|
|||
92 ГОД КОММЕНТИРУЕТ 85-ЫЙ 37 страница
__
Теперь «Эликсиры сатаны» Гофмана: что-то мне попадаются ужасно современные книги /или просто стал лучше видеть связь времен? /. Оказывается, романтизм бывает отнюдь не только розового цвета. /Как раз по ТВ показывали Гринуэя и Джармэна. /Вовка: «Европа – тупик, но бесконечный тупик» - «Это не революционное, а эволюционное достижение как ада, так и рая! »//
…Не ожидал от Гофмана такой силы – я его раньше даже не мог читать. Весь сон с меня слетел и я сижу как всадник: напряженный, как струна, смотрю зорко, выставив копье чутко и крепко. /Хорошо браться за очень трудную работу, дающую тебе такие большие силы и так занимающую, что всё прочее в это время делаешь легко и бессознательно. /
…Этот роман является прототипом булгаковского: Мерард - Воланд. Причем, у Булгакова остался лишь «обыгрыш реалий» в дешевом «юмористическом» духе. И все эти Джармены – только массовая копия таких оригиналов. Так и должно быть: что было в душах пастырей не могло в конце пути не оказаться в душах народа. Они только фото с реальности. Они плоды с тех зерен. Гофман – лаборант по выращиванию зерен.
…Похоже, здесь показан весь путь европейского человечества: в младенчестве привиделся Христос /причем, именно младенец – это не случайно, что у них популярно Рождество, а не Пасха. «Радость какая – родился Спаситель» – ликуют, как будто им пирожное принесли. Оравшие «осанна царю! », они-то и распяли Его на следующий день. «Кто царь, что пирожное – то Христос, а кто бродяга, что труд, что страдание - то разбойник» - вот их логика. «Осанна пирожному! ». …Затем провал в памяти на 1000 лет, затем религиозное средневековье, затем разрыв с ним; в Средневековье хлебнули эликсира и т. д.
А каковы «парикмахер» и «портной»! И какой силы философия формы - даже лечат, манипулируя одной только формой, относясь к форме как к божеству.
…Линия фронта проходит в самых неожиданных местах: ты считаешь, что нашел укромное место, где не ступала мысль человека, а потом впопыхах заваливается целая ватага и говорит: «а-а, значит это ты на этом посту воюешь, молодец, держись браток». Начинаешь разубеждать их, но они убежденно махают руками: «да что ты, это же наша территория – а вон твой враг, с которым ты состязаешься – неужели не заметил, ну ты даешь! »
Лесничий – тип человека, убежденного в том, что можно выпороть или застрелить/! / зло /это вообще весьма современный тип: «благочестивый» мясник, «благочестивый» баскетболист…/.
…Мечта – это и есть надежда…
Сходство с Достоевским поразительное: Медард – Раскольников, следователи… - даже стиль и ухватки схожи. …Но у Гофмана жизнь служила красоте, искусству и делу, а у Достоевского наоборот. И Достоевский сознательно отталкивался от Гофмана. Можно даже сказать, что по своему переписывал его романы.
…Чем меньше спасительная страсть к самоотречению /не к самоумалению! /, тем большее место будет занимать губительная страсть к самоудовлетворению и обладанию. Это две наступающие, как вода заполняющие всякий свободный объем силы – поэтому между ними не может быть никакой ничейной зоны. А т. к. мы – ничто, то отречься легко, а удовлетвориться так же трудно, как что-то умножить на ноль. Т. е. человеку всё равно нести крест, но какой: ведущий в жизнь и неожиданно легкий или ведущий к смерти и тяжелый, похожий на казнь помещением на помойку, с которой невозможно уйти.
…Все биографии и монографии по различным аспектам, которые я читал раньше /а сначала было школьное воспитание/ - всё это только тщательно заглаживаемая тайна. Причем советская казенность делала упор на приличиях /например, никогда в школе не скажут, что Достоевский был игрок и у него были романы с женщинами и т. п. /, а западная казенность наоборот, брала во внимание только пикантную эксцентрику.
Также Брох вспоминается. Выходит, это немецкий жанр? Жанр гордыни и арийства…
__
«Говорить таким тоном» – говорить тоном, значит воспринимать мир сквозь тонированные очки…
Мои записи – это и роман о моей жизни. Так что старайся жить интересно – иначе роман выйдет скучным!
Вовке придется много переписывать – я: «Да, зря я раньше не думал о краткости». Но вообще-то, это сама жизнь настолько медленна и растянута.
