Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Распутин 90е 1 страница



 

Малевич, Филонов, Кандинский

1981-смерть Александра 2 и Достоевского,начало модернистских течений

1907-начало авангардных направлений, первый фут сборник и выставка нового искусства

1917 год принес разделение литературы на три ветви.Отход Философского парохода. Век литературы русского зарубежья( Париж, Берлин, Прага, Дальний Восток)Уехали Цветаева, Аверченко, Адоевцев, Ходасевич, Иванов, Бунин.

Поэты пролиткульта. Все пишут стихи- это и расцвет графомании, и появление новых авторов. Расцвет массовой поэзии и появление новых форм театральной жизни( историческая реконструкция)Спектакли проводились прямо у Дворцовой площади, актеры набирались спонтанно на улице. Не уехали Ахматова, Пастернак, О. Мандельштам, Н. Клюев, С. Клычков, Петр Орешин.

Новокрестьянская поэзия-расцвет в 20е, хотя появилась раньше.

«Ветхий завет» и «Новый завет»(любовь) для Пастернака - восприятие революции

Клюев воспринимал революцию с точки зрения церковного раскола как выходец из старообрядчекой семьи.

«Козлиная песнь» - Вагинов

«Труды и дни Свистонова» - Вагинов

1819 год- появление имажинистов и направление в театре под название «Группа ФЭКС»(Фабрика эксцентричного актера)-Трауберг, Эйзенштейн, Козинцев

1821 год — смерть Блока, 21 августа погиб Гумилев.

Ходасевич, глава «Гумилев и Блок».

1829, 1832 годы — атмосфера буйства фантазии.

1832 год — веха между 20-30 гг — окончание периода

Постановлние «О перестройке литературных и художественных организаций», руководству казалось необходимым устранить существующие литературные группы(РАД) и создать Союз Литераторов.

34 год-1й всезоюзный съезд советских писателей

Ведущее направление в лит-ре-социалистический реализм.

Идея унификации литературы, главный момент — создание жанра романа, роман стал ведущим жанром соцреализма, был теоретически разработанным.

Конец 80х-начало90х-появление постомедернизма

Авангард.

 

Войска, идущие впереди.

Сами представители направления так себя не называли. Либо новейшие течения в поэзии, или левые.

Левые пришло из французской политики (левую часть занимали радикальные партии).

Появился Левый берег искусств (1916,17 гг) в Тифлисе (футуристы).

Левый фронт в Москве. Все левое искусство связано с футуристами. В Питере Левый фланг в 27г.

В 1910 в отзыве А. Бенуа о футуристической выставке, на которой работы примитивистского направления (Н. Гончарова и М. Ларионов), отозвался с иронией.

В к. 20-х авангард как самоименование. Альманах «Авангард Альманах №а». Группа Новогенерация. Просуществовала недолго.

В 60-70 гг. появились неофутуристические направления в искусстве в Европе, стали обращаться к поэтике авангарда. Стали проходить ежегодные конференции в Загребе. А. Флакер самый известный (опубликовал биографию К. Малевича).

Работы в основном публиковались в журнале Рашн литриче (амстердамский).

Термин авангард широко – все новаторские антитрадиционные устремления в искусстве. Независимо от времени и страны. Книга Жермена Базена «Авангард в живописи с 12 по 20 век» (К авангардистам можно причислить и Рембрандта). Искусство – смена авангардных явлений, сначала они авангардные, потом традиционные.

Узкое – только русское искусство с 1907 по 1932 гг. 2 подпериода: с 1907 по 1917 (боевое десятилетие – группы образовываются, обнародуются декларации и манифесты), 20-е – расцвет авангардных направлений.

Исследователи а.: А.С. Шацких, Д.В, Саробьянов (в основном живописный авангард).

1. идея постоянного самообновления и художественного открытия (устремление к новаторству)

2. програмность (многие авангардисты теоретики, тяготели к концептуализации искусства) А. Туфанов – поэт, считал себя последователем Хлебникова, пытался создать новый поэтический язык, для его программы сыграли роль лингвистов (Бодуэн де Контере – обосновал понятие фонема, его статья «Об отношении русского письма к русскому языку). Туфанов создал стихи, написанные фонематической музыкой. В 23 выпустил книжку, состоявшую из 2 частей – теория программы и стихи, написанные по новому принципу. Он произвел исследование согласных звуков (как изменялось произношение) за время существование человечества. Слова с 1 буквы сопоставил (в китайском и английском – самые старые языки). Фонема – в ней происходит психическое сцепление звука с ощущением движения. Первобытный человек передает звуками движения. Основным согласным звукам дал определение, разделил на 7 типов согласно артикуляции. Существовало 7 периодов существования звуков.

