Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Распутин 90е 3 страница



В 20е развитие л-ры и ис-ва было многовариантно, существовали разные тенденции, была идейно-эстетич борьба. Л-ра 20ых дала замечательные образцы худ тв-ва. Наступает перелом. Тенденция: стремление взять под гос и партийный контроль л-ру, включить л-ру в сферу партийного влияния и подчинить интересам партии (процесс упрощения и огосударствления ис-ва).

Ужесточается цензура, складывается система руководства и контроля за л-рой. 32 – было опубликовано нов партийное постановление «О перестройке литер-худ организаций»: роспуск лит групп, предлагалось начать работу по созданию единого союза советск писателей. К 34 – под партийным контролем был создан «Всероссийский союз писателей»

и алогичность Хармса, и «бессмыслица» Введенского были призваны демонстрировать, что только абсурд передает бессвязность жизни и смерти в постоянно меняющемся пространстве и времени.

ОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства), работающее при Доме Печати, объединяет работников всех видов искусства, принимающих его художественную программу и осуществляющих ее в своем творчестве. ОБЭРИУ делится на 4 секции: литературную, изобразительную, театральную и кино.

Склонность к авангрардизму и зарубежному абсурду.

 Объединение реального ис-ва. 1924-1930 гг. Д.Хармс, А.Введенский, Н.Заболоцкий. Для поэзии обэриутов характерны алогизм, гротеск, "столкновение смыслов", понимаемые не только как художественные приемы, но и как выражение конфликтности мироуклада, как путь "расширения" реальности, неподвластной законам разума; ломались причинно-следственные связи повествования, создавались "параллельные миры"; стирались границы между живой и неживой природой; разрушались жанровые рамки. Знак и означаемое; текст и метатекст, язык и метаязык также утрачивали свои границы. Предшественники ОБЭРИУтов были футуристы с их ориентацией на заумный язык, который разрушают бытовое восприятие. В любой жизни есть элемент фантазии и их надо переносить в ис-во. В мире нет причинных связей – есть привычка и связи. ОБЭРИУты начинали как поэты – человек, который играет. Лир. герой надевал 2 маски – или иностранец, или ребенок (кто-то, не знающий правил сущ-ющего мира). Это позволяло «видеть мир голыми глазами», т е видеть явления, которые не заметны, похороненные под слоем привычки. ОБЭРИУты приветствуют отстранение от предмета. посмотреть на цыпленка как на мертвого ребенка. Достижение «чистого взгляда» - оттого, что доходит до абсурдности. ОБЭРИУтам посоветовали заниматься строительством будущего общества. И они стали детскими поэтами в журналах «Еж» и «Чиж». До сегодня ОБЭРИУтская поэзия считается самой лучшей среди детской.

 

 

8 Пьесы (Маяковский: «Баня», «Клоп»; Третьяков: «Хочу ребенка»; Эрдман; Булгаков).

Пьесы «Клоп» и «Баня» были написаны поэ­том на одном дыхании. В них отразились тяжелые впечатления от несоответствия реальной совет­ской действительности авторскому утопическому идеалу. Ставя своей целью агитацию современника, Маяковский затронул «вечные» вопросы. Драматургия по­следних лет резко выделяется реалистичными мазками, которые сочетаются с сатири­ческими приемами карикатуры и гротеска. Центральными фигурами здесь являются ме­щанин и бюрократ.

Гл герой пьесы «Клоп» — владелец профсоюзного билета с арис­тократическими замашками. Маяковский с язвительной иронией высмеивал мещанскую натуру Пьера Скрипкина. Новоявленный аристократ — «быв­ший партиец, бывший рабочий» — постоянно по­падает впросак. Речь советского мещанина полна смехотвор­ных несоответствий. Претензия на образованность заставляет его обращаться к языку цивилизован­ных людей, но площадная брань все же выдает темное нутро. Высшая цель для Присыпкина — мещанское благополучие. Такая позиция была глубоко чужда Маяковскому. Поэт мечтал о духовном росте и нравственном очищении совре­менников. По мысли автора, катастрофа ждет тех, кто выбирает путь пошлости и мещанства. И все же «Клоп» — это не прогноз грядущего мещанина. Напротив, пожар освобождает от него человечество. Но Маяковский далек и от безоблач­ного оптимизма. Воскресший через пятьдесят лет Клоп-Присыпкин тут же начал распространять заразу пошлости. Автор предупреждал современни­ков об опасности, кроющейся в казалось бы невин­ном призыве к «хорошей жизни».

