Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Анн Анселин Шутценбергер 3 страница



\ 10 Для более углубленного знакомства с понятием «обида» можно прочитать: Simonton, Simonton & Creighton (1978), Guerirenvers et centre tout, Paris: EPI, 1982, et Anne AncelinSchutzenberger, Vouhirguerir, Toulouse, Eres; Paris La Meridienne, 1985;Epi/LaMendienne, 1993; D.D.B., 19%. См. также «справедливость», «давать и получать» и счета семейные Ивана Бузормени-Надя (cf. Хайреман).

Трансгенерационный страх. Травматизм «ветра пушечных ядер»

Хирурги* императора Наполеона во время ужасного отступ­ления из России (1812) отмечали травматический шок у солдат, которые, едва разминувшись со смертью, чувствовали дунове­ние ветра пушечного ядра, убившего или искалечившего нахо­дящегося рядом друга или собрата по оружию. Одни в такой ситуации теряли память (как полковник Шабер). Другие пуга­лись и холодели до глубины души. Оказалось, что волна шока, задевшая их самих, передалась и некоторым их потомкам** — иногда в определенные периоды жизни они холодеют до кос­тей или испытывают недомогания, тревогу, спазмы в горле, кош­мары (происходит своего рода «наложение» друг на друга по­колений и временных эпох, «time collapse»).

«Это несправедливо...». Пережитая несправедливость, «настоящая справедливость»

«Это несправедливо» — так звучит не только крик души детей, но и тех, кто стал жертвой несчастья (неудачи в жизни, болезни, несчастного случая, злокачественного образования, запутывания в пуповине при родах, землетрясения, пожара, бури, прорыва пло­тины, загрязнения пляжа, вандализма на спортивном матче, глу­пой праздничной импровизации, изнасилования или сексуального домогательства, юрывного устройства террористов или искателей справедливости, неточности при стрельбе, судебной ошибки, за­тяжной забастовки...). На это мы списываем все непрощенные (кем?) невзгоды и безвозвратные потери.

Клинический опыт свидетельствует о драматических послед­ствиях для жертв и их потомков, поэтому полицейские Новой

* Деженетт Ларрей Перси в цит. Луи Крока (1999) по поводу синдрома «ветра пу­шечного ядра», обозначающего острые состояния стопорящего оцепенения, вызванные-исключительно испугом.

*• С некоторых пор (главным образом с 1992-1994 гг.) наблюдаются поднимающи­еся из глубин памяти контрудары, обусловленные патологическим или несовершенным потомками трауром по мертвым, непогребенным или бесследно исчезнувшим, но давно ожидаемым (см. приложение на с. 202).

Зеландии и Австралии начали распространять в западных стра­нах (Северной Америке и Скандинавии) обычай Маори, назы­ваемый подлинной справедливостью (Real justice). Эта практи­ка вытекает из констатации того факта, что и полиция, и пра­восудие ищут виновных и иногда их наказывают, но ничего не предпринимается для того, чтобы помочь жертве справиться с уроном, потерянными годами, страданиями, чувством неспра* веддивости, более невыносимым, чем финансовый ущерб.

Пассивная агрессивность

Однако чувство несправедливости может также вызывать специфические формы поведения «несчастной жертвы», выра­жающиеся в пассивной агрессивности, которая может быть очень эффективной как в семье, так и сфере политики. В качестве примера можно упомянуть стонущую мать: «Пойди в кино, мой дорогой, не утруждай себя заменой лампочки в плафоне — я побуду и в темноте», а также голодные забастовки, победное непротивление злу насилием Ганди.    ч

ПСИХОСОМАТИКА/СОМАТОПСИХИКА

«Body mind connection»

Отношения между состоянием разума и телом были извест­ны с давних времен, а затем забыты научной медициной. Но сейчас возобновляются их уяснение и углубление.

О психосоматике — некоторых аспектах плохрго самочув­ствия или болезни — начали говорить около сорока лет назад под влиянием психоанализа. Дальнейшее развитие эти иссле­дования получили в 1975 — 1980 гг.

В США проводится все больше и больше исследований, по­священных связи между психикой и телом («body mind connection») в рамках психонейроиммунологии — новой междис­циплинарной науки, появившейся в 1980 г.

