Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема урока: « Хор как художественно-исполнительский коллектив»



Тема урока: « Хор как художественно-исполнительский коллектив»

Цель урока: Улучшение качества звука путем работы над слаженным звучанием коллектива. Познакомить учащихся с разными видами ансамбля в музыке.

Задачи урока:

1. Обучающие

- обеспечить формирование у учеников знаний об особенностях работы хорового ансамбля.

- обобщить и систематизировать ранее полученные знания по теме.

2. Развивающие – создать условия для развития у ученика способности

к хоровому ансамблю.

- элементы хорового ансамбля: ритмический, интонационный, динамический, интонационный, гармонический.

- эмоционально - образной сферы психологических процессов (воображения, мышления, памяти) при пении упражнений и в процессе работы над вокальными произведениями;

3. Воспитательные - создать условия для:

- воспитания сознательного подхода к обучению;

- повышения уровня самооценки, стремления к самосовершенствованию и творческой самореализации;

- стимулирования творческого поиска ученика в создании интерпретации произведений.

Тип урока: комбинированный.

 

Методы работы:

по источнику знаний:

словесные – показ, комментарии, объяснения (пояснения практического действия), беседа;

практические – упражнения, практические задания;

по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, элементы исследовательского метода.

Методы вокальной педагогики:

- вокальные упражнения, методы показа и подражания, мысленного пропевания, сравнительного анализа.

- формирования певческой культуры, становления ассоциативно-образного мышления.

Межпредметные связи: сольфеджио, теория музыки, анализ музыкальных произведений, аккомпанемент.

Оборудование: фортепиано, компьютер, презентация по теме урока, зеркало.

 

 

Используемые произведения:

1.Ю.Шатунов, С.Кузнецов «Детство».

2. А. Пахмутова, Н.Добронравов «Пока не поздно».

3. Я.Френкель, Р.Гамзатов «Журавли».

 

Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой.

3. Правила при пении стоя и сидя:

-При пении поза должна быть неподвижной

-правую ногу лучше слегка выдвинуть вперед (3 позиция)

-тяжесть тела можно время от времени переносить попеременно слева направо и с права на лево

-вредным является излишнее поднимание плеч

-нужно представить себе, что все мускулы шеи вплоть до мускулов спины расслаблены

-свободная нижняя челюсть, без напряжения.

Вам всем нравится петь песни, поэтому давайте улыбнемся и с настроением поработаем на уроке!

4. Подготовка голосового аппарата к работе - распевание хора (пение распевок, скороговорок).

5.Хоровой ансамбль - это художественное единство совместного исполнения, уравновешенность, согласованность всех технических и художественных средств выразительности в хоровом исполнении.

Понятие ансамбль происходит от французского слова ensemble – вместе, означает единство, созвучие, согласованность. «Умение певца подчинять свою индивидуальность задачам коллектива – основное правило настоящего ансамбля. Так в навыке ансамблевого пения и проявляется главная суть хорового исполнения – коллективность» (Школа хорового пения./ сост.В.Соколов, В.Попов, Л. Абелян. Выпуск 2 – М. 1978г. – стр.9) Работа в классе ансамбля ведется под руководством педагога. При формировании коллектива, отбираются и прослушиваются тембровые возможности каждого голоса, чтобы они «сливались», диапазон, возраст учащихся. Состав ансамбля может быть самым разнообразным, в зависимости от количества учеников. Для успешной деятельности коллектива руководитель должен заранее планировать занятия, грамотно подбирать репертуар.

Элементы ансамбля: ритмический, динамический, вокальный, унисонный, гармонический, полифонический, хора и солистов.

Ритмический ансамбль включает в себя все моменты, связанные с темпом, метром и ритмом хорового исполнения. Умение петь вместе. Ритмически четко, вступать и прекращать петь, четко выявляя метрическую структуру произведения. Ритмическое воспитание хора является главной задачей, ибо исполнительский ритм всегда имеет музыкально-выразительное значение и работа над ним является также над музыкальной фразой, интонационным строем и главное над содержанием произведения.

Динамический -(с греческого «сила») уравновешенность по силе голосов внутри партии и согласованной громкости звучания хоровой партии в общем ансамбле.

6. Применим эти знания в работе над произведением Ю.Шатунов, С.Кузнецов «Детство».

Ю́рий Васильевич Шатуно́в (род. 6 сентября 1973 года, Кумертау, Башкирская АССР) — советский и российский певец, солист группы «Ласковый май» (1986—1991). Характер произведения - веселый, живой, легкий, подвижный, игровой. Размер 4/4.Тональность ля-минор, с отклонением в си-мажор. Темп - аллегро. Форма: простая куплетная.

Ансамблевые трудности: унисонное исполнение хоровой партии. Необходимо добиваться легкости в исполнении, отразить игровое настроение, гибкость динамического развития, а так же особенности темпового движения. Штрих нон легато.

7.Работа над произведением А. Пахмутова, Н. Добронравов «Пока не поздно».

Эту песню А. Пахмутова - Н. Добронравов всегда исполнял с особым воодушевлением, вкладывая всю свою душу в каждое слово песни «Пока не поздно», пытаясь донести до слушателя все эмоции, которые он переживал в момент исполнения песни. И такое отношение исполнителя, по мнению почитателей его таланта, демонстрируется и тогда, когда он поет другие свои композиции. Это произведение известного композитора песенника в репертуаре знаменитого певца И. Кобзона. А также современная интерпретация песни Мария Шерер. (Показ произведения).

8. Работа над произведением Я.Френкель, Р.Гамзатов «Журавли».

«Журавли́» — песня на стихи Расула Гамзатова в переводе на русский язык Наума Гребнева. Композитор Ян Френкель. Песня посвящена солдатам, погибшим во время военных действий. Конкретное посвящение — Марку Бернесу («Марку Бернесу, для которого эта песня стала последней»)

Через несколько лет после появления песни «Журавли» в СССР, в местах боёв 1941—1945 годов, стали возводить стеллы и памятники, центральным образом которых были летящие журавли. Так, журавли из песни стали символом памяти о погибших в Великую Отечественную войну, например, Памятник«Журавли» в Саратове или мемориал «Журавли» в Санкт-Петербурге. Был выпущен значок с изображением вечного огня, в пламени которого летят журавли, и надписью "А превратились в белых журавлей".

В 2016 году в Словении на мемориальном кладбище Жале в центре Любляны был открыт памятник «Сынам России и Советского Союза, погибшим в Словении». Журавлиный клин поднимают в небо восемь стелл — по числу лет Первой и Второй мировых войн.

С 1986 года 22 октября в Дагестане, на родине автора текста песни, Расула Гамзатова, ежегодно проводится «Праздник белых журавлей» — день памяти погибших солдат, в последнее время приобретающий всероссийский масштаб.

Песня упоминается в «Журавлиной песне» Г. Полонского и К. Молчанова из фильма «Доживём до понедельника»:

-работа над интонированием.

-работа над общим ансамблем.

Гармонический ансамбль - полное равновесие хоровых партий. Мелодия должна звучать отчетливо.

9. В заключении: Творческая спаянность, дружеские отношения между участниками хора оказывают огромное влияние на всю работу хора в целом и в частности на достижение хорошего ансамбля.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.