«Баня» С одной стороны, пьеса названа «Баней»,— никакой бани мы там не находим. С одной стороны –это драма, но с другой — «... с цирком и фейерверком», то есть прямо балаган, а никакая не драма. С одной стороны, вся коллизия в пьесе развернута вокруг «машины» Чудакова, но с другой — эта машина невидима, то есть ее как будто бы и нет. С одной стороны, перед нами как будто бы театр, но с другой — мы видим еще и театр в театре, так что первый театр уже как будто и не театр, а действительность. Во всей пьесе в целом и в каждом отдельном ее элементе мы находим несовпадение предмета и смысла. Самые отвлеченные понятия здесь снижаются, овеществляются, материализуются, а конкретнейшие предметы, явления и даже люди дематериализуются вплоть до полного исчезновения.

Вся пьеса в целом есть метафора. Лир. ядро «Бани» - проблема времени. Машина времени в «Бане» — не просто изобретение Чудакова, но и метафора самого новаторства, творчества. Ей сюжётно противопоставлена другая машина — бюрократическая. Кульминация противопоставление двух машин — последний монолог Победоносикова в VI действии. Почему названа «Баня»? Во-первых, «Баня» — это метафора очищающего смеха. Во-вторых — это метафора очищения творческого, к которому приходим в результате художественного осмысления действительности.

Новатор в области тем и художественных средств, он устремлен в будущее в своем творчестве. В сущности, он был и остался футуристом в широком смысле слова (от латинского будущее), если понимать футуризм не как направление в искусстве, а как склад души. Как и положено футуристу, Маяковский восторженно принимает революцию как предвестницу грядущего, он видит свою задачу в творении нового искусства - искусства будущего. Особое значение Маяковский придает драматургии; в самом деле, наряду с непосредственными выступлениями поэта, читавшего перед публикой стихи, театр - мощнейший рычаг воздействия на людей. Написанные после 1917 года пьесы «Клоп» и «Баня» устремлены в будущее. Обе пьесы содержат элементы фантастики, развивают новаторские драматургические принципы.

Действие пьесы «Клоп» разворачивается в конце 20-х годов, а затем переносится на 50 лет вперед. Пожар и гибель всех гостей на свадьбе Присыпкина символизируют, конечно, историческую бесперспективность мещанства. Однако пролежавший в замороженном состоянии 50 лет Присыпкин попадает во 2 части комедии в 1979 год. Будущее общество предстает в пьесе организованным, упорядоченным, максимально индустриализованным. В нем нет места для человеческих пороков и даже слабостей. Правильное и упорядоченное общество сажает Присыпкнна в клетку, чтобы защищаться от вредных бацилл грубости, пошлости, хамства, праздности. Казалось бы, общество спасено от заразы, названной «обывателиус вульгарно», пьеса должна закончиться счастливой развязкой. Однако в финале пьесы все не так просто. Чуть ли не единственным живым человеком среди каких-то механических (морально) людей будущего оказывается Прнсыпкин. Ему свойственны, по крайней мере, эмоции, хотя и жалкие, примитивные. Все решают разум, наука, везде господствует порядок.

Как нельзя к стене из новых материалов фотографию любимой девушки прикрепить, так и в сердце этих людей пустота. Зоя Березкина, чуть было не покончившая с собой от несчастной любви 50 лет назад, теперь забыла, что такое чувства. Здесь нет места индивидуальности, а значит, и личности. В таком будущем не может жить Маяковский. Ему свойственны пороки, но он живой человек. Напрасно взывает Присыпкин. Живая жизнь в новом обществе загоняется в клетку. Жизнь нельзя подчинить теории. В «Бане» мы видим последнюю попытку Маяковского изобразить будущее. Однако образ будущего в этой пьесе очень абстрактен. И хотя в светлый коммунистический век попадают только честные, умные рабочие и математики, хотя фосфорическая женщина произносит громкие слова («Будущее примет всех, у кого найдется хотя бы одна черта, роднящая с коллективом коммуны»), как-то не верится в это самое светлое будущее и не чувствуется оптимизма автора.

