Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Анн Анселин Шутценбергер 2 страница



Если сновидение, согласно высказыванию Фрейда, было «королевским путем к бессознательному», то взаимодействия семьи шизофреника, отснятые на пленку и изученные в замед­ленном режиме, по мнению Фромм-Райхманн, помогут деко­дировать внутренний мир семей, стили и способы вербальной и невербальной коммуникации.

К 1956 г. в Стенфордском университете и в Пало Альто (Калифорния) вслед за Фридой Фромм-Райхманн другие ис­следователи из окружения Грегори Бейтсона2, Джея Хейли3,

1 Доктор Фрида Фромм-Райхманн работала с Дж. Л. Морено и выпустила вместе с ним книгу «Progress in Psychotherapy», 1956, N. Y, Grime & Straton. Это «доктор Фрайд» в автобиографическом романе Ханны 1рин (Наяпа Green, I Never Promised You a Rose Garden, Holt, Rinehart, 'Winston, New York, 1964), переизданный под ее настоящим именем Джо­анны Гринберг (Signet book, New American Library, N. Y.). Роман, а затем и фильм вос­производят случай терапии одной больной, на которую навесили-ярлык шизофренич­ки. Фрида Фромм-Райхманн провела один год (1955-1956) в Стенфорде в Center for Advanced Study на отделении The Behavioral Sciences, а также долго работала в знамени­той психиатрической психоаналитической клинике Chestnut Lodge и в сотрудничестве с Гарри Стоком ралливаном и при супервизорстве Джозефины Хилгард. Она также'пред-ложила в 19S6 г. антропологам и психиатрам снимать семьи шизофреников в их взаимо­действии.

1 Perceval le fou, Autobiographie d'un schizophrene. - Paris, Payot, 1976.

3 Tacticiens du pouvoir: Jesus-Christ, lepsychanalyste, le schizophrene et quelques autres-Paris,ESF,1987.

Джона Уикленда, Дона Джексона, а затем Пола Вацлавика4 и известного семейного терапевта Вирджинии Сатир5 нача­ли проводить исследования в этом направлении. Можно даже сказать, что благодаря счастливому стечению обстоятельств люди такого высокого уровня и столь разных направлений собрались вместе в Пало Альто, чтобы сопоставить различ­ные точки зрения. Именно так образовалась группа Пало Альто.

Группа Пало Альто

Так называемая группа Пало Альто содержательно связана с гипотезой «двойной связи», «двойного принуждения» (double bind) — серьезным нарушением общения в семье, когда выска­зываются более чем противоречивые послания. Они структу­рируются таким образом, что на словах утверждается что-ни­будь одно, а иным способом, скажем .с помощью языка тела, утверждается другое. Таким образом, два утверждения взаимо­исключаются или блокируются. Это так называемая «двойная связь» — «двойное послание с двойным принуждением». По­этому, если послание является приказанием, то чтобы подчи­ниться, ему не следует подчиняться.

Кроме того, запрещено говорить о том, что приказание за­путанно, противоречиво и «обязательно».

Человек, попавший в положение «двойного принуждения», рискует, таким образом, оказаться наказанным (или почувство­вать себя виноватым), когда воспринимает вещи «правильно», и прослыть в семье «злым» или «безумным» («больным по воле других») за то, что показал имеющееся несоответствие (диссо­нанс) между тем, что он видит (воспринимает), и тем, что он «должен был бы» видеть или испытывать.

Классическая семейная терапия, пришедшая от группы Пало Альто, в своем теоретическом подходе опирается на идеи «сис­темы» и «гомеостаза», то есть равновесия, и «правил семьи». Такие практики из Института исследования психики, как Вац-лавик, а также Витакер и Непье уже говорят о «призраке», ко-

4 Une Logique de la communication. — Paris, Le Seuil, 1972.

5 Therapie de couple et de la famille, Paris, Epi, 1983.

торый во время лечения пациента6 появляется из его прошло­го, о системной семейной терапии, а спустя 20-30 лет они ис­пользуют генограмму.