__
Японцы опираются на Азию точно так же, как Америка на Европу.
…Раз крупные блоки, то и крупные жертвы возможны.
«Не смотри ни на кого, а смотри на себя и развивай себя – тогда и другие будут смотреть на тебя».
…Современная история – это наглядное пособие по изучению истории Римской империи…
__
Пишите летописи, снимайте фото - каждый должен знать, что он не будет забыт своими потомками и земляками и будет оценен ими, будет рассматриваться с точки зрения примера для подражания или порицания… И это вместо романов. Даже безыскусная подлинность всегда сильнее выдумки.
И у каждого должна быть в доме своя библиотека из летописей – своё дерево!
…Пока растут деревья, духовность и бумага не прекратятся!
__
…«Боишься? Тогда трудись, раб! »
…Я смотрю на мир – природу во дворике – до тех пор, пока не начинаю видеть его волшебным, райским и тогда, благодарный, говорю: «вот, наконец-то я вернул себе реальность и значит, можно делать дела – они будут удачны и даже волшебны».
Если же рая всё нет, то значит, состояние твоё совсем плохое и ничего хорошего ты не сделаешь.
…Нахватаешься впечатлений и вроде бы имеешь хорошее настроение – а на самом деле только разбросан. Эти впечатления и разбросали твоё хилое строение. А потом «впечатления» растаяли как розовый дым, а ты на бобах и, кряхтя, по бревнышку начинаешь восстанавливать свою прежнюю хибару. «Служите Господу без развлечения» - Сизифу потому приходиться заново катить свой камень, что любит парень развлечься!
__
«Весь день прописать» для меня теперь означает весь день проболтать на заданные темы. Никаких открытий.
Вот так и проболтал все годы. Был наивен, не понимал обманчивость слов. Слово без дела – мираж. Делайте по поводу мыслей и мыслите по поводу своих дел – вот тогда только не будет места иллюзиям…
Пишу очень быстро и небрежно, словно в сотый раз прописываю всё тот же, уже очень знакомый рецепт.
Шел снег и мгновения неслись, как снежинки; потом снег пошел медленнее - медленнее потекло и время. Затем время снова остановилось.
__
Отвечал то ли тихо, то ли глухо - то ли робко, то ли отчужденно…
Высокое состояние – это музыка, на которую, если хватит сил подхватить, ты можешь спеть песню и тем продлить его. А так оно затухнет быстро. Но и если подхватишь – затухнет: ведь всё равно ты отстаешь от него, а значит, глушишь потихоньку. Где-то при этом подъеме мы пугаемся и спотыкаемся как Петр тогда, когда он стал тонуть, а то, как Енох, так и взошли бы живыми на небо.
Насмотревшись на мрак своих прошлых записей: «Да, я не гений - обычный». Но не расстроился /разве что: «на что тогда жить, где деньги взять? »/: видимо, действительно уже считаю, что важно не это, а то, как спасти себя обычного. Вот главная необычность. Спасшихся, наверное, не больше, чем знаменитостей.
__
Благословенны места, способные родить редкие и ценные материалы. И благословенны торговцы, которые чтут это /торговцы же должны чтить и художников-мастеров/ - у них тоже творческая работа…
__
Идеал в политике: чтобы была только малая власть и большой контроль.
ЮАР и Австралия – это чистые Америки.
Китайская литература: такое ощущение, что у них, что 10. Что 20 век – всё одинаково. Неизменны, как природа.
__
Я всё время пишу об одном и том же и единственная защита от повторов – то, что к каждому следующему разу я успеваю вырасти ещё немного и это меняет подход. В наблюдении этих изменений весь сюжет моих писаний…
На то, чтобы в разговоре высказать что-то яркое, образное или эксцентричное меня теперь всегда хватает. Это плоды явно «приятные на вкус». Косноязычная Золушка расцвела в прекрасную принцессу.
__
Горячность нужна вначале, для зарождения, но ей всегда присущи два недостатка: наивность и хаотичность. Поэтому в конце, чтобы созревший плод упал с ветки, обязательно нужно дополнение в виде холода.
Выйти навстречу встречать… Ведь бесполезное дело, всё равно ничего не сможешь изменить, если что-то случилось с ушедшем, но беспокойство так обостряет чувства к нему, что готов и на бесполезное - всё равно ни о чем другом думать не можешь.
__
Освещенная солнцем рыжеватая стена сарая в нашем дворике почему-то всегда мне напоминала о сосновом лесе. Авангардный макет.
