Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Кобзев А.И. – Китайский эрос 8 страница



 Желтый император спросил Таинственную деву (спутница Чистой девы, хранительница еще более глубоких тайн): "Теперь, когда я услышал то, че- му учит Чистая дева, я знаю, как следует поступать. Я бы хотел показать Вам, чему я научился, чтобы пополнить знания".

 Таинственная дева отвечала: "Небо и Земля могут развиваться только благодаря взаимодействию инь и ян. Ян истощается при помощи инь, инь растет вопреки влиянию ян. То одна, то другая /намек на "И цзин"/, эти силы взаимозависимы. Вот почему, когда мужской член становится твердым, женщина возбуждается и вытягивает ноги.

 Две силы обмениваются своей энергией, и жидкие плоды перетекают между ними".

 "Наслаждение - результат полной гармонии между инь и ян. Наилучшие результаты получаются таким образом: пожелав заняться любовью, вначале уложите женщину на спину. Она должна согнуть ноги, а мужчина располага- ется между ними. Он целует женщину в рот и поигрывает ее языком. Затем, взяв в руку нефритовый стебель, он стучится в дверь, слева, справа, пов- сюду. Через некоторое время он аккуратно вводит его; если нефритовый стебель твердый и крупный, он проникает на полтора дюйма, если маленький и слабый - только на дюйм. Его не нужно двигать, но следует вскоре акку- ратно вывести и ввести снова. Это устранит все болезни. Нельзя допускать беспорядочных семяизвержений. Когда нефритовый стебель входит в драго- ценные врата, он тут же становится теплым. Это побуждает женщину совер- шать движения всем телом и подталкивать свои бедра к мужчине. Лишь затем следует проникнуть глубже. Таким образом пройдут все мужские и женские болезни" (илл 55).

 "Проникнуть между струнами лютни /малые половые губы/, но неглубоко.

Достигнув глубины в три с половиной дюйма, закрыть рот и двигаться еще глубже: раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, затем глубже к волшебной пещере /шейка матки/ и начать движения из стороны в сторону. Сблизить рты, впитывая дыхание друг друга. Девять раз по девять - это наилучший способ, к которому следует прибегать" илл. 9).

 "Девять раз по поверхности и один раз в самую глубь" - до сих пор ос- тается одним из наиболее распространенных эротических упражнений. Самое замечательное во всем этом то, что душевная привязанность между мужчиной и женщиной даже не упоминается. Занятие любовью - это прежде всего "от- личное гимнастическое упражнение", как говорила Желтому императору Не- винная дева. Упражнение, освежающее тело и прогоняющее болезнь. Ни о чем другом и не помышляли.

 С другой стороны, в "искусстве брачных покоев" обсуждается понятие сражения полов, играющее важную роль именно в даосской практике. Чистая дева: "Совокупляясь, следует представлять своего соперника (ди жэнь) де- шевым глиняным горшком, а себя - драгоценным камнем. Ощутив приближение семяизвержения, следует отступить. Пребывание в постели с женщиной по- добно скачке галопом на лошади, у которой ослабли поводья, подобно хож- дению по краю глубокой, утыканной мечами пропасти, в которую боишься упасть. Сохраняйте себя, чтобы продлить свою жизнь".

 Существуют четкие правила относительно частоты семяизвержений. Креп- кий юноша, достигший четырнадцати лет, может иметь их дважды в день. Хи- лый молодой человек тех же лет - только один раз. С возрастом количество эякуляций должно уменьшаться. Для здорового мужчины правила таковы: в двадцать лет - дважды в день, в тридцать - раз в день: в сорок - раз в три дня; в пятьдесят - раз в пять дней; в шестьдесят - раз в десять дней; в семьдесят - раз в месяц. Следует соблюдать также и другие огра- ничения, связанные с календарем, погодой и собственным физическим сос- тоянием.

 Отнюдь не являясь источником затруднений, эти различные правила ока- зывали успокаивающее действие, особенно в тех случаях, когда легче всего возникает чувство тревоги. А оно, как и всякое возбуждение духа, крайне вредно для здоровья. Хорошо налаженная половая жизнь приносит счастье, и даже самым престарелым не следует стремиться к полному воздержанию.

