Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Кобзев А.И. – Китайский эрос 15 страница



 Средство удлинения полового органа (инь).

 /Состав:/ три фэня цистанхе солончаковой и два фэня (0,7 гА.К.) травы водоросли саргассум (Sargassum pallidum).

 Указанное, будучи истолченным и просеянным, образует порошок, который соединяется с вытяжкой печени белой собаки, /убитой/ в первой луне, и намазывается на половой орган три раза, а рано утром смывается свежей колодезной водой. Удлинение на три цуня (7-9 см - А.К.) обязательно про- изойдет.

 Целительное средство для жены с расширенным и холодным половым орга- ном, сужающее и уменьшающее его, приносящее радость при совокуплении.

 /Состав:/ два фэня самородной серы, два фэня кирказона слабого (Aristolochia debilis), два фэня горного кизила лекарственного (Согnus officinalis) /17/, два фэня семян жгун-корня.

 Указанные четыре компонента, истолченные и просеянные, образуют поро- шок, который незадолго перед совокуплением вводится в нефритовые врата небольшой дозой. Тут не следует перебарщивать, иначе может произойти за- мыкание врат.

 Согласно другому средству, берутся три щепотки (9 мл - А.К.) порошка из самородной серы и разводятся в одном шэне (0,2 г. - А.К.) кипятка.

Если /этим раствором/ мыть половой орган, то он сужается, как у двенад- цати-тринадцатилетней девочки.

 

 ПРИМЕЧАНИЯ

 1. Отличающаяся от оригинала одним иероглифом, цитата из классическо- го даосского трактата "Ле-цзы" ("Учитель Ле", IV в. до н.э. - IV в.

н.э.), в первой главе которого "Небесный скипетр" ("Тянь жуй") сказано: "Из рожденных небом десяти тысяч вещей ценнейшим является человек".

 2. Следование символам (сян) и законам (фа) неба и земли - фундамен- тальная идея классической китайской философии. Ср., например: "Чжоу и" ("Чжоуские перемены"), "Си цы чжуань" ("Комментарий привязанных афориз- мов", II, 2; "Ли цзи" ("Записки о благопристойности"), гл. 38; "Ши цзи" ("Исторические записки", II-I вв. до н.э.) гл. 27.

 3. В качестве основополагающих классификационных символов пять эле- ментов соответствуют упоминаемым ниже странам света, сезонам, отрезкам суток и циклическим знакам, в частности: дерево - востоку и весне, огонь - югу и лету, металл - западу и осени, вода - северу и зиме, а цент- ральная почва - середине года (летом).

 4. Согласно китайской традиционной топологии, слева располагается восток, а справа - запад. Помимо этого, непривычного для нас соотнесе- ния, заслуживает внимания и нетривиальная символизация данных прост- ранственных ориентиров с помощью компонентов оппозиции мужское-женское, а именно: левое (восточное) - мужское (каково и небо), правое (запад- ное)женское (какова и земля). Подобная "мужественность" и, соответствен- но, нередкая доминантность символа левизны в древнекитайской культуре особенно интересна с точки зрения этноисторического приложения современ- ной теории функциональной асимметрии мозга. Подробно см.: Иванов Вяч.

Вс. Чет и нечет: Асимметрия мозга и знаковых систем. - М., 1978.

 5. Ср. с утверждением средневекового философа Ван Янмина (1472-1529 гг.), согласно которому "наши срединность и гармоничность изначально взаимодействуют с пневмой неба и земли", что означает "ориентацию на пневму неба и земли, согласование со звуками фениксов, самца и самки" ("Чуань си лу""Записки преподанного и воспринятого", цзюань 3).

 6. О значении музыки как главного регулятора сексуальности см., нап- ример, фрагмент из "Комментария Цзо /к летописи "Весны и осени"/" ("Цзо чжуань", Чжаогун, 1 г.). - Древнекитайская философия. - Т. 2. - М., 1973. - С. 10-11.

 7. Это выражение "пу сай юй" связано с легендой о том, что рыба, су- мевшая пройти вверх по течению реки Хуанхэ через бурное ущелье Лунмэнь (Драконьи врата), становится драконом. Здесь подразумеваются аналогичные попытки проникновения в иные "врата".