«Клоп» и «Баня» скорее антиутопии. От изображенного в этих пьесах общества веет холодом, одиночеством, безжизненностью. Тоталитарный мир подавляет личность, все человеческие чувства. Разочаровавшись в прежних идеалах, Маяковский создает пьесу-предупреждение («Клоп») и пьесу-заклинание («Баня»). Недаром ополчились на автора пьес критики и литературные доносчики всех мастей, что сыграло не маловажную роль в приближении трагической развязки и ухода его из жизни.      

 

 

10. Поэзия Заболоцкого.

При жизни Н.Заболоцкого вышло всего лишь 4 тонких сборника его стихотворений общим тиражом немногим более 40 тысяч экземпляров: "Столбцы" (1929), "Вторая книга" (1937), "Стихотворения" 1948, "Стихотворения" 1957. Не оцененный по достоинству и методически третируемый критикой, выбитый из литературы в ГУЛАГ во второй половине 30-х годов, он вошел в литературу 50-х годов как большой мастер поэзии и с тех пор остается одним из самых читаемых поэтов.

После книги "Столбцы" с ее язвительным, гротескным жизнеописанием мещанской среды, с ее рискованными экспериментами и преувеличением опасностей НЭПа, после поэмы "Торжество земледелия" (1929-30), в которой Заболоцкий, то ли искренне заблуждаясь, то ли не решаясь пойти "против течения", показал коллективизацию как великое благо и как начало новых взаимоотношений между человеком и природой, после неудачных поэм "Безумный волк" (1931) и "Деревья" (1933) начинается второй этап поэтического развития Заболоцкого, обратившегося к чистым родникам русской классической поэзии - к Пушкину, Тютчеву, Баратынскому.

 Начал Заболоцкий с произведений преимущественно эпического характера - пришел он к медитативной лирике. По определению А.Квятковского, медитативная лирика - это "философские стихотворения, носящие характер глубокого раздумья над проблемами человеческой жизни, размышления о дружбе, о любви, о природе и т.п."

Треть созданного Заболоцким связана с размышлениями о природе. У поэта нет чисто пейзажных стихов. Природа для него - начало всех начал, объект поэтического исследования, сложный и противоречивый мир, полный загадок, тайн и драматизма, источник раздумий о жизни, о себе, о человеке.

Слияние с природой - главная мысль в теме природы у Заболоцкого.

Николай Заболоцкий, размышляя о бесконечности бытия, о жизни и смерти, выдвинул необычное предположение: человек - часть природы, а природа - бессмертна, "трав вечерних пенье, и речь воды, и камня мертвый крик" - это голоса людей, превратившихся в травы, воды, камни; реальной смерти нет и не было, есть только превращения, метаморфозы:

И голос Пушкина был над листвою слышен,

И птицы Хлебникова пели у воды.

И встретил камень я. Был камень неподвижен,

И проступал в нем лик Сковороды

("Вчера о смерти размышляя" - 1936)

Как все меняется! Что было раньше птицей,

Теперь лежит написанной страницей;

Мысль некогда была простым цветком;

Поэма шествовала медленным быком;

А то, что было мною, то, быть может,

Опять растет и мир растений множит.

("Метаморфозы" - 1937).

Все перечисленные выше стихотворения - элегии особого рода: чувства печали и жизнеутверждения уравновешены, нет минорного тона, характерного для большинства русских элегий. Более того, в "Завещании" превалирует мотив любви к жизни: "Нет ничего прекрасней бытия".

В третий, последний, период в поэзии Н.Заболоцкого натурфилософское, "тютчевское" начало ощутимо вытесняется ярко выраженным социальным, некрасовским началом. Поэта все больше тянет к разгадыванию тайн не природы, а человеческой души и сердца. К последнему этапу творчества Заболоцкого мы с полным правом отнесем его же слова: "Как мир меняется! И как я сам меняюсь!"

"О красоте человеческих лиц", "Некрасивая девочка" с ее потрясающим афористическим финалом:

А если это так, то что есть красота

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде? -

 "В кино", "Смерть врача", "Старая актриса", "Генеральская дача" и другие произведения, написанные в новой для Заболоцкого манере: поэта заинтересовали конкретные человеческие судьбы, люди с их надеждами, стремлениями, несчастьями, любовью, что было в духе поэзии 50-х годов с ее углубленным интересом к человеческой личности.

