Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Распутин 90е 2 страница



В 19 вошли в лит. Секцию специального лит. Поезда им. Луначарского (в нем писатели разъезжали по стране). Создали лит. Организацию «Ордер имажиниста» - Есенин, Мариенгоф, Кусиков, Борис Эрдман, Иван Грузинов, Михаил Ройзман

Кафе «Стойло пегаса» открыло в ноябре 19 года. Был изображен пегас на вывеске, портреты имажинистов, цитаты, 2 зеркала, между ними контур лица Сергея Есенина.

Акция 28 мая 19 года – роспись стен Страстного монастыря. Узнали из газеты об этом. Одна из надписей «Господи – отелись».

У Шершеневича есть строки, которые напоминают строки Маяковского.

Маяк - «Я сошью себе черные штаны из бархата голоса твоего». Шершеневич - «Я.. полосатые..»

В начале 20 годов журнал имажинистов «Гостиница для путешествующих и прекрасных».

Есенин надевал на себя маску хулигана.

Александр (Сандро) Кусиков родом из Альваира. Напористый и заносчивый, ладил со всеми, когда хотел, лез в драку, когда ему было нужно.

«Оевангелиеран» - 20й год, «полумесяц и крест, две молитвы, два сердца, только мне, никому не дано»

Отылки к реалиям Ислама

Шершневич — Георгий Гаен.

Стихотворение «Из восьми слов» - «Нежности ты моей побудь сегодня козлом отпущения»

Шершеневич – образ Балаганного шута. Образ Байера. «По черным ступеням топ, »

У Мариегофа маска циника. Но шутовство в образе есть. «Милая, нежности ты моей побудь сегодня козлом отпущения». Для него свойственно магическое притяжение плюса и минуса. «Ничего,что кажусь я циником,прилепившим к заднице фонарь»

Минипова сатира — по имени сатирика Минипа,жанр исследовал великим филологом Михаилом Бахтиным

Скандалы,эксцентричное поведение,речи,оксюморонное содержание,неуместное слово неуместно или по циничной откровенности,или по профанному разоблачению священного

Литературные группы 20-х, 30-х гг.

РАПП – Российская ассоциация пролетарских писателей.

ЛЕФ – Левый фронт

Перевал

Группа РАПП

Возникла в 1922 году, начало-литературная группа «Октябрь».Группа РАПП просуществовала до 1932 года. Позиционировала себя как литературно-политическую и творческую организацию. 1925 г — созвана первая всесоюзная конференция пролетарских писателей. Была принята резолюция о художественной литературе. Руководящая рольв литературе принадлежит пролетариату. 28 г- Съезд пролетарских писалей, група превратилась во весоюзное произведения

 

Издавала журнал «Молодая гвардия» и «НА ПОСТУ», их также называли напостовцы.

Юрий Либединский, Илья Вардин, Борис Волин, поэт Ал. Безыминский.

В 30м году раповцы объявили призыв ударников в литературу.

Лиьединкий создал свой жанр выступления на речи.

Для вступления в группу необходима была классовая принадлежность

Концепция Живого Человека

Самое главное в литературе — факт.

1. В литературе необходимо отражать современность

2. Против плакатного ТЕФ — нужно боротья со схематизмом и плакатностью

3. Раповцы выступали за психологизм в литературе

Фадеев,Фурманов,Гладков — члены РАПа, прозаики

4. «Срывание всех масок» - не бояться критиковать своих идеологических оппонентов

5. Недоверие к внешним проявлениям героя(Из статьи Юрия Либединского)

Группа ЛЕФ

22 год-создана

Просуществовала до 29 года

Имела несколько секций — литературную и художников, секцию киноискусства.

