Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Отдых и досуг в советской истории.



Отдых и досуг в советской истории.

В 1920-е годы общество, вышедшее из двух войн, испытывало острую необходимость в физическом и духовном отдыхе. Однако изменившиеся условия привели к существенной трансформации представлений об отдыхе и досуге. Одной из главных тенденций в изменении этих представлений стала коллективная форма отдыха и досуга. Ведь массовость мероприятий способствовала ритуализации общественного сознания. Население могло посещать вечера вопросов и ответов, музыкальные концерты, выставки и спектакли, секции и кружки, провести вечер в парке отдыха. Широкое распространение получили публичные лекции на разные темы, посещение изб-читален и народных домов. При этом отдых и досуг различных социальных существенно отличались: «ресторанный» отдых для нэпманов, коммерческие кинотеатры с широким репертуаром зарубежных фильмов для обывателей, рабоче-крестьянские клубы для широких народных масс.[1] С другой стороны, потребность в релаксации вела к распространению в рабоче-крестьянской среде различных форм девиантного поведения. То есть в 1920-е годы одновременно сосуществовали две тенденции в сфере отдыха и досуга: узаконенная (официальная) и теневая.

На первый взгляд, определяющее качество курортной жизни – ее неповседневность. То есть курортные условия были своеобразным «макетом» жизни, которая настанет в «светлом будущем». Недаром курортам давали символические названия. Так в генеральном плане г. Ялта был назван сначала «Фабрикой здоровья», а затем «Русской Ниццей». А в журнале «СССР на стройке» (1932. № 9) утверждалось, что Алтай – это «советская Швейцария». Пространство курорта также было символически насыщено. Так, архитектура санаториев и домов отдыха с начала 1930-х годов приобрела отчетливо выраженный дворцовый характер. Да и общая схема развития курорта напоминала классические дворцово-парковые ансамбли. Видимо, власть стремилась выполнить свои революционные обещания – «Кто был ничем, тот станет всем!», что делало ее легитимной в глазах населения.

Но курортная жизнь одновременно являлась отражением образа новой повседневности. Не случайно, действия и эпизодические ряды таких фильмов, как «Веселые ребята», «Интервенция», «Двенадцать стульев», «Золотой теленок», «Кавказская пленница», «Станьте моим мужем», «Иван Васильевич меняет профессию», «Спортлото-82» и других разворачиваются в местах всесоюзных здравниц.

С 1917 по 1924 гг. СНК РСФСР было принято около 30 декретов и постановлений, заложивших основы санитарно-курортной помощи трудящимся.

Принятое 18 декабря 1929 г. постановление ЦК ВКП(б) «О медицинском обслуживании рабочих и крестьян» включило санаторно-курортные путевки и проведение отпуска в домах отдыха в систему материального и морального поощрения за качественный и добросовестный труд. А контроль за этим взяли на себя отраслевые профсоюзы. Выделение путевок на южные курорты было делом, скорее, исключительным: большинство рабочих отдыхали на курортах местного значения.

 

 

Новые формы времяпровождения входят в жизнь не только высшего общества, но и средних слоев, и даже в некоторой мере в жизнь простого народа. Конечно, в первую очередь с этими формами знакомилось городское население; сельские жители могли познакомиться, главным образом, лишь с теми новыми развлечениями и увеселениями, которые им предлагала ярмарка. Развитие промышленности и торговли вызывало рост числа ярмарок в России. Уже во второй половине XVII в. заметен наплыв иностранных бродячих актеров, знакомивших русских с европейским ярмарочным искусством. В петровскую эпоху организация досуга народа стала частью государственной политики: “В отношении петербургских гуляний нельзя говорить о прямой их преемственной связи с архаическим бытом окрестных деревень. В возникновении петербургских гуляний — а в какой-то мере и московских — очень большую роль сыграла государственная инициатива. Она сказалась по крайней мере в следующем: в устройстве общегородских, общестоличных, а тем самым как бы общеимперских увеселений, в приглашении туда иностранных специалистов — “штукмейстеров” и “шпрынгмейстеров”, комедиантов, карусельщиков, музыкантов и т. п., наконец, в участии императора и столичной знати в этих гуляньях. Как и многое другое в петровской политике, это действие было ориентировано на зрителя, которого оно само и создавало

 


 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.