 8. Термином "би му юй" (буквально: "рыба, соединившая глаза") обозна- чаются ложный палтус (паролихт) и камбала, а также мифическое животное, представляющее собой двух сросшихся рыб - с одним хвостом и двумя голо- вами.

 9. Янская (солнечная) башня (ян тай). - Согласно древней легенде, на горе под этим названием один из правителей царства Чу встретился во сне с женщиной, утром выглядевшей, как тучка (женский символ), а вечером - как дождь (мужской символ). Видимо, такое сочетание двойственной андро- гинной символики позволило обозначить глубинную часть влагалища термином с определением ян.

 10. О мифическом гиганте воздушного океана, птице Пэн см., например, гл. 1 "Чжуан-цзы": Древнекитайская философия. - Т. 1. С. 249-251.

 11. Не поддающиеся точной анатомической идентификации, а возможно, таковой и не имеющие, термины "сюань пу" ("темно-таинственный сад") и "тянь тин" ("небесный двор") обозначают соответственно местопребывание бессмертных на священной горе Куньлунь и небосвод (последнее также - междубровье и императорские покои), символизируя здесь соединение женс- кого и мужского начал.

 12. "Пшеничная зубчатка" ("май чи", в переводе Р. ван Гулика - "пеще- ра в виде зерна"). - Точно не идентифицированная передняя и поверхност- ная часть вульвы.

 13. Лао-цзы - полулегендарный основатель даосизма (VI-IV вв. до н.э.), предполагаемый автор "Дао дэ цзина" ("Канона пути и благодати"), где отсутствует приведенное высказывание. Ср.: Древнекитайская филосо- фия. - Т. 1 С. 114-138.

 14. Область Шу располагалась на юго-западной окраине древнего Китая на территории современной провинции Сычуань.

 15. Согласно китайской мифологии, на дереве утун обитает феникс.

 16. Компоненты указываемых снадобий соответствуют своему предназначе- нию не только физиологическим эффектом, но и физической формой. Напри- мер, не нуждается в пояснении совпадение фаллической формы и медицинской функции у оленьих рогов (пант), хорошо известных по пантокрину. Однако стоит отметить, что аналогичным образом обстоит дело и с бошнякией го- лой, которая представляет собой гриб, похожий на подъятый уд (эрегиро- ванный пенис).

 17. В праздник восхождений - девятый день девятой луны - в Китае было принято подниматься на возвышенности с кизиловыми ветками в руках для отвращения бед.

 

 Перевод и примечания А. И. Кобзева.

 

 ЧАСТЬ III ПРОЗА "ВЕСЕННЕГО ЧУВСТВА"

 ЛИН СЮАНЬ (I B.) НЕОФИЦИАЛЬНОЕ ЖИЗНЕОПИСАНИЕ ЧЖАО-ЛЕТЯЩЕЙ ЛАСТОЧКИ /1/

 Государыня Чжао, прозванная Фэиянь-Летящей ласточкой была дочерью Фэн Ваньцзиня. Дед ее Дали изготовлял и отлаживал музыкальные инструменты, исправляя должность настройщика при дворе князя в Цзянду, Сын его Ваньцзинь не пожелал наследовать семейное занятие и занялся музыкой, он сочинял скорбные плачи по усопшим. Своим песнопением он дал название "Мелодии из мира смертных". Всякого, кто их слышал, они трогали до глу- бины сердца.

 В свое время внучка старого князя в Цзянду, владетельная госпожа зе- мель Гусу, была выдана за Чжао Маня, чжунвэя /2/ из Цзянсу. Этот Чжао Мань до того возлюбил фэн Ваньцзиня, что если не ел с ним из одной посу- ды, не насыщался. У него рано объявился тайный недуг, почему он к жене своей не приближался. Фэн Ваньцзинь вступил в связь с госпожой Чжао, и та забеременела.