Теоретики — Осип Брик, Николай Чужак, Борис Арватов

Бывшие футуристы и конструктивисты: Маяковский, Ассев, Каменский, Симен Кирсанов

Из драматургов:Сергей Третьяков

Ал.Родчеко, Вл. Татлин

Харктерна ориентация на факт и отвержение вымысла в искусстве, слысл явлений новой жизни без беллетрестических искажений новой жизни, воздействие на читателей

Жанры документальные, агитационные, публицистические.

С 22 по 25 год, «ЛЕФ» и Новый ДЕФ» - с 22 по 25 года

Кинематографисты:

Дзига Вертов

Лев Куляшов(Денис Кауфман)

Режиссеры называли себя киноки. Манифест был опубликован В журнале ЛЕФ опубликован манифес — использование киноаппарата как киноглаза, он более совершенный, чем глаз человека, потому что действует как микроскоп и кинескоп времени.

Цель-показать людей без маски, без грима, схватить их в момент «вне игры»

 Перевал-группа

Повесть: Захар Чистов, вырезает кукол из дерева. В конце он вешается. На него написали письмо в предложением исключить его с кооператива. Журавлев переживает. Донос написал его сын.

Описание внешности дается финале- мы видим героя в гробу

Разрабатывется психоаналитический подход. Ал.Воронский «Фрейдизм и иксство». Воронский работает над ней, начиная с 1964 года.

 

Перевальцы ставили перед писателем задачу снять разрыв между сознательным и бессознательным в изображении поведения человека.

Суть творч. процесса для Воронского заключалась прежде всего в том,чтобы подключить интуицию.

Борис Пильняк «Повесть непогашенной луны»

«Новый мир» 1966г, №5. Опубликована повесть «

Посвещение Ал.Воронскому скорбно и дружески. Усмотрели параллель между повестью и жизнью Михаила Фрунзе.

 

Борис Пильняк «Повесть погашенной луны» Мотив бессознательной тревоги. Построена на приеме параллелизма. Композиция строгая. “В этом доме тишина и безукоризненная чистота» - частое использование мотива чистоты. Образ ребенка, дующего на луну. Противопоставление в человеке рассудочного и сердечного. Нужно прислушиваться к своему бессознательному и доверять предчувствиям. Монтажный принцип сцепления эпизодов-примеры пейзажных зарисовок, стилизация текста под документ, театральные программы.

Трагедийность - важное качество для перевальцев. Органический человек — концепция.

Октябрь 48 года-диспут группы «Перевал» и «РАП». В центра были воспросы философии искусства. Что такое красота? Она существует только в природе или это термин искусства? Критик «Перевала» зачитал стихотворение «Художник» -Галатея

Петр Слетов «Мастерство»? Повесть написана в 29 года. Монолог монаха. Скрипичный мастер по имени Луиджи. Главный герой — Мартино.

Высказывания мастера.

Творчество Евгения Ивановича Замятина.

Чуковский о Замятине: «Слабость стилизации по английского шкинпера, курил трубку и напускал на себя бтританскую флегму»

 

1884 год, Тамбовская губерния, г.Лебедянь в семье свещенника

Ему принесли показать снег в детстве — знаковое воспоминание о его жизни,

Кораблестроительное отделение Пет. Политехнического Института. Публиковался в инженерных журналах.

Детсвто - много книг, одиночество.

Активный студент с точки зрения политики, вступил в партию РСДРП. Пол года под следствием, затем выслан в Лебедянь. Много читал в этот период, в последствии они определили его как писателя.

Эти книги:

Макс Нордау «В поисках за истиной» или «Парадоксы», «Новые парадоксы». 1899Гг

Людям с сильно выраженной индивидуальностью нет места в деспотических государствах.

??Нордау?

 

Превращение человека-дроби в человека целого. В первобытном мире нет идеи личности, нет идеи «Я». Мир первобытных обществах преобладали биологическими инстинктами- поиск пищи и размножения

В дальнейшем развивается активная воля, тело становится не таким важным.

Маркс и Ницше

 

Ницше «По ту сторону добра и зла». Заимстование термина «еретик».