Стратегическая системная терапия

Рассмотрим течение семейной межгенерационной терапии*.

Представители теоретической школы, называемой страте­гической системной терапией, используют парадокс, то, что его провоцирует, «больного по воле других» и его семью. Они счи­тают, что реальная проблема больного известна ему самому и его семье. Базовый принцип этих специалистов заключается в том, что каждый может определить свою собственную реаль­ность. Разрешение трудных жизненных ситуаций, связанных со здоровьем как физическим, так и психическим, становится сущностной проблемой. Вмешательство терапевта направлено на переопределение реальности, но более функциональным спосо­бом. Выражаясь языком Гоффмана7, можно сказать, что надо суметь увидеть, воспринять, поместить событие в иную перс­пективу, в иную рамку, в другой контекст, то есть осуществить рефрейминг.

Структурная семейная терапия

Структурная, семейная терапия — другая отрасль системной терапии — ставит задачу изменить привычки выстраивания от­ношений в семье, отношений, ставших стереотипными. Имен­но в Филадельфии в Детской консультативной клинике в бли­жайшем окружении С. Минухина «системщики» создали свою школу и широко использовали свои техники, главным обра­зом, в детской терапии. Важно отметить, что речь идет о подхо-

* Семейная межгенерационная терапия с Мюрреем Боуэном, Иваном Бузормени-Надем, Маурисио Андолси, Хельмом Стаерлином (Гейдельберг), которые развивают понятие «делегирования», например, «долга, который передают от одного поколения другому, как горячую картофелину».

♦ См. «Le Fantdme de Grand-mere», Napier A., WMtaker C, he Creusetfamilial, Paris, Laffont, 1980.

7 Asiley. utudesur la condition sociale desmalades mentaux, Paris, Minuit, 1968, La Miseen scum de la vie quotidienne, Paris, Minuit, 1973.

де, основывающемся на принципе «здесь и теперь». Мюррей Боуэн, известный благодаря введенному им понятию «совокуп­ного семейного «Я»8 (masse de moi famililal) и благодаря своим техникам превращения трехсторонних конфликтов (триангу­ляции) в конфликты двоих (диады), поднимает проблему пере­дачи тревоги от одного поколения к другому, если триангуля­ция не разорвана.

В интервью 1991 г. журналу «Тайм» по поводу своей-поста­новки пьесы Стривдберга «Мадемуазель Жюли» в Королевском драматическом театре Стокгольма Ингмар Бергман сказал: «В этой пьесе говорится о трех психических ранах мадемуазель Жюли... В этом мире есть люди, которые решили взять на себя вину других, и она принадлежит к их числу». Бесспорно, что в основу этой пьесы, также, как и в других произведениях Стрин-дберга, положен автобиографический материал и говорится о тревоге сына служанки и повторяющихся семейных драмах в жизни самого автора. Это как туника Несса, которая прилипа­ет к телу того, кто накапливает тревогу предков.

Семейная психоаналитическая терапия

Однако нас больше всего интересует направление семейной терапии, которое, основываясь на психоанализе, пытается рас­пространить его понятия и аналитические инструменты на се­мью, рассматриваемую как серию диад (Натан.Аккерман, Иван Бузормени-Надь и во Франции Николя Абрахам и Мария Те­рек9 ). Н. Аккерман1 ° использует в своей практике дуальные бе­седы, чтобы помочь семье осознать неверные идеи и особенно «остаточные явления» прошлого.

8 Понятие связано со шкалой дифференциации «Я» (soi) вне «сплавленной», нерас-члененной массы семейного Эго, где на самом верху находятся лица со структуриро­ванным и дифференцированным «Я» (soi), а в самом низу — лица, которые живут под влиянием этого Эго и не могут дистанцироваться от прожитого.