Исследования в области психонейроиммунологии основы­ваются на открытии многочисленных (более сотни) новых нейрорецепторов, их влияния на лейкоциты и иммунную си­стему. Само функционирование иммунной системы доказы­вает, что состояния души людей, которые могут быть веселы­ми или печальными, испытывать чувства вины или обиды, возможно, оказывают влияние на число клеток Т и на иммун­ную систему. Материалы первых исследований были собра­ны в коллективной книге, выпущенной Робертом Адером в 1981 г.1, а наиболее свежие по инициативе Нормана Кузена обсуждались на международной конференции по психоней­роиммунологии в Тутциге (июнь 1990 г., Германия), органи­зованной немецким Обществом канцерологии, в которой я принимала участие.

1 Psychoneuroimmunology, New York, Academic Press, 1981,2-е id completee, 1991.

Трансгенерационные связи. «Бухгалтерия долгов и заслуг». Пережитая несправедливость

Исходя из своей практики в области трансгенерационных явлений, я пришла к заключению, что введенные Бузормени-Надем понятия невидимой лояльности и справедливости, учета долгов и заслуг позволяют по-новому взглянуть на позиции пси­хиатрии, психотерапии, психоанализа, холистической медици­ны, интегративной медицины, психосоматики. Если человек становится действительно взрослым, если его личность приоб­ретает некоторую свободу, то он становится свободным и в сво­ем поведении, а это предполагает подвижность ролей и обязан­ностей в межличностных отношениях. Поэтому структуры се­мьи не остаются неизменными: оплачивая старые счета, мы обнаруживаем то, что должно считаться справедливостью в си­стеме этой семьи, ибо каждый ее член вписывается в новое рав­новесие кредита и долга. Все психологические события в обла­сти отношений структурированы двойной мотивацией: «явной поведенческой структурой» и «скрытой обязывающей структу­рой». Следовательно, отношения должны быть представлены как бы связанными с двумя системами учета — системой яв­ных мотиваций, детерминированных властью, и системой иерархии обязанностей.

Рассмотрим случай 17-летней девушки, которая влюблена, встречается с молодым человеком и намеревается выйти за него замуж. Должна ли она и свободна ли она выйти замуж, иметь детей и отдать своим детям то, что получила от своих родите­лей, или же, например, должна в случае смерти своей старшей сестры, у которой остались дети, выйти замуж за вдовца и рас­тить оставшихся без матери детей сестры, потому что они с се­строй были сиротами и она многим обязана своей умершей се­стре (потому что «у нас всегда так делается»)?

Таким образом, существуют различные системы учета, зави­сящие от культуры и от семьи. Какой же из них мы отдадим предпочтение? В жизни часто приходится наблюдать, как вновь избранная «жертва», или козел отпущения, или больной (боль-

ной по воле других и/или человек, который сам выбирает бо­лезнь) приходят на смену ушедшим, чтобы решать проблему семьи.

Терапевтическое усилие по отношению к семье, индивиду или организму будет заключаться в восстановлении справедли­вости и устранении ущерба, понесенного козлом отпущения (или «жертвой»), но этого недостаточно, потому что экс-козел от­пущения снова окажется зажатым силами системы или систе­мой семьи, которая и увековечила статус козла отпущения. С точки зрения Бузормени-Надя, в терапевтическую стратегию следовало бы включить степень виновности, связанной с влас­тью, то есть использовать чувство вины тех, кто воспользовал­ся ситуацией (несправедливо).

Пережитая в семьях несправедливость часто является след­ствием банального факта: один из членов семьи получил в на­следство огромный дом, завод, драгоценности, столовое сереб­ро, семейные портреты, красивый ковер, «буфет тети Адель» или что-нибудь значимое в ущерб другим. И тогда как получивший, так и пострадавший вспоминают об этом и напоминают своим детям, часто в нескольких поколениях2. _

Нельзя вторгаться в семью без знания того, что является «собственно лояльностью в этой семье». «Понятие ткани ло­яльности предполагает существование как структуры ожида­ния, которой придерживаются все члены системы, так и рефе­рентной рамки, доверия, заслуг, обязательств и действия», — считает Бузормени-Надь, а уже потом включаются такие пси­хологические функции, как способность чувствовать и знать.