О себе же, о своих недавних бедах пишет поэт крайне мало. Среди редких примеров - стихотворение "Гроза идет" (1957), в котором Заболоцкий обращается к "дереву печали" - разбитому молнией кедру:

Пой мне песню, дерево печали!

Я, как ты, ворвался в высоту,

Но меня лишь молнии встречали

И огнем сжигали на лету.

Почему же, надвое расколот,

Я, как ты, не умер у крыльца,

И в душе все тот же лютый голод,

И любовь, и песни до конца!

В течение долгой поэтической жизни Заболоцкий не написал ни одного интимного стихотворения, и поэтому цикл "Последняя любовь" нежданно-негаданно обжег читателя безысходной печалью, болью прощания с любовью, принесшей такие мучительные осложнения в личной жизни поэта.

Вы, должно быть, слышали песню с такими словами:

Зацелована, околдована,

С ветром в поле когда-то обвенчана,

Вся ты словно в оковы закована,

Драгоценная моя женщина! -

В последнее десятилетие своей жизни Заболоцкий активно переводил старых и современных зарубежных поэтов, поэтов народов СССР. Н.Заболоцкий перевел ряд произведений немецких поэтов (Иоганн Мейергофер, Фридрих Рюккерт, Иоганн Вольфганг Гете, Фридрих Шиллер.

уйдя раз и навсегда от экспериментов "Столбцов", с годами все больше и больше принимал в поэзии только классические образцы, а молодую поэзию его современников уподоблял гаснущим ракетам и огням:

Догорит и погаснет ракета,

Потускнеют огней вороха.

Вечно светит лишь сердце поэта

В целомудренной бездне стиха.

А между тем многие молодые поэты 50-х и последующих лет художественному мастерству учились у Заболоцкого. Прежде всего – звукописи.

13. Замятин («Мы», «Пещера»,»Мамай»).

В романе “Мы” в фантастическом и гротесковом облике предстает возможный вариант общества будущего. Перед нами возникает странный, неузнаваемый и страшный мир, отгороженный от всего живого глухой стеклянной стеной. Мир Единого Государства, мир несвободы, единообразия, мир без любви, без музыки, без поэзии, без личности и, естественно, без души. Даже личные имена людей заменены цифрами, номерами. Д-503 — “нумер” главного героя. Это мир “нумеров”, которые верят и слепо подчиняются Единому Государству, а в сущности, одному человеку-Благодетелю. Бездушная техника вместе с деспотической властью превратили человека в придаток машины, отняли у него свободу и воспитали в рабстве. Человеку -“нумеру” было внушено, что “наша несвобода” есть “наше счастье” и что это “счастье” — в отказе от “я”. Внушено, что художественное творчество “уже не беспардонный соловьиный свист”, когда “всякий писал, что ему вздумается”, а “государственная служба”. А интимная жизнь тоже рассматривается как государственная обязанность, выполняемая по “табелю сексуальных дней”.

Последующие события нашей истории показали, что опасения писателя были не напрасны. Наш народ пережил и горькие уроки коллективизации, и сталинизм, и репрессии, страх и застой. Очень многие сцены романа заставляют вспомнить недавнее прошлое: манифестация в честь Благодетеля, единогласные выборы.

Но Замятин показывает, что в обществе, где все направлено на подавление личности, где игнорируется каждое человеческое “я”, где единоличная власть является неограниченной, возможен бунт. Способность и желание чувствовать, любить, быть свободным в мыслях и поступках толкают людей на борьбу. Но власти находят выход: у человека при помощи операции удаляют фантазию — последнее, что заставляло его поднимать гордо голову, чувствовать себя разумным и сильным. Все же остается надежда, что человеческое достоинство не умирает при любом режиме. Эту надежду высказывает женщина, которая своей красотой побуждает на борьбу.

Писатель настаивает на том, что не существует идеального общества, жизнь — это стремление к идеалу. И когда это стремление отсутствует, мы повторяем время застоя.

