Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Теория Москва - Третий Рим



Вопрос номер 21

Теория " Москва - Третий Рим"

Политическая направленность подобных рассуждений в наши дни вполне очевидна. Тем не менее именно в княжение Ивана Васильевича происходит первоначальное оформление доктрины первопреемства Москвы от Константинополя. Уже затем, на протяжении почти двух столетий, эта доктрина будет развиваться и видоизменяться, чтобы в конце - концов во время Петра Великого быть поглощенной имперской идеей.
Дело в том, что брак Софии с великим русским князем имел значение передачи наследственных прав потомства Палеологов русскому великокняжескому дому. И вовсе не важно, что один из братьев Софии Андрей в духовном завещании " отказал" (а скорее всего продал) свои права на Восточную Римскую империю не Ивану III, а государям Кастилии Фердинанду и Елизавете. В глазах русских князей передача прав византийских православных монархов какому-нибудь королю - латиняну не могла казаться законной, и в этом случае гораздо более права представлялось за Софиею, которая оставалась верна православию, была супругой православного государя, должна была сделаться и сделалась матерью и праматерью его преемников.
Не следует, однако, преувеличивать значение личности Софии: если бы ее вовсе не было при московском дворе, все равно московский великий князь осознал бы свою силу и полновластие. К этому вел весь ход российской истории. заносное поверие ни как не смогло бы укорениться на российской почве, не найди оно благодарного приема у того человеческого свойства, которое издревле считается корнем всех пороков - гордости. Это свойство, пожалуй, в равной степени было свойственно как государю, так и подданным в 15 веке. " Великий князь, - пишет Платонов, - изменил свое обращение с окружающими: стал держать себя не так просто и доступно, как прежде, требовал знаков почтения к себе, стал взыскателен и легко опалялся н бояр". Что касается народа, то ему все больше и больше становится свойственна " мессианская идея, которая проходит через всю русскую историю вплоть до коммунизма. Русское религиозное призвание связывалось народом с величием русского государства и исключительным значением русского царя" (Л. Бердяев). Даже среди темного народа пошли фантастические легенды, связывающие деревянный город на Москве - реке со смутно понимаемыми событиями библейской и античной истории.

Вне всякого сомнения очень скоро нашлись и " теоретики" из числа тогдашних публицистов, которые облекли смутно ощущаемое московским государем величие в литературные формы. Московский митрополит Зосима первым в своем извещении о пасхалии на восьмую тысячу лет (1493) назвал князя Ивана Васильевича " новым Константином" - " новому граду Москве". Свое классическое завершение идея " Москвы - Третьего Рима" получает в " Послании Мисюрю Мунехину на звездочетцев " старца Спасо - Елизарова Великопустынного монастыря Филофея (начало 16 века): "... вся христианские царства приидоша в конец и снидошася во едино царство нашего государя, по пророческим книгам, то есть росеское царство: два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти".

 

 

  " Москва - третий Рим" - политическая теория ХV-ХVI вв., которая после падения Византии, обосновала значение Москвы как всемирного центра православия. Возникла в годы правления Ивана III. К 1492 относится первое упоминание митрополитом Засимой формулы " Москва - третий Рим". Окончательно сформулирована в 1510-1511монахом Филофеем: " Рим пал за грехи от варваров, второй Рим - Константинополь - пал от турок-османов, третий Рим - Москва - будет стоять вечно. Четвёртому Риму не бывать". Москва, по его мнению, должна стать мировым центром истинного православия. Теория " Москва - третий Рим" утверждала, что исторической преемницей Римской и Византийской империй, павших, создателя этой теории, из-за отклонения от " истинной веры", является Московская Русь -" третий Рим". Сформулирована в виде послания к московскому великому князю Василию III Ивановичу.


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.