' А потом и А. Эгер, А* Руффио, Е. Гранжон, П.-С. Ракамье, Д. Анзье, Г. Дершерф, С. Тисрон, И. Пюрже.

10 Напомним, что Натан Аккерман работал в психодраме с Дж. Л. Морено, кото­рый с 1930 г. лечил пары и семьи с помощью психодрамы и групповой психотерапии.

НЕВИДИМЫЕ ЛОЯЛЬНОСТИ

К терапевтам филадельфийской школы, которая внесла свой вклад в развитие трансгенерационного подхода, относят пси­хоаналитика венгерского происхождения Ивана Бузормени-Надя1. Для Ивана Бузормени-Надя отношения являются гораз­до более значимой связью, чем трансгенерационные модели коммуникации (и именно эта концепция четко отличает его от школы Пало Альто2). Отношения должны учитывать дух зако­на правоты и справедливости внутри семьи. Через эти отноше­ния предки завещают нам жизнь, их жизнь, которую мы и пе­редаем дальше, своим потомкам. И. Бузормени-Надь3 побуж­дал клиентов долго рассказывать о своей жизни, потому чтр для него целью и одновременно силой терапевтического вмеша­тельства было восстановление этики трансгенерационных от­ношений.

Меня поражает то, что все терапевты — создатели трансге­нерационного подхода происходят из Восточной и Централь­ной Европы, хотя проблематика отношений к «родителям ро­дителей», то есть связи с предками, пронизывает тем или иным образом рефлексию и терапевтическую практику, начиная с Фрейда. (Может быть, этим мы обязаны наследию эмиграции и двойной культуре?) Может быть, это является лишним дока­зательством укорененности каждого в своей «культуре», в сво­их «корнях» — сознательного или, скорее, бессознательного.

1 См. Диссертацию Магды Хайреман (Magda Heireman: Du C6te de chez soi: la therapie contextuelle d'lvan Boszormenyi-Nagy, Paris, ESF, 1989).

1 Школа Пало Альто (1956) объединила в Калифорнии около Стенфорда вокруг английского антрополога Грегори Бейтсона (бывшего мужа и коллеги Маргарет Мид) первых исследователей, использовавших изображение, фотографии, фильмы, видео, чтобы наблюдать за взаимодействиями семей в их контексте, за разговорным языком и невербальным общением, и почувствовавших «двойную связь» в семьях шизофреников. Их группа основала Институт психических исследований, где в настоящее время в чис­ле прочих работают Пол Вацлавик, Диана и Луи Эверстайн.

3 Я не являюсь ученицей Ивана Бузормени-Надя, которого я не (или еще не) встре­чала (за кратким исключением в 1994 г.).

В странах Востока и Центральной Европы, как в России, так и вокруг Средиземного моря, семья представляет собой очень сильный «социальный атом», гнездо, спаянный клан, «матрицу», исходя из которой индивиды выстраивают себя, находят свою идентичность.

Для меня это очевидно, тем более что я выросла в Париже, с ранних лет воспитывалась в государственной французской школе и университете (лицей Мольера и Сорбоцна), меня уба­юкивала (в Париже) славянскими сказками моя русская праба­бушка Елена, но образование я получила в США (в Мичиганс­ком университете: Анн Арбор, Исследовательский центр груп­повой динамики). Далее был Морено, также выходец из Евро­пы (которая передала ему по наследству созидательное воображение и открытость иному, незаурядному). Я чувствую, что стала тем, кто я есть, именно благодаря моим множествен­ным корням, которые пронизывают несколько культур, язы­ков и традиций*. Это созидающая тишина (как во время ана­литического сеанса, где все и происходит). Я бы даже пошла дальше, сказав, что Франсуаза Дольто-Маретт — одна из моих аналитиков, была столь неординарным терапевтом, может быть, потому, что ее муж Борис разделил с нею эту славянскую ха­ризму, излучаемую всем его существом, всем телом. Харизму, которая была завещана предками (среди очень далеких пред­ков была женщина индейского происхождения, которой, по ее словам, она обязана своей интуицией).