Человек становится рабом идеи перестает мыслить самотстоятельно.

 

Первые удачные литературные опыты:

Повесть «Уездные»

Повесть «Алатырь» в 14 году

Тема косности и неосознанности бытия.

Часто они трактуются как бытописательные. Ему важно запечатлеть определенный тип сознания людей, живущих биологическими инстинктами.

Первая линия-сатирическая-Гоголь и Салтыков-Щедрин, гротескная линия

Вторая линия - тридиция Лескова и Алексея Лебедева. Орнаментальная проза. Использование как стилистического приема диалектных слов, народной речи, стилистических средств, характерных для фольклорных жанров — легенды,сказки; жанров древнерусские повести

Использует элементы авантюрных новелл и авантюрного сюжета. Фарса. Обращается к жанрам древнерусской литературы.

«От грибов принаследных...»

 

1 Периодизация русской литературы XX века.

Периоды: переломные этапы развития л-ры. Рабочие периодизации – для удобства преподов и учащихся. Периоды маркируются не временем, а общественно-политич. событиями.

1) 1917-1921 – л-ра периода революции и гражд. войны

2) 1921-1929 – «20-е годы», л-ра эпохи социалистич. строит-ва.

3) 1930-1941 – «30-е годы», л-ра начального этапа социализма

[2 и 3 иногда объединяют, называя эпохой соц. строительства]

4) 1941-1945 – л-ра периода ВОВ.

5) 1945-1953 – л-ра позднего сталинизма

6) 1953-1968 – л-ра «оттепели» [иногда не в 1953, а в 1956]

7) 1968-1986 – л-ра эпохи «застоя»

8) 1986-1991 – л-ра периода перестройки

9) 1991-наст. время – постсоветский этап развития л-ры.

Л-ра считается важнейшим идеалогическим оружием.

В кон. 20-х годов модернистская лит-ра искусственно прекращается и уходит в подполье. Официальной провозглашается л-ра социалистич. реализма, но в ней продолжает по-своему перерабатываться модернистские тенденции. 40-50-е годы – соц.реализм оказывается главным (единственным) существующим лит. направлением. В кон. 50-х во всем мире – постмодернизм, а в сов. л-ре – распад соцреализма. В нач. 60-х приходит на 1-й план неореализм, постепенно нарастают посмодернистские тенденции в л-ре. Постмодернистов запрещают, они узодят в подполье. В 86 году постмодернисты стали печататься – тенденция держалась, поэтому л-ры постмодернистов оказалось много.

Периодизация рабочая:

Периодизация Ю. Кузьменко: «Советская л-ры вчера, сегодня, завтра». Периоды:

Классификация Глеба Струве:

С начала 1890-го года группа символистов провозгласила свое полное неприятие совр. им реализма, ошибочно отождествив его с материализмом и объективизмом. С тех пор началось противоборство 2-х худ. направлений. Модернисты подозревали чуждых себе писателей в неспособности проникнуть в сущность явления, в сухообъективистском отражении жизни. Реалисты отрицали «тёмный набор» мистических понятий , изощрённые формы новейшей поэзии.

Молодой реализм обладал всеми признаками преобразующегося имущего и обретающего истину искусства. Его создатели шли к своим открытиям путём субъективных мироощущений , раздумий. Прозе 19-го века был свойственен образ чел. , воплощавший заветные мысли писателя. Из произведений новой поры почти исчез герой –носитель представлений писателя. Тут чувствовалась традиция Гоголя и Чехова.

В произвед мл. современников Чехова героями стали «средней руки» интеллигенты, офицеры низших чинов, солдаты , крестьяне , босяки.

Новое поколение прозаиков обращалось к фольклорно --библейским образам и мотивам , мифологии разных народов .Произведения пронизывают авторские раздумья. Нет поучительных или пророческих интонаций. Реалистическая проза звала к дискуссии. Многие прозаики тяготели к р-зу в р—зе(Куприн, Горький) , к внутреннему противостоянию разных точек зрения (Сны Чанга» Бунина, «Иуда Искариот и др» Андреева).

