Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Пляска, перепляс, массовый пляс, русская кадриль.



Хоровод

Одним из основных жанров русского народного танца является хоровод. Это не только самый распространенный, но и самый древний вид русского танца. Основой хоровода является совместное исполнение хороводной песни его участниками. Но участники хоровода не только поют, они движутся, приплясывают, разыгрывают действие.

В далекие языческие времена хороводы носили культово-обрядовый характер. Уже в IX в. Хоровод становится русским бытовым танцем, в котором существуют свои формы и правила исполнения, определенные отношения между участниками, подчиненные известному ритуалу.

Участники хоровода держатся за руки, иногда за один палец - мизинец, часто - за платок, шаль, пояс, венок. В некоторых северных хороводах участники за руки не держатся, а движутся друг за другом или рядом, сохраняя строгий интервал, иногда идут парами.

Хороводы весьма разнообразны в своих построениях, но все-таки наиболее типичной формой построения большинства хороводов является круг. Часто можно встретить двойной круг - круг в круге. Большие круги и маленькие кружочки - очень распространенная, так называемая сомкнутая, форма построения русского хоровода. Каждый рисунок, каждое построение хоровода имеет свое определенное название, например «круг», «воротца», «восьмерка», «колонна», «корзиночка», «карусель».

Хороводы разнообразны не только по своему построению, но и по названиям: карагод, курагод, караход, каравод, круги, танок, улица, городок, город и другте местные названия.

Хороводы исполняются в медленном, среднем и быстром темпах. Песни, под которые исполняют хороводы, имеют различное содержание и тематику. По песне определяется содержание хоровода. Движение хоровода, его рисунок или игровые моменты всегда исходят из конкретного содержания песни, сопровождающей хоровод. Исходя из содержания песни, хороводы с точки зрения хореографии делят на две основные группы, на два вида - орнаментальные и игровые.

Пляска, перепляс, массовый пляс, русская кадриль.

Другим основным жанром русского народного танца является пляска, состоящая из разнообразных видов.

Пляска - наиболее распространенный и любимый сейчас жанр народного танца. Она состоит из ряда отдельных движений - элементов, которые отличаются характерной манерой исполнения, имеют русский национальный колорит и отражают отдельные черты характера пляшущего человека. Все исполняемые движения подчинены ритму, а также характеру музыкального или песенного сопровождения.

Пляской можно выражать различные состояния человека: бурное веселье, лирическое настроение, восторг, любовь. «Ногам работа - душе праздник», «Плясать - душу открывать» - гласят народные поговорки.

Характерная особенность русской пляски - импровизация. У исполнителя русской пляски очень выразительны руки, голова, плечи, бедра, лицо, кисти рук, пальцы.

Для мужской пляски характерны широта, размах, сила, удаль, виртуозность, ловкость, внимание и уважение партнерше.Женскую пляску отличают плавность, величавость, благородство и задушевность, однако часто женская пляска исполняется живо, с задором. В наше время она заметно усложнилась технически «дробушками» и вращениями, сохраняя в то же время мягкость и женственность. Пляска родилась в хороводе и вышла из него, разорвав хороводную цепь и предоставив простор фантазии и индивидуальному мастерству исполнителей. В пляске сходные танцевальные движения - колена -не самоцель. Истинное их значение - создать образ, выразить характер русского человека.

В одиночной пляске наиболее полно отражаются индивидуальность, мастерство, изобретательность и актерское дарование исполнителя. Это самовыражение человека, его полная самоотдача. Одиночную пляску пляшут под такие широко распространенные и любимые народом песни, как «Камаринская» и «Барыня». Эти высокоэмоциональные, жизнерадостные, неумирающие мелодии дают огромный простор для фантазии пляшущих. «Были бы ноги, будет и пляска», «Голосом пляшет, а ногами поет», - говорят в народе.

Парная пляска - это исконно русская очень красивая пляска. Ее в основном исполняют парень и девушка, реже - молодые мужчина и женщина. Содержание парной пляски - как бы сердечный разговор, диалог влюбленных. Парные пляски вышли и развились из очень древних свадебных обрядов. Старинные парные пляски так и назывались - «голубиные», «голубок».

Перепляс - это соревнование в силе, ловкости, изобретательности движений, его характера, демонстрация виртуозности исполнения движений - колен. В основе исполнения перепляса лежит индивидуальное творчество плясунов - постоянное сочинение ими движений и импровизация в момент исполнения. В старинном традиционном русском переплясе участвовали два парня или же двое молодых мужчин, девушки в нем участия не принимали. Мастера-плясуны соревновались до полной победы - кто кого перепляшет. Плясуны состязались в основном по количеству движений - колен. Кто больше исполнит различных движений, тот и оказывается победителем.

Массовый пляс - это древнейший вид русской пляски. В массовом плясе все пляшут одновременно, темпераментно, лихо, с большим увлечением. Участники самозабвенно выплясывают свои любимые колена и импровизируют по ходу исполнения, стараясь показать себя в пляске. В этой стихийно возникающей пляске земля гудит от топота ног пляшущих. Гул этот перекрывает звонкая гармошка и голосистая частушка. У стоящих рядом, еще не успевших войти в пляску, возникает непреодолимое желание принять в ней участие. Это массовый пляс, непосредственное творчество русского человека, его полное самовыражение и самоотдача.

Кадриль выделяется в самостоятельный вид русской народной пляски. В народе кадриль не только претерпела изменения и совершенствовалась - многие кадрили сочинялись заново. Одни кадрили исполняются под распространенные плясовые песни, другие - и это чаще всего - идут в сопровождение инструментов, третьи - в сопровождении песни и музыкального инструмента.

Каждая фигура русской кадрили чаще всего отделяется от другой паузами - остановками как в музыке, так и в пляске, хлопком в ладоши, притопом, выкриком номера фигуры или ее названия.

Часто в кадрилях каждую фигуру называют по характеру пляски или по характеру исполняемого движения - «задорная, «проходочка», «дробить», или по отношениям пляшущих между собой - «знакомство», «коситься», «со второй», или по рисунку танца - «звездочка», «воротца», или по названию песни, под которую исполняется фигура, - «на горку», «сени».

Кадриль, развиваясь и усложняясь по рисунку танца, его техническому совершенствованию, все время продолжала обогащаться новыми фигурами. Так, отдавая дань времени и моде, народ ввел в кадриль новые фигуры - «вальс», и «польку».

Русский народ сделал кадриль более богатой и разнообразной по рисунку, введя в нее многие фигуры русских хороводов и плясок: «корзиночка», «круг», «прочес». Обогатилась и форма построения кадрили, ее начали исполнять и линиями, и квадратами, и в круговом построении. В кадрили стало принимать участие различное количество пар: две, четыре, шесть, восемь и больше.

Кадрили, как правило, пляшут парами - парень и девушка, но встречаются кадрили, которые исполняются также парами, но состоящими из девушек.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.