 Чжао Мань был ревнив и вспыльчив. В страхе перед ним госпожа Чжао сослалась на недомогание и переехала во дворец старого князя. Здесь она разрешилась от бремени двойней. Девочку, которая появилась на свет пер- вой, назвали Ичжу, вторую нарекли Хэдэ. Их отослали к Фэн Ваньцзиню, и дабы скрыть обстоятельства рождения, дали им фамилию Чжао.

 Уже в детском возрасте Ичжу отличалась умом и сообразительностью. В семье Фэн Ваньцзиня хранилось сочинение старца Пэн-цзу "Различение пульсов" /3/ и по этой книге она овладела искусством управлять дыханием.

Повзрослев, стала она осанкою изящна, в поступи легка, поднимет ножку - будто вспорхнет, за что и прозвали ее Ласточкой.

 Хэдэ телом была гладка, словно бы умащена притираниями, когда выходи- ла из купальни, всегда казалась сухой. Была она искусна в пении, голос ее, приятный для слуха, лился медленно и нежно. Сестры были несравненны- ми красавицами.

 После смерти Фэн Ваньцзиня семья его разорилась. Фэиянь с младшей сестрой вынуждены были перебраться в Чанъань /4/ где в то время их знали еще как побочных дочерей Чжао Маня. Они поселились в переулке рядом с неким Чжао Линем, начальником стражи во дворце правителя Янъэ /5/. Наде- ясь на его покровительство, сестры не однажды подносили ему в дар узор- ные вышивки. Он всякий раз смущался, но подношения принимал. Вскоре де- вушки переехали к нему, и их стали считать за дочерей Чжао Линя. Некогда родная дочь Чжао Линя служила во дворце, но заболела и умерла, фэиянь назвалась ее именем и вместе с Хэдэ стала служить во внутренних покоях дворца. С замиранием сердца, забывая о еде, они могли целыми днями слу- шать песни. Еще в бытность свою служанками сестры начали постигать ис- кусство пения и танцев, украдкой подражая танцовщицам и певицам. К тому времени они узнали крайнюю нужду и в деньгах, и в платье, так как почти все сбережения растратили на пустяки, покупая без всякой оглядки на цену притирания, благовония для омовений и пудру. В доме не было ни одной служанки, которая бы не сказала, что девицы с придурью, ибо на двоих у них было одно-единственное одеяло.

 Между тем Фэиянь свела знакомство с соседом, императорским ловчим.

Как-то снежной ночью она ждала этого ловчего подле дома. Чтобы не за- мерзнуть, она стала реже дышать. Ловчий удивился, что Фэиянь не только не дрожит от холода, но еще и теплая. Он пришел в изумление и почел ее за небожительницу. В скором времени, благодаря влиянию своей госпожи, Фэйянь попала в императорский дворец, и император тотчас призвал ее. Ее тетка Фаньи, дама-распорядительница высочайшей опочивальни, знала, что у Вэйянь чтото было с императорским ловчим, вот почему при этом известии у нее похолодело сердце.

 Когда государь прибыл почтить Фэйянь благосклонностью, Фэйянь обуял страх, и она не вышла навстречу государю. Она зажмурила глаза, прикрыла руками лицо и плакала так, что слезы стекали у нее даже с подбородка.

Три ночи продержал он ее в своих объятиях, но так и не смог с нею сбли- зиться. Однако у него и в мыслях не было корить ее. Когда однажды двор- цовые дамы, ранее бывшие в милости у государя, как бы ненароком спросили о ней, тот ответствовал: - Она столь роскошна, будто в ней всего в избытке, до того мягка, словно бы без костей. Она и медлительна, и робка, то как бы отдаляется от тебя, то приближается вновь. К тому же Фэйянь - человек долга и бла- гопристойности. Да что там, разве идет она в сравнение с вами, которые водят дружбу со слугами и лебезят перед ними?

 В конце концов государь разделил с Фэйянь ложе, и киноварь увлажнила циновки. После этого Фаньи завела как-то с Фэйянь беседу с глазу на глаз: - Выходит, ловчий и не приближался к тебе?

 Фэйянь ответила: - Три дня я практиковала способ сосредоточения на своем естестве, от- чего плоть моя налилась и набухла. Будучи телом грузен и могуч, государь нанес мне глубокую рану.

