Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





20. Национальное и общечеловеческое в литературном произведении.



Древнейшая история человечества - история бесклассового общества. Разделение общества на классы - результат его развития и охватывает рабовладельческую, феодальную и капиталистическую общественные формации, для которых характерен классовый антагонизм. Социализм ликвидирует классовый антагонизм, а коммунистическое общество - и классовое разделение. Художественная культура антагонистических обществ отражает классовую поляризацию внутри них. Художник в своем творчестве выражает классово обусловленную идеологию и психологию, мировоззрение и мироощущение. Весь строй идей и пластических образов произведения искусства всегда выражает классово определенную художественную концепцию. Эта определенность может быть неоднозначна и отражать колебания, сомнения, противоречия (например, Л. Н. Толстой, по образной характеристике В. И. Ленина, одновременно и " помещик, юродствующий во Христе", и выразитель настроений и чаяний крестьянства). Представителем и выразителем интересов, настроений какого класса является художник, можно понять не по биографическим данным (происхождение, среда, жизненные связи, высказывания), а по существу художественных мыслей. Вульгарные социологи не видели и не учитывали сложный, непрямолинейный характер связи сознания и творчества художника с его социальной средой, связи искусства с экономикой. И хотя не всегда существует прямая связь между идейными воззрениями художника и художественным отражением жизни в его творчестве, в конечном счете классово обусловлены и отбор, интерпретация жизненного материала, и образный строй, с помощью которого художник дает в произведении определенную трактовку действительности. Наиболее очевидно классовый характер искусства проявляется в периоды обострения общественных противоречий. Классовая ориентированность всех культурных ценностей приводит к тому, что в условиях антагонистического общества в каждой национальной культуре существует две культуры (с одной стороны, прогрессивная, демократическая, с другой - реакционная, антидемократическая). В русской литературе начала XX в. творчество Л. Н. Толстого выражало взгляды патриархального крестьянства, творчество М. Горького - пролетариата, а творчество Д. С. Мережковского и З. Н. Гиппиус - дворянства и буржуазии. Вместе с тем национальное в истинно высоком искусстве находится в диалектическом единстве не только с классовым, но и с общечеловеческим. Классово и национально обусловленное сознание художника в преломленном через призму определенных социальных интересов виде выражает общечеловеческое. И это позволяет великим творениям, преодолев классовую и историческую ограниченность их создателей, сохранить свою ценность в веках и прорваться к сознанию людей новой эпохи, имеющих иные классовые ориентации. Если рассматривать искусство в свете отмеченного В. И. Лениным триединства отдельного, особенного и общего, то следует принять во внимание диалектику личного, национального и интернационального в искусстве. Английский поэт XVII в. Дж. Донн писал: " Смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай никогда, но ком звонит Колокол: он звонит по Тебе". Эти слова, как известно, Э. Хемингуэй сделал эпиграфом к своему роману " По ком звонит колокол". В эпиграфе в афористичной форме личность сопоставляется с человечеством, устанавливается диалектическая связь единичного и всеобщего. Смерть каждого борца с фашизмом переживается как утрата всего человечества. Хемингуэй рисует в романе яркие национальные характеры и испанцев, и американца Джордана, и русского журналиста Каркова. Личность - класс - нация - человечество - вот те конкретно-исторические понятия, те социальные начала, которые в своем диалектическом взаимодействии определяют структуру образного мышления. О переплетении и взаимопроявлении этих начал в художественном творчестве хорошо сказано в повести Р. Гамзатова " Мой Дагестан". Автор пересказывает наставление, которое он получил от своего отца, народного аварского поэта Гамзата Цадаса: " Твой стиль, твоя манера, то есть твои нрав и характер, должны стоять в стихах на втором месте. На первое же место нужно поставить прав и характер своего парода. Сначала ты горец, аварец, а потом уже Расул Гамзатов... Если же твои стихи будут чужды духу горцев, их характеру, то твоя манера обернется манерничанием, твои стихи превратятся в красивые, хотя, может быть, даже и интересные игрушки. Откуда возьмется дождь, если не будет тучи? Откуда возьмется снег, если не будет неба? Откуда возьмется Расул Гамзатов, если не будет Аварии и аварского народа? " Но поэт, преданный всем сердцем своему народу, не замыкается в национальных рамках, а все время прокладывает пути к человечеству. " Я