Старшая дочь часто испытывает чувство несправедливос­ти по отношению к своему младшему брату, которого в се­мье рассматривают как старшего, так как он является стар­шим сыном.

2 С точки зрения отдельных требований ислам возвращается почти на тысячу лет назад, аж к эпохе крестовых походов, Армения — к 1915 г., сербы и хорваты в Югославии — к сражению на Косовом поле (28 июня 1389 г.) и у Сараева (28 июня 1914 г.), к звер­ствам пронемецких усташей против сербов, когда они провозглашали независимость Хорватии в 1941 г., и к напряженностям турецкой оккупации. Спустя 70 лет народы СССР разделяются на Россию, Эстонию, Украину, и т. д., и борьба между этносами - «межпле­менная» борьба, согласно Алену Минку, - борьба культур, религий возобновляется с «изощренным травматизмом» (согласно В. Волкан).

Лояльность по отношению к семье шире простого понятия поведения, уважающего законы, порядок и семейные традиции. Если воспользоваться термином Морено, речь идет о «ролевом ожидании».

Индивид находится под влиянием предписывающих указаний одновременно со стороны внешних ожиданий и интериоризирован-ных обязанностей, которые могут совпадать или отличаться. Важ­но напомнить, что Бузормени-Надь является психоаналитиком, и соотносить эти понятия с Фрейдом (и с функцией Супер-Эго).

В каком-то смысле обязанности — это Супер-Эго в нас, а если воспользоваться терминологией Эрика Берна3, то это Родитель (отец или мать) в нас.

Но все мы не располагаем столь видимым и столь ясным чувством долга:

«Составляющая морального обязательства (лояльности) связана прежде всего с пробуждением чувства долга, справедливости и праведности у верных членов семьи. Невыполнение своих обя­зательств - это путь к чувству вины, которое составляет вторич­ные системные силы регулирования. Гомеостаз системы зависит, таким образом, от регулирующего входного воздействия в виде вины» (Бузормени-Надь).

Можно было бы сопоставить этот «раздрай» и двойное пред­писание из теории когнитивного диссонанса Леона Фестинге-ра4: когда вещи диссонируют или рассогласовываются друг с другом, возникает потребность сделать их созвучными, исходя из стремления к внутренней гармонии. Эта потребность инди­видуальна. Реализуется она путем бессознательного ухода от сообщений, восприятий и чувств, связанных с одним из эле­ментов, чтобы благоприятствовать тому, что связано с другим в рамках принятого решения, дабы не стоять перед драматичес­ким выбором и «сокращать диссонанс».

Некоторые люди более или менее терпимы к диссонансу. Иные лукавят и лгут окружающим (или себе) легче, чем другие,

3 Создатель трансактного анализа, базовыми понятиями которого являются три эго-состояния (Ребенок, Взрослый, Родитель), трансакции, «игры» и «сценарии». (Des Jeuxetdeshommes, Paris, Stock, 1966).

*A Theory of Cognitive Dissonance, New York, Evanston, Row, Peterson, 1957.

и их не беспокоит, когда правая рука не знает, что делает левая. Есть люди искренние, но им не все ясно в отношении самих себя и своих чувств; другие же люди лукавят и лгут, даже не осозна­вая этого, то есть сокращают диссонанс, сокращая восприятие. Или же они в такой степени терпимы к диссонансу, что не от­дают себе отчета в том, что их поступки не согласованы или несовместимы. Некоторые терапевты даже говорят о «О лож­ном «Я», неосознании себя (своей глубинной сути).

Разные члены семьи имеют переменные величины порогов чувства вины — и терпимости к диссонансу.

Система лояльности регулируется не только исключитель­но виной. Согласно Бузормени-Надю, структурирование лояль­ности определяется историей семейной группы, ее внутренней справедливостью, семейными мифами, диапазоном обяза­тельств каждого индивида и уровнем его заслуг в системе.

Известно, что иногда выигрывающие и проигрывающие по-разному видят заслуги и долги по отношению к своей собствен­ной системе.

Как можно направлять или «использрвать» лояльность по отношению к семье? Члены группы могут действовать через внешнее принуждение, через признание интереса быть членом данной семейной группы, через сознательно признанные чув­ства и обязательства, а также через неосознанную обязанность принадлежать этой семейной группе. Внешнее принуждение может быть заметным для наблюдателя, социолога, терапевта, а осознанные обязательства могут сообщаться членами группы друг другу. Однако о бессознательных обязательствах группы можно говорить только на уровне логических выводов, исходя из сложных косвенных показателей и, главным образом, толь­ко после длительного анализа взаимоотношениии в семье на определенном временном отрезке.

