Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Древний Рим.



Вся история делится на эпоху Республики (509 – 27 г. до н. э. ) и эпоху Империи (27 г. до н. э. – 476 г. н. э. ). Различаются формами правления (Империя – власть передаётся по наследству).

 

Очень важны места для общественных собраний – форумы, самый знаменитый из них – Форум Романум (римский форум).

 

Очень многие черты культуры и искусства римляне перенимают от греков, в т. ч. перенимают религию. Адаптируют своих местных богов под греческих, сохраняя все истории и мифы и изменяя только имена.

Зевс = Юпитер; Гера = Юнона; Афина = Минерва; Афродита = Венера; Деметра = Церера и т. д.

 

Перенимают и типологию храма (хотя религия в древнем Риме не играет настолько же большую роль).

Новые типы храмов: круглый (толос)

 

Псевдопериптер (свободно стоящими являются только передние колонны, дальше они присоединены к стене, полуколонны). Отличие от греческого храма – имеет чётко выраженный главный вход (лестница ведёт только к нему).

 

 

Римская особенность – скульптурный портрет (в Греции в основном идеальные изображения богов или атлетов, здесь – портреты реальных людей с чётко выраженными особыми чертами).

 

С большим уважением и интересом относились к греческому искусству – почти все знаменитые греческие статуи мы знаем в римских копиях.

 

Эпоха Империи – сильная власть, культ императора => гигантомания (напр. Амфитеатр Флавиев, получивший название Колизей). Римляне театры строят «с нуля» (в отличие от греков, использовавших для этого естественные возвышенности), иногда соединяют вместе два театра, получается амфитеатр.

Изобретают новый строительный материал – бетон => новые конструкции. Любимая римская конструкция – арка, повторяют её везде и всегда (см. Колизей, акведуки – римские водопроводы).

 

Римляне начинают первыми возводить два типа триумфальных сооружений: триумфальная арка (см. Арка Тита, Арка Константина) и триумфальная колонна (см. Колонна Траяна). На эти формы потом будут ориентироваться многие правители, если будут желать подчеркнуть своё могущество.

Арки часто украшаются – историческими рельефами (тоже новшество), изображающими события недавнего прошлого, особенно связанные с победами и триумфами императоров.

 

В эпоху Империи сохраняется большая роль портретов: начинает использоваться новый инструмент – бурав (наряду с резцом) => новые формы.

 

Римскую монументальную живопись знаем по памятникам из погибших от извержения вулкана Везувия городов (Помпеи, Геркуланум, Стабии). Вследствие такой гибели всё сохранилось практически в первозданном состоянии, очень много памятников (но надо понимать, что это провинция). Существует четыре помпеянских стиля живописи.

 

Знаменитые позднеримские памятники:

 

Пантеон (храм всех богов). Знаменит своим куполом (одним из первых в истории архитектуры). Изнутри купол украшен кессонами (перспективно уменьшающиеся квадраты), в центре круглое окно – окулюс.

Мавзолей Адриана. Также известен как Замок святого Ангела. Изначально строился как круглая гробница для императора Адриана и членов его семьи, после претерпел многочисленные перестройки.

 

Важная роль – конная бронзовая статуя императора Марка Аврелия, на которую потом будут ориентироваться многие европейские правители, заказывая своё конное изображение. Единственная сохранившаяся античная конная статуя императора (потому что ошибочно считалось, что это Константин, легализовавший христианство), и статую не разрушали.

 

Очень высокий уровень владения резьбой по драгоценным камням (глиптика). Выпуклое изображение – гемма, углублённое – инталия.

 

 

Подспудно развивается и приобретает всю большую популярность новая религия – христианство. Конфликт между приверженцами нового течения и официальной власти => христиане вынуждены прятаться в катакомбах для совершения своих обрядов.

Катакомбы представляют собой разветвленную, запутанную сеть подземных ходов, которые проделаны прямо в туфе и лишь изредка дополнены каменными сооружениями (обычно используются как подпорки). Особое распространение катакомбы получают в Риме. Здесь их протяженность составляет более 100 км. Катакомбы имели множество ответвлений, зачастую образовывающих сложную сеть галерей, идущих друг над другом.

В стенах устраивались многоярусные ниши для братских захоронений. После погребения тела ниша запечатывалась плитой из камня или обожженной глиной с надписью, фигурным изображением (процарапанным по штукатурке или нанесенным краской).

Катакомбы расписываются. Популярные темы: ветхозаветные сюжеты (Адам и Ева, история об Ионе и ките, явление Троицы Аврааму), Добрый Пастырь (символическая притча о том, что хороший пастух, если из стада пропадёт одна овца, бросит остальное стадо, чтобы разыскать пропавшую; переосмысливается как история о том, что для Бога – или священника – важна каждая заблудшая душа, важно вернуть её в лоно церкви), фигуры орант (молящиеся в особых позах – с воздетыми к небу руками). Появляются также и новые сюжеты, связанные с Христом (иконография Христа ещё не сложилась – он предстаёт то молодым и безбородым, то мужчиной средних лет с длинными волосами и бородой). Раннехристианский символ – рыба (греческое слово рыба – «ихтюс» - воспринимается как аббревиатура от фразы «Иисус Христос Бога сын Спаситель»).

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.