 С того дня государь особо выделял Фэйянь своей благосклонностью, а ее соперницы стали именовать Фэйянь не иначе, как государыней Чжао.

 Однажды государь, пребывая в личных покоях, что подле залы Уточек-не- разлучниц /6/ изволил просматривать списки наложниц. Фаньи обронила сло- во о том, что у Фэйянь есть еще и младшая сестра по имени Хэдэ, равно прекрасная лицом и телом, к тому же по натуре своей благонравная.

 - Поверьте, - добавила Фаньи, - она ни в чем не уступит государыне Чжао.

 Государь незамедлительно приказал придворному по имени Люй Яньфу взять его личную коляску, изукрашенную нефритом и драгоценными ка- меньями, и, положив в нее матрасик из перьев феникса, ехать за Хэдэ. Од- нако же Хэдэ предложение отклонила, сказав придворному: - Без приглашения моей драгоценной сестры не смею следовать за вами.

Уж лучше отрубите мне голову и отнесите ее во дворец.

 Люй Яньфу воротился и в точности доложил обо всем государю. Тогда Фаньи, якобы для государевых нужд, взяла принадлежавший Фэйянь платок с собственноручной ее разноцветной вышивкой и отправила Хэдэ как подтверж- дение воли государыни. Хэдэ дважды омылась, надушилась ароматным настоем алоэ из Цзюцюя и убрала себя так: закрутила волосы в узел "на новый лад", тонко подвела черною тушью брови в стиле "очертания далеких гор" и завершила свой убор небрежным прикосновением, добавив к лицу красную мушку. Не имея достойных одежд, она надела простое платье с короткими рукавами и юбку с вышивкою и дополнила наряд носками с узором в виде слив.

 Государь повелел навесить спальный полог в зале Облачного блеска и повелел Фаньи ввести Хэдэ в залу. Однако Хэдэ сказала: - Моя драгоценная сестрица злонравна и ревнива, всякое благодеяние государя ей нетрудно обратить в беду. Готова снести позор казни, ибо не жаль мне жизни, но без наставления сестрицы не пойду.

 Опустив глаза, Хэдэ переступала с ножки на ножку, не в силах следо- вать за Фаньи. Речь ее звучала твердо. И все, кто был подле нее, изъяви- ли свое одобрение. Государь отослал Хэдэ домой.

 В то время при дворе находилась Нао Фанчэн, которая еще при государе Сюань-ди /7/ исправляла должность управительницы дворца Ароматов /8/.

Ныне, уже поседевшая, она служила наставницей при государевых наложни- цах. Как-то однажды, стоя позади государя, Нао Фанчэн плюнула и сказала: - Как вода гасит огонь /9/, так эти девки доведут нас до беды.

 По подсказке Фаньи государь отдалил Фэйянь, приказав выстроить для нее особые Дальние покои. Он пожаловал ее богатой утварью, пологом, рас- шитым пурпурными и зелеными облаками, узорным нефритовым столиком и чер- вонного золота курильницей в виде священной горы Бошань с девятью пика- ми.

 В свою очередь Фаньи обратилась к государыне со словами порицания: - У нашего государя нет наследников, а вы, пребывая во дворце, не за- ботитесь о продолжении государева рода. Не пора ли просить государя, чтобы он приблизил к себе наложницу, которая родила бы ему сына?

 Фэйянь благосклонно согласилась, и той же ночью Хэдэ была отведена к государю.

 Император преисполнился восторга. Он прильнул к Хэдэ, и ни в одной линии тела ее не нашел каких-либо несовершенств. Он дал ей прозвание Вэньжоу-сян, что значит "Приют тепла и неги". По прошествии некоторого времени он признался Фаньи: - Я стар годами и в этой обители хотел бы умереть. Ибо отныне мне не нужно, подобно государю У-ди /10/, искать страну Белых облаков.

 Фаньи воскликнула: - Пусть государь живет десять тысяч лет! - И добавила: - Воистину, Ваше Величество, вы обрели бессмертную фею.