1 из концепций – Матюшина. Пытался установить взаимосвязь между звуками музыки, речи и живописным выражением. Ему принадлежит концепция смотрения на 360 градусов – вырабатывал в себе способность к более тонкому постижению мира. Т.е. видеть все, не только то, что перед тобой.

Исследования в Ленинграде. В институте у Малевича работал режиссер Игорь Терентьев, он пытался установить, есть ли у фонем цветовое соответствие. Поэты читали заумные ряды слов, в которых нельзя было вычленить фонемы, художники в цвете изображали услышанное.

Теория Павла Филонова. Он высказал свои идеи в письме – считал, что художник должен обладать двумя способами видения мира – видящий глаз и знающий глаз. Видящий отвечает за изображения формы и цвета, знающий – интуиция. Благодаря интуиции художник должен увидеть, например, как корни яблони берут соки почвы и запечатлеть внутренние процессы. Директор института Малевич – для него были важны цвет, форма и фактура. Для авангардистов важна была тема единиц смысла, составных элементов (Голова Крестьянина и Крестьянин – картины).

3. проектность – распространение искусства или художественной идеи на разные сферы жизни человека. Главная идея – преобразование быта. (Третий интернационал). Например, Башня Таклина – памятник и здание. Суприматическая солонка, табурет. Искусство должно распространяться вокруг, а не быть в себе.

4. помимо программ существовали манифеста. Акции обнародования программы или манифеста. В манифестах похожая лексика, призывы (декрет, приказ, декларация, фронт, враги, мы объявляем войну). Хотели обнародовать – сделали таблички с названием улиц (Маяковского, Есенина) и ночью снимали таблички, вешали свои. Расписывали стихами (неподобающими) стены Сретненского монастыря.

5. особый тип поэтов-авангардистов, дразнящий публику, бунтари, шуты. Но к себе относились серьёзно, как к пророкам. При этом Малевич носил деревянную ложку. У Хармса была библия на немецком.

6. отношении к традиции – отрицали предшественников, искали другую традицию. Малевич – иконопись. А. Введенский – первые века христианства. Кондинский – наскальное искусство.

 

Пролетарская поэзия или поэзия пролеткульта.

На это направление оказало влияние космическое направление в русской философии – Циалковский, В. И. Вернадский, А. Чижевский. Кроме этого философия Николая Федорова.

Федоров. 1829 – 1903. «Философия общего дела» - основная работа (с 1906 по 1913 выходил в нескольких томах). Предложил узнать, что такое смерть. Нельзя говорить о том, что все люди смертны, пока люди научно не изучат вопрос. Хотел воскресить умерших. Одна из идей – чувство родственности. Изучал, когда оно увеличивается (праздник Пасхи – люди вместе поминают близких, коллективная постройка церквей за несколько дней). Считал, что мысли о близких могут воскресить их. Мы живем в переходном периоде, потом люди будут не только жить на земле, но и управлять земным шаром. Для него важен момент эволюции – она должна происходить не пассивно. А должна быть сознательной регуляцией природы. Человек должен так хорошо познать мир, но и воспроизводить себя сам (органы).

Идея коллективизма как общую энергию и сознательной регуляции(эволюции) природы – две важные темы поэзии пролеткульта. Пролеткульт – пролетарская культурно-просветительная организация. Была создана осенью 1917 года. Для поддержания творческого духа рабочих. Отделения пролеткульта по всей стране. Официально около 400 тыс. человек – члены. Работа пролеткульта охватывала все виды искусств. Издавалось около 10 крупных журналов. В Петрограде – грядущие, в Москве – пролетарская культура, журнал Твори. Журнал Гудки, Горн. Деятельность пролеткульта 17 – начало 20-х

20-е годы создана группа Кузница( М. Герасимов, В. Казин, В. Кириллов, С. Обрадович). В Петрограде Космист – Илья Садофьев.