не хочу все явления мира искать в моей сакле, в моем ауле, в моем Дагестане, в моем чувстве родины. Наоборот, чувство родины я нахожу во всех явлениях мира и во всех его уголках. И в этом смысле моя тема - весь мир" *. " Я расскажу о себе" - так звучала одна из строк в первом варианте поэмы В. В. Маяковского " Во весь голос". Начав говорить о себе, поэт приходил к осмыслению эпохи. В окончательном варианте поэмы эта строка звучит: " Я расскажу о времени и о себе". Гамзатов, начав рассказывать о своем Дагестане, рассказывает и о себе, и о своем времени - о современном человечестве. Так в искусстве осуществляется диалектика единичного, особенного и всеобщего, диалектика личного, национального и общечеловеческого, заложенная в самом эстетическом фундаменте художественного творчества. Прекрасное есть непременное качество истинного произведения искусства. Осваивая мир и его явления по законам красоты, художник неизбежно оценивает их с точки зрения значения для человечества. Общечеловеческое начало оказывается лежащим в фундаменте художественного творчества, обладающего, таким образом, имманентной гуманистичностью и интернационализмом. Однако эти же фундаментальные основания художественного творчества включают в себя не только интернациональное, но и национальное, и классовое начало, так как само понимание общечеловеческой ценности исторически, классово и национально обусловлено. И чем самобытнее национальное видение, тем больше оно песет в себе драгоценной, неповторимой общезначимой художественной информации и опыта отношений. Но оно одновременно тем общезначимее, чем теснее общечеловеческое и интернациональное смыкается с классовым и национально-самобытным. Именно в этом заключено важнейшее условие высокой художественности и общемирового звучания произведения. Ярким примером такого соединения являются лучшие образцы искусства социалистического реализма. Точное определение национального как эстетической категории дал Н. В. Гоголь: "... истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа. Поэт даже может быть и тогда национален, когда описывает совершенно сторонний мир, по глядит на него глазами своей национальной стихии, глазами всего народа, когда чувствует и говорит так, что соотечественникам его кажется, будто это чувствуют и говорят они сами" *. Проблема национальной культуры становится ныне особенно острой. Точные и актуальные формулы, различающие патриотизм и национализм, выявляющие истинно национальное в культуре в отличие от ложного, дает Д. С. Лихачев: " Истинный патриотизм в том, чтобы обогащать других, обогащаясь сам духовно. Национализм же, отгораживаясь стеной от других культур, губит свою собственную культуру, иссушает ее. Культура должна быть открытой... Патриотизм - это благороднейшее из чувств. Это даже не чувство - это важнейшая сторона и личной и общественной культуры духа, когда человек и весь народ как бы поднимаются над самими собой, ставят себе сверхличные цели. Национализм же - это подлейшее из несчастий человеческого рода. Как всякое зло, оно скрывается, живет во тьме и только делает вид, что порождено любовью к своей стране. А порождено оно на самом деле злобой, ненавистью к другим народам и к той части своего собственного народа, которая не разделяет националистических взглядов. Национализм порождает неуверенность в самом себе, слабость и сам, в свою очередь, порожден этим жe" *. Межнациональные отношения в области культуры, художественное взаимодействие национальных искусств, художественное общение разных народов своим фундаментом имеют их взаимное уважение и взаимный культурный интерес. "... Ненависть к другим народам (шовинизм) рано или поздно переходит и на часть своего народа - хотя бы на тех, кто не признает национализма. Если доминирует в человеке общая настроенность к восприятию чужих культур, то она неизбежно приводит его к ясному осознанию ценности своей собственной. Поэтому в высших, осознанных своих проявлениях национальность всегда миролюбива, активно миролюбива, а не просто безразлична к другим национальностям. Национализм - это проявление слабости нации, а не ее силы. Заражаются национализмом по большей части слабые народы, пытающиеся сохранить себя с помощью националистических чувств и идеологии. Но великий народ, народ со своей большой культурой, со своими национальными традициями, обязан быть добрым, особенно если с ним соединена судьба малого народа. Великий народ должен помогать малому сохранить себя, свой язык, свою культуру" *. Национальная специфика искусства проявляет себя в своеобразии художественного мышления автора. Здесь - ключ к раскрытию самобытности искусства. У разных национальных структур образного мышления разные эмоциональные алгоритмы смены чувств, красок, оттенков.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.