 

2 Понятие авангард: литературный и художественный авангард 20-х гг.

. Авангардизм (сюрриализм, футуризм, конструктивизм, абстракционизм). Авангардисты - носители Великой Утопии, веры в тотальное переустройство мира, человека и даже Вселенной не только силами разума, науки, техники, но и энергетики животворящего искусства. Отличлся бунтарским духом, нигилистическое отношение к традициям. Авангардисты восторженно приняли Октябрь.С одной стороны они включились в поэтическую и агитационно-просветительскую работу, а с другой - отрицали всякое принуждение. Власть относилась осторожно, затем враждебно. Творчество Маяковского проникнуто революционным мироощущением. Он создавал образные картины, в которых революция - вселенский поток, означающий конец старой и начало новой истории. Авангард расширял художественное пространство слова и образа за счет перевода неискусства в искусство, прозы в поэзию,где нарушалась граница между реальностью и литературой, исчезало искусство.

Искусство авангарда в его классическом виде разрушается в конце 20х начале 30х годов. Авангард как экспериментаторское мышление остается в формах модернизма (сатирический роман), экспрессионизме и литературе абсурда.

3. Поэзия пролеткульта , сборник Алексея Гастева «Поэзия рабочего удара».

После революции 1917 года появилось множество различных литературных групп. в Москве в 1920 г- более 30 литературных групп и объединений.

ПРОЛЕТКУЛЬТ - Ведущее место в литературном процессе послеоктябрьских лет заняла пролетарская литература. В 1918-1920г.г. издавались поддерживаемые правительством журналы "Пламя" (Петроград) и "Творчество" (Москва).

Наиболее активную деятельность в первые годы революции развивали поэты и прозаики Пролеткульта. Оформившись 19 октября 1917 г. (т.е. за неделю до Октябрьской революции), он ставил своей целью развитие творческой самодеятельности пролетариата, создание новой пролетарской культуры. После Октябрьской революции Пролеткульт стал самой массовой и наиболее отвечающей революционным задачам организацией. Наиболее известны М.Герасимов, А.Гастев, В.Кириллов, В.Александровский, критики В.Плетнев, Вал. Полянский. Почти во всех крупных городах страны существовали отделения Пролеткульта и свои печатные органы: журналы "Пролетарская культура" (Москва), "Грядущее" (Петербург).

"КУЗНИЦА" И ВАПП

В 1920 г. из Пролеткульта вышла группа поэтов - В.Александровский, Г.Санников, М.Герасимов, В.Казин, С.Обрадович, С.Родов и др. и образовала свою группу "Кузница" (выпускала по 1922 г. журнал "Кузница"). Он фактически стал органом независимого от Пролеткульта Всероссийского Союза пролетарских писателей. Его ядром стала "Кузница". Начиная со второй половины 1921г., Союз получил название Всероссийская Ассоциация пролетарских писателей (ВАПП). Периодизация отечественной литературы 1920-х–1950-х годов.

 

С "Кузницей" - и группой, и журналом - связана деятельность поэтов В.Кириллова, А.Гастева, И.Филиппченко). "Кузница" гораздо больше внимания уделяла поэтике; с нею связан определенный этап советской романтической поэзии,

В 1931 г. "Кузница" "растворилась" в Российской ассоциации пролетарских писателей.

ДРУГИЕ ГРУППЫ ВАПП

В 1922 г. образовались группы "Молодая гвардия", "Октябрь", "Рабочая весна", "Вагранка", которые с марта 1923 г. организационно стали входить в Московскую АПП. Лидировала в этом объединении группа "Октябрь" с журналом "На посту", выдвигавшим задачу строительства "своей классовой культуры, а, следовательно, и художественной литературыНужно отметить, что в 20-е годы партийное руководство еще достаточно либерально относилось к наличию в литературе различных организаций, направлений и тенденций.