Концепция Ивана Бузормени-Надя

После краткого личного экскурса мне бы хотелось проана­лизировать понятие лояльность4, одно из ключевых в концеп-

* Наш дом был сожжен немцами в воскресенье S июня 1944 г. в Лозере, так как в нем пряталось оружие для партизан. Я не была на них в обиде, так как в моих глазах это была «настоящая война». Вместе с другими я потеряла вое, включая документы, записные книги с адресами, ежедневниками... Как же я была удивлена, когда у меня украли мою сумку со всем содержимым 5 июня 2000 г. (неожиданный синдром го­довщины). Мы об этом никогда не говорили, чтобы не усугублять ненависть. Фран­суаза Дольто говорила: «Все, что замалчивается в первом поколении, второе носит в своем теле».

4 Ввиду того, что это не университетская диссертация, а также чтобы облегчить чте­ние и не утяжелять текст, мы не будем систематически указывать страницы всех ссылок.

ции Бузормени-Надя5, которое отсылает нас к двум уровням понимания. Уровню системному, то есть к социальной систе­ме, и уровню индивидуальному, то есть психологическому. Ло­яльность предполагает социальное единство, которое зависит от лояльности группы, лояльности ее членов и от помыслов, мотивации каждого члена группы как индивида. Отсюда выте­кают понятия справедливости и семейной справедливости* Ког­да справедливость не соблюдается, это проявляется в неверии, эксплуатации одних членов семьи другими (иногда в бегстве, реванше, мести), даже в болезни или в повторяющихся несчас­тных случаях.

И наоборот, когда справедливость соблюдается, существуют привязанность, взаимное уважение членов семьи, «семейнще сче­та» ведутся аккуратно. Можно говорить о «балансе семейных сче­тов» и «семейном гроссбухе», где видны кредит и дебет, долги, обя­занности, заслуги. В противном же случае мы имеем ряд про­блем, повторяющихся из поколения в поколение.

Парентификация

Еще одним фундаментальным понятием в концепции Бу­зормени-Надя является парентификация. Парентификация — это инверсия заслуг и долгов, их неверное понимание. Наи­более значимый «долг лояльности семье» — это долг каждого ребенка по отношению к своим родителям за любовь, тепло> заботы, усталость и то особое отношение, которые были по­лучены после его рождения до того момента, когда он стал взрослым. Способ расплатиться за свои долги является транс­генерационным, то есть то, что мы получили от наших роди­телей, мы отдаем своим детям. Это не мешает платить долги1 и нашим родителям. Когда они становятся старыми, мы начи­наем по-особому относиться к ним, выполняя долг, помогаем им прожить последние годы и перейти от жизни к смерти.

Парентификация — это переворачивание ценностей, то есть ситуация, в которой дети, даже малолетние, становятся роди­телями собственных родителей.                                  ■ .

5 Invisible Loyalties: Reciprocity in Intergenerational Family Therapy, New Yoik, Harper & Row, 1973.

Возьмем классический пример. Всегда найдется несколько семей и, главным образом, семей со скромным достатком или выходцев из сельской местности, где старшая дочь исполняет роль матери. Мать, измученная слишком частыми родами, бы­вает действительно больна или заявляет о себе как о больной, принимая заботу, помощь и поддержку своей дочери, которая никогда не выходит замуж. Она никогда не устраивает свою жизнь, потому что заботится о своей старой больной матери или своих старых больных родителях. Это нездоровое искаже­ние отношений, заслуг и долгов: именно Qro назвали паренти-фикацией. Ребенок, который должен стать родителем в очень раннем возрасте (например, уже в 5 лет), оказывать поддержку своей матери, заниматься своими родителями и своей семьей, теряет важное равновесие в отношениях. Обнаруживается это нарушение равновесия путем анализа места и роли детей в се­мейной системе.