 Государь тотчас пожаловал Фаньи двадцать четыре штуки парчи, соткан- ной русалками /11/.

 Хэдэ сполна завладела сердцем императора. Вскоре ей была дарована степень Первой дамы.

 Хэдэ обычно прислуживала сестре-императрице, воздавая ей почести, ка- кие полагались старшему в роде. Однажды, когда сестры сидели рядом, го- сударыня, сплюнув, случайно попала на накидку Хэдэ.

 - Поглядите, сестрица, как вы изукрасили мой фиолетовый рукав, - мол- вила Хэдэ. - Получилось, словно бы узоры на камне. Да отдай я приказ в дворцовые мастерские, там вряд ли исполнили бы подобный рисунок. К нему вполне подойдет название "Платье с узором на камне и при широких рука- вах".

 Государыня, будучи удалена в Дальние покои, свела короткое знакомство со многими офицерами из личной своей охраны и даже с рабами. Правда, сходилась она только с теми, у кого было много сыновей. Хэдэ жалела ее и старалась всячески оправдать перед государем. Она часто ему говорила: - Моя сестра от природы нелегкого нрава. Боюсь, как бы люди не огово- рили ее и не навлекли беды. У государыни нет потомства, скорбь терзает ее, и она часто плачет.

 Вот почему государь предавал казни всех, кто говорил, что государыня развратничает. А тем временем начальники над стражей и рабы творили пос- тыдные дела, находя приют в покоях государыни, щеголяли в штанах дико- винных расцветок, платья их благоухали ароматами. И никто не смел даже заикнуться об этом. Однако детей у государыни по-прежнему не было.

 Обычно государыня омывалась водой, в которую добавляли семь благово- ний, воздействующих на пять функций жизни /12/. Она сидела на корточках в душистой ванне и пропитывалась ароматом алоэ, а омывалась водой, соб- ранной с лилий - цветка, дарованного божествами. Ее сестра Хэдэ предпо- читала купаться в воде, настоянной только на кардамоне, и пудриться цве- точной пыльцой, приготовленной из ста росистых бутонов.

 Однажды государь признался Фаньи: - Хотя императрица и умащивается редкостными притираниями, однако аромат их не сравнится с запахом тела Хэдэ.

 При дворце жила прежняя наложница цзяндуского князя И, некая Ли Ян- хуа. Она приходилась племянницей жене деда государыни. Состарившись, она возвратилась в семью Фэнов. Государыня и ее младшая сестра почитали ее словно мать. Ли Янхуа была отменным знатоком по части туалета и украше- ний. К примеру, советовала государыне омываться настоем листьев алоэ с горы Цзюхуэйшань и для поддержания молодости испробовать снадобье, со- держащее густой отвар из кабарговой струи. Хэдэ также его принимала. А нужно заметить, что если часто пользоваться этим снадобьем, то месячные очищения женщины с каждым разом скудеют. Государыня сказала об этом дворцовому лекарю Шангуань У, и тот, пощупав ее грудь, ответил: - Коль скоро снадобье оказывает подобное действие, то как же вы смо- жете родить сына?

 И по его совету Фэйянь стала отваривать цветы красавки и омываться этой водой, но и это средство не помогло - у государыни попрежнему не было детей.

 Как-то однажды племена чжэньшу поднесли в дар государю раковину воз- растом едва ли не в десять тысяч лет, а также жемчужину, светящую в но- чи, - сияние ее поспорило бы с лунным светом. В лучах жемчужины все жен- щины, будь они безобразны или хороши собой, казались невиданными краса- вицами. Государь подарил раковину государыне Фэйянь, а жемчужиной пожа- ловал Хэдэ. Государыня положила раковину у своего изголовья под пятис- лойным парчовым пологом, рисунок на котором походил на лучи заходящего солнца. У изголовья все заблистало, словно бы взошла полная луна.

 Через некоторое время государь сказал Хэдэ: - При свете дня государыня вовсе не так прекрасна, как ночью. Каждое утро приносит мне разочарование.