 Фаворитка спросила Пэн-цзу: "Следует ли мужчине шестидесяти лет сох- ранять семя и оставаться одиноким?" Пэн-цзу ответил: "Нет, мужчине не следует быть без женщины, потому что в этом случае он становится возбуж- денным; затем его дух утомляется, а это в свою очередь ведет к сокраще- нию жизни. Если дух устойчив, то не о чем больше беспокоиться. Но подоб- ное совершенство встречается лишь в одном случае из десяти тысяч. Трудно насильно удерживать семя. Это влечет кровотечения, неприятные ощущения при мочеиспускании и приступы болезни, называемой "прелюбодеяние со злы- ми духами". В другом месте Пэн-цзу развивает эту тему.

 "Прелюбодеяние со злыми духами" возникает, когда не происходит соче- тания инь и ян, а мужчина охвачен пылким желанием. Тогда тебя заставляют совокупляться злые духи в образе людей.

 И это возбуждает гораздо сильнее, чем сношения с простыми смертными: в результате человека охватывает неприличная страсть, которую он пытает- ся скрыть, потому что не смеет в ней признаться, но в то же время нас- лаждается ею. В конце концов она губит тебя, и ты умираешь в одиночест- ве, так что никто об этом и не знает. Способ лечения: мужчина должен беспрерывно - и днем, и ночью - иметь сношения с женщиной, не допуская семяизвержения.

 Не останавливаться ни на минуту. Таким образом даже в серьезных слу- чаях можно вылечиться за семь дней. Если мужчина устает, ему просто сле- дует глубоко ввести член и замереть. Это тоже хороший способ. Если ты не способен вылечиться, то умрешь через несколько лет".

 "Искусство брачных покоев" позволяет полностью избавиться от многих недугов. Вот наиболее типичные примеры: "Для лечения кишечных расстройств": женщине следует лечь на бок скрестив ноги. Мужчина располагается поперек нее и входит сзади. Он пов- торяет 9 движений четыре раза, а затем останавливается. Это регулирует дыхание, у женщин лечит боли во влагалище. Повторяя упражнение четыре раза в сутки в течение двадцати дней, можно вылечиться.

 "Для улучшения кровообращения": уложить женщину на бок. Согнуть ее ногу в колене и вытянуть ее левое бедро. Мужчина наклоняется над ней сзади, опираясь на руки, и совершает шесть раз по девять толчков, а за- тем останавливается. Это очень хорошо для кровообращения и избавляет женщин от фригидности. Повторяя упражнение по шесть раз в день в течение двадцати дней, можно наверняка вылечиться.

 "Общеукрепляющее": женщина должна лечь на спину и крепко прижать ноги к животу. Мужчина ложится рядом и резко набрасывается на нее, совершая девять раз по девять движений. Закончив 81 движение, он останавливается.

Это укрепляет кости и устраняет неприятный запах из влагалища. Повторяя упражнение по девять раз в день, ты исцелишься по прошествии девяти дней.

 "Против запоров": мужчина лежит на спине, а женщина, опираясь на ру- ки, сидит на нем верхом. Она вводит нефритовый стебель, и оба начинают двигаться. Когда женщина достигает оргазма, следует остановиться. Мужчи- не нельзя извергать семя. Если повторять упражнение по девять раз в день, по истечении десяти дней наступит выздоровление.

 

 2. МАГИЯ ТЕЛА И НЕОРТОДОКСАЛЬНАЯ ПРАКТИКА

 Человек создан по образу Вселенной. Его тело состоит из различных элементов, одни из них чистые и утонченные, небесные по природе своей, другие - грубые и тяжеловесные, земные. Тончайший элемент тела - транс- цендентальный дух "шэнь", это слово миссионеры переводили как "бог".

Грубые же части можно обнаружить в квинтэссенции "цзин", часто означаю- щей в цитируемых здесь текстах семенную либо влагалищную жидкость. Ис- кусство питания жизни заключается в попытках создать в самом себе заро- дыш бессмертия посредством сочетания материальной и духовной сущности.

Это и есть то, что называется "внутренней алхимией", представляющей со- бой поиск бессмертной субстанции, но не при помощи лекарств и обычных алхимических средств, а посредством перегонки жидкостей, вырабатываемых органами тела. Внутренняя алхимия требует множества физиологических про- цедур: в первую очередь, дыхательных упражнений, затем гимнастики, диеты и половых сношений. Ни одна из этих процедур по отдельности пользы не принесет, все они тесно связаны между собой.