Понять трансгенерационные связи, «книгу заслуг и долгов» достаточно трудно, это вовсе не объективное понятие, каждая семья по-своему определяет лояльность и справедливость.

Чтобы разобраться, следовало бы провести трансгенераци­онное или лонгитюдное исследование семьи, распространяю­щееся по крайней мере на три, а предпочтительнее на пять по­колений, и на месте определить функционирование систем. Для этого необходимо учитывать ретроспективную информацию, то есть воспоминания живущих об умерших, информацию ныне здравствующих людей о своей семье и о том, что движет ее чле­нами, даже если они не осознают того, что они знают, и что проявляется в сказанном и несказанном, в сознательном и бес­сознательном пласте того, что было передано им семьей.

Семейный миф или сага о семье

Здесь мы соприкасаемся с областью семейного мифа, прояс­нить которую можно только тогда, когда станет понятной вся система — совокупность взаимозависимых единиц. Для Бузор-мени-Надя индивид является биологической и психологичес­кой целостностью, а я добавлю — и психосоциальной, реакции

которой детерминированы как индивидуальной психологией, так и правилами семейной системы. В семейной системе психи­ческие функции одного члена семьи обусловливают психичес­кие функции другого ее члена; происходит постоянное взаим­ное регулирование, а правила функционирования семейной си­стемы бывают как явными, так и неявными, но главным обра­зом неявными. Причем члены семьи не осознают этого.

«В нашей семье так принято» — то есть основные правила су­ществуют как бы сами по себе и считается, что они не требуют объяснения.

Семейный миф выявляется через паттерн6 функциониро­вания: некоторые люди действуют в жизни согласно паттернам, которые я посчитала бы «нездоровыми» (я не знаю как иначе расценивать измену, вендетту, убийство, здоровую или нездо-ррвую защиту «чести семьи»). Такие ритуалы образуют сово­купность, некоторую целостность, гештальт7 отношений, бес­сознательно структурированный и вовлекающий всех членов семьи. Каждый из этих ритуалов способствует «уравновешива­нию семейных счетов», когда позиция или «эксплуататорская установка» может быть, а может и не быть уравновешена «уста­новкой на щедрость». Временами мы эксплуатируем свою се­мью и свое положение. Ребенок «эксплуатирует» свою семью, потому что приходится его обеспечивать, кормить, давать кров и т. д., и в то же время он дает любовь или нечто иное. Суще­ствует баланс — равновесие между тем, что получено, и тем, что отдано, в противном же случае появляются симптомы различ­ной степени тяжести.

Моральное наследство столь же значимо, как и наследство профессиональное или экономическое. Винсент де Гольжак говорит даже о «семейном капитале».

Каждая семья оценивает и учитывает вклады индивидов на «семейные счета». Эта оценка определяет масштаб заслуг, льгот, обязанностей и ответственности, которые учтены и вписаны в

6 Паттерн - структурированная модель, выкройка, чертеж (французские психо­логи сознательно не переводят этот термин с американского).

7 Тештальт—восприятие совокупности, целого, контрастной формы на фоне (тер­мин сознательно не переводится с немецкого языка психологами в рамках гештальт-теории).

3—1543

историю семьи, реально прожитую и генетическую, которую можно заново открыть.