__
Дилемма карьеры в том, что нужно быть не только услужливым и «дипломатичным», но обладать и хозяйской хваткой и «принципами».
__
…Удивлен тем, что так долго русские терпели эту пустоту.
Споры с мамой: отвечаю, а она, не моргнув, всё также продолжает тростить про своё, как будто я ничего не говорил. И всё громко и очень длинно, с примерами.
Мережко в «Кинопанораме» – он из того типа людей, с которыми я бы, уверен, мог иметь дело. /«Всё же нравятся тебе либералы»/
Как легко овладевает мной дух разрушения и опустошения – по сути, это смерть за мной приходит, как накопятся мелкие грехи.
__
Теперь читаю арабскую «Книгу песен». Ощущение, что читаешь Библию! Те же коллизии, тот же подход ко всему, тот же слог, тот же пафос, те же ценности.
Да ведь евреи – это и есть арабы. Все их перебранки – это перебранки родственников, один из которых возгордился, а другие не желают с этим смириться.
И какой контраст с мирными, сладкоречивыми китайцами – тут скудость и высокий дух. Тут всё высокого накала, всё замешано на главном, на мысли о жизни и смерти… Потом это пропало, потому что разделились на богатых и нищих.
Европейцы покусились на многое и, соответственно, крупно не справились, мусульмане покусились на малое и, соответственно, мало не справились.
Павел и не помышлял о «христианизации Европы». Он призывал пойти вслед Христу лично, а не народами /за человеком не ходят народами/… Европейцы вообще звери /не случайно у них на полном серьезе разрабатывалась теория о родстве с обезьяной – может, они действительно её родня, случайно такие теории не возникают /обезьяна попала на Север и, чтобы выжить, взялась за ум! Т. е. на юге даже люди распускаются до обезьяньего уровня, а на севере даже обезьяны берутся за ум! /.
…Горцы – это самые умные язычники, а кочевники – самые чистые и свободные от мещанства. Поэтому когда кочевники попадают в горы /как случилось с евреями/, то эффект от соединения достоинств бывает очень велик.
Теперь я знаком чуть ли не со всеми мировыми цивилизациями и мироощущениями… Россия – это китайско-византийско-европейское образование…
…Вот мы с Вовкой убирали снег и имеем две версии того, как это происходило: «Вовка ничего не делал» /моя/, «Вовка много делал» /его/.
У них стихом считается всякое слово, которое произносится повышенным, «поэтическим» тоном - которому придается повышенный, поэтический смысл.
…Китай и Россия – это травоядные слоны /во всяком случае Китай таков – так что смешно, когда начинают пугать китайцами/. Не они опасны, а напротив, обычно вокруг них водятся хищники. Германия всегда зарилась на Россию, а Япония на Китай.
…Нет ничего бездарнее русской казенщины, нет ничего убийственнее – умирает всё, чего она не коснется.
__
Слава Богу, пославшему родителям отдельную квартиру. И я хочу жить при дневном свете, а не при искусственном или в сумраке. К искусственному свету, как я заметил, тянется идеалистическое состояние, а к сумраку - кризисное.
Как-то на днях не выспался и снова ощутил то же, что ощущал целыми годами тогда, когда «сторожил»: я – безнадежный второй сорт.
…Даже щиплет, словно разъедает эта непонятная, невидимая «грязь»…
Нельзя жить в отчужденных жилищах и носить отчужденную одежду...
Теория сна: должно быть приятно и уютно. И тогда чувствуешь себя выспавшимся, если даже спал мало, а под утро уже была только полудрема.
__
Почитал Лимонова. Ну и мрак. О Боге, о смысле, просто о человеческом даже не упоминается – они забыли об этом, как выглядит уже не помнят. Каменный век городов.
И какие жалкие художественные и умственные данные. Сил хватает не на чувство или ум, а только на пародию на них. Вместо чувств агрессия, вместо ума теории.
Чувствовал себя так, будто нахлебался спермы /написал и опять затошнило/…
Хотя в нем есть какая-то честность. И его пафос против «буржуев» мне близок. Эта дикость есть реакция на не менее дикий конформизм.
Похоже на анархизм.
