Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Берукашвили Леван. Философия абсолютного искусства. Знаменитый гитарист-виртуоз Эстас Тонне впервые посетил Ростов-на-Дону со своим незабываемым концертом, который состоялся 31 марта в большом зале Ростовской филармонии.



Берукашвили Леван

Философия абсолютного искусства

Знаменитый гитарист-виртуоз Эстас Тонне впервые посетил Ростов-на-Дону со своим незабываемым концертом, который состоялся 31 марта в большом зале Ростовской филармонии.

 

В России Эстаса знают немногие, однако, несмотря на это, в зале всё равно не было свободных мест. И дело вовсе не в успешной пиар-кампании менеджеров музыканта. Я думаю, ростовчан просто заинтриговало то, что человек способен дать концерт, построенный исключительно на импровизации. Интересно ведь самому посмотреть, как такое возможно в реальности. И это при том, что Эстас почти никогда не записывает своё творчество, в интернете его музыки не так уж и много.

Я стоял на балконе и прекрасно видел сцену: два микрофона, пульты для переключения звуковых эффектов, стул и плюшевая обезьянка, игрушка-талисман. Когда Эстас вышел со своей легендарной гитарой, зал встретил его бурными овациями. Музыкант сел на стул, настроил для своего инструмента высоту микрофона и приступил к ритуалу, который он совершает каждый раз перед выступлением, чтобы настроиться на позитивные эмоции и освободить разум от лишних мыслей: он зажёг ароматическую палочку и закрепил её на грифе гитары.

Затем Эстас подвинул второй микрофон к губам и произнес: «Приветствую вас». Зал снова зааплодировал. Музыкант дёрнул басовую струну и нажал ногой кнопку на пульте, от чего появился низкий глубокий звук, напоминающий мантру «Ом». Эта нота тянулась беспрерывно. На её фоне гитарист снова заговорил: «Все вы сегодня пришли сюда по разным причинам... Кто-то пришёл послушать гитару, кто-то – виртуозную гитару, кто-то пришёл посмотреть на гитариста, кто-то хотел открыть для себя что-то новое, но у всех при этом была одна общая цель – хорошо провести время. В нашей жизни так мало спокойствия и тишины. Мы постоянно торопимся куда-то, постоянно суетимся… Что, если просто представить, будто мы никогда не рождались и никогда не умрём? Что, если отбросить начало и конец, представить, что жизнь – это бесконечный путь, в котором нет ни начала, ни конца? Ведь каждое мгновение – это возможность ощутить себя живым. Мы живём именно в этот момент. Как удержаться в нём? Я предлагаю нам хотя бы на следующие два часа забыть обо всех проблемах и просто расслабиться».

Так начался этот фантастический концерт. Как только зазвучали первые ноты, я сразу ощутил гармонию звука, чувств и ещё чего-то неосязаемого и невидимого, но при этом связывающего и захватывающего, чего-то, что читается между нот, в тишине. Музыка рождалась каждое мгновение. Она перетекала в следующее мгновение и несла в себе какую-то эмоцию, рисуя в голове слушателя фантастические образы. Эта импровизация могла бы длиться вечно, рождая нечто прекрасное и передавая это всем остальным прямо здесь и сейчас. Это было самое настоящее чистое искусство. Мимолётное. Его не нужно записывать на диски и штамповать огромными тиражами, потому что оно существует лишь миг. Лишь в этот миг музыка является живым существом и несёт в себе часть души того, кто его создаёт.

После того, как Эстас закончил играть, он снова подвинул микрофон к губам и сказал: «Обычно на концертах артист остаётся артистом, а зритель – зрителем. Между ними нет никакого общения. Зрители просто слушают. Главный вопрос – как же сделать так, чтобы и артист, и зритель взаимодействовали? Как стереть грань между ними? ». И он снова начал играть. В каждой ноте гитары отчётливо был слышен голос души исполнителя. Музыка целиком управляла им. И его лицо, его мимика, его жесты, движения его тела, поддавались этой волне. Я просто не мог отвести от него глаз, смотрел, не моргая.

Зал не успевал хлопать, так как музыка то внезапно начиналась, то внезапно заканчивалась, люди просто не знали, что им делать. «Что происходит в этот момент? » – вдруг после получасовой импровизации спросил гитарист. «Это всё мозг… Всё происходит в мозгу. Главный вопрос – как отключить его? ». И затем он снова начал рисовать фантастические образы своей музыкой, которая то усиливалась и становилась мощной, как ураган, то становилась мелодичной и спокойной, убаюкивая слушателей. Но стоило только задремать, как тут же снова поднимался ураган и будоражил так, что сердце начинало биться быстрее. Я настолько растворился во всём этом, что слушал буквально на одном дыхании.

А затем у Эстаса на гитаре лопнула струна. Но он не придал этому абсолютно никакого значения и спокойно продолжил играть. Почти никто в зале ничего и не заметил. Когда музыкант закончил свою, казалось бы, вечную импровизацию, публика устало, но восторженно зааплодировала. Собираясь втянуть новую струну, музыкант попросил зрителей послушать тишину. Ведь «тишина – это не менее прекрасное явление, чем музыка». Но зал был нетерпелив, кто-то постоянно что-то выкрикивал, начинались аплодисменты, которые музыканту совсем были не нужны. Ростовская публика не привыкла к чистому искусству, так как раньше она никогда ничего подобного не слышала, ростовчане и представить себе не могли, что музыка может быть живой и непредсказуемой, что она может рождаться здесь и сейчас, что она не будет написана заранее.