 Одним из важных аспектов является необходимость сохранения всей своей жизненной энергии. Сила духа не должна рассеиваться праздными мыслями, проистекающими из неупорядоченных желаний, или растрачиваться в ре- зультате неуправляемых сексуальных наслаждений. "Не тревожьте дух и не возбуждайте энергию", - говорил Чжуан-цзы, даосский философ III в. до н.э. Подобное квиетистское отношение - один из наиболее важных аспектов недеяния (у-вэй), являющегося ведущей темой даосского сочинения "Дао дэ цзин". Именно из этой книги даосы черпают основы своих сексуальных уче- ний. В главе 55-й ее автор Лаоцзы уподобляет адепта новорожденному мла- денцу. Младенец поступает непреднамеренно и не изнуряет себя. Наверно, можно позволить себе привести здесь перевод Л. Вигера, который, хотя и не является абсолютно дословным, все же хорошо выражает смысл этой гла- вы.

 "Тот, кто обладает совершенной добродетелью /без похоти и гнева/, по- добен малому ребенку... кости у ребенка слабые, мышцы - мягкие, но он все держит крепче /так как его дух и тело крепко держатся вместе/. Он не знает акта творения и потому сохраняет свою семенную жидкость нетрону- той. Он кричит весь день, но горло его не начинает болеть, так совершен- но его чувство покоя. Покой длится; понимающий это становится просвещен- ным. Тогда как любая страсть, особенно плотское вожделение и ярость, из- нуряет человека. Поэтому половая зрелость /которой человек злоупотребля- ет/ влечет за собой дряхлость..." Тема новорожденного младенца вновь и вновь возникает в даосизме. Это образ самого Пути, бессмертное существо внутри нас, которое должно поро- дить и питать при помощи приемов внутренней алхимии. Поэтому жизненные силы следует не просто сохранять, но и наращивать, дабы преодолеть цикл одряхления и смерти.

 Сексуальными упражнениями преследуют две параллельные цели: во-пер- вых, питать ян в ущерб инь, чтобы повысить жизненность; во-вторых, бе- речь и копить квинтэссенцию (сперму), чтобы превратить ее посредством внутренней химии в дух "шэнь", способный превзойти материю. Подобное преобразование называется "возвращением семени" ("хуань цзин"), по ана- логии с выражением "возвращение киновари" ("хуань дань"), означающим важную алхимическую формулу для приготовления эликсира жизни.

 На первый взгляд, даосская практика кажется в некоторых отношениях продолжением "искусства брачных покоев". Ниже следуют выдержки из других трактатов на эту тему, где также особо подчеркивается необходимость воз- держания от эякуляции, содержатся запреты на все неестественные действия. "Возвращение семени" требует контроля. Это, скорее, трудное упражнение, нежели проявление взаимности и счастливого согласия. Священ- ник Лю Цзин учит: "Следует просто, без каких-либо особых поз совокуп- ляться и не извергать семя... входить нужно, пока член еще мягкий, выхо- дить - когда он становится напряженным. Между входами следует делать пе- рерыв. Если заниматься любовью таким образом десятки раз в день, жизнь удлинится сама по себе. Чем больше будет женщин, тем лучше. Степень со- вершенства зависит от смены женщин. Их следует поменять по меньшей мере десять раз". Необходимость разнообразия подтверждается всеми авторами: "Если кто-либо постоянно спит с одной и той же женщиной, то ее жизненные силы постепенно ослабевают вплоть до того, что она больше не может при- нести мужчине пользу. Она просто питается его силой, а он из-за этого худеет".