__
Теперь взял индийскую книгу – «Сомадева». Главное ощущение несколько неожиданно: чокнутости и абсурда /«подвиг» стояния на одной ноге и т. п. /, но и очень свойского обращения с богами и чудесами /в том числе, и с техническими чудесами/. У них населено абсолютно всё – от подземелий до всех уровней небес. И люди находятся в этом кругообороте. Напоминает древних греков, только это круче. /Греция – это маленькая Индия. Они и формой похожи. И тоже между морем и горами. Только у индусов и море больше, и горы выше, и климат горячее. /
…Всё это напоминает китч /сказка – это китч! /. Лезут куда не надо, лезут совершенно безосновательно, ничего не имея за душой. Именно этому и служат наглядным пособием.
Соединить бы китайский здравый смысл с индийским воспарением и с арабской горячностью. Т. е. соединить бы китайскую землю с индусским небом и арабским стремлением с земли на небо и с неба на землю /ведь у них и земля, и небо – пустыня/.
«Священная корова» – ведь действительно: она поит всю жизнь чудесным молоком, а её потом ещё и убивают. Ведь потому и не едят человечину, что это «мясо» воспроизводит иные ценности. Так и овцы могли бы откупиться шерстью, куры яйцами и т. д. /Свинья бы не откупилась, но Бог вообще запретил их…/
/Читать одну книгу целиком - на что уходит, например, неделя – это всё равно, что целую неделю есть только одно кушанье. Например, борща кастрюлю /или даже ведро/. /
__
По ТВ: К. Можейка. Предполагаю, втайне слегка отпускает ремень для страстишек /предположительно, девочки и жратва/.
Мечтают быть цивилизованными пьяницами вместе с Елкиным…
…Душевность по ощущению – это одурманенность впечатлениями, входящими в тебя и /или/ чувством, действом, исходящим из тебя.
Приснилось, что живу в Германии очень спокойно, уютно и уединенно. Правда, не очень поверил - куда денешься от безумной страны и безумного Женьки.
Стремлюсь в деревню и в Германию. Есть два выхода, соединяющих эти стремления: ехать в немецкую деревню или же ехать в русскую деревню /пригород/, но жить по-немецки.
Тут не хватает комфорта, а там подлинной дикости. Комфорт можно ввезти, а дикость нигде не возьмешь.
Кстати, «собственный дом» – это отнюдь не мой идеал: одиноко, куркульно и даже боязно. Единомышленники вполне могут жить общиной, коммуной - в тех же отдельных квартирах общего дома. /Дом-церковь! /
/Обживать современную громаду не труднее, чем обживать, например, какую-либо каменистую или гористую местность. И как при освоении дикого Запада, первыми в таких местах селятся дикие, некультурные, отчаянные, со слоновьей кожей люди. /
__
Как зима – вотчина духовного, так и лето – вотчина физического…
Нельзя прийти ко Христу, не пройдя стадию Иеговы, Бога Отца /а придя ко Христу, нельзя тут же не прийти и к Духу – к силе дел в христианском духе/. Поэтому европейцы на самом деле проходят именно эту первую ступень, произвольно назвав Иегову Христом.
Библию и Евангелию теперь тоже достаточно читать и комментировать только раз в год – потому что за это время ты успеваешь обновиться и обрести способность узреть нечто новое.
__
У папы совсем плохое здоровье и совсем расшатаны нервы – наверное, мысли о смерти – а я всё как-то легкомысленно с ним, без нужды спорю всерьез. Его ведь уже не переделаешь, закоснел и вся надежда /и он сам по-моему это понимает/, что и в этих рамках можно что-то улучшить. И ему действительно нужны положительные эмоции. Мучений, раздумываний, пусть и заведомо несостоятельных, у него и самого с избытком. Поэтому и заговорил он вдруг о благодати; и ещё о том, что старым трудно быть хорошими. /И ещё ляпнул – в ответ на моё «Бог в душе»: «а если нет Его в душе? »/
__
Петр, как и Ленин жестокостью /«силой»/ пытался насаждать хорошее – тот же «революционный» соблазн. И оба насадили лишь одну жестокость – бюрократию, способную только хватать и не пущать.
Смотрю ТВ: сначала «Совершенно секретно» /Боровик/: верхи, полные коварства /не без конъюнктурного рыцаря–борца в лице тов. Елкина/, следом В. Молчанов: верхи, полные блеска и неизъяснимого благородства.
__
Моему голосу нужна микрофонная /усилительная/ поддержка – как моему кулаку нужны перчатки.
__
В жизни, как в шахматах: первые ходы вроде бы самые необязательные и безответственные, вроде бы ещё туман, в котором можно делать, что в голову взбредет, вроде бы ещё можешь не спеша готовиться - зевая и потягиваясь – а на самом деле это фундамент и каждая неточность как неизлечимая болезнь, как уродство, остающееся чуть ли не навсегда и обрекающее тебя вести игру только на выживание, делать только латающие, вынужденные ходы.