 Тогда Хэдэ решила в день рождения государыни подарить ей свою жемчу- жину, светящую в ночи, однако до времени таилась и от нее, и от госуда- ря. В день же, когда государыню пожаловали новым высоким титулом, Хэдэ составила поздравление, в котором писала: "В сей знаменательный день, когда небо и земля являют меж собою дивное согласие, драгоценная старшая сестра достигла наивысшего счастья - в сиятельном блеске она восседает на яшмовом троне. Отныне предки наши ублаготворены, что переполняет меня радостью и благоговением. В знак поздравления почтительнейше подношу ни- жепоименованные двадцать шесть предметов: Циновка, изукрашенная бахромой и золотыми блестками.

 Чаша алойного дерева в виде лотосового сердечка.

 Пятицветный шнур, завязанный узлом, - Знак полного единения.

 Штука золототканной в тысячу нитей парчи с узором в виде уточек-не- разлучниц.

 Ширма, отделанная горным хрусталем.

 Жемчужина, светящая в ночи.

 Покрывало из шерсти черной лисицы, отдушенное благовониями.

 Статуэтка сандалового дерева и к ней пропитанная благовониями тигро- вая шкура.

 Два куска серой амбры, оттиснутой в виде рыб.

 Драгоценный лотос, качающий головкой.

 Зеркало в виде цветка водяного ореха о семи лепестках.

 Четыре перстня чистого золота.

 Темно-красное платье без подкладки из прозрачного шелка.

 Три надушенных платка из узорного крепа.

 Коробочка с маслом для волос, от коего они блещут семью оттенками.

 Три курильницы червонного золота, предназначенные для сжигания арома- тов подле постели.

 Палочки для еды из носорожьего рога, отвращающие яд.

 Коробочка из яшмы для притираний.

 Всего двадцать шесть предметов, кои подношу Вам через служанку мою fo Юйцюн".

 В ответ государыня Фэйянь подарила Хэдэ пятицветный полог из парчи с разводами в виде облаков и нефритовый чайничек с душистым соком алоэ.

Хэдэ залилась слезами, пожаловалась государю: - Не будь это подарок государыни, ни за что не приняла бы.

 Государь благосклонно внял ее словам, и для Хэдэ был оплачен казною заказ на парчовый полог в семь слоев с рисунком в виде алойного дерева.

Вскоре последовал указ о том, что государь на три года отбывает в Инч- жоу.

 Хэдэ встретила императора на озере Тайи, где к тому времени построили огромный корабль, способный вместить всю дворцовую челядь числом в тыся- чу человек. Корабль стал именоваться Дворцом слияния. Посреди озера, словно бы гора высотою в сорок чи, вздымался павильон Страна блаженства Инчжоу /13/.

 Как-то раз государь и Фэйянь любовались из павильона видом на озеро.

На государе была из тонкого шелка рубашка, без единого шва, с узором в виде набегающих волн. Государыня была в наряде, присланном в дар из Юж- ного Юэ: в изукрашенной слюдой пурпурной юбке, на коей складки были уло- жены наподобие струй, и поверх нее платье из тонкого полотна, цветом на- поминавшее драгоценную красную яшму.

 Фэйянь танцевала и пела песню "Издалека несется встречный ветер". В лад ее пению государь ударял по нефритовой чаше заколкою для волос из резного носорожьего рога, меж тем как Фэн Уфан, любимец государыни, по его повелению подыгрывал Фэйянь на шэне /14/. Неожиданно посреди хмельного веселья и песен поднялся ветер. Словно бы вторя ветру, госуда- рыня запела громче. Фэн Уфан, в свой черед, заиграл еще затейливее, и звуки шэна полились легко и нежно. Музыка и голос отвечали друг другу согласием. Вдруг ветер приподнял юбку государыни, бедра ее обнажились, она закричала: - Смотрите на меня! Смотрите! - И, взмахнув развевающимися по ветру рукавами, взмолилась:О небесная фея! Отврати мою старость, даруй мне юность! Не оставь своею заботой!

 Государь, опасаясь, что ветер вот-вот унесет ее, попросил Фэн Уфана: - Подержи государыню.

 Отбросив шэн, Уфан успел поймать государыню за ножку.