 Столь же важно выбрать подходящую женщину. "Следует взять молодую женщину с развившейся, но еще не сформировавшейся грудью. У нее должны быть гладкие волосы, маленькие и спокойные глаза, лоснящаяся кожа и бла- гозвучный голос; ее кости и суставы должны быть тонкими и не выпирающи- ми, на половых органах и подмышками не должно быть волос, но если они есть, то должны быть тонкими". У тех же, кого следует избегать, "грубые волосы и нечистое лицо, увядшая шея, острые зубы, громкий голос, большой рот, длинный нос и беспокойный взгляд". К ним относятся также "имеющие растительность на лице, длинные выступающие кости и желтоватые волосы: худощавые с длинными волосами на лобке..." Перечень обширен, но наиболее важен возраст. "Лучше всего иметь дело с неопытной. Мужчина всегда дол- жен спать с молодыми девушками: благодаря этому его кожа станет нежной, как у девочки. Но его партнерши не должны быть и чересчур молоденькими: лучше всего, если им будет от 15 до 18 лет. Во всяком случае, не больше тридцати. Если она уже рожала, то сношение для мужчины будет напрасной тратой времени".

 Существенно, чтобы женщина не владела этим секретом: раз уж мужчины могут продлевать себе жизнь, похищая квинтэссенцию женщины, то справед- ливо и обратное. Учитель Чун Хэ сказал: "Не только мужчина способен продлевать жизнь. На это способна и женщина. Си-ван-му (Царица Запада), богиня древности, обрела Дао (Путь), питая свое женское начало. Достато- чно мужчине переспать хотя бы один раз с женщиной, владеющей этими мето- дами, он заболеет от истощения. Такие женщины обладают лучистой кожей и не нуждаются в косметике... У Си-ван-му не было мужа, и она любила спать с молодыми мужчинами. Но простые люди не должны знать, почему она так поступала..." Опасение, что у Си-ван-му может оказаться множество последовательниц, - одно из несомненных причин умолчания о женских приемах в рассматривае- мых текстах. В них говорится просто о том, что не следует совершать из- лишних движений, дабы женская квинтэссенция не истощилась чересчур быст- ро. Если же женщина присутствует при совокуплении мужчины с другой жен- щиной, она ни в коем случае не должна выказывать ревность, поскольку этим непременно породит вредную половую страсть. Женщины, следующие дан- ному учению, должны воздерживаться от зерновой пищи. Этот запрет широко распространился в даосизме в средние века, поскольку считалось, что эле- мент инь разрастается на зерне, а следовательно, его нужно избегать.

Женщина, которая следует этим правилам и поглощает затем жизненную энер- гию мужчины, способна поститься девять дней, не худея.

 Более подробно описаны процедуры для мужчин. В "Книге бессмертных" говорится: "Существует метод возвращения семени ради питания мозга /ду- ха/: при совокуплении, когда семя приходит в движение и вот-вот готово извергнуться, следует быстро зажать член указательным и средним пальцами левой руки между мошонкой и задним проходом. Сильно сдавить его, однов- ременно делая глубокий выдох и скрежеща зубами; повторить несколько де- сятков раз /чтобы лучше сосредоточиться/. Не задерживать дыхание. В ре- зультате сперма не может выйти, но возвращается по нефритовому стеблю назад и подымается по позвоночнику в мозг. Кандидаты в бессмертные пере- дают этот способ друг другу, принося клятву на крови, что под страхом смертной казни не будут бездумно раскрывать эту тайну; в процессе соеди- нения инь и ян наиболее ценное вещество - это семенная жидкость. Если вы знаете, как сохранить ее, вы сохраните себе жизнь. Вы должны забрать жизненную силу у женщины, чтобы укрепить себя. Для этого вначале войдите девять раз мелко, один раз - глубоко и повторите это девять раз, чтобы завершить цикл ян /девять - мужское число/".