И в жизни, и в шахматах нужно жить предельно плотно и по всему горизонту, набору коллизий и обстоятельств. Либо жизнь - тебя, либо ты - жизнь. Это как гребля против течения. Поэтому надо не просто побеждать, но побеждать как можно быстрее – ведь никто не знает, насколько хватит сил и насколько длинна дистанция, которую надо пройти.
__
Иоанн, Павел, Иаков, Петр /да и Сам Христос/ - у всех свой подход, свой ключ к истине. «Узкий путь» – это путь для одного. Узкий путь и полная ширь, в которой соединяются все, всё во всех, имеющее отношение к этой небесно-земной шири – но не «широкий путь».
Бог не дает человеку больше одного ключа так же, как Он не дает ему больше одной головы или двух ног.
Подвизание – вот участь всякого взрослого.
__
Туша коровья на мясокомбинате: небрежно её разделали – туш-то тыща, рубишь с остервенением как в какой-нибудь знаменитой битве, а всё их не убывает – и она – голова – осталась жива, горло у нее не было перерезано /а уж и кожа содрана, и задняя половина отрублена/…
__
Готов терпеть Женьку до смерти, но не до говна /не подтирается/.
/Готов не обращать на него внимания, пока самого не коснулось?! /
__
Вяло «разбирался» с Толкиеном и К. Льюисом. Пустота полнейшая. Вообще, странная, абсурдная коллизия: профессора, зовущие во тьму. И эта вечная английская мания, шизофрения: в каждом романе они путешествуют. У американцев этой мании нет, но они неутомимо застраивают и «обмозговывают» то духовное /и физическое/ пространство, которое у них есть. Англичане: от интенсивности точки к экстенсивности пространства, а американцы: от экстенсивности пространства к интенсивности его. Нет ничего сильнее, чем интенсивное пространство. …И вечно «хэппи-энд».
У американцев «крестоносный» подход: поход против зла и разгром его, но потом тьма меняет обличье и опять разрастается.
…Умный кисель – у меня тоже есть такой соблазн.
… «Хоббит» – от «хобби»?
Люди с умственным хоботом – эдаким наростом, похожим на тот член, что между ног, только не для физической, а умственной похоти.
Распад на изначальные составные – философию и ремесло.
Средневековье – это химеричная духовность. Средневековье – это «священные» империи, образуемые в результате идеологической борьбы. А Возрождение и Просвещение – это «светские» империи, где главным движителем являются экономические и меркантильные интересы. Причем, переходы от Средневековья к Возрождению и обратно совершается через крайнюю раздробленность /всё разломано, растолчено, чтобы быть материалом, способным образовать новую крупную форму/.
Художества никакого – с Гофманом, например, не сравнить. Мультфильм с ненавистным вульгарным жаргоном.
Теперь Льюис, от которого баптистским духом несет за версту – полный бред, получающий распространение сугубо потому, что за таковыми Организация.
«Сухая» логика – это не «экстракт разума», а именно сухое, т. е. мертвое. Труп как инструмент! Труп как модель истины… Абсурд: чувства умерли и высохшим разумом доказывают /самим себе/, что чувства есть, и что они даже очень, очень важны. Чем материалистичней становится их жизнь, тем идеалистичней и умозрительней их сознание… Старички впадают в детство.
Опять А и В /пропуск в дурдом, если по настоящему/… «Мария родила Христа, потому что Господь заменил сперматозоид в яйцеклетке»! /на свой заменил?! /
Верят, что Бог есть – верят, что Америка есть или верят, что летающие тарелки есть: из всех этих бесчисленных разновидностей вер ничего не вытекает. Это праздные и служебно-прикладные эти веры.
Льюис проговорился: Евангелие, а тем более Ветхий Завет, для него скучнее мифов!
__
…Тело останется, но роль его изменится, мы будем жить с опорой не на тело /и не на землю/, а на дух /и на небо/. Т. е. тело будет таким же, каков сейчас дух. И такое тело может есть /«печеная рыба»/, но так же, как наш дух питается пищей духовной, например, читает книгу – т. е. для него эта пища вовсе не обязательна. /А тогда обязательным станет духовное питание – так же, как и духовная работа. Т. е. тело станет плодом, итогом, а не фундаментом.