 Ветер стих, Фэйянь залилась слезами: - Государь был милостив и не дал мне уйти в обитель фей.

 Она принялась насвистывать грустную мелодию, потом снова зарыдала, и слезы заструились у нее по щекам.

 Государь устыдился и пожалел Фэйянь. Он одарил Фэн Уфана слитками се- ребра, по весу и доброте равными тысяче монет, причем дозволил ему вхо- дить в покои государыни. Через несколько дней дворцовые красавицы обря- дились в юбки, на коих складки были уложены наподобие струй, и назвали этот наряд "юбка, за которую удержали фею".

 Хэдэ пользовалась все большей благосклонностью государя. Ей был пожа- лован титул Сияющая благонравием. Поскольку она захотела находиться вблизи сестры, государь выстроил павильон Младшей наложницы и несколько парадных зал: залу Росистых цветов, залу, Таящую ветер, залу Вечного благоденствия и залу Обретенного спокойствия. За ними располагались ку- пальни: комната с теплой водой, комната с чаном для льда и водоем с ор- хидеями. Изнутри помещение было вызолочено и изукрашено белыми круглыми пластинами из яшмы. Стены дивно переливались на тысячу ладов. Строения эти соединялись с Дальними покоями государыни через ворота "Вход к небо- жительницам".

 Хотя Фэйянь пользовалась благосклонностью государя, она распутничала и рассылала всюду людей на поиски знахарей в надежде получить от них снадобья, отвращающие старость.

 Как раз в то время от юго-западных племен бэйпо привезли дань. Посол бэйпо был искусен в приготовлении некоего яства, отведав коего человек бодрствовал целый день и ночь. Начальник иноземного приказа доложил го- сударю о необычной наружности посла, присовокупив, что от того исходит удивительное сияние. Государыня, прослышав о нем, спросила, что он за кудесник и каким искусством владеет.

 Чужеземец ответил: - Мое искусство заключается в том, что я могу покорить небо и землю, изъяснить законы жизни и смерти, уравновесить бытие и небытие. Мне подв- ластны все десять тысяч превращений /15/.

 Государыня тотчас позвала помощницу Фаньи по имени Бучжоу и передала ей для посла тысячу золотых.

 - Тот, кто стремится постичь мое искусство, не должен предаваться блуду и сквернословию, - предупредил посол.

 Государыня не вняла словам чужеземца. По прошествии нескольких дней Фаньи прислуживала при купании государыни. Государыня поведала Фаньи, о чем говорила с послом. Та, хлопнув в ладоши, сказала: - Помню, в бытность мою на службе в Цзянду тетушка Ли Янхуа держала на озере уток. Но, к несчастью, выдра повадилась их таскать. Однажды старуха Нэй из Чжули поймала выдру, поднесла ее Ли Янхуа и сказала: "Го- ворят, что выдра ничего не ест, кроме уток, выходит, ее надо кормить утятиной". Услышав это, тетушка Ли Янхуа разгневалась и повесила выдру.

Этот иноземец напомнил мне тот случай.

 Государыня громко рассмеялась и сказала: - Ах, вонючий дикарь! /16/ Да разве под силу ему очернить меня перед государем и добиться, чтобы меня повесили?

 Ко времени, о котором ведется речь, государыня соблаговолила полюбить некоего раба из рода Янь по прозванию Чи-фэн-Красный феникс. Он обладал отменною силой и проворством, легко перелезал через стены и незаметно проникал в опочивальни. Хэдэ, как и Фэйянь, принимала его на своем ложе.

Однажды, когда государыня вышла из своих покоев, чтобы зазвать его к се- бе, она увидела, что раб выходит из павильона Младшей наложницы.

 Как велит старый обычай, каждый год на пятый день десятой луны всем двором отправлялись в храм Упокоения души. Весь день окрест храма звуча- ли окарины, били барабаны. Все танцевали, взявшись за руки и притопывая ногами. Когда раб вступил в круг, государыня спросила сестру: - Ради кого он пришел?

 Хэдэ ответила: - Он пришел ради моей драгоценной сестрицы. Разве может он прийти ра- ди кого-нибудь еще?