 Здесь изложен только один из способов извлечения дыхания и ценной женской силы. Замечателен его абсолютный эгоизм. Женщина рассматривается исключительно как враг. Половое сношение не приводит к порождению одним другого. Семя следует удерживать ради укрепления собственного тела и создания в нем бессмертного эмбриона. Во все времена подобные действия рассматривались большинством последователей даосизма как неортодок- сальные. Они постоянно изобличаются в трудах великих патриархов, как "отклонения, извращения и заблуждения". Первый резон, вероятно, нравственного порядка: аморально пользоваться невежественными людьми, уподобляясь вампиру. Второй - их явная неэффективность. Но и по сей день существуют даосисты, специализирующиеся на вещах подобного рода. В не- давнем трактате о даосской практике врач Сунь Цзиньян писал: "Когда я практиковал на материке (он пишет в Гонконге. - К. С.), то ради совер- шенствования своего диагностического опыта я подробно изучал даосские сочинения всех направлений, не испытывая предубеждения противоотклоняю- щихся или неортодоксальных действий. Затем, в 1935 г., я повстречал зна- тока сексуальной техники. Я навещал его до августа 1937 г., когда из-за китайско-японской войны он бежал в провинцию Сычуань. Этот знаток владел необыкновенно искусными сексуальными приемами. Обычно он проводил ночь с восемью женщинами, и удаль его была столь велика, что обеспечивала ему достаточное количество женщин, за одну ночь он был способен совокупиться с несколькими десятками. При подобных действиях употребляется много эзо- терических выражений: женщину называют "котел", или "тигр" (символ запа- да, который отличается особым инь), или "металл" (элемент, соответствую- щий западу), или "кань" (одна из восьми гадательных триграмм, означающая вершину инь, из которой струится ян).

 Что касается обозначений самого себя, то существуют такие выражения, как "сам", или "дракон" (символ востока, дополнение к "тигру"), или "де- рево" (элемент востока, противоположность "металлу"), или "ли" (триграм- ма ян, противоположная "кань"). Дыхание женщины называется "свинец", а дыхание мужчины - "ртуть" (принципы алхимии). Мужской член называется "меч". Первое, чему следует выучиться, - это "ковать меч в пылающем гор- не". Чтобы преуспеть, следует знать, как довести "меч" до исступления.

На этой стадии у человека появляются две способности. Во-первых, напря- гать и расслаблять член по своему желанию. Это называется "мужской меч" и "женский меч". Я вместе с многими другими был свидетелем демонстрации этой способности. Во-вторых, если молодая девушка в соседней комнате настраивалась на эротический лад, его член немедленно подымался, а как только она начинала думать о чем-либо постороннем, член тут же опускал- ся. Нечто подобное часто происходило в гостиницах, театрах и других мес- тах, которые посещал знаток, и я осознал, что он обладал исключительными способностями. Восемь лет спустя он вернулся из Сычуани. В сорок пять лет у него были седые волосы, белизна в усах и небольшая лысина на ма- кушке. Он практически потерял голос и так и не смог восстановить его.

Несмотря на его необычные способности и совершенство сексуальной техни- ки, его грудь и волосы были в худшем состоянии, чем у среднего человека.

Многие из тех, кто не пользуется даосскими методами, даже в шестьдесят - семьдесят лет не имеют седых волос. Что же касается полной потери голо- са, это действительно большая редкость. Почему же произошло такое ухуд- шение состояния? Потому что, когда член находится в напряженном состоя- нии, даже при отсутствии семяизвержения, как в его случае, непременно происходит частичная утрата первичной квинтэссенции. Эти ежедневные ут- раты преждевременно состарили человека. Но если даже такой человек столь быстро стареет, тогда те, кто, не обладая его талантами, принимаются следовать методам инь и ян, вскоре должны погибнуть. У меня побывали многие из тех, кто предавался подобным упражнениям, и результат был во всех без исключения случаях прискорбным".

 Обнаружив, что подобные прямые методы неэффективны, даосы принялись за поиски в другом месте. Со времени Сун (X-XIII вв.) наиболее знамени- той школой неортодоксальной деятельности была школа Учителя Трех Вершин.

Сохранилось несколько книг, приписываемых этой секте. Они определенно позднего периода и выдержаны в эзотерических выражениях, похожих на те, что уже приводились, вследствие чего перевод выглядит неуклюжим. В этой секте было принято, в частности, собирать образующиеся при совокуплении юношей с девушками выделения, а затем глотать их. Книги, критикующие по- добного рода действия, перечисляют еще несколько нездоровых привычек: одни поедали собственную сперму, объявляя это возвратом к Великому Пер- воначалу; Другие мастурбировали и перекрывали выход сперме с тем, чтобы она поднялась в мозг; третьи занимались перегонкой мочи, заявляя, что это золото; четвертые собирали менструальные выделения, называя их "ки- новарью"; пятые поглощали плаценту, именуя ее "первичным одеянием", и т.д. Эти говорящие сами за себя патологические действия никогда не полу- чали широкого распространения. Они являются лишь отклонениями от главной темы: соединение инь и ян, алхимическое превращение "киновари", "зародыш бессмертия" и т.д. Несмотря на все заблуждения и неортодоксальности, эти основополагающие идеи остаются в центре изучения и научных исследований.