В итоге лояльность в семье будет зависеть от позиции каж­дого индивида по отношению к понятию справедливости сре­ди своих, что, в свою очередь, составляет часть семейных «сче­тов», включая и заслуги.

Чтобы понять функции группы, важно знать, кто, с кем и каким образом связан лояльностью, а также то, какой смысл каж-

дый придает лояльности. Этот смысл у разных членов группы может быть различным.

Каждый ведет субъективный учет того, что он дал и получил в прошлом и в настоящем, и того, что он даст и получит в буду­щем:

«То, что было инвестировано в систему свободным личным уча­стием, и то, что было получено в виде поддержки, отказов или эксплуататорского использования других, остается записан­ным на невидимых счетах обязанностей и заслуг» (Бузорме-ни-Надь).

Это говорит о том, что иногда очень трудно выявить, кто и сколько получает и отдает в семье. Речь идет об отношениях между родителями и детьми, братьями и сестрами, двоюродны­ми братьями и сестрами, бабушками и дедушками и другими родственниками, то есть о расширенной семье.

Некоторые долги являются слишком тяжелыми (такие, как вендетта, потерянная честь, воспоминания о геноциде и мас­совых убийствах).

Клодин Вег (1979) описывает случай с молодым человеком по имени Робер из семьи депортированных. Его спас кюре на одной из ферм в Дордони во время войны, впоследствии дочь Робера вновь взвалит на себя тяготы судьбы, уехав в Израиль. В этом смысле пример показателен (см. с. 73, раздел «Дети де­портированных») .

«Зубастые подарки»

Многие отцы или авторитарные матери удерживают при себе сыновей или дочерей, говоря: «Я столько жертвовал(а) со­бой ради тебя, поэтому ты у меня в долгу». К сожалению, неко­торые молодые люди включаются в эту игру и не «обособляют­ся» от семьи (согласно выражению Мюррея Боуэна), не уста­навливают дистанцию между собой и своей семьей. Они не ста­новятся взрослыми, потому что чувствуют себя связанными обязанностями, которые в действительности близки тому, что в Африке называют подарками с зубами.

Эти «подарки» могут быть предметами ритуальных обменов, такими, как потлак (potlach). Есть люди, которые делают по­дарки другим или устраивают пиры в надежде на взаимность. Подарок делается «просто так», но из вежливости мы должны ответить тем же5. И то, что было бесплатным действием, веле­нием сердца, становится обязанностью^

Вот несколько примеров. Если люди приглашают вас обедать, то, как правило, вы их также затем приглашаете отобедать — тако­ва негласная, социальная условность. Значит, если вы не хотите или не можете принять этих людей (нет квартиры, например, или не позволяет социальный статус: вы студент, художник или при­езжий), то у вас есть несколько вариантов выбора. Или вы не иде­те на обед, или идете, но приносите подарок, стоимость которого соответствует угощению, или приносите символический подарок — букет цветов или коробку шоколада. Таким образом вы освобож­даете себя от этого обязательства. Но если вы освобождаетесь слишком быстро и слишком просто, то в глазах представителей некоторых этнических групп становитесь «неблагодарной свинь­ей». Если вы любезно пригласите кого-то ради собственного удо­вольствия или чтобы ему(ей) оказать услугу и этот человек прихо­дит к вам с дорогам подарком, который вам не нравится или про­сто не нужен, то вы, скорее всего, будете испытывать затрудне­ние, потому что это сводит на нет ваш добрый жест или потому что гость превзошел свои финансовые возможности или норму.

Существуют социальные или семейные системы, результа­том деятельности которых является удержание людей в зави­симости путем «оплаты» таких подарков (например, образова­ния), от которых они могут освободиться только посредством «вечной» 'признательности за оказанные услуги.

