Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





5. Время перемен



 

В конце XX века у львов начался особый, «нижегородский» период истории. 17 июня 1982 года их передали на временное хранение в Горьковский государственный историко-архитектурный музей-заповедник, где они надолго «прижились». Сначала львов взяли на выставку деревянных скульптур во вновь открывшийся музей Н. А. Добролюбова, а затем поместили в экспозицию Музея истории художественных промыслов на Большой Покровке.

В 1989 году областной музей организовал реставрацию скульптур в мастерских Центра имени академика И. Э. Грабаря (г. Москва). Сегодня следы работы реставраторов хорошо видны: на спинах обеих фигур имеются аккуратные продольные вставки. После Москвы львы вернулись обратно в г. Горький, где музейные сотрудники уже привыкли воспринимать эти экспонаты из Городца как «свои».  

Пока львы находились в Горьком, Москве и Нижнем Новгороде, жизнь в музее Городца не стояла на месте, в ней тоже происходили важные события. В 1986 и 1987 годах здание Краеведческого музея капитально отремонтировали, заново построили экспозицию. В это же время на работу в музей пришли молодые, перспективные сотрудники, на десятилетия связавшие с ним свою жизнь.

Обновление музея совпало с подъёмом интереса властей и жителей Городца к истории родного края. Происходило это одновременно с набиравшими популярность праздниками города и в целом соответствовало духу перемен общественной жизни страны конца 1980-х годов. В это время в Городце вновь стало актуально историческое краеведение. Появилось новое поколение авторов, изучавших прошлое родного города: Н. М. Галочкин, А. Я. Горячев, Л. А. Климова, С. Н. Малиновкин.

В 1980-е годы к разгадке происхождения львов вплотную подошла Лидия Андреевна Климова. Много лет собирая воспоминания старожилов Городца по истории города, его легендам и былям, она не обошла вниманием улицу Щорса (бывшую Новую Кузнечиху). И тогда местные жители сообщили, что известным человеком на улице был когда-то резчик Лаптев – автор знаменитых львов с дома «Киндима» Сотина. Кроме них, он резал иконостас Троицкого собора. К сожалению, годы жизни, имя и отчество мастера за давностью лет никто вспомнить не мог. Но городчане хорошо знали его внука (по дочери), жившего в этой улице – Артемия Алексеевича Серебряникова (1885–1937), мастера-позолотчика, участника Первой Мировой войны.

Как видим, имеющиеся данные о происхождении львов пока не вполне согласуются. Вызывает противоречие музейная датировка скульптур концом XVIII века – по расчётам, Лаптев должен был жить и работать не ранее середины XIX столетия. Вопрос с авторством львов пока не закрыт. Если в документах XIX века удастся встретить имя и фамилию городецкого резчика Лаптева, тогда воспоминания старожилов приобретут необходимую документальную основательность.  

Заметным культурным событием стал первый иллюстрированный путеводитель по городу «Городец – Малый Китеж» (1993 год, автор – Владимир Горячев). Издание имело большой успех. В нём впервые были опубликованы изображения многих замечательных памятников истории Городца, в том числе экспонатов Краеведческого музея. Большая заслуга в научном и художественном уровне издания принадлежала отцу автора Александру Яковлевичу Горячеву (1922–2000) – Заслуженному работнику культуры РСФСР, известному фотожурналисту, собирателю и ценителю городецкой старины.  

Среди иллюстраций путеводителя был впервые опубликован архивный фотоснимок ворот усадьбы купца А. Я. Сотина с возлежащими на них львами (Указ. соч. С. 42). Хотя датировку и авторство снимка предстоит выяснить, его можно считать уникальным документом. Фотография показывает, какова была вся композиция ворот со львами, а также отдельные детали (например, первоначальный вид львиных морд).   

Путеводитель В. А. Горячева оказался как нельзя актуальным. И он был тогда не единственным изданием в своём роде. В 1988 году вышла книга художника А. Е. Коновалова «Городецкая роспись». В 1990-е годы начала издаваться историко-краеведческая серия «Городецкая старина» (труды известных нижегородских исследователей И. А. Кирьянова, И. Г. Галая и др. ). В апреле 1991 года на базе Краеведческого музея совместно с Нижегородской археологической службой (руководитель к. и. н. Т. В. Гусева) прошли 1-е «Городецкие чтения», в которых приняли участие ведущие историки Нижнего Новгорода, Москвы, Владимира. В 1992 году в фонды музея Владимир Дунин передал вислую печать Александра Невского. В 1993 году в музее был презентован древнерусский шлем, поступивший сюда ещё в 1986 году и, наконец, прошедший научную реставрацию.

В начале 90-х годов прошлого века начал меняться и облик старинной части города. 11 сентября 1993 года на набережной был торжественно открыт памятник Александру Невскому. В 1994 году резчики Сергей Соколов и Виктор Галибин воссоздали старинные ворота с резным графским гербом (усадьба графов Паниных, ул. Андрея Рублёва, 16). Наконец, в 1995 году на набережной был установлен Поклонный камень – символ единства православной Руси и городов, связанных с именем Александра Невского.  

В 1990-е годы Краеведческий музей стал одним из главных учреждений культуры города. Большое внимание он уделял работе с художниками народных промыслов, ежегодно организуя «Улицу мастеров» на Днях города. Всё это привлекало к музею внимание не только специалистов, но и средств массовой информации. В 1997 году городецкие мастера стали одними из главных героев областного телемарафона «Душа России» (ведущий – Заслуженный деятель культуры России С. П. Чуянов).

Благодаря многолетней творческой работе коллектива музея под руководством Заслуженного работника культуры РФ Веры Викторовны Бровиной (директор с 1985 по 2008 г. ) интерес к истории Городецкого края, к коллекциям старины продолжал расти. В итоге он дал толчок к «строительству» в Городце «Музейного квартала». Отправная точка этого большого проекта – 2002 год, празднование 850-летия города. На базе Краеведческого музея возникали новые музейные выставки, и вниманию публики становились доступны экспонаты, долгие годы хранившиеся в запасниках. К чести музея, многие из них проходили научную реставрацию (предметы живописи, иконы).  

Одновременно в работе музеев Городца появилась и своеобразная конкуренция – каждое музейное учреждение стремилось заявить о себе, привлечь внимание посетителей ценными экспонатами. В этих условиях в городе возник никогда ранее не ощущавшийся «дефицит» интересных, ярких предметов старины.

 

 

Сотрудники музея и народные мастера перед поездкой в Нижний Новгород

на телемарафон «Душа России». Май 1997 г. Фото А. Н. Еранцева



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.