 Государыня страшно разгневалась, швырнула в Хэдэ чашку с вином, зали- ла ей юбку. Сказала при этом: - Разве может мышь укусить человека?

 На это Хэдэ ответила так: - Коль в платье прореха, то исподнее видно. Только и всего. Никого я не хочу укусить!

 Хэдэ с давних пор держалась с сестрою, как и полагается простой на- ложнице с государыней, и та никак не ожидала, что Хэдэ начнет препи- раться. Вот почему, услышав резкий ответ, государыня оторопела. Тогда Фаньи сбросила головной убор, грохнулась оземь и принялась биться голо- вой так, что хлынула кровь. Затем взяла Хэдэ за локти и заставила покло- ниться государыне. Хэдэ поклонилась и заплакала: - Вы ныне вознеслись высоко и знатностью превосходите других. Никто не смеет поднять на вас руку. Разве вы, сестрица, забыли, как прежде в долгие ночи мы укрывались одним одеялом и не могли уснуть от холода? Как терпели нужду? Как вы просили вашу сестру Хэдэ прижаться к спине вашей и согреть ее? Так неужели мы будем ссориться друг с другом попусту?

 Государыня тоже зарыдала. Она взяла Хэдэ за руку, потом вынула из во- лос заколку из фиолетовой яшмы с изображением девяти птенцов феникса и воткнула ее в прическу сестры. Так все и закончилось.

 Государь кое-что прослышал об этой истории и пожелал узнать подробно, в чем дело. Но, страшась гнева государыни, никто не проронил ни слова.

Тогда он спросил Хэдэ. Она ответила ему так: - Государыня возревновала меня к вам. Знаки Ханьской династии - ведь огонь и добродетель, потому вы, государь, и есть Красный дракон /17/ или Красный феникс.

 Государь поверил этому объяснению и остался чрезвычайно польщен.

 Однажды, отправившись спозаранку на охоту, государь попал в снегопад и занемог. С тех пор он ослабел потайным местом и не был могуч, как прежде. Обычно, лаская Хэдэ, он держал ее ножку. Но с некоторых пор го- сударь был уже не в силах вызвать в себе страсть. Когда же внезапно он распалялся желанием, Хэдэ обыкновенно поворачивалась к нему спиной, ли- шая его возможности ласкать ее.

 Фаньи сказала как-то Хэдэ: - Государь испробовал всякие снадобья, чтобы побороть бессилие, но даже знаменитый эликсир даосов ему не помог. Только держа вашу ножку, он может одолеть недуг. Небо даровало ему большое счастье. Почему же вы по- ворачиваетесь к государю спиной?

 Хэдэ ответила: - Лишь поворачиваясь к государю спиной и не давая ему ублаготворения, я поддерживаю в нем влечение. Если я буду поступать, как моя сестра, ибо это она научила государя держать ее ножку, я быстро ему наскучу. Разве можно одним и тем же средством дважды добиться успеха?

 Государыня была надменна и заносчива, чуть захворав, отказывалась от еды и питья, и государю самому приходилось кормить ее - держать палочки и ложку. Когда же лекарство было горьким, она принимала его не иначе как из собственных уст государя.

 Хэдэ имела обыкновение вечером омываться в бассейне орхидей. В блеске ее тела меркло пламя свечей. Государь ходил в купальню смотреть на нее.

Однажды, заметив его за занавеской, слуги доложили Хэдэ. Тогда Хэдэ прикрылась полотенцем и велела унести свечи. На Другой раз государь по- сулил слугам золото, если они промолчат. Но ближняя служанка Хэдэ не по- желала войти в этот сговор. Она стала за занавеску, ожидая появления го- сударя. Не успел он войти, как она тотчас сказала о том Хэдэ. Хэдэ пос- пешила скрыться. С тех пор, отправляясь за занавеску в купальню с плава- ющими орхидеями, государь прятал в рукаве побольше золота, чтобы подку- пать слуг и служанок. Он останавливал их, хватая за одежду, и одаривал при этом каждого. Жадные до денег слуги сновали перед ним непрестанно.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.