Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





3. Царская стража



Заметим, что скульптуры с дома А. Я. Сотина на момент своего поступления в музей были в нём уже второй по счёту «львиной парой». В упомянутой «Описи экспонатов» под номерами 15 и 16 числились «статуя Лев» и «статуя Львица» из белого камня, купленные в Городце за 400 рублей у гражданина П. Ив. Аккуратова (Лист 1 Об. 1920 г. Янв. 30). Хотя размеры каменных «статуй» скромнее их деревянных собратьев (длина – 55 и 70 см, высота – 63 и 58, ширина – 20 см), по-своему они тоже хороши. Сегодня фигуры львов из камня занимают почётное место в экспозиции, «охраняя» парадную лестницу и встречая посетителей музея на втором этаже.

 

 

Происхождение каменных львов покрыто ещё большей тайной, чем у их деревянных собратьев. Об Аккуратове навёл справки краевед-архивист Сергей Викторович Тонышев. В «Алфавитной книге граждан, проживающих в селе Городце» (1918 г. ) был записан Аккуратов Павел Иванович, 25-и лет, имевший с женой Ольгой Андреевной свой дом на Михайловской улице (ныне ул. Московской). Происходил он из деревни Подольское Богословской волости Костромского уезда и губернии. Каким образом Аккуратов стал владельцем каменных львов – неясно, так как род его занятий «Алфавитная книга» не сообщает (см. ГКУ ГАНО г. Балахна. Ф. 33. Оп. 1. Д. 22. Л. 5).

«Откуда появились львы на домах городчан? » – такой вопрос постоянно задают посетители музея. Сегодня для нас лев – экзотический зверь, его мы привыкли видеть только в зоопарке или на арене цирка. А вот для мастеров XIX века не только львы, но также птицы Сирины и Алконосты, драконы, Фараоны и Фараонки были хорошо известными персонажами народного искусства. Их с любовью вырезали на бортах волжских судов, на печатных пряничных досках и даже на крестьянских избах.

Известны они были ещё с древности, со средневековья (вспомним каменную резьбу на соборах Владимирской Руси). Парные львы – это типичный сюжет глухой домовой резьбы XIX века. Как правило, их располагали на концах лобовых (фронтонных) досок, а ещё – на воротах. Сходство львов в глухой домовой резьбе Чкаловского, Балахнинского и Городецкого районов со львами владимирских соборов XII века очевидно. По мнению исследователей, это объясняется экономическими связями северо-запада Нижегородской

губернии с Владимирским краем, откуда по соседним районам расходились работать владимирские плотники («аргуны» и «якуши»).

Ближайшие примеры резных ворот со львами – это дома И. Т. Золина и П. И. Золина из деревни Новое Сологузово (на правом берегу Волги, напротив Городца). Работы датированы 1860-ми годами. Фотографию ворот с первого дома опубликовал известный исследователь народного искусства Горьковского края М. Званцев (см. Званцев М. П. Нижегородские мастера. Рассказы о народном искусстве. Горький, 1978. С. 4). Фото ворот П. И. Золина хранится в фондах Городецкого историко-художественного музейного комплекса:

 

 

Ворота со львами дома П. И. Золина из дер. Новое Салогузово.

Однако сотинские львы – это не рельефные изображения глухой домовой резьбы, а целиком объёмные фигуры, настоящие скульптуры. Для крестьянских и даже купеческих домов они нехарактерны. Очевидно, перед нами – образец подражания «высокому» искусству украшения дворянских усадеб и столичных городов. Пример со львами на воротах дома А. Я. Сотина показывает, что культурная жизнь Городца к началу XX века всё больше приобретала черты городского, академического искусства, рождая при этом интересные и весьма самобытные образцы архитектуры.  

  

 

Скульптуры львов над воротами Дома Ученых в Москве (ул. Пречистенка, д. 16/2).
В XIX веке здание принадлежало сенатору Игорю Нарышкину – брату Натальи Гончаровой. Позднее усадьба перешла в собственность серпуховских фабрикантов Коншиных.

До 1816 года владельцем был печально известный военный губернатор Москвы И. П. Архаров.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.