РАПП - Самой мощной литературной организацией 20-х годов была Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП), оформившаяся в январе 1925 года в рамках ВАПП. В ассоциацию входили: А.Фадеев, А.Серафимович, Ю.Либединский и др. Ее печатным органом стал новый (с апреля 1926 г.) журнал "На литературном посту". Активную роль в жизни РАПП играли А.Фадеев, Ю.Либединский, В.Ставский и критики Л.Авербах, И.Гроссман-Рощин, А.Селивановский, В.Ермилов, Г.Лелевич.

СУДЬБА ВОКП

Еще в 1918г. С.Клычков, С.Есенин и П.Орешин, назвав себя инициативной группой крестьянских поэтов и писателей, подали в московский Пролеткульт заявление о необходимости образования крестьянской секции. Всероссийский Союз крестьянских писателей был создан в мае 1921 г. на базе кружков писателей-самоучек, зародившихся еще в конце 19 века и связанных с именем И.Сурикова. В уставе Союза ставилась задача всестороннего художественного отражения всех "бытовых, социальных, экономических особенностей" жизни крестьянской массы. С 1925 г. он был переименован во Всероссийское объединение (ВОКП). Издавался журнал "Жернов". Наконец, в 1931 г. ВОКП было переименовано в организацию "пролетарско-колхозных писателей", что соответствовало проводимой в стране политике "раскрестьянивания". А тем временем писатели, действительно выражавшие мировосприятие русского крестьянства - П.Орешин, Н.Клюев, С.Клычков первыми приняли на себя удар репрессий. Был наложен запрет на наследие Есенина. Трагизм судьбы крестьянских писателей можно видеть даже в том, что на сегодняшний день это самое неизученное литературное объединение.

4. Новокрестьянская поэзия, творчество Николая Клюева

 Сергей Есенин, Ник-й Клюев, Петр Орешин, Ал-др Ширяевец. Складывается в 10-е годы. Основоположник – Клюев. Поэзия выходцев из деревни по образцам фольклорных жанров (плясовые или лирич. песни). Крестьянская поэзия предельно оптимистична по тону или недовольство миром выражала в форме жалоб. Открытые жанры фольклора. Поддержка критиков, т к воспринимались как голос народа и соответствовало образу человека из народа, что сложился в нас. 20-го века (каким должен быть рус. чел). Новокрестьянская поэзия выступает как дискуссионная поэзии 19 века. Переоткрытие рус. крестьянина. Осн. акцент в тв-ве – закрытые фольк. жанры. В начале Клюев исходит из того, что предшествующая крест. поэзия не выражает сущности народа, без тайн, которые народ не выдает наружу, а передает друг другу, «тайные знания». Нет крестьянства вообще, есть крестьянство конкретного уезда/семьи. Клюев – крестьянин из семьи знахарей. После войны – переосмысление народа. Революция разбила осмысление мужика как страстотерпца. Новокрестьянские поэты – новые образы, рус. крестьянина – не православный, а язычник со специфич. представлением о хр-ве. Сплав православия, пантеизма и язычества. И чтобы новые идеи имели большой резонанс (для большинства читателей стихи были непонятны и странны), Клюев и Ко начали игру: они, принося в жертву свою поэтич. индивидуальность, показывали на собств. примере образ народа. После октябрьской революции большая часть новокрестьянск. авторов ее охотно приняли, не думая о том, что она принесет, полагая, что она принесет мужику землю и благосостояние. Следоват-но первые тексты после окт. революции – восторженные. Тексты часто богохульного содержания, где они отрекались от Христа в сторону крестьянской новой веры. Они отказывались приниматьязык совр. эпохи – писали традиционным новокрест. языком.

