Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема урока: Ковроткачество в Башкортостане. История развития.



14.04.2020 г.

Тема урока: Ковроткачество в Башкортостане. История развития.

Задание к уроку:

1. Прочитать теоретический материал урока.

2. Зарисовать в тетради.

 

    Ковровое искусство возникло в условиях натурального хозяйства, когда обработка шерсти являлась одним из главных занятий населения. Выделка ковров всегда была делом женских рук. В прошлом женщины сами обрабатывали шерсть, очищали ее, пряли, красили, ткали ковры. С детских лет, постигая традиционное мастерство, женщины от ковра к ковру совершенствовали свое искусство, варьируя рисунки и колорит ковров, вкладывая в них свое понимание красоты. По мастерству, с которым были выполнены ковры, судили о прилежности невесты.

     Башкирские ковры были нескольких видов: без ворса и ворсовые. Простейшими безворсовыми коврами были паласы, изготовляемые преимущественно из козьей, реже – овечьей шерсти – буй балас. Козью шерсть предпочитали потому, что она в отличие от овечьей была более прочной и яркой. Безворсовые паласы ткали без гребня. Поперечные нити (специальный термин – уток) ножевидной пластинкой прибивались к уже сотканной части ковра. Они не участвовали в создании узора, поскольку были скрыты плотно прилегающими друг к другу продольными нитями, идущими параллельно вдоль ткани (основой). Узоры безворсовых паласов создаются продольными нитями (основой) и представляют собой разноцветные гладкие или зубчатые полосы.

     Паласы ткутся узкими полотнищами, которые затем сшиваются. Палас обычно состоял из пяти – шести или семи – восьми полотенец. В узоре паласов преобладали, как правило, два – три цвета, причем предпочтение отдавалось краскам теплых тонов. В прошлом анилиновые красители ввиду неразвитой структуры торговли в крае и сравнительной их дороговизны не имели широкого распространения; особенно в отдаленных от фабрично – заводских центров населенных пунктах они были недоступны для широких слоев населения. Однако, ковровщицы – мастерицы умело использовали растительные краски домашнего приготовления, а также естественный цвет шерсти. Ареал распространения буй балас – главным образом южная часть Башкортостана. По технологии производства и художественному оформлению от простейших паласов с продольно – полосатым орнаментом – буй балас отличались домотканые безворсовые паласы – асалы балас или келэм. Узоры на них создавались не продольными нитями (основой), а поперечными нитями (утком). Для каждой цветной нити был отдельный уток: ткачиха работала несколькими утками. Ткали эти паласы с использованием гребня (берда).

    Узоры на паласах иногда кажутся бессистемными, разбросанными по поверхности хаотично. Однако, это только на первый взгляд. На самом деле они представляют цельную композицию, состоящую из двух частей: центрального поля и каймы (полосы по краям). Основную декоративно – цветовую нагрузку несет центр ковра. Но это только в том случае, если кайма, обрамляющая ковер, относительно узкая. Если ковер окаймлен широкой полосой (рамкой), то кайма художественно дополняет центр и как бы берет на себя какую-то часть его нагрузки. Орнамент этих паласов геометрический: крупные ромбические фигуры, восьмиконечные звезды. Встречаются ковры с криволинейно – растительными узорами. Башкирские мастерицы ткали и ворсовые (длинноворсовые) ковры. Ткали их из льняных или хлопчатобумажных тканей. Ковровый узор создавался цветными шерстяными нитями, которыми через равные промежутки узлом связывали нити основы. Более четко, чем на безворсовых коврах выделяется центральное поле, обычно украшаемое крупными медальонами – гнездами, и кайма.

    Основное орудие ручного ткачества – это ткацкий станок. Для башкирских ткацких станков характерно горизонтальное положение основы и наличие двух и более нитченок, которые передвигаются с помощью подножек. У башкир были распространены пять типов ткацких станков.

        Одежда и предметы домашнего убранства ткались на ручном станке. Широкое распространение получило узорное ткачество, где геометрическая основа орнамента обусловлена технологией (счетное переплетение нитей утка и основы). Здесь можно выделить две наиболее характерные группы предметов. Одна – большие занавеси для разделения дома на мужскую (гостевую) и женскую половины, скатерти, ритуально-обрядовые полотенца, женские фартуки. Их ткали в закладной и выборных техниках (а полотнища еще и в браной) из шерстяных ниток тонкого прядения, выкрашенных в яркие цвета. Цветовое решение основано на сочетании насыщенного цветного геометрического узора и ярко-красного (реже желтого, оранжевого, черного) фона.  

     В народном искусстве орнамент является основным видом искусства, представляющим своеобразный и важный слой художественной памяти народа. Одно из самых главных в орнаменте являются цветовые гаммы. Через них башкирские красавицы старались описать красоту своего края.

В цветном отношении башкирский орнамент яркий, многоцветный, строится на контрастных, сильных и чистых цветов преобладает:

красный – цвет тепла и огня

желтый – цвет изобилия и богатства, цвет солнца

черный – цвет земли и плодородия

зеленый – цвет вечной зелени,

белый - чистота помыслов, миролюбие

синий – цвет свободолюбия и неба

коричневый – цвет старости увядания.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.