Личный пример '

Рассмотрим мой личный пример. Когда я была студенткой факультета психологии, я была замужем, у нас родился ребе­нок; как и многие молодые пары, мы испытывали финансовые затруднения. Одна из моих кузин (Аннетт) предложила мне деньги в долг. Я согласилась, не чувствуя себя ни обязаннй, ни виноватой. Когда я закончила учебу и начала работать, я отдала эти деньги. Однако мои коллеги по работе не понимали, как моя кузина могла так легко дать в долг деньги и как я смогла без проблем их принять. И задумываясь над этим теперь, я вспомнила, что мой дедушка был старшим из шести детей и стал сиротой в очень юном возрасте. Их приютил дедушка (мой прапрадедушка), и они росли вместе с его детьми от второго брака. Мой дедушка остался без родителей в 14 лет, начал рабо­тать очень рано, чтобы помочь растить своих братьев и сестер и дать им высшее образование*. Таким образом, в бессознатель­ном моей семьи он «приобрел заслуги» по отношению к своим братьям и сестрам. Позже, закончив свою учебу в Швейцарии, одна из его сестер открыла лабораторию фармацевтической продукции. На рубеже веков она вышла замуж за химика-фар­мацевта; они заработали немного денег и осели в Париже. Моя кузина, предложившая мне деньги, происходила именно от этой сестры моего дедушки. В каком-то смысле это было восстанов­лением равновесия — «одолженное за то, что некогда отдано». Она мне сказала: «Ты мне их вернешь, если сможешь, но если ты хочешь, то можешь и не отдавать; или же отдашь позже, че­рез 5 или 50 лет — это не имеет никакого значения». И с точки зрения «системы семейных счетов» я хорошо понимаю то, что ей казалось нормальным, как, впрочем, и мне, так как мы обе знали, что между ее бабушкой и моим дедушкой были сердеч­ные отношения (то, что Бузормени-Надь называет «установ-

* В политехнической школе Цюриха (среди первых женщин, получивших доктор­скую степень в 1884,1886,1888 гг.). Ebenso пей ah Kuhn, CFCF VERLAG, ZUnch, 1988 120 лет обучения женщин в университете Цюриха.

кой на щедрость»). Все потомки братьев и сестер моего дедуш­ки были в долгу по отношению к нему (старшему). Все его очень любили. И когда он состарился, а моя семья в Париже испыты­вала нужду (после Великой депрессии 1929 г.), потомки одних и других приглашали нас к себе. Мы жили в Париже, моя дво­юродная бабушка (Натали) помогала моему дедушке и моей ба­бушке, это поддерживало тепло в наших сердцах и согревало наши души. Мы не подписывали никаких бумаг/ Никогда не говорили о деньгах. Большую часть наших каникул проводили вместе в местечке Ба-Ре на большой ферме, которая принима­ла дорогих гостей: их самих, брата и сестру с супругами и нас,1 двоюродных братьев и сестер — все три поколения.

Семейные связи поддерживались и укреплялись.

Долг был отдан, и всем это казалось нормальным. Никогда не было у нас обмена бумагами, долговыми расписками. Когда моя кузина дала мне деньги в долг, она отказалась от долговой расписки. Конечно же, я вернула эти деньги.

Когда 30 лет спустя, проходя перед ювелирным магазином, я неожиданно для себя купила золотые серьги и подарила ее дочери, я вспомнила, чта моя кузина, к тому времени уже по­гибшая в авиакатастрофе, подарила мне дешевые серьги и дала в долг деньги. Таким образом, золотые украшения тоже были символическими.

Семейная «бухгалтерия». Базовая безопасность. Несправедливость

Существует неявная семейная «бухгалтерия». Речь идет не только о дейьгах. Я хочу сказать не столько о деньгах, которые мой дедушка давал своим братьям и сестрам, сколько о том, что они были заработанными — он много работал в молодости, что­бы их поддержать. А главное — он дал им любовь, привязан­ность и поддержку, радость, счастье, базовую безопасность. Это передается* между потомками моего дедушки и его братьев и

* Так, в 1999 г. потомки моего дедушки (родившегося в 1824 г.) собрались 23 августа в местечке около озера Аннеси.

