное, «неприемлемое» для менталитета того времени. Например, это могло быть убийство, смерть при невыясненных обстоятель­ствах, туберкулез, «постыдная» болезнь (сифилис), пребывание в спецучреждении, в психиатрической клинике или в тюрьме, банкротство, адюльтер, инцест. Речь шла о том, чтобы забыть что-то или кого-то, кто был опозорен или опозорил семью, сты­дившуюся того, что произошло, и потому об этом предпочита­ли не говорить.

Все происходило так, будто какой-то член семьи охранял молчание об этом невысказанном событии, которое считалось семейной тайной. Этот человек становился единственным хра­нителем этой тайны — он как бы хранил ее в своем сердце, в своем теле, в своеобразном «склепе» внутри себя, а этот при-

1 L'Ecorce etle noyau, Paris, Aubier-Flammarion, 1978.

зрак время от времени оттуда выбирался2 и действовал через одно или два поколения.

Исходя из понятия инкорпорирования3, Абрахам и Терек выд­вигают предположение, что имело место внедрение внутрь себя (en soi) запрещенного объекта, компенсируя тем^амым неудав­шуюся интроекцию4, что создает как бы «имажинальную связь»5. Но вернемся к определениям понятий «призрак» (при­видение), «склеп», «дуальное единство», данным Николя Аб­рахамом и Марией Терек:

«Призрак — это некое образование бессознательного; его осо­бенность состоит в том, что оно никогда не было осознанным [...] и является результатом передачи из бессознательного ро­дителя в бессознательное ребенка, механизм которой пока не­ясен». («Скорлупа и ядро», op. cit., с. 429). [...] «Призрак — это работа в бессознательном с тайной другого, в наличии кото­рой нельзя признаться (инцест, преступление, внебрачный ре­бенок)» (ibid., с. 391).

«Навязчиво преследуют не усопшие, а те пробелы, которые ос­таются в нас из-за тайн других» (ibid., с. 427). «Его проявле­ние, его преследование — это возвращение призрака в стран­ных словах и поступках, в симптомах» (ibid., с. 429). «Так про­является и прячется [...] то, что покоится как «живая - мерт­вая» наука тайны другого» (ibid., с. 449) (см. примечание в при­ложении).

2 Разумеется, если «призрак выходит» из склепа одного из членов семьи после не­совершенного траура, то это означает, что этот сын или внук не метаболизировал этот несовершенный траур по чему-то или кому-то; он не метаболизировал и не интроеци-ровал этот траур, что могло бы создать в некотором роде связь между поколениями. Еврейская кабалистическая традиция «Диббук» (призрак).

3 Инкорпорация — процесс, посредством которого субъект более или менее фанта­зийным способом поглощает и хранит объект внутри своего тела (Лапланш и Понта-лис). В инкорпорации субъект доставляет себе удовольствие, заставляя объект прони­кать в себя, разрушая таким образом этот объект и ассимилируя его качества (канниба­лизм).

4 Субъект переносит неким фантазийным способом извне вовнутрь объекты и при­сущие этим объектам качества.., Это явление близко к инкорпорации... Оно не обяза­тельно предполагает соотнесение с границей тела,.. Оно находится в тесной связи с иден­тификацией (Лапланш и Понталис).

5 Имажинальный (Imaginal) — терминология Генри Корбена; чтобы соотнести 9 понятием shi'ite, с имажинативным (образным) восприятием (не воображаемым (imaginaire), не реальным, а именно имажинальным (imaginal), mundus imaginalis, cf. Cahiers internes du symbolisme, n 6, p. 196.)- Это в некотором роде интуиция мира Другого.

5—1543

Переход, скорее всего, происходит через дуальное единство «мать — дитя».

Непризнаваемая, неуловимая тайна

Это тайна, которую нельзя раскрыть, часто постыдная и име­ющая отношение к родственнику: проигрыш, несправедливость. Такой невыразимый словами траур «размещают» внутри себя, в «потайной усыпальнице», в «склепе». Этот тайный «призрак» (который обволакивает тайну другого) может передаваться от бессознательного родителя к бессознательному ребенка, из по­коления в поколение.

Все происходит так, как если бы некоторые плохо захо­роненные мертвецы не могли оставаться в своих могилах, приподнимали плиты и перемещались, прятались в этот «склеп», который носит в себе — в своем сердце и в своем теле — кто-то из членов семьи, откуда они выходят, для того чтобы их признавали, не забывали о них и о происшедшем событии.

Подобный пример подала церковь в своем ежегодном упо­минании о Страстях Господних с процессиями, а иногда и те­атрализованными представлениями перед собором; евреи и му­сульмане помнят об исторических моментах как о нацио­нальных светских праздниках. Но до появления трансгенера­ционной терапии не изучалось влияние такого рода памяти на народы-мученики, жертвы геноцида, убиенных и целые семьи.

Терапевт, работающий в рамках трансгенерационного ме­тода, помогает клиенту идентифицировать свой «склеп», осво­бодить призрак, дав ему имя, а носитель призрака сможет, та­ким образом, прекратить свою идентификацию, отделиться от «призрака» предка... и уйти с миром.

Один из самых потрясающих случаев — это случай с Артю-ром Рембо.

Ален Мижола6 считает, что «анормальное» поведение Ар-тюра Рембо, когда он перестал писать стихи и уехал в Аф­рику, а затем, исколесив все, вернулся во Францию, чтобы

' Us Vtsiteurs tlu Moi, Paris, Les Belles Lettres, 1981.

