Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





4.   Историческое развитие литературы. Литературное направление.



Литературное направление — это художественный метод, формирующий общие идейно-эстетические принципы в творчестве множества писателей на определённом этапе развития литературы. Основания, необходимые для того, чтобы отнести творчество различных авторов к одному литературному направлению: Следование одним и тем же культурно-эстетическим традициям. Единые мировоззренческие установки (т. е. однотипность миропонимания). Общие или близкие принципы творчества. Обусловленность творчества единством социальной и культурно-исторической ситуации. К литературным направлениям, наиболее значительным для русской литературы, относятся: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм. Классицизм (от латинского classicus — образцовый) — литературное направление XVII в. (в русской литературе — начала XVIII в. ), для которого характерны следующие черты: Восприятие античного искусства как эталона творчества, образца для подражания. Возведение разума в культ, признание приоритета просвещённого сознания (Декарт: «Я мыслю, следовательно, существую»). Эстетический идеал — человек, наделённый высоким общественно-нравственным сознанием и благородными чувствами, способный преобразовать жизнь по законам разума, подчиняющий чувства разуму. Следование принципу подражания природе, т. к. природа совершенна. Иерархическое восприятие окружающего мира (от низшего к высшему), распространяющееся и на гражданское общество, и на искусство. Отсюда как следствие: Обращение к общественно-гражданской проблематике. Изображение трагической борьбы между чувством и разумом, между общественным и личным. Строгая иерархия жанров: 1) высокие (ода, трагедия, эпопея) — изображают общественную жизнь, герои этих произведений — монархи, полководцы, поступки положительного героя продиктованы высокими нравственными принципами; 2) средние (письма, дневники, элегии, послания, эклоги); 3) низкие (басня, комедия, сатира) — изображают жизнь простых людей. Логически строгая композиционно-сюжетная организация художественного произведения; схематизм образов действующих лиц (все герои строго делятся на положительных и отрицательных, положительные образы идеализированы). Соблюдение в драматургии закона «трёх единств»: события должны развиваться в течение одних суток (единство времени); в одном и том же месте (единство места); воспроизводить законченное действие, составляющее одно целое, т. е. только одну сюжетную линию (единство действия). В русской литературе расцвет классицизма пришёлся на XVIII в.; классицизм заявил о себе в творчестве М. В. Ломоносова, В. К. Тредиаковского, А. Д. Кантемира, А. П. Сумарокова, Г. Р. Державина, Д. И. Фонвизина. Сентиментализм (от французского sentiment — чувство) — это литературное направление второй половины XVIII — начала XIX в., возникшее как реакция на жёсткие установки классицизма и признающее основой природы человека не разум, а чувства. Основные черты сентиментализма: Предмет изображения — частная жизнь, движения души, переживания человека. Главные темы — страдания, дружба, любовь. Утверждение ценности отдельной личности. Признание органичной связи человека с природой, а чувствительности и доброты человека — как природного дара. Нацеленность на нравственное воспитание читателя. Как следствие: Противопоставление городской и сельской жизни, цивилизации и природы. Идеализация патриархального быта. Положительный герой — простой человек, наделённый богатым внутренним миром, нравственной чистотой, чувствительностью, отзывчивостью сердца, способностью сострадать чужому горю и искренне радоваться чужому счастью. Ведущие жанры — путешествие, роман (в том числе роман в письмах), дневник, элегия, послание. В России представителями данного направления были В. В. Капнист, М. Н. Муравьев, А. Н. Радищев, ярким примером сентиментализма стали ранние произведения В. А. Жуковского, повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». Романтизм (франц. romantisme, англ. romanticism) — литературное направление конца XVIII — начала XIX вв., в основе которого лежит субъективная позиция автора по отношению к изображаемому, стремление автора не столько воссоздать в своём произведении окружающую действительность, сколько её переосмыслить. Ведущие черты романтизма: Восприятие свободы личности как высшей ценности. Восприятие человека как величайшей тайны, а цели человеческой жизни — как разгадки этой тайны. Изображение исключительной личности в исключительных обстоятельствах. Двоемирие: подобно тому как в человеке соединены душа (бессмертная, совершенная и свободная) и тело (уязвимое для болезней, смерти, бренное, несовершенное), так и в окружающем мире сочетаются духовное и материальное, прекрасное и безобразное, божественное и дьявольское, небесное и земное, свободное и рабское, случайное и закономерное — таким образом, существует мир идеальный — духовный, прекрасный и свободный, и мир реальный — физический, несовершенный, низменный. Как следствие: Основой конфликта в романтическом произведении может быть противостояние личности и общества, конфликт обретает трагическую остроту, если герой бросает вызов не только людям, но и Богу, судьбе. Важные черты романтического героя — гордость и трагическое одиночество. Типы характера романтического героя: готовый к самоотверженному подвигу патриот и гражданин; верящий в высокие идеалы наивный чудак и мечтатель; неприкаянный бродяга и благородный разбойник; разочарованный «лишний» человек; тираноборец; демоническая личность. Романтический герой остро переживает разлад с действительностью, осознавая несовершенство мира и людей, и при этом, стремясь быть принятым и понятым ими. К художественным особенностям романтических произведений относятся: экзотический пейзаж и портрет, подчёркивающие исключительность героя; антитеза как ведущий принцип построения произведения, системы образов и зачастую образа главного героя; близость прозаического слова к поэтическому, ритмичность, насыщенность текста стилистическими фигурами, тропами, символами. Романтизм в русской литературе представлен творчеством К. Ф. Рылеева, В. А. Жуковского, А. А. Бестужева-Марлинского, М. Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина и др. Реализм (от лат. Realis — вещественный) — литературное направление, возникшее в начале XIX в., следуя которому писатель изображает жизнь в соответствии с объективной реальностью, правдиво воспроизводит «типические характеры в типических обстоятельствах при верности деталей» (Ф. Энгельс). В основе реализма лежит историческое мышление — умение видеть исторические перспективы, взаимодействие прошлого, настоящего и будущего, социальный анализ — изображение явлений в их социальной обусловленности, а также социальная типизация. В центре реалистического изображения находятся те закономерности, которые действуют в жизни, взаимоотношения человека и среды, героя и эпохи; при этом писатель не отрывается от реальности — он, благодаря отбору типических явлений действительности, обогащает читателя знанием жизни. Исторически реализм разделяют на три этапа: просветительский, критический, социалистический. В русской литературе крупнейшими реалистами были И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, И. А. Бунин и др. Символизм (франц. symbollisme, греч. symbolon — знак, опознавательная примета) — направление, противопоставившее себя реализму; возникло в конце 80-х годов XIX в.; в основе философской концепции символизма лежит идея о непознаваемости мира и человека научным, рациональным путём и средствами реалистического изображения: Несовершенный реальный мир всего лишь слабое отражение идеального мира. Только художественная интуиция способна открыть духовную сущность мира. Жизнь — бесконечный процесс творчества, не имеющего никакой цели, кроме эстетической (Ф. Ницше). Творческий акт — религиозно-мистическое действо, связывающее художника с идеальным миром, символ — связующее звено между мирами, художник — избранник, теург, наделённый высшим знанием о Красоте, воплощающий это знание в обновлённом поэтическом слове. Как следствие: Стремление выразить в творчестве «невыразимое», «сверхреальное»: полутона, оттенки чувств, состояний, смутных предчувствий — всего того, для чего «слова не найдены». Многозначность и текучесть образов, усложненная метафоричность, использование символа как ведущего художественного средства. Опора на музыкальность слова, фразы (музыка, рождающая смысл). Крупнейшие представители символизма: В. С. Соловьёв, Д. Мережковский, В. Я. Брюсов, З. Н. Гиппиус, Ф. Сологуб, К. Бальмонт, Вяч. И. Иванов, С. М. Соловьёв, А. Блок, А. Белый и др. Акмеизм (от греч. аcme — высшая степень чего-либо, расцвет) — литературное направление 1910-х гг., противостоящее символизму, провозглашающее стремление к «радостному любованию бытием». Принципы акмеизма: Освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности; Отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, конкретности, звучности, красочности. Обращение к человеку, к «подлинности» его чувств. Поэтизация мира первозданных эмоций. Перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре». Стремление придать слову определенное, точное значение. Как следствие: «Зримость», предметность и четкость художественного образа, отточенность деталей. Простота и ясность поэтического языка. Строгость, чёткость композиции произведений. Представители акмеизма: С. М. Городецкий, Н. С. Гумилёв, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам и др. («Цех поэтов», 1912 г. ). Футуризм (от лат. futurum — будущее) — литературное направление начала XX в., характеризующееся демонстративным разрывом с традиционной культурой и классическим наследием; его основные черты: Бунтарское мировоззрение. Попытка создать «искусство будущего». Как следствие: Эпатаж публики, литературное хулиганство. Отказ от привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области формы (ритмики, рифмы, графического изображения текста), ориентация на лозунг, плакат. Словотворчество, попытка создать «заумный» «будетлянский» язык (язык будущего). Представители футуризма: 1) Велимир Хлебников, Алексей Кручёных, Владимир Маяковский и др. (группа «Гилея», кубофутуристы); 2) Георгий Иванов, Рюрик Ивнев, Игорь Северянин и др. (эгофутуристы); 3) Николай Асеев, Борис Пастернак и др. («Центрифуга»). Эстетические и идеологические установки футуристов были отражены в манифесте «Пощёчина общественному вкусу» (1912 г. ). Литературное течение — это одна из разновидностей какого-либо литературного направления. Литературное течение не выходит за рамки художественного метода, являющегося основой литературного направления, однако при этом характеризуется особым отношением ряда писателей к поставленным проблемам. Именно это особое отношение и порождает специфические различия между художественными концепциями писателей, работающих в одном литературном направлении. Например, литературоведы выделяют два течения в русском романтизме: революционный романтизм (ярчайший представитель — К. Ф. Рылеев) и элегический (В. А. Жуковский); три течения в русском символизме: декаденты (Н. Минский, Д. Мережковский, З. Гиппиус, Ф. Сологуб и др. ), связывавшие искусство с богоискательством, с идеями «религиозной общественности»; «старшие» символисты (В. Брюсов, К. Бальмонт и др. ), чьё творчество отличалось импрессионистическим восприятием жизни; «младшие» символисты (А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов, С. Соловьев и др. ), бывшие приверженцами философско-религиозного понимания мира в духе поздней философии Вл. Соловьева, по мнению которого целью искусства — «... создание вселенского духовного организма», а роль поэта — священнодействие, соединение вершин искусства с мистикой.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.