Главный идеолог пролеткульта – Богданов (современники прозвали его красным Гамлетом, он был основателем института переливания крови). Все станут братьями и сестрами по крови. Человек – система. Переливание помогает восстановить недостающие элементы в организме человека. Переливание было направлено на омоложение человека. Никто не знал, что есть много групп крови. Главный труд – Тектология (тектон – строить). Как строить жизнь человечества. Считал, что человек в деятельности часто воспроизводит то, что уже существует в природе. Нужно изучить природу в разных сферах жизни.

Темы и мотивы пролетарской поэзии.

Ведущий образ – гигантского коллектива. В названии сборников очень часто местоимение мы. Я – нет.

Кириллов «Мы»

Соединение разнородных элементов – богоборческое начало, мотивы мятежа и пожара, библейская лексика, мотивы гражданской лирики.

 

Мотивы поэзии пролиткульта:

-мотивы мятежа и пожара

-богоборческие мотивы. Сам человек — центр и принимает решение, он решает, в какую сторон пойдет развития человечества и цивилизации

 

Гражданская лирика и лирика символизма эклектична.

 

-тема труда. Связана с философией Н. Федорова (строительство храмов во время бедствий, новое понимание Пасхи — на Пасху родственнки собираютсся о могилы умершего предка и, вспоминая его, представляют его живым. От молитвы можно перйтик оживлению предков. Учение «Новая Пасха» - Федоров, о воскрешении предков) Явление смерти научится преодолевать смерть, изучив ее. Разложившиеся части чел. тела после смерти могут подлежать воскрешению, просто человечесво пока об этом не знает.

Труд порождает жизнь. Все рожденное нужно заменить искусственно созданным человеком. Живое с его точки зрения не идеальна. Создание нового мира, в котором не будет смерти и все братья и сестры)

 

А.Ьогданов умер от переливания крови,т.к. Тогда еще не знали о соществоаниии групп крови. «Красный Гамлет», создал Институт переливания крови.

 

Идея братского труда и коллектива – тема поэзии пролеткульта

Много дилетантской поэзии

Поэт пролеткульта интересный – Алексей Гастев 1883 – 1939 (расстрелян)

Был одним из ярких поэтов пролеткульта, создал институт труда (Центральный институт труда, 1920-38. Считал институт своим главным произведением) Выдвигал положение о научной организации труда. Под влиянием идей Н. Федорова, полагал, что надо устроить полную механизацию общества. Наука психотехника популярна в эти годы. Она для создания военных условий труда на предприятиях, оптимизация производства. Человек пришел на завод – поминутно расписывает день (завтрак, сколько просматривал бумаги).

Она просуществовала лет 5. Гастев был инициатором введения подобных технологий. Изложил положения в статье «О тенденциях пролетарской культуры». Хотел ввести нормативы, нормировать питание, квартиры, творчество, интимную жизнь. Для того чтобы искоренить индивидуализм, предлагал сделать имена из цифр и отдельных букв. «Индустриальный мир» - ещё одна его статья. Писал о том, что необходимо искоренить эмоции. Считал, что работники должны были превратиться в слаженный коллектив, в котором нельзя было бы вычленить индивидуума. Хотел ввести хромо-карты, чтобы хронометрировать каждое дело.

Один из центральных образов Гастева – механизм (кран, завод), интересен не сюжет, а форма стиха

Он – новатор стиха. Обратился к редкой стихотворной форме (верссе – промежуточная форма между прозой и поэзией, сверхкраткая проза, поэзия, сверхдлинная поэтическая строка)

Версе появилась в европейской лит-ре в связи с переводом библии.

В России в связи в переводом Ницше. Расцвет версе в творчестве А, Белого (Симфонии). В 20-е годы – многие поэтические манифесты пишут этой формой, так как она передает патетику. При написании первых сценариев (Дзига Вертон – режиссер) тоже использовалась. Стих «Мы растем из железа».

 

Группа «Биокосмисты». Манифест их был опубликова нВ Известиях в январе 22 года

«Манифест Биокосмистов-анархистов». Выпускали газету «Биокосмист». Подзаголовок «Креаторий биокосмисов». Газета выходила в 22 году. Биокосмисты выходили с философскими статьями. ИХ главные идеи – интерпланеризм (завоевание космоса), иммортализме. Если победить смерть, человек станет бесконечным по времени. Лейтмотив возрождения к новой жизни. Использовали библейскую символику (отсылки к пророкам ветхозаветным). Поэт Иван Филипченко.

«Памяти Хлебникова» - устремленность в космос.

Иногда идея доведена до абсурда – М. Герасимов («там будет башня К. Маркса).