сестер. Когда мы собрались в Париже отпраздновать серебря­ную свадьбу моего дяди и моей тети Натали, нас было четырес­та человек. И это еще не конец. Мы являемся теперь «дружной семьей дальних родственников» и продолжаем оказывать друг другу взаимную поддержку. Один из моих кузенов со своей же­ной продолжают праздновать день рождения своей бабушки (умершей более 50 лет назад) и приглашают всех нас, не вменяя нам в обязанность, в свою очередь, организовывать празднич­ный стол. Это «семья» и праздник.

В русском языке есть выражение «в тесноте, да не в обиде», означающее способность не раздражаться и не забывать никого.

Именно это имеет в виду Бузормени-Надь, когда говорит об учете заслуг и долгов. Во всяком случае, так я его понимаю по публикациям.

Но еще существуют пережитые несправедливости, которые причиняют боль. Среди факторов, вызывающих рак, я довольно часто встречаю стресс и обиду.

Людям не удается простить пережитую несправедливость. Это связано с «системой учета» в этом сложном «гроссбухе се­мейных счетов» — того, «что должны вам» и «что вы должны другим» для равновесия счетов, для «подсчета остатка по лю­бому счету».

Мой терапевтический опыт последних 30 лет показывает, что ни географическая удаленность^ ни бегство не освобождают индивида от того, что он мог бы назвать своими «долгами» по отношению к своей семье.

Невозможно избежать, говорит Бузормени-Надь, тирании своих обязанностей, убегая от кредитора. Бегство от семейных обязательств может «пропитать» все человеческие отношения индивида чувством невыносимой вины, расплывчатой и бес­предметной. Его может парализовать от этого «аморфного и неопределенного экзистенциального чувства вины».

Бузормени-Надь задает вопрос: «Может ли «объективнаяре­альность» существовать в отношениях?» Слово «объективная» предполагает отсутствие неверной или неточной информации и искажения фактов в результате эмоционального восприятия. Для него объективность имеет смысл в отношениях между дву-

мя людьми, только если они сопровождаются синхронным осознанием каждым из них своих собственных потребностей и потребностей другого. Оба стараются при этом сделать другого объектом своих собственных желаний и потребностей. В этом заключается очень сложный процесс выстраивания отношений. Мысль автора сложна, но может быть прояснена ссылкой на Дж. Л. Морено и Карла Роджерса, их желанием «увидеть себя глазами другого».

«Тем не менее, - говорит Бузормени-Надь, - нельзя забывать, что потребности индивида включают в себя в сконденсированном виде неоплаченные «счета* по отношению к его изначальной се­мье, помимо реактивации своих собственных психических про­цессов детства».

Именно здесь видно, как показал Ален Мижолла8, до какой степени семейные проблемы, например, поэта Артюра Рембо, мешали ему жить: ему не удавалось их решить и он обратился в бегство. Одной из его проблем был уход отца, военного, когда мальчику было 6 лет. Но если обратиться к предшествующим поколениям, то наблюдается тот же факт: на сто лет раньше его прадедушка оставил своего сына в 6 лет, и мужчины по отцовс­кой линии продолжали оставлять сыновей в том же возрасте, уезжая или умирая: это были «неоплаченные счета изначаль­ной семьи». Именно эту реактивацию в одном и том же возрас­те Жозефина Хилгард называет синдромом годовщины или «двой­ной годовщиной» (если явление повторяется с каждым из де­тей) — термин, который я обнаружила в своей практике и раз­вила в 1980-х гг. применительно к области, относящейся к здоровью и телу.

Чтобы лучше понять личность или индивида, начинают оп­ределять размах его потребностей, обязанностей, обязательств и основанных на ответственности установок в поле семейных отношений на нескольких поколениях.

Трансгенерационная терапия или геносоциограмма (Бузор­мени-Надь не рисует генограмм) позволяет привнести в этот процесс инструмент и помощь, помогающие индивиду набрать-

'Les Visiteursdumoi, Paris, Belles-Lettres, 1986.