В романе есть еще одна тема, созвучная сегодняшнему дню. Это экологическая тема. “Антиобщество”, изображенное в книге, несет гибель естеству жизни, изолируя человечество от природы. Автор мечтает выгнать “обросших цифрами” людей “в леса, чтобы они научились там у птиц, цветов, солнца”. Только это, по мнению автора, может восстановить сущность человека. ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И МОТИВЫ ЛИРИКИ И. БРОДСКОГО 1960-1970-Х ГГ. Иосиф Бродский - одаренный ленинградский поэт, оцененный Ахматовой, официальное признание получил чисто по-советски: сначала его не печатали, потом в 1964 году устроили показательный процесс и осудили как тунеядца на пять лет ссылки. Усилиями друзей, писателей и деятелей культуры Бродский был освобожден досрочно и в сентябре 1965 года вернулся в Ленинград.

К этому времени был издан за границей первый сборник его стихотворений. В последующие двадцать лет его произведения печатались только там. Туда в 1972 году был выслан поэт. Он поселился в США. В 1987 году Бродскому была присуждена Нобелевская премия, послужившая поводом для публикации его стихов в советских журналах. Бродский в Россию так и не вернулся.

И. Бродский в русской литературе - фигура уникальная. Его называют современным классиком. Поэзия Бродского лишена очевидных примет времени. Он свободен и в выборе времени, будь то Древний Рим, ХVIII, XIX или ХХ века или вообще «надцатое мартобря». Он свободен в выборе местности: Москва и Ленинград; Англия и деревня, затерянная в болотах; Рим и Литва; Север и юг; Земля и Небо и даже «Ничто» и «Ниоткуда». Он свободен и в выборе жанровых форм: оды, элегии, стансы. Свободен по отношению к словесности. Высказывание у Бродского обычно принадлежит не поэту, но самому Языку, который описывает реальность и сам себя, анализирует переживание и ощущение лирического «Я». Не случайны у Бродского анонимность этого «Я» («совершенный никто, человек в плаще» «Лагуна» (1973); «не ваш, но и ничей верный друг, вас приветствует с одного из почти континентов» (из цикла «Часть речи», 1975 - 76) и приписывание Языку способность создавать поэтический текст.

Собственные тексты поэт часто как бы передоверяет другому. Стихотворение «К Евгению» из цикла «Мексиканский дивертисмен» (1975) соотнесено с посланием Державина «Евгению. Жизнь Званская», сближает почти тождественное заглавие с произведениями Пушкина «Евгений Онегин» и «Медный всадник» - имя героя адресата.

Нити цитат и перекличек связывают между собой и многие другие стихотворения Бродского. Стихотворения Бродского как бы написаны поверх текстов поэтов предшествующих времен. Средневековые книжники вписывали сочинения в палимпсесты - пергаментные манускрипты, смывая с их страниц тексты предшественников. Иногда под новым слоем текста проступает более ранний. Подобно этому и в стихотворениях Бродского угадываются сочинения других поэтов-мотивы, образы, выражения. Сочинения Бродского образуют вместе с этими стихотворениями единый текст, обладающий сверхсмыслом, которого они лишены в отдельности.

Приемы поэтов «серебряного века» напоминает «поэтика цитаты Бродского?» Соперничество с классическими образцами характерно для Ахматовой. Мотивы одиночества и изгнанничества поэта в мире, изображение Рима как родины европейской цивилизации, города культуры объединяют поэзию Бродского с произведениями Мандельштама.

Иногда Бродский обращается к произведениям не просто классическим, но хрестоматийным. Например, «Развивая Крылова» и «Воронья песня» (1964) отталкиваются от крыловской басни «Ворона и лисица». Звучит стихотворение «Воронья песня».

Поэзия Бродского глубоко укорененное в русской классической поэзии: в ней можно найти переклички с произведениями поэтов самых разных течений и традиций. Своеобразие стихотворений Бродского - в сочетании столь разных начал, а также в чертах, не характерных для русской лирики: в отказе от лирического самовыражения, в самоотстраненности, в соединении поэтических образов.