Лавная активность пролеткультовцев - начало 20-х.

Идея создания эликсира

Ал. Замков – его обвинили в частной практике. Его сослали в Воронеж. Он начал лечить работников завода.

Новокрестьянская поэзия.

 

Направление появилось в сер. 10-х гг. относятся Клюев (из Олонецкой губернии) , С. Клычков, А. Ширяевец (из Симбирской губернии), П. Орешин (из Саратова). Родились в к. 80-х гг. Они были из крестьянских семей. Из разных областей. В 19 в были поэты, стилизовавшие творчество, писавшие на темы крестьянской жизни.

У них были свои покровители – символисты. Интерес символистов к ним был связан с тем, что темы поэзии были связаны с народной религиозной традицией. Символисты видели новый источник для творчества, новый религиозный источник. В 10-е гг. – серьезное изучение сектантства. И сектантство (скопцы, хлысты) , и старообрядчество были сильными направлениями. В сектах проводился ритуал – радение. Он интересовал символистов. Все члены сектантской общины становились в круг, в центре – «мачта». Расположение – «кораблик». Участники ходили по кругу, темп хождения нарастал, стоящий в центре совершал вращательные движения, доведя себя до экстаза. Первая часть ритуала сопровождалась пением песен. Вторая – пророчеством. Символисты считали, что это служение давало новые возможности. Больше всех интересовался А. Белый. Благодаря символистам удалось организовать вечера чтения.

Бердяев говорил, что национальная идея – то, как Россия видит себя в вечности. В 10-е годы – постановки, связанные с русской темой. Образуется несколько славянофильских обществ (объединяет поэтов и художников). Образуются литературные круги. Судьба большинства новокрестьянских поэтов сложилась трагически – не пережили 37 г.

После революции правительство поддерживало новокрестьянских поэтов. Но они поддерживали и сектантов. Сектантам предлагались земли, которые были конфискованы у помещиков. Они не пили, не курили, была общая собственность, считалось, что сектантство – проводники коммунистических идей. Т.е. уклад существует уже, которым дальше должна жить страна. Но когда наступили другие времена, связанные с продразверсткой, коллективизацией, отношение поменялось.

В 29 г. Состоялся съезд крестьянских писателей, на нем почти не было писателей, были в основном функционеры (чиновники), обсуждали крестьянских авторов. Являются они или нет дружественными власти.

После 29 гожа их почти не публиковали, только если стихи были соответствующей тематикой (индустриализация и т д). Они носили длинные волосы, правительство было не уверено, хорошее ли влияние они произведут на молодежь.

 

Клюев.

Был из старообрядческой семьи, родился в Олонецкой губернии. Был ярким творческим человеком. Отношение к нему современников неоднозначно. Он любил одеться в русском стиле, носил косоворот, мог явиться с подводкой глаз в артистическое кафе. Многие считали, что он хороший актер, хочет эпатировать публику.

Конец 1911 г -1я книга стихов Клюева «Сосен перезвон». Посвящена Ал.Блоку. «Ал.Блоку, нечаянной радости»

«Сегодня полное разногласие в чувствах России, Востока, Клюева, святости» - мнение Блока после прочтение письма,адресованного его Клюевым с книгой.

«Стихи о Прекрасной даме» -служение обществу, образ крестьянского дома

Клюев:

 «Братские песни» - -религиозные мотривы, моивы сектанских песнопений

Центральный образ стихов Клюева связан с мотивом служения некому общему делу. Связан с религиозными представлениями. Образ семьи как духовного братства людей. 

«Ты все келейнее и строже». Образ монашенки, с другой стороны – борца со жизнь, революционерки. Прототип – сестра Добролюбова, которая стала сестрой милосердия.

Сборник в 12 г. «Братские песни». Самый сложный из сборников стихов. Связан с мотивами сектантских песнопений. 9 стихов, которые назывались песнями, изданы в издательстве «Новая земля» (религиозное). В библиотеке проповеднической лит-ры. Это издательство голгофских крестьян (христианское религиозное движение, возглавил отец Михаил). Основные идеи совпадали с идеями Н. Федорова. Идея - Социальное обновление, духовное должно произойти в рез-те творческой работе всех землян. В рез-те – всеобщее воскрешение. В Клюеве они видели возможного проповедника этих идей. Сборник издан с подхаголовком – «Песни голгофских крестьян». Темы и мотивы – мотивы радельных песнопений – обращение к Христу, Богородице (Иисусова молитва).