умереть там от рака колена, было вызвано тем, что его пре­следовал дух отца. Можно было бы сказать, что Артюр Рем­бо заблуждался по поводу своей идентичности, он путал свой родной город с родным городом своего деда (Доль). Он говорил, что скрывается от военной полиции, считал себя дезертиром из 47-го пехотного полка, а на самом деле никогда в армии не служил, но его отец служил именно в 47-м полку.

Давайте рассмотрим историю семьи Рембо. Артюра поки­нул его отец, когда ему было шесть лет, а деда, который родился в городе Доль (поэт заявлял, что он сам якобы там родился), оставил его отец тоже в шестилетнем возрасте. Можно было бы говорить о семейном повторении в том же возрасте и о «двой-ной годовщине» («синдроме годовщины»), следствии «неопла­ченных счетов».

Призрак, кажется, продолжает делать свое дело молча и тай­но. Он проявляется в непонятных словах, в невысказанном, в молчании, в «провалах» в реальной действительности, в пробе­лах, оставшихся внутри себя из-за тайн другого.

Рассмотрим воображаемый пример.

Предположим, что я — мсье Артур Дюпон и я знаю, что моя мать была незаконнорожденным ребенком. Я стыжусь этого факта. Я знаю, что моя мать родилась вне брака и воспитыва­лась в деревне в Изере. Если я не хочу говорить об этом с мои; ми детьми, то никогда не стану упоминать ни о матери, ни об Изере, ни об Альпах. О горах я скажу, что терпеть не могу аль­пинизм, а люблю только плавание и море ... и увезу всю семью на Средиземное море.

Тайна, невысказанное — это как масляное пятно, в нем есть темные, все расширяющиеся области.

«Оккультные» слова, по мнению Абрахама и Терек, ведут себя как невидимые эльфы — они стараются через бессозна­тельное разрушить когерентность психики.

Источники повторений не осознаются и даже не рациона­лизируются. Все гораздо серьезнее: семейные тайны, пополня­емые энергией либидо, судьбоносным образом определяют вы­бор профессии, времяпрепровождения, увлечений.

Охотник за бабочками

Николя Абрахам (1978) рассказывает историю об одном па­циенте, который совершенно ничего не знал о прошлом своего деда. Этот господин был геологом-любителем. Каждое воскре­сенье он отправлялся искать камни, собирал их, раскалывал. Кроме того, он охотился за бабочками, ловил их и умерщвлял в банке с цианидом. Что может быть банальнее! Однако этот че­ловек чувствовал себя очень некомфортно и старался найти способ справиться со своим состоянием. Он лечился у несколь­ких врачей, в том числе у психоаналитика, но без особого успе­ха. Ему было неуютно в жизни. Тогда он обратился к Николя Абрахаму, которому пришло в голову провести исследование его семьи, поднявшись на несколько поколений выше. И тут он узнает, что у пациента был дед (отец матери), о котором никто не рассказывал! Это было тайной. Терапевт посоветовал кли­енту навестить родню своего деда. Тот выясняет, что дед совер­шал поступки, в которых невозможно признаться, - его подо­зревали в том, что он ограбил банк и, возможно, сделал еще что-то похуже. Его отправили в африканский батальон, в каме­ноломни, а затем казнили в газовой камере. И внук об этом ничего не знал. А чем занимался в выходные дни наш пациент? Он как геолог-любитель отбивал камни и, охотясь на крупных бабочек, умерщвлял их в банке с цианидом. Символический круг замыкается, он выражает тайну (принадлежащую его ма­тери), тайну, неизвестную ему самому.

В некоторых случаях способы проводить время, которые яв­ляются производными от семейных тайн, удивительно нагру­жены смыслом. Одного лишь психоанализа или индивидуаль­ной психотерапии, связанной только с символическим про­шлым и его травмами в индивидуальной жизни, здесь недоста­точно.

«Трансгенерационный анализ» заставляет индивида охо­титься за семейными тайнами, вести поиск своей полной гене­алогии, своей истории.

Когда раскрываются тайны, делаются пророческие откры­тия, то пропадают некоторые аффекты, связанные с тяжелым

прошлым, негативными повторяющимися ситуациями и трав­мами.

В свете трансгенерационной теории человек, страдающий от «призрака, который выходит из склепа», страдает от «семей­ной генеалогической болезни», неосознанной лояльности семье, от последствий невысказанного, которое стало тайной.

Абрахам и Терек, как психоаналитики, видят в этом «обра­зование динамического бессознательного, которое появилось не из-за вытеснения личной истории единичным субъектом, но вследствие прямой эмпатии к истории рода, осознанной и отвергаемой родительским (парентальным) субъектом» [может быть, это болезненное наложение друг на друга времен и поко­лений, как мы бы сказали].

Очевидно, что некоторые из нас носят в себе «склепы», или могилы, где они как бы закопали плохо захороненных покой­ников, «плохо умерших» — похороненных с такими тайнами, о которых невозможно рассказать потомкам, либо преждевремен­но умерших (ставших жертвами убийства, геноцида).

Странное поведение (его психосоматическое выражение), болезнь или бред часто сопутствуют этому призраку, и тайна, заживо похороненная в бессознательном предков, «выводит на сцену» волнение в его словесных или поведенческих проявле­ниях.

Но остается непроясненным вопрос о том, как переписы­ваются и передаются семейные тайны в повседневной жизни, если о них не говорят.

В клинике констатируют трансгенерационную передачу се­рьезных травм, о которых не говорили или же по поводу кото­рых не объявляли траур, в том числе травм военных времен (от­равленные газами, утонувшие, пострадавшие от пыток, изна­силований), что наносит раны родственникам или боевым то­варищам.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.