Освободившись однажды от безнадежного эмпиризма и материальной дея- тельности, подобные теории обречены были питать великое мистическое дви- жение.

 

 3. МАГИЯ ТЕЛА, ОРГИАСТИЧЕСКИЙ РИТУАЛ

 Неортодоксальная практика, описанная выше, приобрела определенную из- вестность. В популярных историях часто рассказывается о тиранах-правите- лях, создавших себе гаремы, чтобы получить возможность укрепить свое здоровье за счет юных девушек, либо о молодых богатырях, преуспевших в состязаниях с женщинами-вампирами.

 Стоит, однако, вспомнить, что даосизм был не только движением от- дельных лиц, домогавшихся бессмертия и располагавших средствами и време- нем для того, чтобы посвятить себя этой дорогостоящей и многотрудной де- ятельности, но также, и даже в первую очередь, - религией, охватывающей весь китайский народ и дарующей спасение своим бесчисленным приверженцам посредством собственного ритуала, храмов и вероучения. Даосская религия как организованная система возникает в первые годы нашей эры. Но ее об- ряды, организация и доктрина большей частью основаны на обычаях и веро- ваниях древности. Это преобразованная и упорядоченная народная религия.

Поэтому почти все древние празднества были восприняты и приспособлены к новой религии спасения. Не стали исключением и сексуальные удовольствия.

 Нам мало что известно о народном даосизме в первые несколько веков.

Эта массовая религия была новой и революционной. Она не только провозг- лашала спасение в загробной жизни, но и имела сообщества, которые наме- ревалась усовершенствовать. Она организовала коллективные обряды, во время которых адепты публично признавались в своих грехах и искупали их бичеванием. Прочие ритуалы, в том числе и интересующие нас здесь, - это сексуальные церемонии, расписанные поминутно. Все они вызывали жесткую критику со стороны гражданских чиновников, ученых, а впоследствии и буд- дистов. Сексуальные празднества даосистов, говорил один из их буддийских критиков, это не что иное, как оргии, где "мужчины и женщины свободно совокупляются подобно животным". Другой, обращенный в даосизм, дает сле- дующее описание церемонии, на которой присутствовали только новички.

"Когда мне было двадцать лет, мне нравилось то, чем занимаются даосы...

 

Вначале новичка обучают "соединению девочек и мальчиков" по "Желтой кни- ге". Четыре глаза, четыре ноздри, два рта, два языка и четыре руки сое- диняются так, чтобы инь и ян противостояли друг другу... Мужьям велят обмениваться своими женами: чувственные удовольствия они ставят превыше всего. Отцы и старшие братья стоят перед ними, потеряв способность крас- неть... Кое-что нельзя даже описать в подробностях" (перевод А. Маспе- ро). Конечно, подобные церемонии давно уже исчезли. Даже в те времена, когда делалось это описание, они были покрыты тайной. В пятом и шестом веках на все это возникла реакция даже внутри самого даосского движения.

Реформаторы перестроили религию по буддийскому образцу и организовали монашеские объединения священнослужителей.

 После этого события литургия была изменена, и все древние празднества исчезли. Только по чистой случайности даосский канон эпохи Мин, единственный из сохранившихся, содержит фрагменты литургии из "Желтой книги", цитированной выше. Текст озаглавлен "Обряд "Желтой книги" для перехода на другую сторону".

 Эта "Желтая книга" была текстом-талисманом, раскрывающим тайное стро- ение Вселенной, своего рода "мандалой". Вся церемония покоилась на идеях космического были пройти даосскую инициацию и быть старше 18 лет. Она проводилась в "чистых покоях" - закрытом подвале, предназначенном для медитации и тайных обрядов, совершаемых в даосских святых местах. Целью церемонии было "обрести жизнь" посредством отпущения грехов, сокрытия имени адепта от описи мертвых на небесах и поощрения больших семей. Тер- мин "переход на другую сторону" означает, что после соединения инь и ян человек пересекает реку бытия и может ступить на землю бессмертных. Это выражение и по сей день употребляется в отношении бракосочетаний.