Образ матери читается в духе религиозных традиций сектантов. Они особо почитали богородицу, считали, что каждая женщина может ей быть. Как и любой человек может стать Христом. Три ипостаси образа – земля, мать, богородица. У Клюева все три ипостаси. Мотивы близки к песням радельным сектантов.

Образы, которые восходят к образам сектантской жизни – мачта, корабль (=община). Плавание на корабле (=часть ритуала).

«ИЗбиные песни» - ещё 1 сборник. Слова «дом», «изба» были важны. Образ избы – от старообрядческой традиции. У них – ощущение целостного устроя жизни (каждый предмет стоит сугубо на своем месте). В избе красный и темный угол. Они по диагонали. В темном – печь. Человек не мог себе построить перестановки. Это связано с бого данным порядком. В избе все, что надо для жизни

«Песнослов» - поэтические святцы, насыщенность образами православных святых. Эпитеты.

 

Клюев использует эпитеты – спас пшеничный, вылущенный (связано с цветами)

«Лик пшеничный с бродой солнцевласый» (цвет иконы через бытовые реалии крестьянского мира)

«Небо пестрядинное», «Душа пестрядинная», «Волна пестрядинная» (связано с домотканой материей голубоватого цвета)

29 год –съезд крестьянских писателей. Главный вопрос – кто свой, кто чужой. Один из выступавших – Луначарский (нарком) – «Сейчас у нас в стране одна из величайших хозяйственно-культурных битв. С одной стороны кулацко-капиталистический класс, с другой- пролетарский и полупролетарский». Крестьян причислили к кулацко-капиталистическому классу. Значит новокрестьянские поэты выражают идеи этого класса. КЛЮЕВА и др. перестали публиковать, если они пишут о деревне. Можно только на тему индустриализации. Решение о пресечении деятельности новокрестьянских поэтов, так как могут плохо повлиять на молодежь

Раскулачивание – выселено в отдаленные области сибири миллионы людей. Если у тебя кровать с железными бумбошечками, ты кулак

Клюев пишет поэму, которую читают по домам.

Погорельщина.

27-28 год.

Подпольное чтение поэмы послужило одной из причин ареста Клюева и его ссылки. Издана в 54 году в NY чехословацким издательством. Клюев передал свою поэму Логатто (?) чтобы тот после его смерти напечатал

Особенности:

Разнообразная ритмико-строфическая организация (размер меняется – эпический стих, баллада, городской романс, народные куплеты песенные)

Фабула – исторические события, которые произошли в н. 18 века в одной известной старообрядческой общине, которая находилась на Выге (река). Здесь жили знаменитые иконописцы (изографы) братья Денисовы – ученики Андрея Рублева. После смерти А. Денисова там начались внутренние противоречия. Эти события послужили толчком для создания поэмы. Клюев создает образ старообрядческой общины – Великий Сиг (Сиговец, Сиговый Лоб). Персонажи – члены общины (резчик Олеха, иконник Павел, ваятель-гончар Селивестр, столпник-начетчик (знаток старообрядческих книг) Нил, кружевницы и пряхи Арина, Степанида, Анастасия)

 

Анастасия – воскресение. У хлыстов богородица Анастасия. У них богородицей и Иисусом мог стать любой, достигший духовного совершенства чел-к.

Тема – богохульство, которое приводит к невиданным бедствиям. Начинается с образа Анастасии, которая лежит нагая на распутье дорог (над ней надругались). Женское начало – земля, мать, богородица. Растление самой земли. Клюев обращает к сюжету иконы о Георгии Победоносце. Он пронзает змея (змей – зло). Змей все снес своим хвостом.

Образ легендарных птиц (Алконос, Солод) – предвещают смерть жителям.

Не стало основателей соловецкого монастыря (был оплотом старообрядцев) – Зосима и Саватий. Они отправляются в символическое путешествие (в Горнюю Русь = град Китеж) – небесный вечный град).

Популярна тема – путешествие в невидимый град Китиж (духовный путь, Китиж – рай на земле).  

В деревне Сигов Лоб – голод (людоедство). Им видится единственный путь - самосожжение один из героев – Селивестр его и совершает. Вокруг него и других праведников - звери. Он забирает с собой иконы, почитаемые старообрядцами (чтобы они не достались людям со злыми помыслами).