Воскресение будет всегда, как всегда есть смерть, но какова смерть, таково и воскресение…
…Какова цивилизация, таковы и изобретения: китайцы изобрели бумагу, порох, шелк и т. п., а европейцы – технические устройства, подобия душевности…
__
Вовка: «Дим, знаешь кого ещё раздраконь – Макса Вебера! » Зачем совать нос в пустыню – ещё превратишься в бедуина… Надо Маркса не с Энгельсом и Лениным рисовать, а Маркса с Вебером... И у каждого Маркса-Вебера наверняка был свой Энгельс – соратник, помощник, почитатель – и свой Ленин – ретивый исполнитель, которому без дела теория скучна, а с делом в самый раз - даже зеленеет.
__
Поэты – буревестники нового; когда расцветает поэзия всегда на пороге новые времена. А после идет проза. Они соблазняют образом: «это может быть так». Поэты – это авангард формы, а философия – авангард сути.
__
«Дух – душа – материя»: арабы – Индия – Китай. Но и: Америка - Европа - Россия /Америка вовсе не материалистична: бетон, пластмасса и стекло – это псевдоматерия, умозрительная выдумка/. /Не случайно Индия считается родиной европейских языков. /
__
«Мы совсем даже противоположны, как же можно говорить об общности» – «Вы противоположны как правый и левый сапог».
__
Теперь Шестов /напрасно, конечно, я это всё делаю – только скучное повторение пройденного. Да и просто: весна на дворе. Дотягиваю до дня своего рождения – опять «летний» и «зимний» сезоны в плане/: «Апофеоз беспочвенности» /Беспочвенный апофеоз! /
Адогматизм так же соотносится с догматизмом, как атеизм с теизмом. Пытается подавить догмы своей супердогмой.
Цитата из Платона: «все настоящие философы ничего иного не делали, как готовились к умиранию и смерти». Выходит, Платону тоже не чужд был стоицизм.
«Беспочвенность» – это и по названию самому болото. И его – полосу субъективизма – не миновать, но ведь надо быстрее его проскакивать, не она цель. Субъективизм, если он не признает себя нищим, склонен к гордыне и сумасшествию.
«Свобода есть познанная необходимость» – что за чушь: познание необходимости означает познание своего рабства, а не свободы.
И все они, кроме Ленина и его шантрапы, заботились о благопристойности, а так как срам был у всех велик, то и прикрыть его можно было только Богом… Белоручки, а не белогвардейцы!
…Рисовал полет, а на практике обыкновенный пофигизм.
…Неотвечание Христа Пилату – это неотвечание всему языческому античному миру. Так они и не узнали, что такое истина. Потому что истина-то всегда конкретна, не умозрительна, она всегда рядом: не предавай невинного на смерть ни под каким предлогом.
У евреев в крови вождизм идеологический – а с вождей всегда первый спрос… Вырождение вождизма – это стремление обделывать свои личные делишки чужими руками. Вообще, с евреями во все времена много возились, они всегда были на особом положении, периодам гонений предшествовали периоды особых привилегий.
…Как Христос еврей, так и сатана еврей /Мигранян, Радзиховский, Мережковский – черные, зловещие лица/.
Теоретически весь этот «экзистенционализм» очевидно несостоятелен, но он состоятелен в жизни /несостоятельной/ - и они на неё опираются, а не на теорию… …Жизнь – это реализация логики той философии, которую ты принял /которой ты поверил/. Т. е. жизнь полностью закономерна. Знание – это видение закономерностей, полное знание – это видение закономерностей во всем. Приуменьшить меру своих знаний, значит склониться к волюнтаризму; преувеличить – склониться к детерминистскому «предопределению», т. е. опять же к безответственности.
«Порядок - беспорядок» - ну никак европейцы не поймут, что всё это средство. Ради порядка допрыгивались и до Гитлера. «Единственная возможность устроить порядок в нашей впавшей в ужасную беспорядочность стране – это выступить в поход, сделать походный порядок».
Сократ и Паскаль перед смертью болтали беспрерывно – это всё, что у них было.
Сократ оправдывал расчетом добродетель: получалось, что высшее тут – расчет.
А Кант верил в Закон и получалась та же самая ситуация: да, Закон – это Бог, но и Бог – это закон, т. е. Бог выше закона.
Шестов: «от проектов требуют того, чтобы они соединяли в себе решительно всё: и общественную пользу, и мораль, и метафизическую мудрость… зачем так много? Будет и того, если какой-нибудь проект окажется полезным! » Как будто все качества существуют отдельно и можно быть полезным, не будучи моральным, мудрым и т. п.
|
|||
|