Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





г. ИЗО 6-Б класс



20.11.20г. ИЗО   6-Б класс

Тема: Реальность и фантазия в творчестве художника.

Цель:1. Познакомить учащихся с понятиями «реальность» и «фантазия» в творчестве художников; рассказать об условности и правдоподобии в изобразительном искусстве; .Дать представление о нераз­рывности восприятия реальности и творческой фантазии в произведениях искусства на любые темы, в том числе при изображении предметного мира. Научить понимать роль различных жанров в истории искусства; познакомить с особенностями творчества великих русских художников

2. Развивать творче­ские способности учащихся

3. Показать учащимся ценность каждой вещи, формировать умение видеть заложенную в вещи частичку души человека

Введение в тему « Реальность и фантазия в творчестве художника».

- Как вы думаете, зачем человеку нужны фантазия, воображение? (Чтобы уметь мечтать. Чтобы строить будущее, сочинять новое, де­лать открытия.)

ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ не­обходимо для того, чтобы сочинять, но неменее — для того, чтобы видеть и понимать окружающий мир и самого себя. Занятия искусством развивают эти качества.

· Изображение как познание окружа­ющего мира и отношение к нему чело­века. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве.

· Реальность и фантазия в творческой деятельности художника.

Во все времена человек создавал изображения окружающего мира.Когда мы смотрим на картины художников, нам трудно определить, реальность или фантазия то, что изобразил мастер.

 

Реальность и фантазия — два крыла художественного творчества. Художник, умеющий видеть жизнь, умеет и фанта­зировать. Он может сочинять, изобра­жать то, чего нет, — небывалые страны, иные миры, неведомое прошлое и дале­кое будущее. Он может рассказать нам о придуманных событиях, о жизни лю­дей, которых никогда не было, может изображать небывалых чудовищ и не­мыслимые механизмы (Леонардо да Винчи. «Проекты). А мы, понимая это, не считаем его обманщиком — мы радуемся и огорчаемся вместе с ним.

Такое право на вымысел решительно отличает искусство, например, от науки, даже от обыденного общения. Там всякое несовпадение с реаль­ностью есть обман, ложь или ошибка, заблуждение. А в искусст­ве, даже тогда, когда оно убедительно показывает нам то, что ре­ально существует, художник ведет отбор существенных для него сторон реальности. В созданном произведении раскрывается явле­ние жизни, пропущенное через фантазию автора, его отношение. Реальность в произведении повернута к зрителю теми ее сторона­ми, которые выбрал художник, которые взволновали его.

· Правда искусства как ре­альность, пережитая человеком.

Правда искусства — это реальность, пережитая человеком. И художнику требуется мастерство владения художественным языком, средствами выразительности, чтобы передать свои пережи­вания зрителю. Чувства и мысли, которые выражены в произведе­нии искусства, должны быть подлинными. Цель искусства не в том, чтобы обмануть зрителя, заставить его принять изображение за са­му реальность. Все подлинные художественные образы создаются именно как воплощение правды. Зрительские же умения состоят в том, чтобы понимать образ реальности, созданный художником.

Все, о чем мы здесь говорили, относится не только к картинам со сложным сюжетом, но и к портрету, пейзажу, натюрморту.

 

В истории изобразительного искусства есть множество примеров, когда не только на исторические и сказочные, но и на современные сюжеты пишутся картины по воображению, т. е. искусство — это образное, а не зеркально точное отражение действительности. Сущность художественного воображения заключается в том, чтобы создать не копию реальности, а творческие образцы, но, что очень важно путем не нарушения, а сохранения и даже обострения основных впечатлений от жизненной реальности. При этом явно ошибочным является утверждение, что чем причудливее диковиннее произведение, тем о большей силе воображения оно свидетельствует.

Воображение И. И. Левитан не слабее, чем воображение С. Дали. Это лишь иное воображение. Для того чтобы создать новые образы и написать новую картину, максимально соблюдая условия объективной действительности, нужны особая зоркость, творческая самостоятельность воображения.

Ещё одна важная мысль: ценность произведения искусства не в том чтобы обмануть зрителя, заставить его принять изображение за реальность, а в подлинности чувств и переживаний, передаваемых художником зрителю. Чем реалистичнее художественное произведение, тем более мощным должно быть воображение, чтобы сделать наглядно-образное содержание которым оперирует художник, пластическим выражением художественного замысла. Соблюдение жизненной реальности отнюдь не означает фотографического воспроизведения; или копирования непосредственно воспринятого. И.И. Левитан часто повторял: «Из непосредственного снимка природывыйдет жалкая, бессмысленная копия. Она позволяет приблизиться к себе только путём творческой фантазии. Иначе было бы слишком просто быть художником».

То, что мы воспринимаем в жизни, в повседневном опыте, по большей части случайно, мы далеко не всегда выделяем характерное, существенное содержание, определяющее индивидуальное лицо человека, события, явления. Художник видит по-иному: его зрение, сознание ведут отбор значимого, характерного. Задача художественного произведения — передать зрителям то, что видит художник, с такой убедительностью, чтобы и они это увидели и почувствовали.

 

1) Рассмотрим работу М. Шагала «Прогулка».

Представлена картина Марка Шагала «Прогулка».

Вопросы классу

1. Как бы вы назвали эту картину?

2. Какие чувства вызывает у вас эта картина?

3. Что, по вашему мнению, автор «хотел сказать» этой картиной? Какова ее главная мысль, «зачем» он ее написал?

4. Что сделал автор для того, чтобы мы поняли его замысел? Какими средствами он этого достиг:

а) жанр картины;

б) сюжет и композиция;

в) рисунок, ритм, колорит… .

Вывод: «При создании произведения художник пропускает реальность через свою фантазию. Правда искусства – это реальность, пережитая человеком»

Разве может быть так, чтобы люди летали? Люди не могут, а художник в юности ускользнул в небо из своего родного города Витебска, устроился на облаке и начал писать. Взлетая, лирические герои Марка Шагала вырываются из объятий предметного мира. Так и в «Прогулке» он изобрази сцену фантастического полёта невесты, вознесённой в широкое, словно раскрытое для полёта небо, но связанной с землёй рукой и фигурой художника. Герои картины замечтались, засмотрелись на небо, вылезли через окно на крышу и... взлетели над Витебском, устремились на небеса. Полёт в «Прогулке» радостен, безмятежен и возможен только благодаря прекрасному чувству любви жениха и невесты. В другой руке художник-жених держит птицу, таким образом, ему (вопреки поговорке) удаётся удержать и небесного журавля и земную синицу. В этом произведении выражена именно реальность, правда чувств художника.

 

Фантазия — это не просто нереально сочетание реальных элементов, а обострённое видение сути реальности.

Мощное творческое воображение узнаётся: не столько по тому, что человек может придумывать, а скорее потому, как он умеет преобразовывать реальную действительность, обременённую случайными, лишёнными выразительности штрихами, в ещё более подлинный мир, в художественный мир. Некоторые тонкие и хрупкие переживания- значимые факты внутренней жизни —часто как бы заслоняются и затемняются в условиях; обыденной жизни. Творческое воображение прибегает в художественном произведении к отклонению от некоторых сторон действительности или к их обострению, с тем чтобы придать образную наглядность той стороне реальной действительности, которая для художника наиболее важна.

Творческое воображение необходимо мастеру для создания произведения. Порой художник изображает не действительность, а именно фантастический мир вещей для того, чтобы передать нам - зрителям - свое настроение.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.