Кульминация – Николай (песнописец). Решает отправиться в град Китеж. Насыщено устаревшими словами, диалектизмами. Врата града смогло открыть только сердце (он благороден)

Конец- повесть о граде Лиде (городе белых цветов), что стоит на индийском поморье. легендарный город, существовавший в Палестине (там творил чудеса Георгий Победоносец).

Кольцевая композиция. Победоносец возвращается на икону.

Символика цвета. Описывает создание иконы подробно. Употребляет название природных явлений (птиц, деревьев, трав, растений). Значит, иконы написаны теми же цветами, которые видит старообрядец. Цвета природы – те же самые, что на иконе.

Клюев был расстрелян в 38 г.

Имажинисты.

В названии группы- основная художественная идея (в поэтике указывается на приоритет образа). Впервые о первостепенной роли образа заговорили английские и американские имажисты (1912 год). Через 7 лет наши имажинисты опубликовали манифест.

Английские и американские имажисты (Ричард Олдингтон, Томас Эрнстхьюм, Хильда Дулитл, Эзра Паунд – самая яркая фигура, опубликовал манифест «Несколько не», сформулировал основной принцип имажиста – лучше за всю жизнь создать 1 единственный образ, чем сочинять многотомные образы). Имажисты интересовались восточной поэзией (китайской пейзажной).

Э. Паунд «A girl».

Наши имажинисты : в 1915 в альманахе Стрелец опубликована статья З. Венгеровой «Английские футуристы». В ней она цитировала слова Э. Паунда (Наша задача - сосредоточиться на образах, именно образы составляют первозданную стихию поэзии)

Один из будущих имажинистов Шершеневич был знатоком английского, читал статьи имажистов. Но сам говорил, что задумал стать имажионистов раньше, чем они. В 1916 Ш. в футуристическом журнале «Мезонин поэзии» (издавала группа с таким ж названием) – «Я по преимуществу имажионист», то есть образы для меня прежде всего, поэзия для меня есть искусство сочетания самовитых слов, поэтическое произведение – непрерывный ряд образов». Первые стихи видны в его книжке «Зеленая улица» (1916), принцип «каталог образов». Его стихи представляют образы, не связанные ни сюжетно, ни тематически.

В 1918 в Н. Новгороде «Без муз» альманах. Ш. опубликовал стихи под псевдонимом Георгий Гаер. Гаер отсылает к названию шута. Ш. здесь опубликовал свою статью «У края прелестной бездны»с(провозгласил новое направление – имажионизм). Ш. понимал под направлением новое течение в футуризме.

Мариенгоф.

Его первая публикация в Пензе. В 1918 г. В альманахе «Исход». Три участника альманаха – имажинисты (Мариенгоф, Иван Старцев, Виталий Усиенко)

Мариенгоф в этом альманахе опубликовал стих «России». В нем основной принцип имажинисткой поэзии Мариенгофа (сцепление чистого и нечистого). Использует табуированные темы, связанные с эротикой, образы, связанные с политикой, традиционно высокие темы. Образ построен на противоречии.

Есенин. Пришел в имажинизм со своей идей образа. Но для всех важен образ основного стиха.

В 1918 авг. Мариенгоф приехал в Москву. Привез альманах, решил устроиться литературным секретарем в издательство ВЦИК. Там готовился сборник стихов «Явь». К годовщине окт. Рев. В издательство пришел Есенин, познакомился с Мариенгофом. Есенин пытался участвовать в разных группах (пытался в московском отделении пролеткульта создать отделение новокрестьнской поэзии, С Клычковом хотели создать группу Аггелизм, Клычков увлеклася мифологией зла, пытались реализовать идеи клычкова, кроме замысла ниче не было).

В 1917 – институт среди пролетарских поэтов. Универ, созданный для выходцев из крестьян – писателей). Там учился Есенин. На него повлияли книги: исследование А. Афансьева – «Поэтические воззрения славян на природу» , Василий Стасов «Русский народный орнамент»)

Есенин написал трактат Ключи Марии. Мария – душа. Он обращается к орнаменту (деревянному) – конь, голубь над крыльцом, петух на ставнях). Многое берет от Стасова (только русский мужик догадался посадить коня на избу, отправил коня на пастбища, голубь – в дом может войти каждый (сердечность живущего там человека, петух – вечный вестник восхода, хозяин живет по солнцу).