«Эх, говорили мне: «Бери с собой две гитары», но я думаю, что это гораздо проблематичней, чем поменять струну». И пока Эстас менял струну, кто-то спросил у него: «А что вы вообще играете? Что это за музыка? ». И музыкант ответил: «Вот, как вы думаете, если бы Бах и Бетховен жили в наше время, они бы играли ту же музыку, что и тогда? Их музыка прекрасна, я не спорю. Но из года в год её играют одинаково. Проходят столетия, а музыка всё та же. Она несёт одну и ту же эмоцию, которая родилась давным-давно. Она подобна красивой статуе, которая застыла в камне в неподвижной позе». Теперь для всех стало ясно, почему Эстас никогда не играет одинаково, почему все его композиции каждый раз разные и всегда наполнены новыми эмоциями. Он каждый раз делится своими чувствами, выражает их через звук и потрясающее мастерство. Он показывает слушателям весь свой внутренний мир.

«Возвращаясь к вопросу о том, что я играю» – продолжал музыкант, – «я просто шёл по дороге и собирал цветы. Затем цветы начали перерождаться. Букет всегда был разным». «То есть вы играете импровизации? » – спросил кто-то из зала, на что музыкант ответил: «Импровизации. Можно и так назвать. Когда я шёл сюда, я ещё не знал, что я буду играть. Сегодня я просто пришёл пожить здесь вместе с вами на этой сцене. В следующий раз я приду куда-то ещё и буду играть что-то другое».

Затем Эстас зажег на грифе гитары новую ароматическую палочку и вновь вернулся к озвученной ранее проблеме свободы выбора: «Мозг… Он постоянно управляет каждым нашим движением… Нашим автомобилем. Вопрос в том, как положить мозг на заднее сидение? ». «Но зачем? » – вдруг выкрикнул кто-то в зале. – «Зачем его туда класть? Кто же тогда будет управлять автомобилем? ». Услышав это, Эстас рассмеялся, взял в руки гитару и снова начал играть. «Автомобилем» никто не должен управлять, когда ты слышишь музыку, с помощью которой кто-то хочет достучаться до твоего сердца. «Автомобиль» должен ехать сам, на «автопилоте». И на сегодняшнем концерте со многими зрителями произошло именно это.  

Я не ожидал, что Эстас будет так много разговаривать со зрителями. Это был отчасти живой концерт и отчасти – философская лекция: «На свете так много уникальных людей, говорящих на разных языках, имеющих свои убеждения, верования, людей с разным цветом кожи, разрезом глаз, людей с разными характерами и интересами. И все они – просто люди. Люди. Это всё – одна планета. Здесь всё общее. Мы – часть одной системы, мы – звенья одной цепи. Никто из нас никогда не возвысится над этим. Нас с детства учили, как правильно жить, что делать можно, а что – нельзя. И так постепенно мы стали забывать о том, что все мы в душе одинаковые, что нет «моего» и «чужого». Это неправильно. Что бы было, если б пальцы на руке стали существовать отдельно друг от друга? Это ведь пальцы одной руки! Точно также и мы – граждане одной планеты».

Шёл третий час этого невероятного концерта, который задумывался, как двухчасовой. Эстас продолжал самозабвенно предаваться музыке. А тем временем зал уже опустел на четверть. Меня это совсем не удивило, ведь абсолютное искусство не для тех, кто привык слушать ровный ритм обыденной жизни. Оно для тех, кто готов открыть свою душу, кто стремится увидеть истину. Все, кто хотел услышать, услышали. Все, кто хотел запомнить, запомнили.

В самом финале Эстас вдруг преподнёс публике неожиданный бонус – выяснилось, что он умеет играть не только на гитаре. Музыкант снова создал на пульте бесконечный звук «Ом», поднял с пола деревянную индейскую флейту, которую я раньше не замечал, подошёл к микрофону и произнёс: «Каждый палец должен понять, что он – часть руки, а не просто отдельный палец. Нас с детства учили, что есть милосердный Бог и лукавый дьявол, есть звук и тишина, есть белое, и есть чёрное... Но может, есть что-то большее, что-то, что всё это объединяет? Нас всех объединяет любовь. Неразделённость». И после этих слов он начал играть на флейте. Её звуки завораживали не меньше виртуозной гитары. Это было просто волшебно.

Затем Эстас снова сел на стул и снова взял в руки гитару. Выжимая до последнего, он начал играть свою заключительную импровизацию. Эмоции захлестывали его с головой, а вместе с ним и тех, кто проникся его «философской» музыкой. И, наконец, закончив, музыкант вышел на авансцену, его тут же окружили телохранители. Эстас попросил их расслабиться и отойти подальше, а затем сказал залу: «Спасибо всем вам». К нему тут же бросились девушки с листками бумаги и ручкой, и музыкант с радостью поставил автографы им всем. Более того, после концерта он организовал автограф-сессию и даже согласился пообщаться со всеми, у кого остались вопросы.

Эстас с помощью своей музыки попытался объединить всех зрителей в зале, попытался стереть все границы между исполнителем и слушателем. Это было поистине божественно. Он пытался через музыку передать людям истину. Это был великолепный концерт. Он не будет записан на компакт-диски. Эстас, подобно Сократу, доносит своё учение до других в устном виде. Зато его музыка оставляет свой отпечаток в сердце каждого слушателя.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.