Иногда, между родителями и детьми из-за этого складывает­ся драматическая ситуация. Например, сын бедной вдовы, кото-

5 Отметим варианты подарка с зубами в виде подарка и ответного подарка, а также так называемого potlach — обычая делать ответные подарки, праздники и банкеты в не­которых регионах. Он заключается в том, что на большой банкет, большое празднество необходимо обязательно ответить другим большим банкетом. В Отдельных регионах Ме­ланезии это ведет к полному обнищанию населения, потому что, если изначально кто-то выставил, скажем, пять быков и тридцать коз для первой трапезы, то другой выстав­ляет уже, скажем, десять быков и шестьдесят коз и т. д., а после этого есть становится больше нечего. Благодаря этому обычаю богатства региона тают.

рая всю жизнь выкладывалась, чтобы поставить его на ноги и оплачивать его учебу, чувствует себя обязанным всегда оставать­ся рядом со своей матерью и не осмеливается ни жениться, ни даже гулять с друзьями своего возраста, пока она жива. И так всю свою жизнь. Либо он ставит крест на себе и жертвует своей жизнью, либо устраивает ее позднее, после кончины матери.

Таким образом, «семейная бухгалтерия» имеет разные формы.

Это может быть манипулятивное использование подарков, что иногда наблюдается у родителей молодых, даже очень мо­лодых спортсменов, или виртуозов (вундеркиндов), или при­зеров конкурсов красоты.

Возьмем, к примеру, ситуацию, которая наблюдается у ма­терей шизофреников и у авторитарных матерей. Верно, они вырастили своих детей ценой огромных усилий, но никто не просил их жертвовать собой так, как они жертвовали. По сути, требование возвращать родителям то, что они дали, является как бы навязанной парентификацией (то есть превращением детей в родителей своих родителей). В то время как необходи­мо одновременно и окружить своих родителей любовью, и са­мому, в свою очередь, становиться родителем, продолжая выс­траивать цепочку: быть ребенком, возвращающим свои долги и «отдающим» своим собственным детям, а не своей матери или отцу непосредственно то, что было дано ему (ей).

По этому поводу Франсуаза Дольто в работе «Дело детей» (1985) пишет:

«Каждый ребенок вынужден выносить обстановку, в которой он растет, а также нести груз патогенных последствий, доставшихся в наследство от патологического прошлого своей матери и свое­го отца».

«Он является носителем этого долга, полученного еще в свой пре-натальный период симбиоза, а затем и постнатальных зависи­мостей {долгов], которые его структурировали».

Аналитическая терапия психотических лиц показывает, что они бессознательно выражают то, что происходило в жизни их матери, а потом уже выражают то, что произошло в их собствен­ной жизни:

-1543

«Аналитическая работа должна проводиться с упреждением, что­бы долг, с которым удалось расквитаться родителям, но который оставил в них след, не стал грузом для их ребенка. [...] И если это сделал не родитель, то это будет его ребенок, его правнук, но от­данный долг должен найти выражение по родственной линии, потому что это символическое испытание» (1985, р. 4?1).

Понятие долга лояльности тесно связано с понятием «деле­гирование», разработанным X. Страйерлин.

Система учета в семьях очень сложна. Это не просто схема «дающий — дающий». Часто в социальных и профессиональ­ных отношениях возникает чувство горечи — чувство, что тебя используют. Иногда это чувство возникает, когда отсутствует определенная взаимность.

В нашу задачу не входит рассмотрение проблемы инцес­та6 , хотя он часто встречается между отцом и дочерью, де­душкой и внучкой, дядей и племянницей, иногда между бра­том и сестрой и реже — между матерью и сыном (в психиат­рической клинике мы сталкивались с такими ситуациями, наиболее серьезными, разрушающими личность). Инцест -очень часто повторяющееся явление в семьях. Некоторые подарки иногда в такой степени обязывают или настолько неприятны, что Жак Лакан был вынужден говорить о священ­ном долге неблагодарности.

Имеется в виду не то, что следует «возвращать» именно тем людям, которые вам дали что-то. Иногда надо отдавать другим: кто-то был «любезным» по отношению к вам, вы «любезны» по отношению к другим, менее сильным или более обделенным, и вы «возвращаете» то доброе, что вам сделали, но не обяза­тельно тем же людям.                            ,

Эту систему обмена подарками трудно выявить, часто она является полностью бессознательной и не воспринимается на сознательном уровне. Иногда она основана на желании, мани-пулятивна, но... это уже другая история.