Суть орнамента – охранительная функция (=четки – сопоставим с ними), орнамент на избе не является декоративной функцией, от орнамента Есенин переходит к буквам алфавита)

Есенин считал что буква А (прописная) изображала человека, который встал на колени и держится за землю).

Буква В – человек, который держится за пуп (пытается познать себя)

Б – держится за небо

Я – идет по земле, пытается постичь себя.

Выдвинул мысль, какие есть образы. Образы сопоставляет с орнаментов и буквами. Образ должен быть органическим. Не произвольным, а должен вырастать из мифа.

3 группы: 1. образы от плоти 2. от души 3. от разума (у человека есть плоть, разум, душа)

От плоти – заставочные (простая метафора, статичен – «радуга – ворота»), от духа – корабельные (сравнение, важно движение, образ плывет как ладья по воде, «слова текут как дождь»), от разума – ангелические (развернутая метафора, важно движение, «Ветры, стрибожьи внуцы, веют с моря стрелами») Внуцы - внуки

 

Сборник Есенина 1920 г . «Рередница».

«Я последний поэт деревни… прохрипят мой двенадцатый час»

Все образы в отрывке имею мифологическую основу.

Главные –мост, свеча, луна. Мост соединяет мир живых и лицо мертвых. (Он – последнее звено, переходящий через этот мост)

Природа – храм, березы – священники, листья – ладан. Свеча – сам поэт.

С 1918 начинаются совместные выступления имажинистов

Декабрь 1918- «Вечер пяти». Шершеневич, Мариенгоф, Рюрик, Ивнев, Александр Кусиков, Сергей Рексин

Через неделю состоялся «Вечер четырех», Есенин, Мариенгоф, Шершеневич, Ивнев.

Январь 1919 –опубликована декларация имажинистов.

Шершеневич. «»Образ – броня строки, панцирь картины. Только образ, как нафталин, пересыпающий прощ-ние, спасает это последнее от моли времени»

Декларацию подписали Есенин, Мариенгоф, Шершеневич, Ивнев, художники – Борис Эрдман, Якулов

Сначала опубликована в «Сирене» в Воронеже, потом в Москве, в «Советской стране»

Трактат Шершеневича «2 2=5» «Стихотворение не организм, а толпа образов, из него без ущерба может быть вынут 1 образ или вставлено ещё 10 образов» «Имажинизм есть механическая работа, а не органическая» (механическое соединение разных образов). Стих «Каталог образов» 1919. Скирда – сноп сена.

Образы Есенина, Шерешеневича и Мариенгофа. Коллективный сборник «Лавильня ? слов» март 1919

Шершеневич «Рассказ про глаз Люси Пусиковой». «Маяк зрачка на бельмах волн качается». «Аквариум глаза. Зрачок – рыбешкой золотой», «На небосклон белков зрачок луною»

 Мариенгоф «Слепые ноги». «Что зрачков, устремленных в тазы». «В лохани глаз белье полощет». «Хочу белком коснуться острия». «Пусть вытечет из глаз голубизна слепая».

Мариенгоф трактат «Пара чистых и нечистых» - в книге «Остров-буян». В худ образе должно соединяться 2 противоположных начала. «Нужно всадить в ладони читательского восприятия занозу образа». Мариенгоф не был согласен с тем, что образы механические. Нет принципа каталога образов. У него все органично. Задача: вызвать максимум внутреннего напряжения путем скрещивания чистого и нечистого

Есенин «Душа грустит о небесах». «О, если прорасти глазами, как эти листья в глубину» - эта метафора связана с мифом о древе жизни. Это стихотворение напоминает стих «A girl», где образ дерева

 

В сентябре 19 года имажинисты создают поэтическую организацию – Ассоциация вольнодумцев. Зарегистрирована в Москве, должна была пройти через подпись наркома просвещения Луначарского. 3 положения – культурно-просветительное учреждение. Цели – духовно-экономическое объединение мыслителей и художников. Открыли несколько заведений – кафе «Стойло Пегаса», 2 книжных магазина, книжные магазины «Лавка поэта» и «Книжная лавка художников слова». Считается, что имажинизм вырос из чтений в кафе (многие читались в кафе «Стойло Пегаса»). Они основали кинотеатр «Лилипут», столовую «Калоша», «Мышиная нора». Издательство «Чихи-пихи» (руководил Александр Кусиков), «Сандро» (его же, его так называли). Имажинисты. Было издано около 60 книг.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.