ся «мужества противостоять обязанностям и чувству вины пе­ред неоплаченными эмоциональными долгами». Согласно Бу-зормени-Надю, всякая семья еще до рождения ребенка или де­тей обладает основообразующим фундаментом из солидарной ответственности и внутренне присущей ей первичной лояль­ности.

Когда люди непрерывно повторяют одну и ту же установ­ку, не меняются сами и при этом имеют фиксированные роли, это означает, что «устойчивость ролей обслуживает потребно­сти сети семейных обязанностей», — утверждает Бузормени-Надь.

В семейной системе с фиксированными и взаимозависимы­ми ролями сведение счетов блокировано и, следовательно, но­сит повторяющийся характер или же постоянно переносится на более поздний срок: в результате невроз или другие симпто­мы остаются надолго. Каждый индивид, собираясь улучшить свою жизнь и решить проблемы, не может этого сделать до тех пор, пока у него не будет уверенности в справедливом порядке и лояльных межличностных отношениях или в изменении в перспективе комплементарных9 ролей: помогающий — тот, кому помогают, заботящийся — тот, о ком заботятся, как это было в семье вечно прихварывающего и очень любимого домашними Чарльза Дарвина.

Несправедливость

Я хочу внести уточнение в то, что мы констатировали в слу­чаях тяжелых болезней и, в частности, рака, а именно выяс­нить, какова роль того, что называют обидой.

9 Например, те, кто заботится, и те, о ком заботятся: первые никогда не болеют, а вторые всегда больные (либо отрицающие, либо отрицаемые, согласно школе Лакана).

См. текст внучки Чарльза Дарвина 1вин Реверат Дарвин, вспоминающей свое вик­торианское детство и любовь, и удовольствие заботиться об одних и получать заботу от других: «Неприятным было то, что в доме моих дедушки и бабушки было честью и пе­чальным удовольствием болеть [...] отчасти потому, что мой дедушка был всегда болен и дети, обожая его, имели тенденцию его имитировать [...] и получать заботу от моей ба­бушки, и это было так приятно — чувствовать себя окруженным заботой и сочувстви­ем». (Reverat Gwen, Period Piece, a Cambridge Childhood, 1952, reed. 1987, London & Boston, Faber&Faber, 122).

Или помогающие и те, кому помогают, как, например, Марфа и Мария из Писания.

Обида

Многие люди, многие больные часто думают о доставлен­ных им неприятностях. Они бесконечно пережевывают эти не­справедливости. Они в обиде на того, кто с ними плохо посту­пил: чего-то недодал, был несправедливым, не дал повышения, ограбил, не приветил, не признал. Это «разъедает» и деформи­рует личность, подтачивает ее изнутри.

Обида связана с понятием, как мне кажется, близким к тому, что Бузормени-Надь называл пережитой несправедливостью, о чем дети говорят: «Это нечестно».

С людьми часто поступают несправедливо: это может про­исходить в семье, в супружеских отношениях, на службе, а иног­да и в национальных отношениях (войны, массовые убийства, притеснения, геноцид). Люди хранят обиду10, которая живет в них и делает свое дело, подкашивая здоровье вплоть до появле­ния рака, а иногда и смертельного исхода.

Несправедливость судьбы

Чувство несправедливости, как правило, является слож­ным. Несправедливость — неравенство переживается по от­ношению к судьбе, если речь идет о здоровье, физической выносливости, жизни и смерти («это несправедливо» быть неполноценным, часто болеть, никогда не болеть, умереть молодым, быть сиротой...), а также об экономической неспра­ведливости.

Чувство несправедливости судьбы часто сопровождается чувством вины у выжившего товарища, который возвратился из концлагеря или с войны, в то время как все его друзья по­гибли; у брата, который не утонул, или у сестры, которая вы­жила во время эпидемии ужасного «испанского гриппа» (20 миллионов умерших с июля 1918 г. по июль 1920 г.) или чув­ством вины богача.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.