6 Один из режиссеров фильма «Дракула» Френсис Форд Коппола заявил в 1992 г., что вампир для него является символизацией тревоги детей, подвергшихся инцесту, способом говорить о ночных страхах, о посещениях или о контактах во время сна — этом смешении удовольствия, отвращения и чего-то смертельного, что уничтожает жизнь.

«Гроссбух» святого Николая

На востоке Франции еще несколько лет назад дети, стоя на коленях на лестничных ступеньках, ожидали прихода злого мужика с розгами и святого Николая, чтобы всем было возда­но по справедливости— послушание вознаграждено, дурные поступки наказаны. Иногда это не проходит безболезненно (еще совсем недавно [в 1991 г.] я занималась травмами на день свя­того Николая — болезнями, возникающими с детского возрас­та, которые обострялись без видимых причин и именно в ка­нун 6 декабря).

Месяц декабрь специфичен и часто бывает отмечен чем-то необычным, и всегда — высоким травматизмом. Именно на этот месяц приходится праздник святого Николая* (иногда он праз­днуется с большим размахом» чем Рождество), само Рбждество, а следовательно, и праздничный ужин — это период дружеско­го общения или одиночества. Этот период зимнего солнцесто­яния близок к периоду христианского поста (и дети в календа­ре отрывают один листок за другим), еврейскому празднику Ха-нука, празднику Санта Люсиа (13 декабря7) в Скандинавских странах, воспроизводящих (продолжающих) языческие «праз­дники света».

Возвращаясь к «гроссбуху семейных счетов», описанному Иваном Бузормени-Надем, отметим, что члены семьи должны проявлять лояльность символическим принципам и дефини­циям семейной группы.

* На каторге в Гвиане в течение ряда лет существовал своего рода «отец-лиходей», который «набавлял сроки» й приговаривал к гильотине по списку, датированному 6 де­кабря... И вот 50, а то и 80 лет спустя, день в день проведения казни возникают непред­виденные последствия для детей, которые наносят себе кровавую рану.

7 Напомним, что относительно недавнее усовершенствование юлианского кален­даря, учитывающего лунные фазы, передвинуло 13 декабря на 25 декабря (Рождество), но праздник света остался 13 декабря. Напомним также, что наш современный запад­ный календарь происходит от римского календаря, реформированного в 46 г. Юлием Цезарем (юлианский календарь), затем в 1582 г. Григорием XIII (григорианский кален­дарь), с наверстыванием 10 дней, чтобы избежать «астрономического сдвига» в 10 дней, а в XIX веке - уже в 12 дней: прежняя дата 13 декабря соответствовала бы, таким обра­зом,125 декабря сегодняшнего календаря. Это «наверстывание» произошло в XX веке в Европе в фиксированные даты, которые могли отличаться в зависимости от страны. Например, СССР ввел этот новый календарь в 1917 г. Скандинавские страны сохранили праздник Санта Люсия (первоначально — праздник света) 13 декабря; примерно в Это же время присуждаются Нобелевские премии (10 декабря).

Эта лояльность приводит иногда к «хитросплетениям* и не­разрешимым или трудно решаемым проблемам в браках — глав­ным образом между лицами различного происхождения.

Когда люди состоят в браке, они имеют обязанности (от­личающиеся от лояльностей) по отношению к своей роди­тельской семье, а также по отношению к родительской семье супруга.

Мы все происходим из «смешанных пар»

Имея дело с попытками интеграции в виде межрасовых («браки-домино») или межрелигиозных браков, а также браков типа «эмиграция-иммиграция», мы попадаем в сложную сис­тему, в которой представители второго и, главным образом, тре­тьего поколения часто не знают, в чем состоит их лояльность по отношению к семье, как им вести себя, где их место и како­ва их идентичность.

Это заметно, в частности, во Франции в семьях, состоящих из трех поколений выходцев с мусульманского Востока, с их сдержанными родителями, испытывающими ностальгию, и максимально «офранцузенными» детьми и их детьми, возвра­щающимися к своим (изначальным) корням и требующими признания их права на различие.

Если вы принадлежите к межрелигиозной, межрасовой, межэтнической, межкультурной семье или вышли из нее, то на чем основывается ваша лояльность? На первоначальной куль­туре? На культуре принимающей страны или региона? На род­ном языке? А религия: прежняя? Интегристская? Модернизо­ванная? На западный лад? А кухня? А одежда?