Противостояние сов. власти и новокр. поэтов началось в 18 году: власть – большевики, а не крестьяне. И новокрест. поэты начали бороться. Гл. тема – противостояние города и деревни, смерти деревни и смерти России вообще, так как уничтожение крестьянства – смерть России. Непонимание того, что происходит в стране, базировалось на противоречивости политики власти по отношению к крестьянству (вообще и в частности). Поэты выражали свое непонимание в текстах – опять оказывались гласом народа. Завершается период в 23-м году. Орешин – сторонник, Клюев – противник сов. власти. А Есенин фиксирует в своих текстах колебания от полного оптимизма к полному пессимизму. Он очень популярен, т к выражает свойственное каждому челу духовное колебание. «Черный человек» и «Анна Снегина». «ЧЧ» - судья, свое второе «я». Чел. раздваивается, он светел и темен и страшен одновременно. Раздвоение становится невыносимым и оно преследует чела до смерти. Конец жизнеутверждающий. «АС» отсылает к Онегину, и Пушк. идея жизнеутверждения доминирует в истории революции в деревне. Трагедии нет. Отношение к жизни делает (определяет) жизнь и степень отрицательного. Трагедия – духовная жизнь, обогащают. «Я сам хозяин своей судьбе». Поэты в период кризиса искали себя в нач. 20-х годов и боролись за права крестьян. И когда начались жесткие чистки, попали одни из первых. Направление было уничтожено. Клюев «Погорельщина». Бухарин ввел термин «Есенинщина», коим клеймил всю «упадническую литературу». Есенина перестали издавать, он исчез из библиотек, за переписку его стихов – административное взыскание. Вернули только в 1950-м году (а все оттого, что после его смерти был ряд самоубийств – Есенин популярен, а это плохо. Он пессимистичен).

5 Литературные группы 20-х гг.

ЛЕФ [Левый фронт искусств] — литературная группа, возникшая в конце 1922 в Москве и существовавшая до 1929. Возглавлял ЛЕФ В.Маяковский. Членами группы были писатели и теоретики искусства Н.Асеев, С.Третьяков, В.Каменский, Б.Пастернак (порвал с Лефом в 1927), А.Крученых, П.Незнакмов, О.Брик, Б.Арватов. Леф, по мнению его создателей, – новый этап в развитии футуризма. («Леф – есть объединение работников левого фронта, ведущих свою линию от старых футуристов», Маяковский; «Мы, „Лефы“ ведем свое начало от „Пощечины общественному вкусу“». Теоретики Лефа утверждали, что футуризм есть не просто определенная художественная школа, а общественное движение. «Желтая кофта» рассматривалась ими как своеобразный прием борьбы с буржуазным бытом.

«Удар по эстетическому вкусу был лишь деталью общего намечавшегося удара по быту… Пропаганда нового человека, по существу, является единственным содержанием произведений футуристов». Футуризм предназначен питать революцию. «маленькое „мы“ в огромном „мы“ коммунизма». В лефовские же времена выясняется, что дело было в том, что «шаблоном», «болотом» являлась дореволюционная действительность, которую и надо было всячески «нарушать». Теперь, после Октября – «практическая действительность» стала «вечно текущей, изменяющейся». Таким образом, полагали теоретики Лефа, была уничтожена вековая грань между искусством и действительностью. Теперь стало возможным принципиально новое искусство – «искусство-жизнестроение». «Сама практическая жизнь должна быть окрашена искусством», – утверждает один из ведущих теоретиков Лефа Третьяков. Даже самые ортодоксальные лефовцы рассматривали теорию «искусства-жизнестроения» как программу-максимум. В качестве же программы-минимум предлагалось «искусство – делание вещи» или иначе «производственное искусство». Стать ближе к производству, найти свое место «в рабочем строю» – это одна сторона дела. Не менее, а быть может, и более важно было другое: «производственное искусство» – искусство рациональное, оно создается не по вдохновению, а «по чертежам, деловито и сухо». Показательна сама «литературоведческая» терминология Лефа: не «творить», а «делать» (Как делать стихи – название известной статьи Маяковского), не «создавать», а «обрабатывать слова», не «художественное произведение», а «обработанный материал», не «поэт» или «художник», а «мастер».