 

14. Борис Пельняк «Повесть непогашенной Луны

Два наиболее смелых произведения Бориса Пильняка, "Повесть непогашенной луны" и "Красное дерево", постигла печальная участь длительного забвения. Эти произведения впервые были опубликованы в России в конце 80-х годов XX века. отличаются постановкой острых социальных вопросов, обнаруживают политическую прозорливость писателя, взявшего на себя смелость показать механизм зарождения тоталитарного режима. Пильняк критически относился к издержкам революционного бытия, с горечью наблюдая процесс догматизации сознания. В «Повести непогашенной луны» фигурами Фрунзе и Сталина, послужившими прототипами главных героев повести. В повести исследуются социально-психологические предпосылки одного из этапов исторического развития страны, которое совершается, по мысли Пильняка, по законам насилия над органикой жизни и имеет истоки еще в Петровской эпохе.

Тема революции и гражданской войны нашла не­однозначное решение в сборнике рассказов И. Бабеля «Конармии» (1926). Его герой Кирилл Лютов — корреспондент газеты «Красный кавалерист». В рассказах отра­зилось понимание автором психологии борющегося народа. Казаков ведет инстинктивный порыв к свободе и воле. До осознания идей революции им еще очень далеко. Писатель увидел не только пафос революции, но и попрание христианских, человеческих законов. Вопреки смерти и разрушению, которое все принимают как неизбежное, автор объявляет самой высокой ценностью человеческую жизнь. Это была суро­вая правда о революции и гражданской войне как народ­ной трагедии, но пафосное, утопическое в тогдашних на­строениях людей победило. Литературная критика подошла к книге И. Бабеля с позиций, как вы­разился писатель, «унтер-офицерского марксизма», и со­чла ее клеветой на Красную Армию.

Пильняк – это псевдоним Бориса Вогау. Большая часть его жизни связана с подмосковной Коломной. Черты Коломны есть в р «Голый год» в описании провинциального городка Ардынки. Это роман о революции. Глый год – 1й год после революции. Революция ассоциируется с вьюгой. Роман написан с использованием символистской поэзии. В романе синтез методов: романтизма, реализма и экспрессионизма. По мнению Воронского, самая сильная черта «Голого года» - отрицание старого. Сруктура Т-а имеет приметы концентричности. Сюжет напоминает прерывистую линию. Пильняк находился под большим влиянием фрейдистских идей. Изобр-е новых людей – большевиков. Одна из глав так и наз-ся – «Большевики». В «Повести непогашенной луны» (1926) мы обнаружим мотив предупреждения. Именно «Повесть непогашенной луны» показала, насколько честным хотел быть писатель «с собой и с Россией». Многие расценивали его публикацию как акт самоубийства. Пильняк обвиняет Сталина в смери Фрунзе. Наиболее важным, однако, тут является то, что Пильняк обнажил механизм уничтожения, который зиждился на главном постулате - дисциплине, 16верности приказам партии. Во имя этой мнимой верности многие впоследствии сложили головы, прежде чем поняли, что произошел переворот, что сподвижники Ленина — во имя «единства» партии, ее «монолитности» - безжалостно уничтожаются, а на смену им приходят карьеристы или нерассуждающие исполнители. В первый раз здесь обнажается система, когда во имя ложно понятого партийного долга человек идет на бессмысленную смерть, иначе говоря, безмолвно позволяет себя убить. Действительно, командарм Гаврилов, не желая операции и чувствуя себя здоровым, покорно ложится под нож во имя партийной дисциплины. Во имя партийной дисциплины совершаются неправильные дела, клевещут на невинных и оговаривают сами себя.

У Пильняка обнаруживаются традиции реализма и натурализма («Соляной амбар», «Голый год», «Красное дерево», «Люди и волки»). Он был арестован и погублен, а его проза была вытеснена.

 

15. Пастернак «Доктор Живаго».

 Своим самым важным и итоговым произведением Пастернак считал роман "Доктор Живаго". Известна трагическая издательская судьба этого произведения, на 30лет отторгнутого от отечественного читателя. Но и читательская судьба романа достаточно драматична: у первых слушателей и читателей роман вызывал весьма противоречивые впечатления - от самых восторженных оценок до крайне уничижительных (В.Набоков: "плохой провинциальный роман"), и долгожданное издание романа на родине тоже было встречено далеко не однозначно.