Проблема становится не менее сложной и для мигранта внутри страны — скажем, для баска, бретонца.

А что сказать о социально-экономических различиях (со­циальных классах с разными привычками)? Винсент де Голь-жак даже констатировал, что попытка «выйти за черту» или под­няться по социальной лестнице может привести к провалу {классовому неврозу).

В любом случае проблема существует всегда или почти всегда.

У всех нас есть материнские и отцовские линии родства. Мы -все происходим из «смешанных пар». Редко бывает так, чтобы наши родители были двоюродными родственниками, происхо­дящими также от двоюродных родственников. Таким образом, у всех нас по отцовской и материнской линиям имеются отли­чающиеся семейные истории, семейные обязанности, семей­ные мифы, образы жизни или кулинарные пристрастия. Ситу­ация усложняется, когда существуют различия религиозные, на­циональные, культурные, политические, этнические и расовые или даже кулинарные. «У нас» принято пить чай или кофе, пиво или вино; жарить на сливочном или подсолнечном масле; при­нимать гостей у себя дома или в кафе и т. д.

Члены семьи должны, таким образом, быть лояльными принципам и символическим дефинициям изначальной группы.

Индивид и семья

Используя в своей практической работе с больными неко­торые концептуальные инструменты Бузормени-Надя, я при­шла к выводу, что потенциал изменения, связанный с внутри­семейными отношениями, является куда-более детерминиру­ющим, чем потенциал индивидуального излечения. Он куда более детерминирующий, чем все то, что могло бы происхо­дить в диадическом отношении, в индивидуальной психотера­пии: в отношениях врач — больной, психиатр — больной, пси­хоаналитик — клиент. Чтобы изменить поведение или состоя­ние здоровья больного, необходимо определить его верования и целенаправленно мобилизовать связи, соединяющие его с се­тью семейных отношений в целом (верованиями). Так посту­пают, если хотят запустить процесс изменения в семье.

Франсуа Тоскель8 — французский психиатр испанского про­исхождения, который когда-то руководил психиатрическим госпиталем Сент-Альбан в Лозере и медико-педагогическим институтом, установил, что, когда он вылечивал психотичес­кого ребенка и возвращал его в семью, то через шесть месяцев

' Cf. Oury Jean, Guattari Felix, Vigneux Maurice, Pratique de VinsHtutionnel et politique, 1985, ё *Le vecu de la fin du monde dans lafolie», Ass. rech ens. form. prat. psy. [et Francois Tosquelle, собственное выступление, 1968.]

или через год семья направляла к нему на лечение другого за­болевшего ребенка.

Если мы лечим индивида, не обращаясь к семье в целом, если мы не поняли, что существуют трансгенерационные по­вторения, значит, мы ничего значимого не сделали в терапии. В лучшем случае мы можем получить только временное облег­чение. Такое видение ситуации ставит под сомнение все дости­жения психотерапии: классической и новой, включая самые известные, самые серьезные, самые уважаемые подходы и даже, если хотите, индивидуальный психоанализ.

Отмечается, что для того, чтобы люди изменились по-на­стоящему и на длительный период, необходимо, чтобы их се­мейная, социальная и профессиональная система позволила измениться, чтобы изменились верования.

На развитие человека, на его здоровье, на его болезнь и ее по­вторение большое влияние оказывает наше видение семьи, обще­ства и семейного равновесия.

Синхронная карта семейных событий

Чтобы видеть и понимать то, что происходит с клиентом, не­обходимо составить синхронную карту семейных событий, т. е. видеть то, что происходит в одно и то же время у разных членов семьи, а не только у одного индивида. Видеть «го синхронно, здесь и сейчас, и в то же время видеть, каким он был прежде и в другом месте, в истории и семье, т. е. провести синхронное и ди­ахроническое наблюдение нескольких поколений.

Самый простой способ — построить генеалогическое дре­во, дополненное важными фактами и значимыми связями, — генограмму или геносоциограмму.

Например, дети, которые были покинуты родителями или переданы на усыновление, хотели бы как-то возместить урон, который был им нанесен, так как они понесли эмоциональные потери, пережили отвержение, «отказ».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.