Именно в лефовской среде родился и другой, гораздо более распространенный термин – «социальный заказ», вскоре взятый на вооружение многими критиками и литературоведами 1920-х. Это понятие было нарочито противопоставлено «идеалистическому» представлению о свободной воле художника. (Мы не жрецы-творцы, а мастера-исполнители социального заказа). Разумеется, лефовцы, «работники левого революционного искусства», собирались выполнять «социальный заказ» пролетариата.«Новое время – новые песни» – эта поговорка стала основным творческим принципом многих советских писателей.можно заставить искусство отказаться от исторически сложившихся жанров едва ли не теми же методами, которыми заставили капиталистов отказаться от частной собственности. Если в обществе существует «диктатура пролетариата», то в искусстве, утверждали лефовцы, должна быть «диктатура вкуса».Оплеуха и удар кулака.

6 Имажинизм (Есенин, Мариенгоф, Шершеневич).

Имажини?зм — литературное направление в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов — метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов — прямого и переносного. Для творческой практики имажинистов характерен эпатаж, анархические мотивы. На стиль и общее поведение имажинизма оказал влияние русский футуризм.Имажинизм как поэтическое движение возник в 1918 году, когда в Москве был основан «Орден имажинистов». Создателями «Ордена» стали приехавший из Пензы Анатолий Мариенгоф, бывший футурист Вадим Шершеневич и входивший ранее в группу новокрестьянских поэтов Сергей Есенин.Организационно имажинизм фактически распался к 1925 году.В программных установках имажинистов общим было: критика послеоктябрьского футуризма (его социально-газетной тематики и абстракции лозунгового слова) и утверждение непременной образности поэтической речи.Он ориентировал поэзию на естественную образность ("органическую фигуральность") русского языка, национальнуюстихию и народное творчество.В программе И. основным достоинством поэтического искусства утверждались "образ как таковой"и "ритмика образов". Образ же сводился преимущественно к "образности" отдельного слова (подчас в противовес его "понятийности"), к сравнению, метафоре и метафорическому ряду. Самоцельность "малых образов", щеголянье тропом, поэтической ассоциацией и монтажом сопровождались в поэзии (и теории) И. резкостью образных переходов и главное — каталогизацией образов, не сводимых к единому настроению или целостной идее.Программа И. устремлена к формотворчеству и "искусству для искусства".В самой поэзии имажинистов выразилось прежде всего умонастроение разлада с социальной реальностью — упадочничество, одиночество, тоска и одновременно богемное шутовство, вплоть до скандальности, восприятие революции как кровавой анархии (у Мариенгофа).

 

 

9 .Литературная группа ОБЭРИУ (творчество Хармса).

Гл положения: автономность ис-ва, выработка пролетарской идеологии, создание пролетарской культуры. Лидеры: Богданов, Калинин, Лебедев-Полянский. Пролеткульты созд-т по всей стране клубы, курсы, худ кружки, театры, ун-ты, рабочие дворцы и т д. Выпускают около 20 ж-лов («Пролетарская к-ра», «Грядущее»). Ставил п/д собой сначала просветительные цели, позднее – создание и распространение в массы новой пролетарской к-ры. Работа происходит в творческих лабораториях. Принцип: 1. классовая чистота 2. отказ от к-рного наследия 3. принцип осознанного коллективизма. 4 автономность. Гл тема – труд. Задача: создание пролетарск яз. Богданов. В ис-ве видел орудие соц организации людей, воспитательное ср-во. Многие идеи легли в основу теории пролетарской к-ры. Пролеткульт отрицал творческую инд-ть писателя, его я. Теоретики пролеткульта своеобразно представляли себе мировое сообщество людей, делали упор на новизне к-ры. 

