Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





15. Своеобразие эстетического воздействия литературно-художественного произведения на читателя.



Проблема художественного восприятия «весьма важна не только в плане теоретическом, но и в практическом, с целью разработки путей и способов повышения эффективности искусства, культуры восприятия, «квалификации» реципиента-читателя, зрителя, слушателя» (Мейлах B. C. Процесс творчества и художественное восприятие. Комплексный подход: опыт, поиски, перспективы. В разработке проблемы восприятия участвуют психологи (А. Г. Жабицкая, Н. И. Никифорова, П. М. Якобсон и др. ), литературоведы (Г. А. Гуковский, B. C. Мейлах, В. Е. Хализев, М. В. Храпченко, Л. В. Чернец и др. ), эстетики (Ю. В. Борев, Е. В. Волкова, О. А. Кривцун и др. ), методисты (О. Ю. Богданова, Г. И. Беленький, В. А. Доманский, М. Г. Качурин, Н. О. Корст, Н. И. Кудряшев, Т. Ф. Курдюмова, В. Г. Маранцман, Н. Д. Молдавская, Е. В. Перевозная и др. ). Проблема художественного восприятия многоаспектна. В нее включается разработка методологии предмета; изучение сущности восприятия и его законов; освещение эволюции читателя, зрителя, слушателя в различные периоды общественного развития и в связи с историческими процессами развития искусства; конкретно­социологическое изучение современных интересов, вкусов, потребностей воспринимающей аудитории. Восприятие художественного произведения представляет собой сложный, многогранный процесс, включающий в себя противоположные моменты и тенденции: с одной стороны, его структура и направление развития запрограммированы в художественном произведении, с другой стороны, в ходе этого процесса осуществляется творческая деятельность воспринимающего, так или иначе видоизменяющая воплощенные в художественном произведении образы под влиянием индивидуального жизненного опыта воспринимающего, его эстетических идеалов, мировоззренческих принципов и определенной целеустремленности. В психологии разграничивается узкое и широкое значения понятия «восприятие». Так, в трудах П. М. Якобсона восприятие в узком смысле - это «акты восприятия тех объектов, которые даны нашим органам чувств»; восприятие в широком смысле слова (к нему психолог относит художественное восприятие) означает, что в ходе относительно длительного восприятия предмета имеют место различные акты мышления, истолкования свойств предмета, нахождения систем различных связей и соотношений в воспринимаемом объекте. Принято говорить о стадиях восприятия литературы: 1) непосредственное восприятие произведения, т. е. воссоздание и переживание образов произведения (на этой стадии ведущим является процесс воображения); 2) понимание идейного содержания произведения (на этой стадии ведущим становится мышление, но, поскольку оно оперирует с тем, что было эмоционально пережито, оно не убивает эмоциональности); 3) влияние художественной литературы на личность читателя как результат восприятия произведений». Психологом О. И. Никифоровой установлено, что механизм восприятия включает ориентировочную и основную части. В ориентировочной части (при чтении начала произведения) читатель вычленяет ряд ориентиров: 1) жанр и общий строй произведения; 2) место и время действия, определяющие круг образных обобщений читателя; 3) главное действующее лицо (лица) и эмоциональное отношение к нему автора; 4) начало действия; 5) объем содержания произведения, определяющий объем работы читательского воображения. Основная часть механизма непосредственного восприятия заключается во взаимодействии актуализированных образных обобщений и анализа текста. При восприятии произведения искусства реализуется конкретная установка реципиента. В работах психолога Д. Н. Узнадзе и его научной школы установка рассматривается как состояние готовности или предрасположенности индивида к действию определенным, однозначным образом. Но чтобы чтение стало коммуникативным актом, «установке автора должна соответствовать определенная читательская установка», при этом выделяется основная установка квалифицированного читателя, «когда читатель не только ждет и желает сопереживания, эстетического наслаждения (от восприятия произведения. - А. А. ), <... > но и не боится умственного напряжения, активности, необходимой для полного его понимания, когда читателю интересны и отражение жизни, и личность, и идеалы самого автора, и его художественное мастерство. Основная установка варьируется в зависимости от стиля и других особенностей автора и произведения. Установка читателя рассматривается, таким образом, как результат взаимодействия объективных и субъективных факторов - особенностей произведения и читательской направленности. В исследованиях литературоведов и эстетиков осмысляются механизмы художественного восприятия. Предваряющая информация, включающая в себя название произведения и его «подзаголовок» - жанровое обозначение, обусловливает уровень ожидания. Рецепционная установка апеллирует к предшествующему читательскому и вообще культурному опыту и «порождает рецепционное ожидание», включающее стилистическое настраивание и жанровую ориентированность восприятия. Таким образом, можно определить взаимосвязь между категориями «восприятие», «уровень рецепционного ожидания», «жанр», «стиль». Как показывают работы эстетиков, литературоведов, психологов, существенную роль в восприятии произведений литературы играет жанровое обозначение. Через категорию жанра художественный опыт читателя или зрителя входит во взаимодействие со структурой данного произведения



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.