Одним из главных источников недоразумений оказывается странное соотношение собственно исторического сюжета с сюжетом "биографическим", с судьбами человеческими, и прежде всего с судьбой центрального героя романа - Юрия Андреевича Живаго. Хотя в романе достаточно рельефно представлена панорама российской действительности первой трети 20 века, однако повествователя и самих героев романа не очень-то волнуют вопросы собственно исторические, напр, почему разразилась первая мировая война и т.д., хотя жизнь всех без исключения персонажей была перевернута происходившими в стране и мире событиями.

"Доктор Живаго" не признавался целостным эпическим произведением - романом в полном смысле этого слова. Исследователи отмечают "картонные" диалоги, составленные из клишеобразных реплик, неуклюжие переходы от диалога к монологу, от действия к комментарию, изобилие банально-мелодраматических положений, нагромождение всевозможных совпадений, случайных встреч и стечений обстоятельств, которые сами герои романа то и дело вынуждены объявлять "невероятными" и которые, однако, составляют едва ли не главную пружину сюжета.

В целом творческие усилия Пастернака направляются не на поиски «новых форм» (которыми была так богата художественная история 1й пол. 20 вв.), а на открытие принципиально новой идеи искусства (о ней говорит Веденяпин как о по-новому понятому христианству). Поэтому роман лежит вне привычных представлений о худ. «новизне» и худ. «эксперименте». Вместе с тем роман оказывается наиболее полным воплощением той эпохи, которая в нем изображена и которая оказала решающее влияние на формирование худ. мира самого Пастернака. Роман резонирует одновременно со многими культурными явлениями, которые в совокупности составили уникальную духовную атмосферу данной эпохи, он вбирает в себя все эти явления и в качестве материала, из которого строится его повествовательная ткань, и в качестве структурного принципа организации его эпической формы. С этой точки зрения роман является исторической эпопеей в самом полном смысле слова: эпопеей не только в содержании, но и в самой худ. фактуре которой отпечаталась вся сложность и весь полифонический динамизм изображенного времени.

«Доктор Живаго» - это роман эпохи научной, философской и эстетической революции, эпохи религиозных поисков и плюрализации научного и худ. мышления, эпохи разрушения норм и драматического расширения культурных горизонтов, эпохи соц. Катастроф.

Стихотворения Юрия Живаго в романе Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго».
Свидетельство Юрия Живаго о своем времени и о себе — это стихи, которые были найдены в его бумагах после его смерти. В романе они выделены в отдельную часть.

 

14. Булгаков «М & М». Творческая история. Жанрово-композиционное своеобразие.

В центре произведения, в сопоставлении разных его слоев, в их фантастическом сочетании, — трагедия личности, зави­сящей от тирана, и вечная борьба добра и зла, и вечная проблема вины, ответственности и возмездия. Трагиче­ская история Мастера, преследуемого обстоятельствами, имеющими конкретное воплощение в реальных лицах (Берлиоз и другие), сопоставима с трагедией и преображе­нием Иешуа, осужденного на муки тираном Понтием Пилатом. В этом сопоставлении видна авторская точка зрения на судьбу художника, зависимого от темной, нера­зумной силы, которая в Добре видит угрозу своему суще­ствованию. Мастер, поборник Добра, оставаясь верным призванию, тоже совершает подвиг, подвиг творчества.

Роман о подвиге проповедника Иешуа Га-Ноцри, на­писанный Мастером, имеет свою проблематику. Это преж­де всего вопрос, который Понтий Пилат задает Иешуа: «Что есть истина?» В сопоставлении позиций этих ге­роев ставится и разрешается проблема человека и влас­ти. Что такое внутренняя свобода человека и его несво­бода, Добро и Зло, их вечное противостояние и борьба? И вытекающие из этих вечных вопросов бытия — такие же вечные вопросы, как верность и предательство, мило­сердие и всепрощение. Они проецируются на судьбу Ма­стера, на отношения с таинственной силой, которая пы­тается его сломить, на роль Воланда в московских эпизодах.

Сближая события двухтысячелетней давности и эпи­зоды московской жизни, Булгаков утверждает, что ос­новные проблемы существования людей остались те же. Это вечные проблемы. Каждое новое поколение пытает­ся разрешить их по-своему, забывая о поиске истины и об ответственности. Это подмечает и наблюдательный Воланд.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.