кузница (Санников, Герасимов, Александровский). Многие положения не отличаются от программы пролеткульта.

группа футуристов (1 – комфуты. Маяковский. 2 – группа тв-во. Осеев, Третьяков, чужак. 3 – группа 41 – зданевич, крученых). Поддерживают советскую власть. Декларация: 1. главное форма, а не содержание, 2. отказ от классического наследия, 3. близость коммунизма и футуризма, 4. требование отделения ис-ва от гос-ва.

скифы Белый, Блок. В поэт ядро входили новокр-кие поэты (Клюев, Есенин). Идейн рук-лем был Иванов-Разумник.

имажинисты Газета «Советская страна» (1919) – декларация этой группы: новизна И по отношению к футуризму. Говорилось о смерти футуризма. В начале 20ых возникли массовые пролетарские объединения.

группа октябрь. В нее вошли писатели из ряда других групп.

Левое искусство. Манифест левого ис-ва – книга Эренбурга «А все таки она вертится».

Левый фронт искусства ЛЕФ. 23 – к. 20ых.

Революционный фронт искусства РЕФ. В эту группу входили бывшие футуристы (Маяковский, Асеев). Ж-л «Новый век».

Объединение крестьянских писателей Всероссийский союз крестьянских писателей председатель союза – Деев-Комяковский, потом – Замойский. Появл-ся термин колхозный писатель. Всероссийское объединение колхозных пролетарских писателей. 23-24 – при ж-ле «красная новь» возникает группа Перевал (Катаев, Пришвин). В н20ых возникло объединение Серапионовы братья Зощенко, Федин, Иванов, Каверин. Руководитель – лунц. Название от цикла Гофмана «Серапионовы братья».  ОБЭРИУТЫ параллельно возникает 2 группы: Заумники (в рамках ленинградского объединения союза писателей) и неформальная группа (Хармс, Введенский, липавской, друский) – Чинари. В 26 на базе этих групп возникло объединение – Левый фланг (Хармс, Введенский, Марков, Матвеев, Туфанов).

Объединение распалось и в 27 возникли ОБЭРИУТЫ (Хармс, Введенский, Заболоцкий, вагинов, Олейников). Ужесточается цензура, складывается система руководства и контроля за л-рой. 32 – было опубликовано нов партийное постановление «О перестройке литер-худ организаций»: роспуск лит групп, предлагалось начать работу по созданию единого союза советск писателей. К 34 – под партийным контролем был создан «Всероссийский союз писателей»

ПОЭТИКА АБСУРДА В ТВОРЧЕСТВЕ Д.ХАРМСА И ДРУГИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ОБЭРИУ. Параллельно возникает 2 группы: Заумники (в рамках ленинградского объединения союза писателей) и неформальная группа (Хармс, Введенский, липавской, друский) – Чинари. В 26 на базе этих групп возникло объединение – Левый фланг (Хармс, Введенский, Марков, Матвеев, Туфанов). Объединение распалось и в 27 возникли ОБЭРИУТЫ (Хармс, Введенский, Заболоцкий, вагинов, Олейников). В основу св тв-ва кладут метод конкретного материалистич ощущения вещи и явл-я. Для них хар-н нарочитый алогизм образа, острота и гротескность мировосприятия, стремление раскрыть первичность предмета. Было характерно: 1 – разрыв с заумным тв-вом. 2 – отстаивание права ис-ва на особое видение мира. 3 – утверждение необходимости разрушить стереотипность, заданность восприятия мира. 4 – большое внимание киноисканиям и театральному ис-ву. 5 – особ-ть поэтики: столкновение словесных смыслов, лингвист работа над словом, текстом. 6 – задача: уловить и зафиксировать в тексте текучую и неуловимую реальность. 7 – проекция этической и эстет проблематики на языковую. 8 – в языке видели первооснову, порождающую парадоксы и противоречия окружающего мира. 9 – стремились синтезировать разл виды авангард ис-ва.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.