 Церемонии предшествовала длительная подготовка. Перед тем как всту- пить в "чистые покои", участники должны были очиститься уединением в те- чение нескольких дней. Сам сеанс проходил под руководством учителя, ко- торый возглавлял весь этот долгий обряд. Он начинался заклинанием, вызы- вающим божественных даосских патриархов, к которым была обращена церемо- ния и чьей помощи искали. Далее следовало несколько упражнений для сос- редоточения духа и вызывания космических божеств.

 Затем пары вставали лицом к лицу и брались за руки, переплетая пальцы: указательный палец мужчины между указательным и средним пальцами женщины. Молитвой и медитацией они вызывали божественных вестников, ко- торые сообщали на небеса о начале церемонии. Затем они сосредоточивались на божествах тела, духах того времени года, дня и часа, когда проходила церемония, и священник произносил длинное заклинание. Проделав это, пары разъединялись, и каждый начинал медитировать в одиночку, вызывая в вооб- ражении предписываемые эротические жесты и позы, каждый следующий этап сопровождался заклинанием и молитвой. Наконец, учитель приказывал верую- щим раздеться и распустить волосы. Пара за парой они начинали длинный, медленный танец. Сначала стоя, затем сидя и, наконец, лежа мужчины и женщины выполняли большое количество сложных, подробно расписанных дви- жений. Каждая поза, каждый жест имели свое символическое значение и оп- ределенную направленность. Каждый шаг мужчины как в зеркале повторялся женщиной. Если мужчина поднимает левую руку или ногу, она поднимает свою правую руку или ногу, и так далее. Они медленно проходят различные фазы, соответствующие различным состояниям, зафиксированным в "чистых покоях", исполняя космический танец и прижимаясь друг к другу таким образом, что- бы различные части их тел находились строго напротив. Понемногу движения ускоряются: "Я желаю потрясти Небо и Землю", - провозглашает священник.

Пары лежа все еще держат друг друга за руки. Затем один из них оказыва- ется сверху партнера, и они трогают друг друга за голову, грудь и поло- вые органы. Каждое движение сопровождается дыхательными упражнениями.

Затем наступает очередь мужчины перейти к серии движений, называемых "следовать за рукой". Он кладет свою левую руку возле левой груди женщи- ны и три раза гладит ее тело в направлении ноги, одновременно произнося: "Высшее Существо слева". Потом он делает то же самое с правой стороны, произнося: "Таинственный Старик справа". Затем левой рукой он гладит ее тело от шеи до половых органов, говоря: "О, Высшее Существо" - и повто- ряет движение правой рукой. Правая рука затем три раза касается половых органов. Он кладет руку на врата жизни (гениталии) и открывает золотой вход (влагалище). Правой рукой он берет нефритовую флейту и кладет ее на врата жизни. Левой рукой он касается ее головы, а правой в это время поглаживает врата жизни движениями сверху вниз и слева направо, пригова- ривая: "Вода течет на восток /мужская сторона/, облака возвращаются на запад /женская сторона/. Инь питает силы ян, сколь тонка эта таинствен- ная сущность! Эта жидкость поднимется к судным вратам /мозг/". Затем мужчина произносит такую молитву: "Священный Мальчик прокладывает путь; Дочь Нефрита открывает ему дверь: присоединяйся к нашей энергии, пусть инь передаст мне свою жизненную силу". Женщина тоже начинает молиться: "Из инь и ян происходит рождение, во множестве на свет появляются десять тысяч вещей. Небо /мужчина/ покрывает, а Земля /женщина/ поддерживает. Я наполняю свое тело твоей силой" (илл. 59).

 

 4. МИСТИКА ТЕЛА, БОЖЕСТВЕННОЕ БРАКОСОЧЕТАНИЕ

 Более чем через сто лет после падения Хань мы впервые сталкиваемся с великим движением, объявившим, что тексты и традиционные пособия по дол- голетию следует понимать не в буквальном, а в переносном и символическом смысле. "Снадобья, дарующие бессмертие, находятся в вашем сердце" - та- кое указание, характерное для новых представлений, содержится в одной из книг. Насколько нам известно, это движение началось в одной из сект Центрального Китая в конце IV в. Это была духовная секта, первая из тех.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.